Г. Конституция была дарована Финляндии.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В царствование Николая 1 были предприняты попытки оживления и дворянского, и городского самоуправления.

  В 1831 г. было издано новое Положение о дворянских обществах (более точно определены цели дворянских собраний, порядок выборов должностных лиц, расширен круг должностей, замещаемых на выборной основе, было сокращено число членов дворянского собрания путем введения значительного имущественного ценза, мелкопоместное дворянство было отрешено от участия в собраниях). К участию в дворянских собраниях стали теперь допускаться дворяне, имеющие не менее 100 душ крестьян, а также не менее 3000 десятин земли, хотя и незаселенной, но в одной губернии. Для дворян, получивших во время действительной службы чин полковника или действительного статского советника, ценз понижался до 5 душ крестьян или 150 десятин земли. За непосещение собраний без уважительных причин на дворянина налагался штраф до 250 руб. и даже временно его исключали из собрания.

Все изложенные постановления были направлены на оживление деятельности дворянских собраний.

Городская реформа 1848 г.

 Вопрос о городском самоуправлении не был обойден законодательством рассматриваемого периода 1848 г.

    Сословия входили в городское общество на разных основаниях: дворяне, почетные граждане и разночинцы – по владению недвижимостью в черте города

 купцы, мещане и цеховые ремесленники - в силу принадлежности к определенному податному состоянию.

Гласные в думе заседали по куриям. В полном составе дума собиралась редко.

 

В руках “старших” сословий руководящее влияние на ход городских дел.

При рассмотрении какого-либо вопроса нескольких отделениях общей думы, первоначально должны были вынести решения отделения двух “старших” сословий, остальные отделения получали готовые решения и вынуждены механически их поддержать.

Гражданско-правовые отношения по Своду законов

Действующее гражданское законодательство было систематизировано в 9-м, 10-м и 11-м томах Свода законов. Впервые в русском законодательстве подробно раскрывается содержание полномочий собственника на принадлежащее ему движимое и недвижимое имущество.

Недвижимым имуществом считались земельные угодья, деревни, дома, заводы, фабрики, лавки, любые строения и пустые дворовые места.

Недвижимое имущество могло быть благоприобретенным или родовым.

К движимому имуществу относились мореходные и речные суда, книги, рукописи, картины и другие предметы, относящиеся к науке и искусству, домашние уборы, экипажи, орудия земельного производства, инструменты, лошади и  другой скот, сжатый и молоченый хлеб, продукция заводского производства, металлы, минералы и другие полезные ископаемые.

Семейное право.

Семейно-брачные отношения всегда находились под сильным влиянием церкви.

По закону признавался только церковный брак. Лица православного христианского вероисповедания не могли вступать в брак с лицами других вероисповеданий. 

По-прежнему сохранялось подчиненное положение женщины в семье.

Законодательство разрешало мужу наказывать жену.

Паспорт жене мог выдаваться только с разрешения мужа.

 Жена должна была следовать за мужем в случае перемены последним места жительства.

Брачный возраст для юношей установлен с 18 лет, для девушек - с 16. При этом архиереям, в отдельных случаях, предоставлялось право снижать брачный возраст. Запрещалось вступать в брак мужчинам старше 80 лет, женщинам - старше 60. Для вступления в брак требовалось не только согласие брачующихся, но и их родителей или опекунов.

Для военнослужащих требовалось согласие вышестоящего начальства, для помещичьих крестьян - согласие помещика.

Супруги имели раздельные права на имущество.

Приданое жены и имущество, полученное в дар или через наследство, а также приобретенное лично во время брака, считалось ее отдельной собственностью. Супруги могли самостоятельно распоряжаться своим имуществом.

За долги друг друга супруги не отвечали.

 Отцу принадлежала власть над детьми. От детей никакие жалобы на родителей в суд не принимались, а родители имели право обращаться в суд с просьбой о заключении детей под стражу от двух до четырех месяцев.

 Если взрослые дети проживали вместе с родителями, то они не имели права вступать в какие-либо имущественные сделки.

Дети, отделенные от родителей, имели право распоряжаться своим имуществом по собственному усмотрению.

Незаконнорожденные дети не имели права на фамилию отца и на наследование его имущества.

К матери власть над детьми переходила в случае смерти отца или лишения его судом прав состояния.

Наследственное право.

 Имущество передавалось наследникам по закону и по завещанию. Наследниками первой очереди по закону считались сыновья, затем внуки и правнуки. При отсутствии наследников мужского пола наследниками становились дочери, внучки и правнучки умершего. Если не было прямых наследников, то наследство передавалось родственникам по боковой линии.

 Имущество умерших бездетных сына или дочери, полученное от родителей, возвращалось родителям.

 Переживший супруг получал 1/7 часть из недвижимого  имущества и 1/4 из движимого.

 Сестры при живых братьях получали 1/14 часть недвижимого имущества и 1/8 часть движимого.

По своему усмотрению можно было завещать только благоприобретенное имущество. Родовое имущество могло завещаться лишь в тех случаях, когда завещатель был бездетным, и только пережившему супругу в пожизненное пользование или ближайшему родственнику.

Наследники обязаны были уплатить все долги умершего даже в том случае, если наследственного имущества было недостаточно. Наследство считалось выморочным и поступало в казну, если наследников не было вообще или никто из них не явился в течение 10 лет за получением наследства.

Уголовное право.

В Своде законов уголовное право содержалось в кн. 1 XV тома. Впервые в уголовном праве были выделены Общая часть и Особенная. В книге было 756 статей. Однако оно не устраивало Николая I, поэтому в 1845 г. было подготовлено Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Число статей увеличилось почти в три раза - до 2224.

Впервые в русском уголовном праве появилась Общая часть. Его роль выполнил первый раздел Уложения.

г. Конституция была дарована Финляндии.

Таким образом, реформы начала первого периода царствования Александра I носили весьма ограниченный характер, но они достаточно упрочили его положение как самодержавного монарха, будучи результатом компромисса между либеральным и консервативным дворянством.

     Второй период правления императора традиционно называется в исторической литературе «консервативным», несмотря на то, что в это время были осуществлены либеральные преобразования. 

1. В ноябре 1815г. утверждение польской конституции. В ней сохранялась монархия, но предусматривалось создание двухпалатного парламента (сейма). Правительство должно было быть ответственно перед сеймом, также гарантировались свобода печати, равенство всех сословий перед законом, неприкосновенность личности. Эта конституция стала своего рода пробным шагом, экспериментом, который должен был предшествовать введению конституции в России.

2. А на открытии сейма в 1818 г. в речи Александра I фактически прозвучало обещание ввести конституцию и в России.

2. март 1818 г. Проект конституции Н. Новосильцева. К 1820 г. проект «Государственной уставной грамоты Российской империи» был  разработан, но так и не была реализован  - Александр I не решился идти на прямую конфронтацию с оппозицией. Конституция Новосильцева более консервативна по сравнению с проектом Сперанского (система назначения в Думу вместо выборности; дополнение имущественного ценза у Сперанского сословным принципом у Новосильцева, так как большая часть депутатов избиралась от дворянства). Однако на реализацию и этого проекта А I не решился.

Во-первых, либеральные планы породили в дворянской среде сильное раздраже­ние, грозившее обернуться дворцовым переворотом.

Во-вторых, в Европе развернулась деятельность революционных обществ

Высшие органы власти. Реформа государственного управления. В течение 1801-1810 гг. функционировал «Непременный совет», выполнявший совещательную функцию при молодом императоре Александре I.

С 1810 г. учрежден «Государственный Совет» - высший законосовещательный ор­ган. Он состоял из пяти департаментов, занимавшихся такими областями, как: законы, военные дела, гражданские и духовные дела, государственная экономия, дела царства Польского. С созданием этих органов роль Сената уменьшилась. Он окончательно оформился как высшее судебное учреждение страны.

В конце XVIII в. в коллегиальной системе выявился ряд недостатков: от­сутствовала персональной ответственность, функции коллегий не во всем были четкими, делопроизводство было изрядно усложнено. Поэтому уже Екатерина II начала предпри­нимать попытки замены петровских коллегий на новые органы, руководитель которых нес бы персональную ответственность за порученное дело. Такими руководителями ста­ли, например, отвечавший за просвещение

И.И. Бецкой, И.Э. Миних, занимавшийся во­просами таможни.

В 1802 г. в соответствии с законом «Об учреждении министерств» были созданы министерства военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внут­ренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Тогда же было создано Го­сударственное казначейство со статусом центрального учреждения. Их принципиальным отличием от прежних коллегий являлась персональная ответственность министров за со­стояние порученной сферы государственного управления. Реформа центральных госу­дарственных органов завершилась в 1810-1811 гг., и в таком виде созданная министерская система просуществовала до 1917 г.

Одновременно с организацией министерств для решения межведомственных во­просов был создан и Комитет министров. Его функции были уточнены в 1812 г. Предсе­дательствовал на его засеваниях император.

Полиция. В 1802 г. было создано Министерство внутренних дел. После этого управление этой сферой стало более стройным, численность полиции возросла.

Органы государственной безопасности. в апреле 1801 г. Александр I Тайную экспедицию ликвидировал. в 1805 г. возник «Комитет высшей полиции». В 1807 г. его место занял «Комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общественного спокойствия». В 1810 г. в составе министерства полиции создается «Особая канцелярия». Наконец, в 1817 г. в обе­их столицах и некоторых других городах была учреждена царская Жандармерия.

  Николай I (1825 г. – 1855 г.) до конца жизни по складу характера, образу жизни был военным. И быт его был прост как быт солдата. Спал на соломенном тюфяке, укрывался шинелью, не знал он халатов и ночных туфель, был непритязателен в пище. Обходился черным хлебом, борщом. Был невероятно трудолюбив. Рабочий день императора начинался в 8 часов утра и заканчивался в три часа ночи. Сам себя в шутку называл каторжником Зимнего дворца. Обладал феноменальной памятью, держал в голове массу цифр, фамилий, документов, статистических данных.     

Николая I называли «рыцарем самодержавия без страха и упрека». Он очень ревностно охранял Россию от революций, смут и разложения русских традиций. Считал самодержавие хребтом России, а опорой самодержавия – дворянство.  

Заглавную роль в системе высших госучреждений в правление Николая I стала играть Собственная его императорского величества канцелярия (СЕИВК). Ей подчинялись министерства, Госсовет и Сенат, деятельность которых обесценилась. В период правления Николая I были учреждены шесть отделений Собственной его Императорского Величества канцелярии

(I отделение - надзор над министерствами, занималось подбором и расстановкой кадров, осуществляло подготовку законопроектов и выполняло, собственно, канцелярские функции;

II отделение - занималось кодификацией законов;

III отделение - являлась секретной полицией и осуществляло разнообразные функции политического сыска;

IV отделение - управление учебной, воспитательной, благотворительной деятельностью;

V отделение – обучало и осуществляло реформу государственной деревни;

VI отделение - осуществляло управление присоединенными к России землями на Кавказе.)

Главным отделением СЕИВК стало 3 отделение, ведавшее политическим сыском и надзором. Исполни­тельным органом Третьего отделения стал жандармский корпус. Во главе с Бенкендорфом. В её задачу входила борьба с оппозиционными настроениями, поимка беглых крестьян и уголовных пре­ступников.

Общая численность корпуса составляла несколько тысяч человек. Для такой ог­ромной страны это было совсем немного. И определялось не только профессионализмом, но и незначительным политическим противостоянием общества и власти. 

     Другой особенностью николаевской системы государственного управления следует считать усиление полицейского характера и дальнейшую милитаризацию аппарата управления. На посты глав многих министерств и ведомств при Николае I назначались военные люди. Подавляющее большинство губернаторов (в 41 губернии из 53) также были военными, в основном генералами. Были военизированы управление горных и соляных дел, ведомства путей сообщения, строительство железных дорог. Наблюдается резкое усиление роли МВД, развитие которого шло в направлении сокращения его хозяйственных отделов и расширения полицейско-карательных функций. По данным научных исследований, число чиновников в России только за первую половину XIX в. увеличилось с 16 тыс. в 1801 г. до 76 тыс. к середине века. В результате российское чиновничество, обычно бессильное в лице своих министров перед самодержавной властью, становилось практически бесконтрольным и неуязвимым как самостоятельная сила. На эту опасность обращали внимание не только представители российской передовой общественности, отмечавшие, что страной правит не столько Зимний, сколько русская бюрократия. Заложником созданной им бюрократической системы оказался и сам император, вынужденный признать в конце своего правления, что государством управляет, увы, не он, а "столоначальники".

 

   Ряд мер был принят правительством Николая I с целью укрепления системы местной администрации. Так же как и в сфере высшего и центрального управления, основные усилия властей были направлены на дальнейшую централизацию местного управления, его военизацию и полицеизацию.

   В 1837 г. был издан "Общий наказ гражданским губернаторам", ставивший целью придать местному управлению характер отлаженного механизма, работающего в строгом соответствии с законом и предписаниями вышестоящих инстанций.

Губернатор являлся полномочным хозяином губернии и должен был выступать в роли блюстителя неприкосновенности верховных прав самодержавия, обеспечивать точное исполнение указов императора и Сената, предписаний МВД. В системе губернского управления помимо губернских правлений действовали под председательством губернатора различные отраслевые присутствия, комиссии, комитеты, приказы общественного призрения.

    Тем самым губернаторство окончательно приобретало характер строго централизованного, бюрократического института управления.

Одновременно было принято решение об упразднении генерал-губернаторского поста для большинства областей центральной России (кроме Москвы и Санкт-Петербурга). В институте генерал-губернаторства центральная власть видела лишнее звено в бюрократической вертикали, делающее систему управления менее проницаемой для контроля. Решено было оставить генерал-губернаторов как органы чрезвычайной политической власти только в тех районах, интеграция которых в Российскую империю по тем или иным причинам была неполной, а также там, где возникала угроза безопасности государству и требовались дополнительные средства бюрократического контроля для ее устранения. Для остальных губерний признавался достаточным политический надзор со стороны губернаторов и их нового начальства - Министерства внутренних дел.

В 1837 г. была проведена реформа полицейских органов. Полицейская сеть распространилась на сельские районы страны, низшей полицейской должностью стала должность станового пристава. В сельской местности также существовала сельская выборная полиция – сотские и десятские, а также вотчинная полиция помещиков. Все эти структуры работали согласованно.

Уездную полицию возглавлял исправник, который избирался на три года уездным дворянством. При нем существовал земский суд, в состав которого входили заседатели от дворян, а с 1837 г. – и от государственных крестьян.

В первой половине XIX в. в России не существовало строгого разделения функций между полицией и судом, полиция также проводила свое дознание и имела право судить в «маловажных полицейских вещах».

В структуре полицейских органов губернских и столичных городов имелись управы благочиния, при которых функционировали гауптвахты, долговые тюрьмы и полицейские архивы. Кроме того, начиная с 40-х гг., создаются врачебно-полицейские комитеты, на которые возлагался контроль за публичными домами и «тайно промышляющими женщинами».

Дата: 2019-11-01, просмотров: 239.