Страницы: 1 | 2 | вопросы | »
Если Вы заметили ошибку - сообщите нам или выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
В данной лекции рассматривается структура философского знания, этапы развития философии, основной вопрос философии, специфика философского познания и природа философских проблем.
Цель лекции: ознакомить студента со структурой и спецификой философского знания
Перед тем как перейти непосредственно к описанию отдельных философских школ и концепций необходимо разъяснить еще несколько вопросов. Эти вопросы связаны со структурой философского знания и, конечно, с формулировкой основного вопроса философии.
Современное философское знание включает в себя следующие разделы.
Основообразующими философскими направлениями разделами являются онтология, гносеология, аксиология. Рассмотрим каждое из этих направлений философии.
Конечно, разные философские концепции и разные мыслители уделяют особое значение той проблематике, которая им кажется смыслообразующей. Так, софисты и Сократ большое внимание уделяли этике: вопросам смысла и сущности человеческой жизни, проблеме человеческого общения, ведения спора и дискурса, в отличие от многих своих коллег-философов Древней Греции, которые пытались понять принципы устройства мира, такие как Фалес, Анаксагор, Анаксимандр и другие. В эпоху средневековой философии отдельное внимание уделялось вопросу сотворения мира, сущности Бога и божественного начала в человеке и природе. Этим отличается теологическая направленность в философии средневековья. Но об этом позже.
Однако ни один из основных разделов философии не является самостоятельной отраслью знания. Эти разделы философии дополняют друг друга и тесно связаны в каждой философской системе. Любая философская система содержит если не разработанную концепцию, то как минимум отдельные идеи в отношении аксиологии, гносеологии и онтологии.
В зависимости от разрешения принципиальных вопросов философские направления можно противопоставить друг другу, другие же напротив дополняют и продолжают друг друга. Какие же - это принципиальные вопросы. А это именно и есть основной вопрос философии. У этого основного вопроса существует несколько формулировок, но суть, конечно, одна. Основной вопрос философии обладает достаточно сложной структурой и, конечно же, многогранен. Первая формулировка вопроса философии - это вопрос о том, что первично - сознание или материя? Вторая - вопрос об отношении бытия к мышлению. Наконец, это вопрос о познаваемости мира.
В зависимости от решения основного вопроса философии сложилось несколько основных философских направлений
Материализм и идеализм
Агностицизм и гносеологический оптимизм
Метафизика и диалектика
Рассмотрим эти противоположные направления
Материализм и идеализм. Соотношение материализма и идеализма было наиболее подробно рассмотрено Ф.Энгельсом. Именно он сформулировал основной вопрос философии, как отношения бытия к мышлению, материи к сознанию и духа к природе. Это подробно рассмотрено в его основном философском произведении "Людвиг Фейербах и конец классической философии".
В общем виде вопрос о соотношении материального и идеального - это вопрос о первооснове бытия. Соответственно, все события и явления в окружающем нас мире можно также разделить на материальные и идеальные (духовные). А следовательно, определить соотношение идеального и материального - это значит решить вопрос о том, что из этих явлений первично, и что является следствием, а что причиной.
Так, материализм исходит из того, что первоосновой мира является материя - не как что-то твердое и ощутимое, но как некая субстанция, часто стихийная субстанция. Так, первые древнегреческие философские учения были стихийно материалистическими. Первоосновой бытия они считали природные стихии, такие как огонь, земля, вода, воздух. Древнегреческие атомисты исходили из того, что в основе мира лежат атомы, которые есть материальные субстанции. Эти атомы движутся. При этом некоторые мыслители считали, что они движутся только прямолинейно. Из этого они выводили предопределенность событий и человеческой судьбы. Человека лишали свободы воли. Соответственно, такая идеальная категория, как "свобода воли" являлась следствием движения материи. Следовательно, материя являлась первичной субстанцией при построении философских систем в древней Греции.
Идеализм исходит соответственно из противоположного принципа. В основе мира лежит идеальное начало. У Платона - это была Идея Красоты, Истины, Блага, у Анаксагора - Логос, у Гегеля - Абсолютная идея, у теологов средневековья - Бог, у Спинозы - монада, у Декарта - модусы и т.д. Таких примеров можно привести множество. Смысл в том, что идеалисты считают нематериальное начало первичным. Материальные явления окружающего мира порождаются идеальным началом и исходят из него. Например, в философии Платона мы встречаем интересное толкование основного вопроса философии. Платон считал, что существует идеальный мир идей, а материальный видимый мир - это лишь тени, проекции идеального мира идей. Еще пример: субъективные идеалисты, такие как Юм, считали, что окружающий мир существует благодаря тому, что существует человеческое мышление. Вне мышления - нет мира или "Без субъекта, нет объекта" - как выразил английский философ Беркли свое отношение к этому вопросу. Поскольку мышление является идеальной категорией, то и направление этой философской мысли также идеализм. При этом вопрос об отношении материи к мышлению также носит специфический характер. Выделяют субъективный идеализм и объективный идеализм. Субъективный идеализм исходит из того, что окружающей мир существует, потому что есть мышление. Нет субъекта, нет мышления и нет окружающего мира. Объективный идеализм исходит из того, что существует объективное идеальное начало, например, Бог вне зависимости от того существует субъект или нет. Следовательно, главной слабостью субъективного идеализма является склонность к солипсизму - т.е. претворению окружающего мира в иллюзию, миф. Этим страдали идеалистические учения 17в Нового Времени, как мы увидим дальше.
На фоне отношения материи и идеи логично возникает вопрос о том, как соотносятся мышление и материя, если это спроецировать на человека и общество. Другими словами здесь возникает вторая формулировка основного вопроса философии, а именно отношение мышления к бытию. Что первично в этих двух категориях? Здесь каждая философская система также специфически решает этот вопрос. Так рационалисты исходили из того, что мышление - это продукт нашего разума, а разум - это не материальное начало, следовательно, они признавали идеальное начало мира первичным. Эмпиристы считали, напротив, что мышление зависит от ощущений, а наши ощущения зависят от чувственного восприятия материи. Тогда здесь прослеживается обратная связь.
На этом надо отдельно остановиться. Здесь, как мы видим, переплетаются два главных раздела философии - это гносеология и онтология. И, в зависимости от того, как решается вопрос о первопричине мира будет решаться и вопрос о способах познания. Так, рационалистическая философия идеалистична. А вот материалисты сторонники эмпирического подхода к познанию, и это не случайно. Идеалисты считают, что основой мира является нематериальное имперсональное чисто ментальное трансцендентальное начало. Совершенно очевидно, что такое "имперсональное чудо" невозможно чувственно ощутить, потрогать или провести эксперимент на предмет того, есть оно или нет. Поэтому для того, чтобы доказать, что такое начало существует и, следовательно, обосновать свою философию необходимо обращаться к логическим конструкциям, к доводам и аргументам разума. Отсюда и исходит основной гносеологический принцип идеализма - рационализм, т.е. признания разума в качестве основного источника познания.
У материалистов соответственно другой подход. У материалистов первоэлементом бытия является - материя. А материя, если она существует, должна чувственно восприниматься. Отсюда и вытекает основной гносеологический принцип - сенсуализм. Т.е. чтобы познать - надо ощутить, а потом уже понять. Поэтому большинство материалистов считают рациональное познание лишь второй ступенью познания, а первой - чувственное восприятие. Поэтому большинство ученых-естествоиспытателей - материалисты и считают эксперимент основной формой познания. В целом материализм всегда опирался на достижение естественной науки. Однако позднее материалистическое восприятие мира проникло и в социальные теории, не только космогонические. В частности философия марксизма - это материалистическая философия. Как уже было отмечено, К. Маркс считал, что бытие определяет мышление - если перефразировать, то получим, что материя определяет мышления. Так, если человек рос и воспитывался, и живет, наконец, в среде рабочих, в атмосфере тяжелого труда, нужды, бедности и нищеты, страданий и унижений, вряд ли он будет думать категориями красоты, любви, мечтать и высоком и прекрасном. Следовательно, для того чтобы улучшить жизнь человека, изменить его внутренне, поднять его духовно надо изменить материальные условия вокруг него. Борьба материализма и идеализма - это вечное противостояние двух основных философских направлений. И философская мысль движется витками, все заново осмысливая эти идеи на каждом новом уровне развития. Материализм проходил несколько этапов в своем развитии:
В развитии идеализма также можно наблюдать несколько стадий
Итак, практически все время существования философии наблюдалась борьба этих двух главных течений - идеализма и материализма.
Второй аспект основного вопроса философии- это разрешение вопроса о том, познаваем ли мир. Здесь можно выделить следующие основные направления
Лекция: Философия Китая
В данной лекции рассматривается философия Древнего Китая, основные предпосылки возникновения, панорама основных философских учений: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм.
Цель лекции: ознакомить студента со спецификой философии Древнего Китая.
Философское мировоззрение в странах Древнего Востока возникает еще в ранний период государственности. Философия Древнего Востока появляется в странах Индии, Китае, Месопотамии. Первые философские системы еще находятся под сильным влиянием мифологического мировоззрения. В частности политеизм является неотъемлемой частью первых философских систем. Однако, это характерно не только для стран Древнего Востока, но в общем для первого этапа развития философии.
В Китае философия возникает раньше, чем в Европе. Если Античная философия начала формироваться как система знаний о мире в 5 в. до н.э., то время формирования философии Древнего Китая - это 7 в. до н.э. Первые философские системы формируются в нестабильное социально-политическое время, когда общество было сильно дифференцировано и по социальному статусу, и по уровню материального благосостояния. В стране не прекращался феодальный кризис власти и региональная раздробленность. Это была Эпоха Борющихся Царств - эпоха Джань. Как было отмечено в предыдущих лекциях, философия всегда отвечает на вызовы, которые ей бросает история и социальные кризисы, новыми философскими концепциями. Возможно, именно это стало причиной формирования философских школ в этот период. Для философии эпохи Джань характерно большое количество школ философии, разнообразие их проблематики и направленности. Только в Эпоху Цинь происходит объединение многих философских школ, идеологизация философии и унификация. Конфуцианство становится не только лидирующей философской школой, но даже официальной государственной идеологией.
Главные философские школы Древнего Китая - это
У каждой философской школы был лидирующий учитель, который издавал свои монографии, а также был неприкасаемым авторитетом для данной школы. Идеи учителя лежали в основе философской концепции и не подлежали критике или обсуждению. Каждая школа имела и странствующих философов, которые шли в народ и распространяли философские знания. Такие странники не просто приобщали простых людей к философскому течению, но несли просвещение. В этом заключается одна из отличительных черт философии Древнего Китая. В Древней Греции, например, философия считалась уделом аристократии и до Сократа и софистов была достаточно элитарным знанием ученых и мудрецов. В Китае к философии приобщали и простой народ.
Еще одной отличительной чертой китайской философии является ориентация на этическую проблематику. Как это не казалось странным мудрецам Древней Греции или Рима, но философия Древнего Китая не так сильно интересовалась вопросами мироздания, устройства вселенной или всего сущего. Человек, его поведение, цель жизни, устройство общества, казались, более важными вопросами для разрешения китайским философам. Конечно, в философии Древнего Китая присутствуют идеи относительно космогонии, первоосновы мира, религии и веры, в частности этим занималась школа натурфилософии и даосизм.
Главные понятия и категории китайской философии:
Дао - в первом приближении переводится как путь.
Ди - почитание старшего брата.
Инь- пассивное женское начало бытия.
Ли - церемония, традиция, ритуал.
Сяо - принцип почитание родителей.
Ян - активное мужское начало.
Натурофилософия Древнего Китая. Натурофилософия исходила из понятия хаоса. Вначале был хаос. Потом из хаоса зарождается бытие. Упорядочивание хаоса происходило за счет двух перводвижущих сил бытия - земного пассивного начала Инь и небесного активного огненного начала Янь. Силами Инь и Ян обладал сверхъестественный герой Китайской философии, которого зовут Пань-Гунь, который породился из хаоса и упорядочил хаос, создав все из ничего.
Как взаимодействуют эти две противоположные силы и не уничтожают друг друга остается не ясным, поскольку принцип диалектики еще не был разработан в китайской философии. Это еще одна характерная черта для Китайской философии - слабодоказательность и недостаточная аргументация. Даже зачатки науки - математики, формальной логики(!), астрономии и геометрии не привнесли в китайскую философию рационализм. Доказательства исходят из принципа авторитета или аналогии. В Китайской философии, как и в эпоху средневековья действовал принцип авторитета. (Если Конфуций так сказал, значит так оно и есть). Для рациональных аргументов необходимо было более сильное развитие науки, в том числе науки логики.
Также слабой чертой китайской философии является недостаток научных философских терминов, понятий и категорий. Философский язык китайской философии исходит из основных понятий (часть которых выше приведена), которые могли не пополняться годами.
Слабая аргументация и недостаточность философских терминов приводит и к плохой систематизации философского знания.
Таким образом, слабыми чертами древнекитайской философии являются:
Однако, для реабилитации философии Древнего Китая, справедливо будет заметить, что многие философские системы древности и не только древности подвержены этим недостаткам. Например, первые античные течения считали первоосновой бытия природные стихии - воду, огонь, воздух, землю. Однако логические или экспериментальные доказательства этому не приводятся. Более того, многие идеалистические концепции опираются на некий идеальный первоэлемент бытия, доказать который достаточно сложно, как например, доказать существование бытия Бога. Однако, попыток предпринималось немало.
Итак, рассмотрим учения философских школ Древнего Китая.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 204.