Тема № 8(2): Процесс формирования казахской народности (версия 1(по темам)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ответ на 11 вариант).

В XIV – XV вв. из кыпчакско-ногайской подгруппы языков выделился казахский язык.

XV - XVI вв. - завершился многовековой процесс формирования казахской народ­ности и ее этнической территории.

Исторические предпосылки для образования казахской народности сформировались в XI-XII веках. Консолидацию казахской народности тормозили беспрерывные войны и междоусобицы Джучидов. Процесс формирования казахской народности завершается в XV-XVI вв. В со­став казахского народа вошли племена: усуни, канглы, кыпчаки, аргыны, найманы, дулаты, кереиты, алшыны, коныраты и др.

Слово "казах" в древнетюркском языке означало "вольные люди, отделившиеся от своего народа". По "Тарихи Рашиди" с укреплением ханства, казахами стало называться все население, подвластное Джаныбеку и Корею.

Этнос, народ, нация - это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающая общими внешними чертами, отно­сительно стабильными особенностями культуры, сознанием своего един­ства и обособленности от других этнических групп.

Монгольское завоевание территории Казахстана привело к усилению монголоидных черт в антропологическом типе местного населения.

Процесс воз­рождения казахской государственности начинается в конце ХIII-начале ХIV вв., после того как монголы прервали формирование казахской народности. В XV в. казахский язык выделяется из кыпчакско-ногайской подгруппы тюркских языков и формируется как самостоятельный национальный язык.

 В XIV-XVI вв. завершается сложение казахской народности и её этнической территории.

Роды и племена, ушедшие с Кереем и Жанибеком, назывались «узбек-казахи». Согласно «Арабо-тюркскому словарю» XIII в. «казах» - «вольный», «скиталец».

 

Жители Семиречья называли себя Великим или Старшим жузом проживали в поймах рек Чу, Талас и Или. В него входили племена: уйсуни, канглы, дулаты, албаны, суаны, жалаиры и др. Жители Цент­рального Казахстана (предгорья Каратау, Моюнкумы, Нура, Сырысу) входили в состав Среднего жуза и объединяли племена: кыпчаки, найманы, кереи, коныраты, уаки и др. Жители Западного Казахстана (нижнее течение Сырдарьи, поймы рек Урал, Иргиз, Тургай, Мугоджарские горы) составили Младший жуз. В него вошли племена: табын, агалбайлы, шумекей, карасакал, торткара, адай, шекти, шана, алтын и др. Понятие "жуз" означает: 1) «сторона, направление»; 2) хозяйственно-территориальный регион; 3) объединение родственных племен.

Тема № 8(3): Общественное устройство,экономика и культура Казахских ханств в XV-XVII веках (версия 1(по темам).ответ на 12 вариант).

 (терминология)

В XV – XVIIвв. в Казахском ханстве господствовала общинная форма землепользования. 

В XVIв в письменных источниках появляется термин «Казахстан».

Сойургал – (земельный надел) был распространённой формой господства кочевой знати над оседло-земледельческим населением;

Мильк – частная собственность мусульманского духовенства (обрабатываемые земли, пастбища, водные источники);

Вакф – собственность мусульманского духовенства, полученная за поддержку правителей и феодалов (земли, оросительные каналы, водные источники вместе с правом на налоги);

Саун – отдача скота на выпас рядовым кочевникам;

Мардикар – привлечение на общественные работы(строительство дорог, каналов и т.д.);

Коналга – принять войско на постой;

Джамага – принять на постой знатных людей;

Жилу – право обращаться за помощью к своим родственникам, членам рода во время джута и других стихийных бедствий;

Асар – обычай, устанавливавший для членов общины обязанность оказывать помощь в выполнении сезонных работ;

Тарханный дар – освобождение от налогов в пользу государства;

Барымта – насильственный угон скота;

Зекет – основной налог со скотоводов, 1\20 часть от приплода скота;

Ушур – основной налог с земледельцев, 1\10 часть от сбора урожая, его собирал мулла;

Зекет, согум, сыбага, бийлык – были обязаны платить скотоводы;

Ушур, тагар, бадж, харадж – обязаны были платить земледельцы и ремесленники;

Аменгерство – обычай, по которому вдова переходит к брату умершего мужа;

Консы -  обедневшие родственники;

Кун – (введён ханом Тауке в законы «Жеты Жаргы») имущественное возмещение за убийство или тяжкие телесные повреждения;

Этнос, т.е. народ, народность, нация - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, обладающая общими внешними чертами, стабильными особенностями культуры, включая язык, психику.

 ак суйек (белая кость)торе и коже -аристократический слой казахского общества, к ним относятся султаны-чингизиды , из них выбирали ханов, поднимая на белой кошме, а также потомки первых проповедников – мусульманское духовенство;

Кара суйек (чёрная кость) - часть общества, к которому относились: бии – знатные богатые нечингизиды, предводители родов, выполняли судебные функции; баи – любое богатое лицо в казахской степи; тюленгуты – ханская гвардия; шаруа – кочевники-скотоводы; жатаки – земледельцы, сельский пролетарий.

Хунтайджи (хунтайши) – титул верховного правителя Джунгарии

           

В XIV – XVвв. по приказу Тимура построен мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи в Туркестане. Архитектурными памятниками XIV – XVвв были мавзолеи Алаш-хана и Джучи.

Общественные отношения и власть.

       В XVI в. у казахов формируется Жузовая система. Жуз – это историко-хозяйственный регион, отличающийся от народности своей территорией, обычаями и началом государственности.

Наименование жуза Занимаемая территория Входившие племена
Старший регион Сырдарьи и Жетысу дулат, албан, джалаир
Средний Центральный, Северный, Восточный Казахстан аргыны, кереи, кыпчаки, найманы
Младший Западный Казахстан адай, жагалбайлы, каракесек

Жуз состоял из нескольких улусов. Хан – глава государства, избирался из султанов-чингизидов (они не относились к племенам).

Казахское ханство состояло из 2-х классов:

· феодалы (ак-суйек, белая кость)/султаны не несли повинности хану, не платили налогов и были во главе улусов;

· шаруа (кара-суйек, черная кость)/из этого сословия выходили и правители родов и племен.

На выборах в ханы, хан раздавал весь скот. Но спустя время главы родов возмеща­ли с лихвой убытки.

Толенгуты служили хану, помогали ему в похо­дах и хозяйстве.

Атабеки воспитывали ханских наследников.

Бии и батыры ответственны перед ханом.

Бай любой богатый человек (баи – это самый многочисленный слой феодалов).

Кулы (домашние рабы) – самые бесправная группа.

В cep.XV-нач.XVII вв. Казахское ханство было фактически единым политическим организмом, отличающимся большей или меньшей степенью стабильности. Классовая борьба в Казахстане в XV-XVIII вв. выражалась в откочевки от неугодного прави­теля, т.е. сопротивление кочевников высшей власти выражалось в откочевке за пределы досягаемости правителя.

Общественная структура Казахстана XV-XVIII вв.: аул – ата аймак – род – арыс – улус.

1-я общественная ячейка казахов – аул (состоял из нескольких семей). Ата аймак (отцовский край), состоящий из нескольких аулов (во главе ата аймака – аксакал). Во главе рода (10-15 аймаков) –рубасы. Во главе арыса (несколько родов) – бий. Во главе улуса (из нескольких арысов) – султан.

Экономика.

Кочевым скотоводством казахи занимались из-за природно-климатических условий. На юге (традиционный очаг земледелия) Казахстана и в Жетысу (юго-востоке Казахстан) развиты земледелие, а также оседлое и полуоседлое ското­водство. Здесь, на юге, жили оседлые земледельцы и горожане. Самая неприхотливая культура ХIII-XVIII вв. – это рис.

На западе и в центре Казахстана было развито кочевое скотоводство.

Полукочевое хозяйство – это отгонное скотоводство (жилища на зимовках).

Жатаки («лежачий») без скота. Жатаками называли бедную родню, зависимую от феодала.

Джут – массовый падеж скота.

Тебеневка – добывание корма скотом из-под снега (разводили казахи преимущественно лошадей, т.к. они могли обеспечить остальные виды скота кормом зимой). Крупный рогатый скот не играл большой роли в кочевом хозяйстве.

Куйме — кибитки на колёсах (подвижные жилища на колесах).

Городов Южного Казахстана XV в. в сравнении с IХ-ХII вв. уменьшилось в 3 раза. Основное место торговли Дешт-и-Кыпчака в XVI-XVII вв. – это г. Сыгнак. Торговля в Отраре (и других городах) в XVII в. пришла в упадок.

В казахских степях в XV-XVII вв. господствовала общинная форма землепользования. Но скот находился в частной собственности.

Верховный распорядитель пастбищ в XV-XVII вв. – хан.

Союргал – земельный надел, удельная земля феодала и форма господства кочевой знати над оседлыми земледельцами.

Мильк, вакф – форма собственности духовной знати, мусульман, духовенства (шейхи, муллы, имамы).

Земли «инджу» - это «приданное».

Налоги скотоводов скотом: а) зякет (ханам и султанам), б) согум (если маленькое поголовье скота), в) сыбага. Главная пища скотоводов – мясо-молочная.

Земледельцы, ремесленники (горожане) платили налоги: бадж, харадж; ушур (собирали муллы).

Тарханный дар – освобождение от налогов в пользу государства.

Мардикар – общественные работы.

Жилу – обращение за помощью к родне из-за падежа скота во время джута, или стихии.

Асар – обязанность членов общины помогать в сезонных работах.

Саун – отдача скота на выпас рядовым кочевникам (шаруа).

Культура.

Устное народное творчество – это зеркало всех сторон жизни казахов.

Знаменитые жырау (представители казахской устной поэзии) Дешт-и-Кыпчака XV-XVI вв. – Кодан-тайши, Асан-кайгы, Казтуган, Доспамбет (XVI в.), Жиембет (XVII в.).

«Кобланды батыр» - это эпос кыпчаков ХIII-XIV вв. о войне с ханом Ирана.

В XVI-XVII вв. бед­ствием для казахской культуры были джунгарские нашествия. Известные эпосы этого периода – это «Ер Сайын», «Ер Едиге», «Сказание об Алпамысе». К героическому эпосу относится дастан «Ер-Косай».

Персоналки Аяз би и Жиренше встречаются в сказках.

Усман Кухистани в 1540-е гг. написал книгу «Тарих Абулхаир-хани».

Кадыргали Жалаири – автор книги «Жамигат таурих» («Сборник летописей»), самого важного исторического произведения XVII в., которое он посвятил Борису Годунову.

Абулгази – хивинский хан и историк XVII в., писавший о жалаирах в «Тюркской летописи».

Стороны света кочевники определяли по Солнцу. Жеты каракшы - звезда, служившая казахам ночью. С появлением Сириуса на небе нельзя было купаться, т.к. вода становилась холодной.

Есепчи занимались метеорологией и счетом времени.

Шубат – целебный напиток из молока верблюда.

Зенги-баба - дух-хранитель коровы у кочевников.

От-ана (Огонь) – покровитель домашнего очага.

Отпен аластау – обычай изгнания злого духа огнем.

Тандыр – тип очага XIII-XVIII вв.

Состязание кокпар – скачки с тушей козла.

Жамбы ату – спортивная игра (стрелой из лука сбивали слитки из серебра).

Саят – охота с ловчими птицами.

Свирель – музыкальный инструмент из камыша и дерева.

Шекпен – мужской плащ из шерсти верблюда.

Шашбау – металлическое украшение для волос.

Саукеле – свадебный головной убор девушки. После ро­дов казашка одевала кимешек.

Сут акы - подарок жениха матери невесты.

Арабской графикой казахи пользовались в XV-XVII вв.

В XVI-XVIII вв. в степи усиленно распространяется ислам. Туркестан в Казахстане – это религиозный центр/ 2-ая Мекка (присоединен во 2-й пол.XVII в). Он знаменит памятниками зодчества, сохранившимися до сих пор.

Тема № 9(1): Казахстан  в первой половине XVIII веке (версия 1(по темам).ответ на 13 вариант).

1718г. - просьба хана Тауке военной помощи у России.

1719г. - заложена Семипалатинская крепость.

1718 г. - Сражение казахского ополчения с джунгарами в долине реки Аягуз.

1723 г. - «годы великого бедствия» в истории казахов.

1725г. - отрядами джунгар захвачены города Туркестан и Ташкент.

1726 г. - Богенбай батыр - организация джигитов для борьбы с джунгарами.

1730 г. - вторично Абулхаир направил посла в Россию.

1730- 1735 гг. - принятие частью казахов Младшего жуза российского подданства.

1731 г.- начало присоединения Казахстана к России.

1731 г. 19 февраля - подписана жалованная грамота о принятии в российское под­данство Младшего жуза.

1732г. - подписание ханом Семеке грамоты о подданстве России Среднего жуза.
1735 г. - основан город Оренбург.

1737 г. - использование царизмом ополчения Младшего жуза для подавления восста­ний башкир.

1742 г. - принятие российского подданства ханом старшего жуза Жолбарысом.

1750 г. - битва в местечке Аяк.

1758 г. - разгром Джунгарии Цинской империей.

1763 г.24 декабря - дано разрешение вести обмен товарами со взиманием пошлин казахами.

1771г.- смерть хана Среднего жуза Абулмамбета

1771-1781 гг. - годы правления Абылай-хана.

1773-1775 гг. - участие казахов в крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева.


Дата: 2019-11-01, просмотров: 421.