По законам Екатерины 11 он избирался самим градским обществом и лишь утверждался в должности правительством.
Теперь дума (а не все градское общество) из своей среды выбирала двух кандидатов, одного из которых утверждал император. Кандидатами могли быть из среды дворянства, почетного гражданства и первогильдейского купечества, притом не моложе 30 лет и с недвижимой собственностью не менее 15 тыс. рублей.
Пределы компетенции городских дум остались прежними, что и по Положению 1785 г., но при этом усиливалось вмешательство верховной власти в деятельность городских учреждений.
Распорядительная дума - по существу исполнительный орган была поставлена в непосредственное подчинение не общей думе, а коронной администрации.
Консолидация законодательства. К началу XIX в. действующими источниками права оставались Уложение 1649 г., петровские манифесты, регламенты и уставы, законодательство остальных императоров. Но, во-первых, по одному и тому же предмету регулирования накапливались все новые и новые законы, что вызывало неразбериху. Требовалось провести консолидацию. Во-вторых, к началу XIX в. русское законодательство оставалось неразвитым. Число нормативно-правовых актов не достигло такого уровня, когда единичное, казуальное описание поднимается на уровень понятий и терминов. Между тем, буржуазное право Европы было уже кодифицировано, и отраслевые кодексы начинались с общей части. Эти недостатки русского права требовалось преодолеть.
В 1826 г. только что вступивший на престол Николай I создал Второе отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Его фактическим руководителем стал возвращенный из ссылки М. М. Сперанский. Еще в 1804-1809 гг. он по поручению Александра I предпринимал попытки кодификации русского права.
В сравнении с царствованием Александра I, социально-политические условия в стране не изменились, и оснований для радикального обновления законодательства не было. От М.М. Сперанского требовалось провести лишь техническую работу - устранить накопившиеся противоречия. Что он и сделал. Через шесть лет появились два грандиозных труда: Полное собрание законов Российской империи и Свод законов.
Полное собрание законов Российской империи состояло из 40 томов (30920 актов) и 6 томов приложений. Все нормативные акты были расположены в хронологическом порядке. В нем были собраны законы с 1649 г. и по 1825 г.
Свод законов создавался по иному принципу: в него были включены только действующие нормативно-правовые акты. Свод состоял из 8 разделов (15 томов):
- законы о механизме государственной власти и государственной службе (ч. 1),
- уставы о повинностях (ч. 2),
- устав казенного управления (пошлины, питейный сбор и т.д.) бюджетное право (ч. 3),
- сословное право (ч. 4),
- гражданское законодательство (ч. 5),
- уставы государственного благоустройства (кредитные, торговые, промышленные и т.д.); уставы путей сообщения, почт и телеграфа, строительства, трактиров, положения
о взаимном пожарном страховании, найме на сельхоз работы и т.д. (ч. 6),
- уставы благочиния: а) народное продовольствие, здравоохранение, общественное призрение, б) уставы о паспортах, о беглых, ссыльных, о содержании под стражей (ч. 7),
- уголовное законодательство (ч. 8).
Полное собрание законов представляло историческую ценность. Свод же являлся основой действующего права и, к сожалению, имел ряд недостатков.
Во-первых, в стране существовала сословная система, в результате в Своде отсутствовал такой важный раздел как «Лица».
Во-вторых, в современной учебной литературе работа М.М. Сперанского определяется как кодификация. В дореволюционной литературе такое определение к ней не применялось. Хотя М.М. Сперанский иногда позволял себе формулировать новые нормы, не опирающиеся на действующий закон, правильнее все-таки определить Свод законов не как кодификацию, а как консолидацию. М.М. Сперанский предполагал приступить к созданию кодексов. Он хотел, чтобы кодексы, в отличие от Полного собрания и Свода, стали новым правом, отражающим общеевропейские правовые тенденции и правовые ориентиры для будущей России. Однако в придворных кругах такие прожекты поддержки не получили, и работа не началась.
Третьим недостатком консолидированного права явилось существование на территории страны разных правовых источников: на национальных окраинах русские законы, зачастую, не действовали. Тем самым закладывалась психологическая основа для будущего политического сепаратизма.
В 1854 г. вышло в свет второе издание Свода законов. В него вошли нормативноправовые акты, принятые в царствование Николая I.
Государственное право. В большинстве современных стран вполне правомерно объединяются два понятия: «Конституция» и «основной закон». Но в XVIII-XIX вв. это было не одно и тоже. Под Конституцией понималось ограничение самодержавной власти гражданским обществом, и до 1906 г. в стране такого не было. А юридически зафиксированные основы государственного строя Россия, конечно, имела. Они были изложены в виде законов об императоре и императорской фамилии и законах о государственном механизме.
Первая часть государственного права нашла своё отражение в первой части первого тома Свода законов Российской империи: о священных правах и преимуществах верховной самодержавной власти, учреждение об императорской фамилии.
Вторая часть находилась во второй части первого тома. А также во втором и третьем томах: законы и высших и местных государственных учреждениях, уставы о службе гражданской, о пенсиях и орденах.
Административное право. Эта отрасль права регулировала сферу безопасности и благоустройства населенных пунктов. Кроме борьбы с уголовниками и правонарушителями, под «безопасностью» понималось также борьба с пьянством, контроль печатных изданий, паспортный режим, наблюдения «за сборищами народа». А под «благоустройством» - борьба с проституцией. Нормы административного права содержались в XII, XIII и XIV томах Свода законов. Помимо этого, данная сфера права регулировалась подзаконными актами определенных министерств, прежде всего, Министерства народного просвещения и Министерства государственных имуществ.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 192.