Лекция: Формирование идеализма античной философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
   
   

В данной лекции будут рассмотрены истоки идеалистической античной философии , основные концепции и представители, панорама первых идеалистических концепций.

Содержание

  • Пифагорейская школа
  • Плюралисты
    • Эмпедокл (V в. до н.э)
    • Анаксагор (ок. 500-428 до н. э.)
    • Сократ (470-399 гг. до н.э.).

Цель лекции: рассмотреть истоки идеалистической философии.

Как уже отмечалось в прошлой лекции, стихийный материализм первых философских концепций древнегреческих мыслителей оставлял много вопросов об устройстве мира. Даже такая развитая и зрелая концепция материалистического атомизма все равно вызывала много вопросов о движении, этике, детерминизме, космогонии и др. Одним из основных принципов, из которых исходит философия античности - это объективизм. Философия космоцентризма, которой является античная философия, не просто материалистична, но этообъективный материализм. Принцип субъективизмапоявится в философской мысли только во Времена Эпохи Возрождения. Основным объектом античной философии является чувственно-материальный космос, который состоит из атомов, как в учении атомистов, или четырех стихийных прото-элементов (вода, огонь, земля, воздух). Другая черта чувственно-материального космоса - это ум, душа, которые присущи этому космосу. Так вот если стихийный материализм хотел постичь первооснову космоса, то идеалистические течения древней Греции пытались постигнуть Логос, мировой ум или душу чувственно-материального космоса.

Еще одной причиной возникновения идеализма как объекта познания является не только направленность на другую сторону изучаемого объекта, но и ограниченность эмпирического познания. В Древние Времена наука была достаточно ограничена в процессе познания. Большинство теорий, которые выдвигались мыслителями, было невозможно проверить на практике, даже такая гениальная догадка о существовании атомов и то была на долгие века забыта, вплоть до Эпохи Возрождения, поскольку было невозможно провести какие-либо эксперименты. Следовательно, необходимостью было развивать именно рациональный способ познания, который является основой идеализма.

Отдельные идеи идеализма проявляются в диалектике Гераклита, который ввел понятие Логоса (идеальной категории), однако первое идеалистическое учение мы видим в концепции Пифагора. Вершиной философии идеализма в Древней Греции считается философия Платона.

Пифагорейская школа

Пифагор (ок. 580 - 500 гг. до н.э.).

Пифагор был родом с острова Самос. Произведения Пифагора и даже его точные биографические данные до наших дней не сохранились. Известно, что в г. Кротон он основал свою философскую школу, которая впоследствии получила название Пифагорейский союз. В результате чего, как писал Ф.Энгельс "философское учение Пифагора подвергалось такому же искажению, как его история жизни. С ним связывалось все, что придумали христианские теологии, склонные к меланхолии и аллегории".

Основными произведениями Пифагора считают "О воспитании", "О делах общины", "О природе".

Онтология. Главной онтологической категорией в учении Пифагора является число. Пифагор долгое время занимался изучением взаимосвязи между числами. Он видел в числах мистическую категорию, с которой связывал суть всех вещей. Главным числом у Пифагора является единица, из единицы получается неопределенная двоица, из двоицы все остальные числа, затем идут точки, из которых формируются линии, линии создают плоские фигуры, из которых получаются объемные фигуры - это есть чувственно -воспринимаемые тела - огонь, воздух, земля, вода). А эти тела составляют наш мир - Землю. Вот так, начиная с единицы, Пифагор построил весь мир. Учение о сущности бытия Пифагора имеет спекулятивный характер. Пифагор считал, что весь мир можно свести к числу. Наряду с единицей, основным числом было - десять. К этому числу, по мнению Пифагора, можно свести все вещи и явления мира с его противоположностями. Такой подход к сущности мира можно назвать математическим, когда объяснение отношений и связей между вещами объясняется количественно. Учение Пифагора - это первая попытка количественно объяснить мир. Наглядный пример математического объяснения мира - арифметическая геометрия, когда пространственные взаимоотношения между вещами сводятся к числам. Возможность абстрактно в мыслях манипулировать числами, переставлять их, приводит к тому, что числа начинают восприниматься как самостоятельно существующие объекты реальности. Из этого Пифагор делает простой вывод - что числа есть суть вещей, т.е. тот самый первоэлемент, который искали мыслители ранних философских школ. С понятием числа Пифагор и его последователи связывали и понятие гармонии - это идеальное взаимоотношение между вещами. Правильное отношение чисел приводит к гармонии. Душа также воспринималась как гармония, а значит, в основе души тоже лежат числовые отношения. Следовательно, даже основные духовные категории объяснялись через численные категории. А так как число есть идеальная категория, то и философия Пифагора идеалистична по своей сути.

Следовательно, знание также было связано с освоением науки чисел. Такое отношение к числам, конечно же, позволило достигнуть заметных успехов в таких областях знания, как математика, арифметика, геометрия, астрономия и астрология, которые подразумевают серьезные исчисления. Пифагорейцы стали первыми, кто ввел понятие иррационального числа. Пифагорейцы углубились в постижение сущности и законов чисел, правильные числовые пропорции лежат в основе гармонии. В основе хаоса и беспорядка, по мнению Пифагора, лежали иррациональные числа и неправильные числовые отношения. Однако главной заслугой Пифагорейцев является абстрагирование от материальной сущности вещей. Пифагор и его ученики отделили суть вещи от самой вещи, что стало предпосылкой формирования идеалистического учения, которое достигнет своей вершины в философии Платона.

Одним из наиболее интересных последователей Пифагора былФилолай. Филолай занимался вопросами онтологии, гносеологии, космогонии. Одной из главных идей Филолая была созданная им гелеоцентрическая модель космоса, что было очень прогрессивно для его времени. Основной онтологической категорией Филолай также, как и его учитель, считал числа. Филолай с каждым числом связывал определенное свойство реальности. Так единица - это основа бытия, точка основа пространства, двойка воплощает линии, тройка - плоскостное пространство, четверка - стереометрическое пространство, пятерка придает цвет, шестерка одушевляет тела, семерка связана с умом, восьмерка - это воплощение мудрости.

Космогония.Филолай не считал, что в центре всего находится Земля. Геоцентрическая система мира не подтверждается наблюдениями, считал Филолай и был более чем прав. В центре мироздания Филолай полагал вселенский огонь. Этот огонь был назван в честь древнегреческой богини - Гестия -хранительницы домашнего очага и семьи. Гестия - вселенский огонь - есть начало всего бытия. Гестия - это дом Зевса. Мир ограничен огненной сферой, которую Филолай называл Олимп, следовательно, как и большинство мыслителей своего времени, Филолай считал, что мир - это замкнутое пространство, вокруг которого пустота. Филолай также выделял такие элементы мироздания, как Уран и Космос. Уран состоит из Земли, Луны и Анти- земли (антихтона). Космос - складывается из солнца, 5-ти планет, открытых на тот момент, и звезд. Антихтон располагается между Гестией и Землей, не давая нам увидеть вселенский огонь - Гестию. Уран и Космос находятся в круговом вращательном движении вокруг Гестии.

Онтология. Окружающий мир состоит из гармонии, беспредельного и предела. Соединяясь вместе беспредельное и предельное составляют вещи окружающего мира. Под пределом Филолай понимал число, а вот под беспредельным материальную субстанцию. Число упорядочивает эту материальную субстанцию и так образуются вещи. Но в основе мира лежит число. Гармония соединяет разнородное в мире. Также Филолай выделял подлунный мир, где царит гармония и порядок, и надлунный мир, там существует беспредельное, которое хаотично возникает и исчезает и которое еще не стало упорядочено числом.

Гносеология. Филолай был сторонник рационального познания. Это очевидно, поскольку - это единственный способ понять числа. Главное внимание в познании Филолай считал, что нужно уделять числу десять, так как именно это число лежит в основе большинства процессов и явлений. Также Филолай придавал большое значение мнемоническим упражнениям, которые должны помогать в познании.

Таким образом, основная онтологическая характеристика пифагорийского направления заключается в признании числа в основе бытия. Так как число не является материалистической категорией, то пифагорийское учение идеалистично в отношении решения основного вопроса философии.

Пифагор основал философскую школу, названную в его честьПифагорейский Союз.В эту школу могли попасть и мужчины, и женщины. Но процесс отбора был очень серьезен. Будущие ученики должны были проявить как высокие интеллектуальные способности, так и высокую нравственность. При вступлении в союз ученики лишались частной собственности и затем делились на две группы - акусмататиков и математиков. Первые учили догматические знания, вторые занимались доказательством и обоснованием знаний. Каждый Пифагореец вставал засветло, день начинался с мнемонических упражнений. В конце дня каждый пифагореец анализировал свой день, отвечая на три вопроса: "Как я прожил сегодняшний день? Что я сделал? Какой мой долг остался невыполненным?" Проблематика, которой занимался Пифагорейский союз, была достаточно широкая. В центре их внимание оказались не только вопросы гносеологии, но также социальной философии. Особое внимание уделялось вопросам этики. Пифагорейцы разработали иерархию ценностей, самые высшие из которых были - благопристойность и прекрасное (например, наука или философия), на следующей ступени находились польза и выгода, а на самой низшей ступени - удовольствие. Пифагорейцы разработали учение о "надлежащем", т.е. о том, что необходимо делать человеку. Это включало следующие предписания - подавление страстей и сильных эмоциональных порывов, культ старших, культ дружбы между членами Союза, почитание Пифагора.

Пифагорейцы вели активную политическую жизнь, но этическим идеалом Пифагорейцев был не политик, но мудрец-философ, который занимается созерцательным образом жизни и познает мироздание.

Плюралисты

Достаточно далеко по пути идеализма продвинулись плюралисты, особенно Анаксагор. Хотя это течение было только началом идеалистической философии. Главными представителями этого течения являются Эмпедокл и Анаксагор. Учение Эмпедокла и Анаксагора завершает первый этап античной философии.

Эмпедокл (V в. до н.э)

Основными произведениями Эмпедокла являются " Очищение", "О природе ", которые сохранились до наших дней.

Онтология.Философия Эмпедокла все еще является стихийным материализмом. Но Эмпедокл выделяет не одну первоматерию, а 4 стихии - это корни всякого бытия. Эти четыре первостихии Эмпедокл ассоциировал с Богами греческого Олимпа. Так Зевс воплощал огонь, Гера - воздух, Гадес - землю, Настида - воду. Четыре стихийных элемента пассивны. Эмпедокл выделял две движущие силы, которые путем смешивания четырех стихий способствовали созданию всего многообразия мира - любовь (дружба) и вражда (ненависть). Таким образом в основе всего сущего лежат четыре стихийных первоэлемента и две движущие силы. Эти две силы носят материальный характер. Они постоянно разъединяют и соединяют четыре первоэлемента от маленьких до самых больших частей. Первоэлементы Эмпедокла не могут быть сотворены или уничтожены. Они есть вне времени - они неизменны, они были, есть и будут. Такой взгляд Эмпедокла приближает его теорию к взглядам элеатов. Эмпедокл отрицал идею атомистов о существовании пустоты. По мнению Эмпедокла, не существует пустоты, но вещи только меняются друг с другом местами. Однако одним из главных атрибутов материальных стихий является движение - перемещение. Отдельное внимание Эмпедокл уделял движению света, он считал, что скорость света бесконечна, но человек не может это воспринять, так как не обладает развитыми органами чувств.

Космогония.Стихийный материализм Эмпедокла отражается и на космогонических взглядах Эмпедокла. Эмпедокл выделял 4 стадии мироздания.

  • Сайфос - это первичная стадия, в которой находился космос. В этой стадии четыре первоэлемента (вода, огонь, воздух, земля) находились в истинном единстве. На этой стадии не было вражды, только любовь ( филия ). Акосмическая стадия, так как здесь есть только одно активное начало - любовь.
  • На следующей стадии в мир приходит вражда, и стихии начинают разъединяться. Космические активные начала - вражда и любовь уравновешивают друг друга
  • На третьей стадии существует только вражда. Все стихии разделены. Эта стадия акосмическая
  • На четвертой стадии происходит возврат любви. Стихии соединяются любовью. Космическая стадия

Это космогонический процесс развития, который выделил Эмпедокл в космогонии. По мнению Эмпедокла, этот цикл есть круг времен. Путем объединения и разъединения стихий двумя движущими началами образуется все многообразие вещей в мире.

Гносеология. Как представитель стихийного материализма Эмпедокл был сторонник чувственного познания. Характеристикой гносеологии Эмпедокла является гносеологический оптимизм. Эмпедокл считал, что познание возможно, и истина принципиально достижима. Это объясняется тем, что объект и субъект познания состоят из четырех стихий. Получалось познание "подобного подобным". Человек мог познать Филию, так как сам может любить, и также вражду, так как сам умеет ненавидеть.

Учение о живом. Эмпедокл постулировал идею об органической целесообразности. Он считал также как Анаксимандр, что живые организмы произошли от неживых. Однако, он считал, что организмы не появились целиком развитые. Он считал, что вначале из неживой материи были образованы части живых организмов, которые потом соединялись и разъединялись, подобно тому, как соединяются и разъединяются четыре первоэлемента. А затем, наиболее удачные соединения, проверенные школой выживания на земли выжили, так как были более приспособленные, чем другие. Эмпедокл считал, что сочетание частей были настолько удачны, что возникает мысль о том, что это было заранее продуманно высшим разумом.

Интересной онтологической особенностью первоэлементов Эмпедокла является их одухотворенность. Учение Эмпедокла все еще относится к стихийному материализму. Но стихии Эмпедокла одухотворены. Такое разрешение онтологического вопроса о первопричине приближает его концепцию к идеализму. Хотя надо отметить, что Эмпедокл является представителем стихийного материализма, так как четыре первообразующие стихии все же материальны хотя и одухотворены.

Однако его учение было развито Анаксагором, который гораздо дальше продвинулся по пути идеализма.

Анаксагор (ок. 500-428 до н. э.) Еще один предшественник философского идеализма -Анаксагор из Клазомена. Онтология. Главной заслугой Анаксагора является то, что он высказал идею о том, что в основе всех вещей лежит бесконечное множество малых материальных частиц - геометрий. В этом заключается плюралистическая характеристика его философской концепции. Геометрии Анаксагор рассматривал, как семена вещей. Семена вещей содержатся в различных вещах. Они могу соединяться и разъединяться, так возникают и исчезают вещи. Причина, по которой геометрии приводились в движение, есть Нус. Нус - это мировой ум. Таким образом, геометрии - это активные начала, а Нус - это активное разумное начало, это ум космоса. Нус - это духовная активная сила, которая приводит материю в движение. Обращение Анаксагора к подобной субстанции объясняется тем, что Анаксагор не смог найти материальную причину движения материи, поскольку развитие естествознания на тот момент еще не могло найти научную причину объяснения мира из него самого. Таким образом, оставалось два пути - либо признать непознаваемость мира, как делали агностики, либо ввести иррациональное начало, которому можно приписать любые свойства, которые помогли внести ясность. Первый путь характерен для абсолютных материалистов того времени, второй для идеалистических концепций. В учении Анаксагора, как мы видим, сочетаются материалистические и идеалистические тенденции. Однако до целостной концепции философского идеализма ему было еще далеко. Космогония. В начале геометрии были хаотично расположены в пространстве, окруженные эфиром. Эту хаотичную массу Нус привел в движение. В результате центрического вращения этой массы легкие элементы отделились от тяжелых, мокрые от горячих и т.д. В результате такого движения образовалась земля в центре мира. Вокруг Земли расположен эфир, который все еще продолжал вращаться на первых этапах, отделяя от Земли более тяжелые элементы. Так образовались Луна и Солнце. Небо образовалось из сухих, теплых, легких элементов, оторванных от Земли. Луна, как считал Анаксагор, похожа на землю, там также есть горы, реки, холмы, и живые существа. Земля, так же как и Луна - плоские небесные тела в космогонии Анаксагора. Гносеология. Так как в учении Анаксагора еще много материалистичных идей, то конечно, основой познания Анаксагор считал именно чувственное познание. Однако, в отличие от своего учителя он считал, что противоположности сходятся и познание идет от противоположного. Противоположное познается противоположным. Восприятие совершается "противоположным", так как подобное не может воздействовать на подобное. Учение о живом. Анаксагор считал, что живое произошло от живых геометрий. Анаксагор выделял два вида геометрий - живые и неживые. Живые геометрии попадают на землю из вне с дождем и так зарождается жизнь. Так впервые была постулирована гипотезапанспермии. На сегодняшний день это достаточно распространенная гипотеза о зарождении жизни на земле. Таким образом введение иррациональной идеалистической категории - Нус - приблизило концепцию Анаксагора к идеализму, хотя оно все еще содержит многое от стихийного материализма. Учение Анаксагора подготовило почву не только для атомизма, который был рассмотрен в предыдущей лекции, но и для идеалистических концепций, которые разовьются в следующем классическом этапе античной философии. Следующий шаг по направлению к идеалистической философии сделали софисты. Словом " софист " (в переводе: мудрец, искусник, изобретатель) во второй половине V в. до н. э. греки называли учителей красноречия и знаний. Софисты были учителя свободных граждан в Греческих полисах. Софисты учили граждан риторике, полемике, судопроизводству и др. практическим навыкам. Расцвет софизма - 431-404 гг. до н.э. Софисты были одним из явлений греческой демократии. Многие граждане в древнегреческих полисах вели политически активный образ жизни. Необходимость публично говорить на собраниях, судах, заручаться поддержкой граждан и соратников в голосовании привела к поиску учителей, которые могли бы обучить нелегкому ораторскому искусству. Такими учителями стали софисты. Софисты учили "мыслить, говорить и делать". Наиболее известные из этих учителей - софисты Горгий, Протагор, Фразимах, Полемон, Ликофрон. У софистов есть и онтологические и гносеологические идеи. Однако, наибольший интерес софисты уделяли этике, ораторскому искусству и публичным выступлениям. Так софист Горгий утверждал, что релятивизм граничит со спекулятивизмом. Он выдвинул три тезиса:
  • ничего не существует,
  • если что-то существует, его нельзя познать,
  • а если даже и можно будет познать, то нельзя эти знания передать другим, так как это результат личностного опыта.
Таким образом Горгий решал вопрос соотношения сущего- не-сущего. Следовательно, Горгий делал вывод, что не надо пытаться познать первоосновы мира, но надо перенести сферу интересов в общественно-политическую деятельность. Учение другого софиста Протагора носит материалистический характер. Он считал, что все выводится из материи. Материя текучая субстанция, она может быть всем, чем она является каждому. Он придерживался атеистических воззрений в теософии и сенсуализма в гносеологии. Однако большая заслуга софистов не в натурофислофских концепциях. До софистов преобладали натурофилософские и космогонические интересы в философии. Для милетцев, элейцев, Гераклита и атомистов главной проблематикой была проблема первоосновы, сущего и не-сущего, первопричин бытия. Вместе с философией софистов интересы стали меняться. Софисты первые перенесли философский интерес с проблемы окружающего мира на проблему внутреннего мира человека, его интересы, способности, ценности, мышление, решения, мотивацию поступков. Протагор сказал: "Человек есть мера всех вещей". Как мы помним, понятие мера является центральной категорией в греческой философии. Но в философии софистов эта мера - человек. Софисты вводят принцип субъективизма. События окружающего мира теперь оценивались не только объективно, но и субъективно, с точки зрения человека, его потребностей, ценностей, интересов. Софисты полагали, что знание законов природы и мирового закона Логоса, конечно, важно и необходимо для развития общества и движение человеческой мысли, но это не должно вытеснять интересы человека, его потребности и сущность из философской проблематики. Теософическая концепция софистов была атеистична. Фразимарх считал, что если бы Боги действительно были, то они не могли бы не заметить несправедливости, и все бы исправили. В этических взглядах софистов прослеживается релятивизм на грани цинизма. Софисты считали, что то, что для одного хорошо, может быть зло для другого и наоборот. Квинтесенцией такого этического подхода можно считать изречение Протагора: "Все, что кому как кажется, так оно и есть". Софисты считали своей основной целью обучить своих учеников аргументировано доказывать любую идею, которая может принести им пользу или выгоду, так можно добиться от других людей и общественных органов принятие нужных для них решений. Таким образом, умение вести риторику, аргументировать свои тезисы, находить логические обоснования своим идеям были использованы не на постижение законов природы, но для извлечения личной выгоды и пользы учениками софистов. Опираясь на практическую мотивацию в поступках людей, направленную на пользу и личную выгоду, софисты первые выдвинули идею общественного договора в истории европейской философии. Эта идея через много веков будет развита в учениях английских эмпиристов - Джона Локка и Т.Гоббса. Теория общественного договора исходит из того, что люди по своей природе эгоистичны, и каждый стремиться только к удовлетворению собственных интересов. Для того, чтобы избежать вражды люди придумали создать общественный договор, воплотителем которого является государство, задачей которого является поддерживать порядок и регулировать возникающие конфликты. Софисты оставили после себя глубокий след в истории философии. Однако, отношение к учению софистов достаточно противоречиво. С одной стороны, многие мыслители впоследствии высмеивали и критиковали софистов за меркантилизацию человеческих интересов и эгоистическую направленность этического учения софистов. Так в учении софистов мы едва ли найдем такие высокие этические идеалы, как стремление к красоте, истине, всеобщему благу. Деятельность человека сводится к разрешению личных интересов и практической выгоде. С другой стороны, софисты принесли много нового в риторику и полемику. Социальная философия ни один раз затем возвращалась к идеи общественного договора постулированного софистами. Более того, многие идеи софистов в отношении этики и человеческой деятельности много веков спустя обретут жизнь и в современной философии американского прагматизма начала 20 в. Сегодня софистику связывают с особым способом ведения спора, умение аргументировано вести полемику, логически доказывать свою точку зрения. Ориентация интересов софистов на человека, его мышление перенесение основной философской полемики из сферы онтологии в сферу этики также готовили условия для формирования идеалистической философии. Сократ (470-399 гг. до н.э.). Наконец, непосредственным предшественником вершины философского идеализма античной философии Платона был его учитель- великий афинский мыслитель Сократ. Сократ не записывал свои произведения. Большинство мыслей Сократа, дошедших до наших дней, мы можем найти в записях его учеников и последователей, которые систематизировали и популяризировали его учение. Сократ был публичным оратором. Он свободно проповедовал свои воззрения на улицах полиса. Биография. Сократ был родом из небогатой, незнатной семьи. Его отец был каменщиком, мать владела повивальным мастерством. Сократ участвовал в войнах Афин со Спартой, был участником народных собраний. Сократ, также как и софисты, вел активный политический образ жизни и был популяризатором философских идей. Его ученики рассказывали, что Сократ мог целый день без отдыха стоять на площади перед народом и вещать, забывая про сон и еду. Сократ при жизни получил почтение современников, его считали великим мыслителем и мудрецом. Один дельфийский оракул назвал Сократа самым умным человеком. Сократ общался и с великими мыслителями своего времени. Однако, часто приходил к выводу, что их мудрость мнительная, эфемерная. Но Сократ не был гордецом и никогда не считал себя великим мудрецом и уж тем более умнее всех других. Квинтесенцией его учения является предсмертное его изречение: "Я знаю, что ничего не знаю". Другой тезис Сократа - "познай самого себя". В одной беседе он признался своему ученику: "Я до сих пор не могу осуществить то, что написано на дельфийском храме Аполлона - "познай самого себя". В 399 г. до н.э. Сократ был обвинен в развращении молодежи, разложении нравов, атеизме и богохульстве поэтом Мелетом, кожевником Анитом и оратором Ликоном. Они добивались его смертной казни. В 399 г. до н.э Сократ предстал перед судом присяжных. Он был осужден на смертную казнь. Сократу предоставили выбор себе наказания. Сократ назначил себе бесплатный пожизненный обед и небольшой штраф в одну мину (мина - денежная единица древней Греции). После этого еще большее количество присяжных проголосовали против него. Сократ ждал еще 30 дней своей казни, пока вернется корабль с религиозной миссией с острова Делос. Во время религиозных миссий смертные казни отменялись обычаем. Друзья хотели помочь Сократу и добиться его освобождения. За день до казни к Сократу пришел его друг Критон, сказал, что организовал побег и предложил Сократу бежать. Но Сократ отверг предложение - он считал, что каждый человек должен подчиняться установленными в его обществе законам, и эти законы необходимо чтить. Так, он остался в тюрьме. На следующий день после беседы и прощания со своими учениками и со своей семьей Сократ выпил кубок яду и так умер. Сократ завещал своим ученикам после его смерти принести петуха в жертву Асклепию (бог медицины). Так он хотел показать, что его душа после смерти обрела новую жизнь и выздоровела. Сократ считал, что после смерти его душа встретиться с другими великим душами - Гомера, Фалеса и др. Поэтому он не боялся смерти. О Сократе известно лишь то, что рассказали о нем его последователи - великий философ Платон и историк Ксенофонт. Предмет философии. Как было отмечено выше: если до софистов предметом философии была природа, то с софистов (и Сократа в частности) начинается поворот. Так Сократ отвергал всю натурфилософию. В центре его философских интересов оказался человек, проблема субъекта - человека, а не объективного космоса. Проблемы натурфилософии он противопоставил проблему человека. В центре философии Сократа вопросы добродетели, морали, права граждан. Сократ считал изучение природы излишним и принципиально невозможным. Основой мира он считал Духовный принцип. Метод Сократа. Истину, по мнению, Сократа можно достигнуть в полемике. Поэтому искать истину надо вдвоем. Сократ был создателем субъективной диалектики, где под диалектикой понимается искусство ведения спора. В его методе достижения истины выделяют 4 элемента:
  • ирония
  • майевтика ("повивальное искусство")
  • индукция
  • определения
Сократ придумал особый метод ведения дискуссии. Он был очень искусным, хитрым и ироничным собеседником. Сократ во время разговора прикидывался невеждой и просил у своего собеседника разъяснить ему какой-нибудь вопрос, в котором собеседник хорошо разбирался. Затем мыслитель задавал какое-то количество подготовленных вопросов, что приводило его собеседника в тупик. Так Сократ подготавливал собеседника для поиска правильного ответа. Но Сократ умел выстроить беседу таким образом, чтобы собеседник сам мог прийти к истине. Такой процесс поиска истины Сократ называл маевтикой. Гносеология. Знание Сократ связывал с определенным понятием и определением. Сократ уделял особое место разработке терминов и определений. Именно Сократ дал определение многим философским понятиям и значительно обогатил философский язык. Сократ считал, что если человек не знает определение того, о чем говорит, то у него нет знания об этом предмете. Понятия в методе Сократа образовывались индуктивным путем. Индукция (греч. наведение ) - еще один элемент его метода ведения диалога, восхождение от частного к общему. Этика. Сократ считал, что нравственность - следствие знания. Если кто-то знает, что такое мужество (имеет определение), то он мужественен. Такое направление в этике получило название "этический рационализм ". Однако Аристотель возразил на это: знать, что такое добро, и применять это знание - это не одно и то же, поскольку в истории человечества было достаточно много людей, которые знали, что такое добро, но поступали совершенно обратным образом. Главной задачей человека в философии Сократа является последовательное познание самого себя. Человек должен прислушаться к самому себе, к своей внутренней совести. В каждом человеке есть внутренний голос - дайманион, как называл его Сократ.Дайманион имеет божественное происхождение. Истинной нравственностью Сократ считал знание того, что есть благо и прекрасное. Сократ выделял основные виды добродетели:
  • Мужество
  • Справедливость
  • Сдержанность
Социальная философия. Главные социальные занятия являются земледелие и военные действия. Сократ сделал попытку классифицировать формы государства. Он выделял следующие формы государства:
  • Аристократия
  • Монархия
  • Тирания
  • Плутократия
  • Демократия
Правильной формой государства Сократ считал демократию. Значение философии Сократа. Сократ стал одним из основателей научного европейского мышления. Сократ достиг высочайшей культуры мышления для своего времени. Философский метод Сократа заключался в обнаружении противоречии в рассуждении собеседника. Это была почва для поиска истины. Истина, достигнутая таким путем, имела наивысшую ценность, поскольку она становится практически неопровержимой. То, что доказано и аргументировано, невозможно отменить. Именно от Сократа и Платона начинается гносеологическая традиция, согласно которой любое положение должно быть доказано и аргументировано, а не опираться на авторитеты. Глубинный анализ процесса человеческого познания придал огромное значение человеческой мысли и мышлению. Из философии Сократа можно сделать вывод, что основа понимания мира заключалось в человеческом мышлении. Это является огромным шагом вперед на пути к идеалистической философии. *** Таким образом, как мы видим, постепенно, развиваясь, древнегреческая философия преодолевает путь от материализма к идеализму. Расцвет идеалистической философии античности приходится на времена Платона и Аристотеля. Однако для возникновения идеализма Платона и Аристотеля необходима была прочная база и идеологические предпосылки, на основе которых можно было развить учение. Именно этой базой для расцвета философии идеализма стали идеи пифагорейцев, плюралистов, софистов. Так, пифагорейцы признавали число - идеальную категорию - в основе вещей. Анаксагор указал на НУС в своем учение - активное духовное начало, мировой ум, который привел в движение материю, благодаря чему возникли все предметы материального мира. Софисты и Сократ перевели течение философской мысли с проблем космогонии на проблемы этики. Тем самым фактически признав первоочередную важность духовного мира над миром материальным. До идеализма остался один шаг. Глоссарий к лекции: Анаксагор - из Клазомен в Малой Азии (около 500 - 428 до нашей эры), древнегреческий философ. Выдвинул учение о неразрушимых элементах - "семенах" вещей (позже название гомеомериями). Движущий принцип мирового порядка - ум (нус), организующий элементы.
  • Маевтика - определенный способ ведения диаолога с собеседником, который рождает в его душе истину
  • Нус - (др. греч. мысль, разум, ум), или Ум, одна из основных категорий античной философии; обобщение всех смысловых, разумных и мыслительных закономерностей, царящих в космосе и в человеке.
  • Панспермия - теория о зарождении жизни на земле, согласно которой жизнь была занесена на Землю из космоса
  • Сократ - ( Socrates ) из Афин (469-399 до н.э.) - антич. философ, учитель Платона. Учение С. было устным; все свободное время он проводил в беседах о добре и зле, прекрасном и безобразном, добродетели и пороке, о том, можно ли научиться быть хорошим и как приобретается знание, - все эти темы традиционно обсуждали и современные С. софисты.
  • Число - основообразующая онтологическая категория в учении пифагорейцев
  • Эмпедокл - ( Empedokles ) из Агригента (около 490- 430 до н.э.) - др.-греч. философ. Преодолевая расхождения между предшествующими ему философами по вопросу о вещественном начале мира и между "подвижником" Гераклитом и "неподвижником" Парменидом, признал и землю, и воду, и воздух, и огонь за "корни вещей", одинаково вечные и неизменные и не переходящие друг в друга, тогда как их сочетания преходящи и изменчивы. "Корни вещей" пассивны, источник активности - вечная борьба двух космических сил: Любви (Афродиты, Гармонии) и Вражды (Ненависти, Раздора), попеременно овладевающих миром.

Лекция: Философия Платона

Страницы: 1 | 2 | вопросы | »

Для печати и PDA

Если Вы заметили ошибку - сообщите нам или выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

   

В данной лекции рассматривается объективный идеализм философии Платона, учение о душе, теория идеального государства Платона.

Цель лекции: познакомить студента с философией Платона - расцвета идеалистической философии.

Великий древнегреческий мыслитель Платон является основоположником одного из двух главных направлений в философии - идеализма. Платон родился в знатной семье, достаточно богатого рода в 427 г. до н. э. на острове Эгина, входившем в Афинское государство, а умер в 347 г. до н. э. в Афинах. Настоящее имя философа- Аристокл. Слово "Платон" в переводе с греческого означает "широкий", "обширный". В начале своего жизненного пути Платон был учеником и последователем Сократа с 407 до 399 г. до н.э. Платон много путешествовал по своей стране и другим странам. После смерти Сократа более 10 лет Платон провел в путешествиях. Во время своих путешествий Платон посещал Сицилию, где правил Дионисий старший. Платон поделился с правителем своими представлениями по поводу социального и государственного устройства, за что был отдан в рабство, откуда был выкуплен своими друзьями. Много лет спустя уже на закате своих лет Платон вновь посетил Сицилию, где правил Дионисий младший и снова оказался на невольничьем рынке, откуда вновь его выкупили друзья.

Большинство произведений Платона сохранились до наших дней. Диалоги Платона отличаются легкостью слога и прекрасным языком, даже в наши дни мы восхищаемся культурой языка и мышления произведений Платона. Это настоящий памятник литературы и философской мысли. Его произведения написаны в форме монолога ("Апология Сократа"), а остальные в форме диалогов (более 30). К ним относится " Лахес ", " Протагор ", " Гиппий Меньший ", " Горгий ", "Кратил ", " Гиппий Больший " (в котором впервые появляется терминыэйдос и идея ), начало " Государство ", " Менон ". " Пир ", " Федр ", "Федон ". Более поздние диалоги - " Софист ", " Парменид ", "Тимей". Самое позднее произведение называется " Законы ".

Главным героем всех произведений является Сократ, за исключением последнего.

Онтология. Главной характеристикой философии Платона является идеалистическое решение основного вопроса философии. Если с трудов софистов и Сократа начинается, классический период античной философии, то в трудах Платона и его ученика Аристотеля философская мысль Древней Греции достигает расцвета. Как мы помним по философии Древнего Востока, идеалистическое разрешение основного вопроса философии говорит о зрелости философской мысли. Однако в отношении теории развития идеалистическая концепция Платона носит метафизический характер. Платон относится к явлениям природы, как к отдельным, изолированным друг от друга и неизменным явлениям. Это метафизический аспект его философский концепции оказался недостаточно перспективным.

Платон воспринимал материальный окружающий нас мир как "тень". Материальный мир производный от мира идей. Мир идей - это объективно существующая, независимая от материи идеалистическая реальность. Такая позиция делает философскую концепцию Платонаобъективным идеализмом.

Идея в философии Платона - это подлинная сущность. Все предметы в материальном мире, воспринимаемые человеком есть лишь тени идей объективной идеалистической реальности. Таким образом, Платон разграничивал Мир идей, кажущееся бытие и материю. Предметы в кажущемся бытии (т.е. том бытии, которое воспринимает человек) - это соединение идеи, существующей в идеальном мире и материи.

Платон выделял иерархию в мире идей. Главная идея - это Бог. Эта идея главенствует над всеми другими идеями. На следующей степени стоят идеи блага, красоты и добра. Таким образом, идеи блага, красоты и добра - это основные идеи, которые стоят на вершине иерархии идеалистической философии Платона. Эти идеи не уничтожимы и не изменны. Они существуют вне времени. Но полностью выстроить иерархию идей у мыслителя не получилось, так как чувственное бытие слишком сложно, и нелегко воссоздать все взаимоотношения вещей в некой иерархической пирамиде.

Следовательно, истинный подлинный мир - это мир идей. Наш мир, доступный для восприятия человека - это лишь кажущийся мир. Таким образом, существует вечный конфликт между миром идей и материей, между бытием и небытием. В царстве идей также существует конфликт бытия и не-бытия. Таким образом, в идеальный мир идей Платон вводит диалектическое развитие. Введение идеи Бога делает философию Платона персонифицированным идеализмом. Платон первый разделил философские концепции на материалистические и идеалистические. Материалистические концепции объясняют первооснову мира через стихийные начала -огонь, землю, воду, воздух. Идеалисты признают первичность идеи, души и мышления по отношению к материальному миру и природе. Философия Платона была не просто идеализмом, но воинствующим объективным персонифицированным идеализмом. Платон считал, не только материалистические течения в философии неверными, но и что они подлежат запрету, так как вводят людей в заблуждение. Самым большим невежеством Платон считал отрицание существования Богов. Такие люди, по мнению Платона должны быть заключены в тюрьму, а после смерти их тела должны быть выброшены за пределы государства.

Платон говорил, что существует 3 степени атеизма:

  • Непризнание существования богов
  • Признание невмешательства богов в человеческое существование
  • Убеждение в том, что путем религиозных манипуляций (жертвоприношений и пр.), человек может умилостивить богов

Таким образом, подлинное истинное бытие, по мнению Платона - это мир идей. Это бытие постигается только рациональным способом. Идеальное сущее состоит из множества идей - эйдосов ( (перевод.идея - внешний вид, наружность, тип, вид, род, форма). Эйдосы составляют умопостигаемое духовное множество. Эти идеи неизменны и вечны, неуничтожимы и несотворимы.

Основы идеалистической философии Платона:

  • Гносеологическая. Платон разделил понятие и мышление человека, которые вырабатывает определения и понятия. Эти понятия и определения Платон назвал - эйдосами, которые, по его мнению, составляют идеальное бытие. Платон был последователем и учеником Сократа. Сократ говорил, что знать - значит иметь определение. В философии Платона носителями определений и понятий являются идеи.
  • Онтологическая. Окружающий мир, который человек воспринимает своими органами чувств Платон называет кажущимся бытием. В этом кажущемся бытии одни вещи рождаются другими. Платон постулировал идею о том, что предметы кажущегося материального мира порождаются в соответствии с идеей идеального мира - эйдосом. Таким образом, материальные вещи есть слепок с мира идей.

Так как существует пирамида идей, то существуют взаимоотношения между ними. Это есть отношения соподчинения. Идеи соотносятся друг с другом на основе понятий более общего и более частного. Одна идея более конкретная, другая более общая, следовательно, первая будет подчиняться второй. Однако, идеи - это лишь образцы, по которым строитcя материальный мир. Для того, чтобы было возможно чувственное воспринимаемое бытие Платон вводит понятие хора. Хорав переводе с греческого - материя, материальная субстанция. Материя и идея - это два рода сущего. Материя есть потенциальный источник многообразия чувственного кажущегося бытия. Эйдос - это пассивное начало мироздания. Хора обладает пластикой и динамикой, она может принять любую форму. Так, изначально существует идея стола, например, потом эта идея соединяется с материей - хорой, которая принимает соответствующую форму стола. Однако, важно отметить, что хора - это только материальная субстанция, источник физической материи. Сама физическая материя состоит из 4 основных стихийных первоэлементов, хорошо известных философии древней Греции - огонь, воздух, земля, вода. Однако, и эти первоэлементы существуют только потому, что в идеальном мире есть эйдосы, воплощающие идею воды, огня, воздуха, земли. Физическая материя может изменяться, уничтожаться, пропадать и возникать. Мир эйдосов неизменен и вечен.

Философской иллюстрацией концепции Платона является миф о Пещере, который Платон использовал для обоснования своего учения. Платон говорил, что материалисты, утверждающие, что в основе нашего мира лежит материя и есть лишь чувственно-воспринимаемые предметы, подобны человеку, сидящему в пещере. Этот человек сидит спиной к выходу пещеры, в который проходит слабый свет. На стене пещеры человек видит, как проходят тени. Материалисты верят, что тени на стенах пещер - есть подлинное бытие. Однако, эти тени лишь отбрасываются подлинным бытием, которое находится вне стен этой пещеры. Таким образом, сама пещера есть кажущееся бытие, тени на стенах пещеры - это образцы идей, а вот то, что отбрасывает эти тени и есть сами эйдосы. Платон сравнивает большинство людей с узниками пещеры, которые верят в чувственное материальное бытие и не хотят выбраться из пещеры, чтобы познать эйдосы. Философов и мудрецов Платон сравнивает со свободными разумными людьми, которые выбрались из пещеры и узрели подлинный идеальный мир идей.

Миф о пещере Платон приводит для психологического доказательства своей концепции.

Таким образом, Платон сравнивает мир чувственно-воспринимаемых идей с миром теней, а идеи - отбрасывают эти тени и являются образцами вещей.

Платон выделяет несколько родов сущего. Самым высшим является Бог, далее идет мировая душа, затем идеи, и только потом хора и материальные вещи, которая она образует. Платон вводит понятие мировой души для того, чтобы обосновать движение. Ведь хора и эйдосы - пассивные начала, следовательно, необходим источник движения. Этим источником движения и активности в космосе в философии Платона стала мировая душа.

Функции мировой души:

  • источник движения,
  • источник одушевленности тел,
  • источник сознания и познания

При этом мировая душа причастна как к миру эйдосов, так и миру материальных вещей. Для того, чтобы это было возможно, мировая душа состоит из противоположностей - тождественного (воплощение идей) и иного (воплощение хоры). Мировая душа есть причина как внешнего движения, так и внутреннего движения. Следовательно, иное познает вещи, а тождественное познает идеи.

Высшим родом сущего является Бог. Бог в философии Платона - это и творец хоры и творец эйдосов. Платон вводит понятие Демиург (перевод. - устроитель, ремесленник, архитектор мира). Демиург создатель мироздания. Платон говорит, что было время, когда не существовало космоса и даже самого времени. Демиург сотворил и космос, и время, а также других богов.

Следовательно, каждый род сущего выполняет определенную роль в мироздании. Так Бог был создателем и материи, идей, и мировой души. Идеи являются прообразами вещей, мировая душа выполняет роль активного начала, которая приводит в движение хору и эйдосы, хора есть источник многообразия материального мира, наконец, чувственно воспринимаемы вещи и составляют окружающий мир.

Космогония. Задачу натурфилософии Платон видел не только в объяснении взаимосвязи между вещами окружающего мира, но и в том, чтобы объяснить целевую причину сотворения мира. Т.е. натурофилософия должна была ответить на вопрос, какова была цель сотворения космоса, и почему он устроен именно таким образом. Как уже отмечалось выше, создателем космоса в философии Платона является Бог Демиург. Космос был создан в соответствии с идеей космоса, которой обладал Демиург ввиду естественной необходимости - хоры. Следовательно, хора есть материальная необходимость, а идея - прообраз космоса. При этом хора есть источник физической материи. А физическая материя состоит из мельчайших материальных частиц определенной формы.

Платон в лучших традициях древнегреческой философии придерживался идеи объективно существующего чувственно-материального космоса. Космос был для Платона одухотворенным живым бытием, который обладал душой и умом. Космос имеет свои пределы и является замкнутым. Вокруг него пустота.

Мировая душа осуществляет как внешнее движение (движение звезд, находящейся за пределами солнечной системы), так и внутреннее движение (движение Земли, Луна, планет и Солнца).

С помощью иного душа познает хору (материю), а с помощью смеси тождественного-иного - вещи.

Гносеология. Платон отрывает чувственное познание от рационального, как это делали еще представители элиты. С помощью чувственного познания можно узнать кажущееся бытие, т.е. наш материальный мир. Истинное бытие - мир идей - не поддается чувственному познанию.

Истинное познание в философии Платона - это познание рациональное.

Платон разработал теорию воспоминания (анамнезиса), что является наиболее интересной идеей в его гносеологии. Как представитель идеализма Платон признавал наличие бессмертной души в человеке. Платон считал, что до того как воплотиться в человеческом теле, человеческая душа обитала в мире идей. Таким образом, душа воспринимала идеи, когда она еще не была соединена с человеческим телом. Когда душа попадает в тело, то она забывает то, что она видела в мире идей. Но у души есть способность припоминания. Воспоминания души тем сильнее, чем больше душа отстраняется от тела. Таким образом, вершина познания есть полное припоминание идеального мира идей. Платон, считал, что вещи могут способствовать припоминанию, так как они есть слепок с идей, но основное средство познания - это диалектическое припоминание. Таким образом Платон постулирует идею врожденности знания.

Платон определяет следующие научные дисциплины: арифметика, геометрия, музыка, стереометрия, астрономия (наука о космосе).

Платон выделил 3 ступени знания:

  1. абсолютно достоверное знание - это знание, которое душа получила, когда была в мире идей, до воплощения в теле
  2. менее достоверное знание- это научное знание, получено за счет научного обоснование и доказательств
  3. физическое знание - чувственное познание

 

Учение о душе. Платон разработал иерархию души. Платон выделял следующие начала в человеческой душе
  • Разум
  • Воля/благородные желания
  • Чувственность/ влечения
Платон утверждал, что души, в которых преобладает разум, поддерживаемый волей, продвигаются наиболее далеко в процессе воспоминания. Душа, которая больше всего увидела в идеальном мире идей, по мнению Платона, при воплощении в человеческом теле попадает в плод будущего поклонника муз и любви. Следовательно, в зависимости от того, насколько глубоко было познание души в мире идей, будет зависеть ее воплощение в материальном теле. Платон выделял следующую иерархию воплощений души:
  • Поклонник муз и любви
  • Царь или воин
  • Государственный деятель
  • Врач
  • Прорицатель
  • Поэт
  • Ремесленник
  • Демагог
  • Тиран
Платон как идеалист считал, что человек обладает бессмертной душой, которая перевоплощается в материальном теле. Души могут вселяться не только в человека, но и животных, даже растений. Души не существовали вечно, но давно в начале мироздания были созданы богами и обитали на звездах. Душ было создано конечное число. Живя на звездах, души созерцали идеальное бытие. Душа творилась богами. После того, как бог-демиург из тождественного, иного и смеси тождественного-иного создал мировую душу, осталась определённая часть тождественного, иного и смеси тождественного-иного, из которой боги сотворили индивидуальные души. У каждой души была колесница, которая приводила души в движение. Эти колесницы направляли души к добру. Но часть душ тянулись ко злу. Такие души были низвергнуты в материальный мир. Но при воплощении в материальном мире души забыли то идеальное бытие, которое они созерцали на звездах, и все что у них осталось это способность к припоминанию. Хорошие души должны после своего странствия в материальном мире вернуться на звезды, плохие души отправляются богами в тартар. Социальная философия. Теория государства. Платон под государством понимал совместное поселение людей. Платон, как и многие философы его времени, был сторонник аристократического рабовладельческого государственного устройства. Самое лучшее государственное устройство - это такое устройство, которое соответствует Идее Государства в идеальном мире. Платон считал, что государство возникает в виду того, что человек не может сам удовлетворить свои потребности. В государстве возможно разделение и специализация труда, что делает возможным и необходимым существование государства. Разделение труда является естественным процессом. Это связано не только с закономерностью развития общества, но и с тем, что люди изначально разные, поскольку их души разные. У одних людей есть склонность к философии, у других к земледелию. При этом Платон считал, что ремесленники и торговцы не могут и не способны заниматься наукой или воинским делом, поскольку для этого нужны природные данные. Платон выделял приемлемые и упадочные формы государства. При этом все те формы государства, которые существовали при нем, Платон считал неприемлемыми. Главным источником конфликта в любом государстве Платон считал борьбу бедных и богатых, т.е. социальную дифференциацию общества. Однако социальное неравенство Платон считал неизбежным. Приемлемой формой государства Платон считал - аристократическую республику. Упадочными формами государства Платон считал - олигархию, демократию, тимократию (власть военных), наконец, тиранию, которая есть диктатура против аристократии. Тиранию Платон считал самой неудачной формой государственного устройства. Отрицательно было отношение к демократии. Демократия, по мнению Платона, была властью толпы. Свобода, которая постулируется при демократии, в итоге сводится к безумному диктату большинства. При этом всеобщая свобода неизбежно приведет к тому, что кто-то начнет слишком активно пользоваться своей свободой и в итоге демократия сведется к тирании. Свобода в демократическом обществе, по мнению Платона, приводит к свержению всех традиций и культов, в том числе культа почитания старших или богов. А это есть основа падения нравов и невежества. В результате в демократическом государстве каждый делает, что хочет, не чтя авторитеты или закон. Все ведут борьбу против всех, все становятся наглыми, эгоистичными, меркантильными, безнравственными, поскольку не служат идеям блага или добра. Так демократия сводится к анархии. Платон разработал теорию идеального государства. Идеальное государство Платона состоит из трех сословий
  1. Правители. Правителями в государстве Платона являются философы и мудрецы, у которых преобладает разумная часть души. Основная добродетель правителей - это мудрость.
  2. Воины. У воинов преобладает волевая часть души. Главная добродетель - благородство.
  3. Ремесленники, у которых преобладает чувственная часть души. Добродетель, которой должны обладать ремесленники - это умеренность
Для того, чтобы устранить конфликт между людьми в обществе Платон считал, что нужно распространить определенные убеждения между людьми, которые должны восприниматься как догма. В частности, что все люди братья, как минимум потому что у них одна родина. Однако, люди должны также понимать, что все различны, так как различны их души. Следовательно, так Платон хотел избавить людей от зависти между собой, ведь если причина в человеческой душе, то люди должны воспринимать неравенство социальное как должное. Платон довольно подробно разработал теорию о сословии философов и воинов. Сословию ремесленников он уделял мало внимания. Воины. Воины в самом раннем детстве изымались у своих матерей для того, чтобы получить духовное и физическое воспитание. Чтобы дети получали правильное воспитание, необходимо было провести "чистку" искусства. В частности Платон отрицательно относился к театральному искусству, поскольку там люди теряют свое истинное предназначение, а также отдельным видам музыки, которая была неритмичная. Также необходимо было убрать те мифы, которые оскверняли богов и делали нелогичным их поведение, например, когда боги делали что-то из мести. Такое поведение не может быть присуще Богам, по мнению Платона. Платон считал, что воспитание - одна из главных задач государства. Оно должно осуществляться не родителями, так как большинство родителей не достаточно просвещены о том, что такое благо, истина и красота. Идеальное государство Платона по своему устройству напоминает казарменный социализм. Сословия воинов (стражей) и философов равны. Ремесленники - это низшее сословие, которое находится в подчинении. В идеальном государстве Платона не существует частной собственности, поскольку частная собственность является не только источником неравенства, но также источником конфликтов и вражды в обществе. Воины в государстве Платона имеют государственное содержание. У них нет никакой собственности. Это необходимо для того, чтобы воины думали о защите государства, а не защите своего имущества. Главной целью человеческой жизни является служение государству. В этом наивысшее счастье. Жизнь каждого индивида должна быть подчинена интересам государства. Семью Платон не считал ячейкой общества и ее быть не должно. Дети после рождения должны изыматься на воспитание государством, а жены воинов должны быть общими. При этом лучшие мужчины должны общаться только с лучшими женщинами, чтобы не портился человеческий род. Дети не должны знать своих родителей, а родители детей. Такой подход, по мнению Платона, приведет к всеобщему уважению, поскольку дети должны будут уважать всех взрослых как потенциальных родителей, и наоборот. Это также позволит избежать конфликтов на почве индивидуальной симпатии или антипатии. Правители и философы. Изначально философы также были воинами. Вначале воины и философы воспитываются одинаково. В 20 лет всех происходит разделение на воинов, кто проявил наибольшее мастерство в военном деле, и философов, которые проявили способности к наукам. После этого философы дальше углубляют свое знание в науках. Второй уровень отбора осуществляется в 30 лет. В возрасте 30-35 лет преподается диалектика. После достижения 35 лет философы могут стать правителями. Правителем государства должен быть обязательно философ, по мнению Платона. Поскольку именно философ изначально обладает врожденной склонностью к знаниям и может постигнуть идеальный мир идей, а значит, и управлять государством в соответствии с идеальной идеей государства. *** Философия Платона- одно из самых выдающихся учений в истории науки. Его идеи были использованы в римском неоплатонизме, а затем при формировании идеологии христианства. Философия Платона - это объективный идеализм. Подлинное бытие в философии Платона - это объективно существующий независимо от материи идеальный мир идей. Эти идеи являются прообразами материальных вещей, которые, соединяясь с хорой, и движимые мировой душой создают окружающий чувственно воспринимаемый мир. С учения Платона в философии начинается полемика двух наиболее крупных направлений - материализма ("линии Демокрита") и идеализма ("линии Платона"). Наиболее знаменитым учеником Платона был крупнейший ученый Древней Греции Аристотель из Стагира. Глоссарий к лекции
  • Анамнезис - способность души к припоминанию знания идеального мира идей, в котором она существовала до воплощения в человеческом теле
  • Аристократия - (греч.) такая республиканская форма государственногоуправления, в которой верховная власть находится исключительно в рукахвысших привилегированных классов, которые правят или одни, или присодействии представителей остальных классов.
  • Демократия - (от греч. demos народ, kratos власть, правление) форма правления, при которой граждане лично или через избранных представителей осуществляют право принятия (политических) решений.
  • Идея - (от греч. idea - образ, представление) - многозначное понятие, использовавшееся в философии в существенно разных смыслах. В философии до Платона И. - это форма, вид, природа, образ или способ, класс или вид. У Платона И. - вневременная сущность, динамический и творящий архетип существующего; И. образуют иерархию и органическое единство, являясь образцами как для всего, что существует, так и для объектов человеческого желания. У стоиков И. - общие понятия человеческого ума. В неоплатонизме И. истолковываются как архетипы вещей, находящиеся в космическом Уме. В раннем христианстве и в схоластике И. являются прообразами вещей, вечно существующими в уме Бога.
  • Олигархия - (греческое oligarhia, от oligos - немногочисленный и arche - власть), режим, при котором власть (политическая, экономическая и др.) принадлежит узкой группе лиц (например, финансовая олигархия).
  • Платон - (Plato, 427-347 до н.э.) др. греч. мыслитель, наряду с Пифагором, Парменидом и Сократом родоначальник европейской философии, глава филос. школы Академия. Создатель объективного идеализма.
  • Тимократия - (от греч. честь и власть) форма государственного устройства, в которой право на участие в правительственной власти распределяется сообразно с имуществом или доходом.
  • Тирания - (греческое tyrannis ) в греческих полисах форма государственной власти, установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении (например, тиран Писистрат в Афинах).
  • Эйдос - основная онтологическа категория в учении Платона (пер.с греч. Форма, наружность, вид)

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 379.