Модернистские течения в искусстве
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

§ Абстрактное искусство

§ Абстрактный экспрессионизм

§ Авангард

§ Дадаизм

§ Кубизм

§ Постимпрессионизм

§ Сюрреализм

§ Фовизм

§ Футуризм

§ Экспрессионизм

§ Символизм

Представители дадаизма

§ Ханс Арп (Hans Arp, 1886—1966), Германия, Швейцария и Франция

§ Марсель Дюшан (1887—1968), Франция

§ Макс Эрнст (1891—1976), Германия и США

§ Отто Фрейндлих (1878—1943), Германия, Франция

§ Филипп Супо (1897—1990), Франция

§ Тристан Тцара (1896—1963), Румыния, Франция

§ Хуго Баль (1886—1927), Германия, Швейцария

§ Рауль Хаусманн (Raoul Hausmann, 1886—1971), Германия

§ Курт Швиттерс (1887—1948), Германия

§ Франсис Пикабиа (1879—1953), Франция

§ Ман Рэй (Man Ray, 1890—1976), Франция, США

§ Марсель Янко (1895—1984), Румыния, Израиль

§ Поль Элюар (1895—1952)

§ Татцуми Хиджиката (1928—1985), Япония

§ Кацуо Оно (р.1906), Япония

 

26

Э́двард Мунк (норв. Edvard Munch; 12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк — 23 января 1944, Экели, близ Осло) — норвежский живописец играфик, тяготевший к символизму и экспрессионизму.

Мунк Эдвард (Munch Edward) (1863-1944), норвежский живописец, театральный художник, график. Учился в Осло в Королевской школе рисования (1881-1886) и в мастерской Крога (1882-1883). В 1880-1890 годах Мунк работал во Франции, где испытал влияние Поля Гогена, Анри де Тулуз-Лотрека, Винсента ван Гога, а также в Германии и Италии. Мировоззрение художника Мунка формировалось под воздействием идей Йегера, Стриндберга, Гамсуна и других скандинавских писателей-символистов, что определило обращение живописца к характерным для символизма “вечным” темам одиночества, угасания, смерти (“Больная девочка”, 1885-1886, Национальная галерея, Осло). С начала 1890-х годов творчество Мунка развивается в рамках складывавшегося в эту эпоху стиля модерн (“Девушки на мосту”, 1901, Национальная галерея, Осло), но обнаруживает и ряд новых черт (жесткий вихреобразный контурный рисунок, диссонирующая цветовая гамма, динамичная композиция), которые усиливают в картинах художника трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (“Крик”, 1893, Национальная галерея, Осло).
Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Женщина в его работах предстает в различных ипостасях: как идеализированный образ девушки, как персонификация эротического женского начала или как ясновидящая, колдунья, властная мать-смерть. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл “Фриз жизни”. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). В дальнейшем творчестве Мунк обращался к монументальной живописи, писал сцены городской жизни, мажорные по цвету пейзажи.

Одним из наиболее ярких предшественников экспрессионизма XX в. стал норвежский художник Эдвард Мунк (1863 - 1944). Общечеловеческие чувства – любовь, ревность, боль – находили оригинальное воплощение в его самобытных картинах, выполненных с особой, тревожной экспрессией.

Он ищет в рамках нового искусства возможности для того, чтобы сказать зрителю нечто важное о жизни, любви и смерти. Чтобы выразить тему человеческого одиночества, художник противопоставляет друг другу ирреальные, полные скрытых смыслов цветовые пятна, ограниченные динамичной, утолщенной линией, в основе которой спирали и синусоиды.  
Одна из самых знаменитых картин Мунка «Крик» предваряет тему его последующей картины «Отчаяние». В картине «Крик» зритель видит мост, пересекающий справа налево пространство. Кричащий человек в темноте – на переднем плане. Две мужские фигуры виднеются вдали, в глубине на мосту.Темный холмистый пейзаж, в который вписывается фьорд, подчеркивает настроение картины, а небо, написанное волнистыми полосами, преимущественно красного и желтого, кричащих цветов усиливает ощущение трагизма жизни.  

Маленький невзрачный человек отчаянно кричит на мосту о своей боли. Двое людей на дальнем плане словно не слышат его, они глухи к страдания человека. Спокойно и равнодушно удаляются они по тому же мосту, не оглядываясь, беседуя между собой, оставляя маленького человека наедине со своим горем. Гуманистическое содержание этой картины более всего раскрывает сущность «жесткого стиля» Мунка, шокировавшего аристократическую публику с ее утонченным вкусом.

Даже жизнеутверждающе названная картина Мунка «Танец жизни» говорит больше о людском одиночестве. На первом плане - танцующая пара (мужчина в черном и женщина в кроваво-красной длинной одежде), а слева – одинокая девушка в белом воздушном платье. Ее поза выражает нетерпеливое ожидание приглашения на танец.  
Мунк, как и многие европейские, русские художники, интересовался монументальным декоративным искусством и создал для университета в Осло цикл фресок (1910-1916).  

Одна из его лучших фресок «Солнце» (1912) находится теперь в Музее Мунка в Осло. В этой фреске нет места былой характерной для этого художника тревожной экспрессии. Фреска пронизана солнечным светом, жизнелюбием и человечностью.

За два года до кончины он создает свой знаменитый автопортрет. с "Автопортрета в четверть третьего ночи" на зрителя сморит сухое лицо сосредоточенного, страдающего бессоницей старого человека, подводящего итог прожитой жизни. в его глазах печаль и мудрость. Так Мунк выразил свое трагическое видение человеческой судьбы.  

 

27227

Роден, Огюст (Rodin, Auguste) (1840–1917), французский скульптор. Родился в Париже 12 ноября 1840. С 1854 учился в Школе рисования и математики, а затем у Антуана Бари. После того как Роден получил отказ в праве выставить свою первую работу, Человек со сломанным носом, на парижском Салоне 1864 и не был принят в Школу изящных искусств, он в 1864–1870 работал в мастерской Альбера Карье-Беллёза при Севрской мануфактуре. Из-за безработицы, последовавшей за окончанием франко-прусской войны (в которой Роден успел принять участие), он отправился в Брюссель и там до 1877 оформил монументально-декоративной скульптурой несколько знаний. В Бельгии он продолжил самообразование, в основном в области средневекового искусства и творчества Рубенса.

В 1875 поездка в Италию и знакомство с произведениями Микеланджело вдохновили Родена на создание статуи Бронзовый век. Когда она была выставлена в 1877, ее назвали Побежденный; в этом названии нашло отражение настроение разочарования, господствовавшее среди французской молодежи после поражения в войне. Признанием таланта Родена стала покупка государством двух его статуй – Иоанн Креститель (1878) и Шагающий (1877), а также тот факт, что французское правительство поручило ему создание скульптурного портала; работе над Вратами ада он посвятил всю оставшуюся жизнь. Черпая вдохновение в произведениях Данте и Шарля Бодлера, в образах порталов готических соборов, а также в творчестве флорентийского скульптора Лоренцо Гиберти, он приступил к созданию Врат в 1880, но не успел закончить работу. Это произведение стало водоразделом в творчестве мастера. Такие работы, как Мыслитель (1888), Ева, Мимолетная любовь (1886), Та, которая была прекрасной Ольмьер (1885), Поцелуй (1886), Уголино и многие другие, были этюдами к Вратам ада. Одновременно Роден исполнил целый ряд крупных произведений. В 1884 он начал работу над скульптурной группой Граждане Кале, в 1886 – над проектом памятника Виктору Гюго, а в 1893 – над набросками для статуи Оноре Бальзака. В 1898 общество, заказавшее скульптору статую Бальзака, отказалось от его услуг. Этот отказ сопровождался большим публичным скандалом. Публика не увидела в представленном Роденом пластическом этюде портретного сходства с писателем. Статуя Бальзака была последней крупной работой Родена; в последние годы своей жизни он создал много замечательных портретов (среди них портреты Дж.Б.Шоу, герцогини де Шуазель (1908) и Ж.Клемансо (1911)). К началу 20 в. слава скульптора распространилась по всему миру, и французское правительство предоставило ему целый павильон на Всемирной выставке 1900. Роден завещал свои произведения французскому народу, и сейчас они хранятся в его музее в Париже, в здании, принадлежавшем самому скульптору.

Искусство Родена вдохнуло человеческое тепло и новые жизненные силы в скульптуру 19 в. В его работах движения человеческого тела становятся средством передачи безгранично широкого спектра эмоций, а естественные и свободные положения фигур, неизвестные скульптуре более раннего времени, отражают богатство внутренней жизни человека. Величайшее из произведений Родена, Врата Ада, отвечает духовным исканиям эпохи, когда прежняя система моральных ценностей оказалась разрушенной. Интерес Родена к психологической и эмоциональной жизни человека отличал его от импрессионистов. Однако он симпатизировал их бунтарству, а эскизность, намеренная неоконченность произведений, созданных после середины 1880-х годов, позволяют говорить о нем как об одном из первых мастеров, применивших импрессионистическую технику в скульптуре. Роден придавал бльшую подвижность и одухотворенность скульптурной форме при помощи сильной пластической моделировки и драматической светотени. В своих работах ему удалось передать связь между внутренним миром человека и его внешним обликом; этот аспект роденовской пластики оказался очень важным для формирования творческой концепции произведений Джейкоба Эпстейна, созданных в 1930-е годы. Яркие драматические жесты статуй Родена использовал в своей скульптуре Жак Липшиц.

Умер Роден в своем доме в Медоне 17 ноября 1917.

28 Амеде́о (Иеди́дия) Клеме́нте Модилья́ни (итал. Amedeo Clemente Modigliani; 12 июля 1884, Ливорно, Италия — 24 января 1920, Париж,Франция) — итальянский художник и скульптор, один из самых известных художников конца XIX — начала XX века, яркий представительэкспрессионизма.

апреле 1909 года Модильяни переехал в ателье на Монпарнасе. Через своего покровителя он познакомился с румынским скульптором Константином Брынкуши, который впоследствии оказал на Амедео огромное влияние. Некоторое время Модильяни отдавал предпочтение занятиям скульптурой перед рисованием. Говорили даже, что для своих скульптур Модильяни крал каменные блоки и деревянные шпалы со строительных площадок возводимого в то время метро. Сам художник никогда не озадачивался отрицанием слухов и измышлений на свой счёт. Существуют несколько версий, почему Модильяни сменил сферу деятельности. По одной из них, художник давно мечтал заняться скульптурой, но не имел технических возможностей, которые стали ему доступны лишь после переезда в новое ателье. По другой, Модильяни захотел испробовать свои силы в скульптуре из-за неудачи его картин на выставках.

Весной 1910 года Модильяни познакомился с молодой русской поэтессой Анной Ахматовой. Их страстное романтическое увлечение друг другом продлилось до августа 1911 года, когда они расстались, чтобы никогда больше не увидеться.

В 1911 Модильяни выставил каменные скульптуры голов («столпы нежности») в ателье португальского художника Амадео де Соуза-Кордосу. Тогда у него возникла идея создания «храма Красоты», для которого он разработал мотив кариатид. В 1912 году Модильяни выставил в Осеннем салоне семь скульптурных голов, некоторые из них были даже куплены. Там же он познакомился со скульпторами Жакобом Эпштейном и Жаком Липшицем. Весну 1913 года Модильяни провёл в Ливорно, где поселился неподалёку от карьера. Из его писем Полю Александру следует, что в Ливорно он работал с мрамором и отправлял готовые скульптуры в Париж, однако ни одна мраморная скульптура не сохранилась. В том же году Модильяни возвратился к живописи. Одной из причин могло стать плохое здоровье — диагностированный в детские годы туберкулёз.


Дата: 2019-11-01, просмотров: 191.