Занятие 21. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели:

коррекционно-образовательная:

обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту;

коррекционно-развивающие:

—развивать у детей умение логически выстраивать свое высказывание;

—активизировать словарь прилагательных;

—упражнять детей в работе над деформированной фразой;

коррекционно-воспитательная:

воспитывать у детей интерес к художественным произведениям.

Оборудование: текст рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания», сюжетные картинки с изображением четырех времен года (подбирает логопед).

Предварительная работа: чтение художественных текстов А.К. Толстого «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...», Г.К. Скребицкого «Зима», И.С. Никитина «Полюбуйся: весна наступает...», игры: «Подбери признак», «Наоборот».

Ход занятия

/. Организационный момент. Игра «Подбери признак»

—Лето (какое?) — жаркое, теплое, солнечное и т.д.

—Зима (какая?) — белоснежная, лютая, суровая и т.д.

—Осень (какая?) — золотая, дождливая, урожайная и т.д.

—Весна (какая?) — долгожданная, теплая, ранняя и т.д.

2. Объявление темы.

Логопед просит детей назвать свое любимое время года. (Ответы детей.)

Сегодня мы узнаем, какое любимое время года у мальчика Мити из рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»*. * Текст рассказа представлен в приложении (см. с. 116—117).

3.Чтение рассказа.

После прочтения рассказа логопед задает минимальное количество вопросов. Например:

—О чем говорилось в рассказе?

—Кто главный герой?

4.Игра «Составь предложение».

—На, зимой, кататься, весело, санках.

—На, хорошо, лугу, весной, зеленом.

—Много, в, летом, лесу, ягод.

—Яблоки, осенью, и, поспевают, груши.

5.Физкультминутка. Русская песенка

 

Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, Дети идут по кругу, взявшись за руки.
С радостью, с радостью, С великою милостью: Идут по кругу В обратную сторону.
Со льном высоким, Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки.
С корнем глубоким, Приседают, опускают руки.
С хлебами обильными. Взявшись за руки, бегут по кругу.

6. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

7. Пересказ рассказа детьми.

8. Итог занятия.

—О ком этот рассказ?

—Какое любимое время года у Мити?

—Почему все времена года Мите нравились?

 

Занятие 22. Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму»

Цели:

коррекционно-образовательные:

—учить детей составлять рассказ по картине;

—формировать у детей умение самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие событиям, изображенным на картине;

коррекционно-развивающие:

—развивать у детей умение подбирать признаки и действия к предметам;

—развивать у детей умение составлять рассказы в соответствии с составленным планом;

коррекционно-воспитательная:

воспитывать у детей уважение и любовь к членам своей семьи.

Оборудование: сюжетная картина «Поздравляем маму» (рис. 21).

Пред варительная работа: беседа в семье о занятиях мамы, бабушки, сестры; аппликация «Цветы в подарок маме и бабушке»; игра «Старше — младше».

Ход занятия

/. Организационный момент. Чтение стихотворения.

Мамин день — 8 марта —

Отмечает вся страна.

И пускай еще морозы

И сосульки под окном,

Но пушистую мимозу

Продают уже кругом.

Брызги солнечного света,

Брызги солнечного лета

Мы несем с мимозой в дом.

Дарим бабушкам и мамам,

Поздравляем с Женским днем!

2.Объявление темы.

—Какой праздник отмечают в первые дни весны?

—Кого поздравляют в этот день?

—Сегодня мы расскажем о том, как лучше всего поздравить маму в этот день.

3.Игра «Подбери признак и действие».

—Мама (какая?) — ...

—Бабушка (какая?) — ...

—Сестра (какая?) — ...

—Папа (что делает?) — ...

—Дедушка (что делает?) — ...

4.Беседа по картине.

Логопед выставляет картину и дает детям некоторое время на то, чтобы ее рассмотреть. Затем проводит беседу.

—Кого вы видите на картине?

—Кого поздравляют папа, брат и сестра?

—Почему они поздравляют маму?

—Как готовился к этому дню папа?

—А сестра? А брат?

—Как они оформили праздничный стол?

—Что можно сказать об их настроении?

—Что в ответ на поздравления скажет мама?

—Как вы будете поздравлять свою маму?

5. Физкультминутка.

 

Чей сегодня день рожденья? Для кого пекут пирог? Дети пожимают плечами.
Для кого расцвел весенний. Первый мартовский цветок? Руки над головой изображают «цветок».
Для кого, для кого? Догадайтесь сами. Руки на поясе.
И пирог, и цветок Руки перед собой, а «цветок» над головой.
Мы подарим маме. (Ю. Никонова) «Дарят» воображаемой маме.

 

6.Составление рассказа.

Логопед еще раз просит детей рассмотреть картину, а затем дать название будущему рассказу. После того, как дети придумают название для рассказа, логопед наводящими вопросами типа «О чем нужно рассказать в начале рассказа?», «О чем следует рассказать очень подробно?», «Чем закончить рассказ?» подводит их к составлению плана рассказа и самому рассказу. По ответам детей составляется план.

Например:

1. Подготовка к празднику.

2. Поздравления маме.

Затем дети переходят к составлению рассказа.

7.Рассказы детей.

Примерный рассказ, составленный детьми

Наступила весна, а с нею и праздник для всех мам. Папа, Оля и Саша решили каждый приготовить подарок для мамы. В день 8 Марта папа и дети накрыли праздничный стол и стали поздравлять маму. Первым вручил свой подарок Саша: цветок, который он нарисовал. Папа подарил маме красивые тюльпаны, а Оля испекла любимое мамино печенье. Мама поблагодарила за прекрасные подарки, и семья села пить чай. У всех было праздничное настроение.

8. Итог занятия.

—О каком празднике говорили?

—Кого поздравляют в этот день?

—Как назывался рассказ, который вы составили?

Дата: 2019-11-01, просмотров: 220.