Титулы верховных правителей союзов племён и раннефеодальных государств:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Царь – титул верховного правителя саков;

Гуньмо – титул верховного правителя усуней;

Шаньюй – титул верховного правителя гуннов;

Каган – верховный правитель тюрков, тюргешей, карлуков, караханидов, кимаков;

Вождь карлуков носил титул джабгу, а с 840 года – каган

Джабгу – верховный правитель огузов;

Гурхан – титул верховного правителя каракытаев;

Хан – титул верховного правителя кыпчаков, найманов, кереитов;

· Основа хозяйства - кочевое и полукочевое скотоводство.

· Археологические раскопки свидетельствуют, что в V-VII вв. тюрки сжигали тела умерших, а пепел хоронили.

· Был распространён культ огня, о котором свидетельствует то, что когда прибыл византийский посол Земарх с миссией, то его провели между двух костров.

· Самый ценный продукт тюргешей, по мнению Аль-Бируни – мускус.

· Первые монеты тюргеши выпускали в Акбешиме (по Клоусону).

Главная функция городов в VII-VIII вв. – административная. В X-XII вв. в Центральном и Восточном Казахстане наблюдается рост числа городов и развитие осед­лой культуры. Росло не только число городов, но росли и их размеры (за счет рабада – пригород, где жили ремесленники – бедные простолюдины, основные потребители ремесленной продукции в X-XII вв.) и за счет оседания кочевников (бедные земледельцы), которые жили на окраинах). Хисар – центр города. Шахристан – район, где жила знать, служители религиозного культа, купцы, дружина. Цитадель – укреплённая часть города, крепость.

Главы городов подчеркивали свою независимость выпуском монет.

В X-XI вв. на развитие городской культуры в Казахстане повлиял ислам. В Отраре найдены руины 2-х бань (XI-ХII вв.). Они отапливались жаропроводящими каналами.

Северотуркестанская архитектура связана со степным искусством. 

Очаг у всех народов символ единства семьи и изобилия народа. Тандыр (печь) стоял справа от входа в дом.

Тюрки плавили металл с V в. Луки у них были составные. Терракота – керамика из цветной глины. Майолика – керамика из цветной глины, покрытая глазурью.

Религиозные верования.

До ислама в Казахстане было язычество:

· Тенгри – небо/тенгризм.

· Культ предков.

· Умай – богиня очага, здоровья, детей, плодородия.

· Кок-бори – бог Волка.

· Ер-Суб - Земля-Вода.

· Эрклиг – бог смерти, влады­ка подземного мира.

· Аруахи – духи предков.

С приходом тюрок стали возводить балбалы (каменные изваяния) на могилах знатных людей. Тюрки в V-VII вв. тела умерших сжигали, а золу хоронили. Обряд «очищения» - прохождение между кострами. Иногда даже скот прогоняли между кострами. От сглаза изготавливали бойтумары, т.е. обереги. Вешали на шею детей или молодняка скота. Могилы доисламского периода в виде юрты называются дын.

Также на территории Казахстана исповедовали буддизм (буддийские храмы были в г.Акбешиме и г.Суябе). Согдийцы с I в. до н.э. распространяли буддизм в Центральной Азии. Тюрки испытывали его влияние с VI в. широко распространен буддизм был на юге Казахстана и в Жетысу. Главная археологическая находка у г. Испиджаб – подземный буддийский монастырь VI-VIII вв.

Также согдийцы занесли зороастризм/VI-VII вв. (оссуарии – глиняные сосуды с костями умершего у зороастризма) и манихейство. Манихейство зародилось в Иране в III в. В Таразе был найден медальон с манихейским богом. Глава манихеев в начале VIII в. жил в Самарканде.

В VII-VIII вв. в городах Южного Казахстана и Жетысу распространено христианство-несторианство. Эта ересь зародилась в V в. в Восточной Римской империи. В VII-VIII вв. появились намогильные каменные плиты с надписями (кайраки – надгробные камни с несторианскими надписями). О христианах Илийской долины и церкви в Коялыке будет сообщать в XIII в. Рубрук.

Исламизация населения началась с VIII в., в Южном Казахстане с X в. После принятия ислама балбалы перестали строить. До ислама вещи покойного хоронили с ним (теперь это запретили).

В соответствии с канонами ислама в X-XII вв. развивается архитектура зданий (мечети, бани и др.).

Мавзолеи – надгробные монументы. Самые известные – это мавзолей Кара-хана в Жамбыле (Таразе)/здесь же церковь обращена в мечеть, и мавзолей Арыстан-баба у Отрара на Сырдарье.

Свидетельством высокого уровня развития архитектуры являются мавзолеи Коркыта (Кзылординская область), Бабаджи-Хатун (X-XI вв.) и Айша-Биби (XI-XII вв.) у Тараза.

Мечети начали строить со 2-й пол.IХ в.

Причиной быстрого распространения ислама было то, что суфизм был близок шаманизму тюрок. В целом, исламизация Казахстана благотворно повлияла на науку и знания.

Письменность.

        Первое сообщение о письме тюрок принадлежит М.Протектору. Источники Китая подтверждают наличие в VI в. письма у тюрок. Это был древнетюркский алфавит, т.н. руническая (тайная) письменность, состоящая из 35 букв-рун (на основе родовых тамг). Тамга – письменный знак родового имени тюрок.

Первые и крупнейшие каменные стелы с рунами найдены на р.Орхон. Посвящены они Бильге-кагану и Кюль-Тегину. Эти дастаны (исторические поэмы) «Культегин» и «Тонъюкок» - основные памятники древнетюркской литературы (написаны в Восточно-Тюркском каганате). Это образцы ораторского искусства и политической прозы, баллады о батырах. Также руны были найдены и на р.Талас.

Древнетюркский шрифт (орхоно-енисейские руны) использовался до XII в. Именно исламизация привела к исчезновению рун.

Вместе с рунами в VI-IX вв. использова­ли согдийское письмо.

Письмена «Тоньюкок» - первые яркие образцы тюрков.

К литературе VIII-IX вв. относят эпосы «Коркыт-Ата» и «Огузнаме». Передаваемые уст­но, в XI в. их записали. Один из вариантов записан персидским историком Рашид-ад-Дином.

Послы Западных тюрок доставили в Византию по­слание со скифскими письменами.

Вместе с исламом к тюркам проникает арабский язык (с IX в. распространяется арабский алфавит). Возникает тюркское письмо на основе арабской графики (с распространением ислама).

 Таким образом, тюрки перешли на арабицу. С X в. в южном Казахстане книги стали писать на арабском языке из-за распространения ислама. Литература и наука также перешли на арабский язык.

Мыслители.

В Х-ХII вв. у тюрок появились известные научные труды и литерные произведения. Это было шагом вперед в развитии духовной культуры. Культура, литература и искусство стран на всем ВШП взаимовлияли и взаимообогащались.

Арыстан-баба (учитель Ясави) занимал высшую ступень в иерархии святых региона. Паломникам надо было в первую очередь посетить его могилу.

Ю.Баласагуни (1021-1075 гг.) – автор «Кутадгу билик» («Наука быть счастливым» или «Благодатные знания»), один из первых светских трудов на тюркском языке (много сведений об истории, общественно-политической жизни, обычаях, традициях, религии, т.е. отражены общественное сознание и политические концепции). За этот труд каган Караханидов дал ему титул «главный визирь».

А.Р.Аль-Бируни – изобрел глобус, определил координаты 600 городов. За 600 лет до Коперника и Галилея предсказал гелиоцентризм и всемирное тяготение.

Ахмед Иугнеки – автор дастана на тюркском языке «Дар истины» (при­зывает людей к добросердечию и честности).

Х.А.Йасауи/Ясави (1103-1067 гг.) – мыслитель, поэт из Сайрама. Долго жил в Туркестане (Йасы/Яссы). Ученик Арыстан-бабы. Основатель суфизма (аскетиче­ского и мистического направления в исламе), распространял духовную поэзию в Казахстане. В память о пророке, отрешился от мирской жизни и жил в подземной келье, проповедуя ислам среди тюрков раннефеодальных государств (кочевников и оседлых). Автор «Диуан-и-Хикмет» («Книги о премудрости»), включающей этические нормы, язык исследования, этнографические и социально-бытовые нормы, а также проповедь смирения и аскетизма. Написана на тюркском языке арабскими буквами. В Туркестане (вторая Мекка) построен мавзолей Ясави (по приказу эмира Тимура в 1397 г.), подчеркивающий духовное единство исламских народов. Купол мавзолея Ясави к XVIII в. был полуразрушен и вос­становлен в XIX-XX вв. Рузбихан считал его «1-ой из самых монументальных построек».

Сулеймана Бакыргани (Хаким-ата) – поэт, ученик Ясави. По учебникам Ясави и его ученика Бакыргани учились в медресе Казахстана и Средней Азии несколько веков.

М. Кашгари (1030-1090 гг.) – автор «Диуани лугат-ат тюрк» («Словарь тюркских наречий») – энциклопедии тюркоязычных народов. Изучал топонимы, историю, этнографию тюрок (изучал язык и обычаи тюрков в XI в.); внес вклад в языкознание. По Баскакову – был первопроходцем в изучении тюркских языков. По Кононову – Кашгари доказал что тюркский язык не ниже арабского.

Коркут – жырау, сказитель, одаренный композитор.

Фараби (870-950 гг.) – выходил из округа Отрар (учился на кыпчакском языке). Пи­сал книги арабским письмом. Первый ученый Востока, известный всему миру/«Второй Учитель мира» (после Аристотеля). Автор трактата «Возникновение наук» (написана на арабском языке).

Дата: 2019-11-01, просмотров: 412.