Цели:
коррекционно-образовательная:
— обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту;
коррекционно-развивающие:
—развивать у детей умение логически выстраивать свое высказывание;
—активизировать словарь прилагательных;
—упражнять детей в работе над деформированной фразой;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей интерес к художественным произведениям.
Оборудование: текст рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания», сюжетные картинки с изображением четырех времен года (подбирает логопед).
Предварительная работа: чтение художественных текстов А.К. Толстого «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...», Г.К. Скребицкого «Зима», И.С. Никитина «Полюбуйся: весна наступает...», игры: «Подбери признак», «Наоборот».
Ход занятия
/. Организационный момент. Игра «Подбери признак»
—Лето (какое?) — жаркое, теплое, солнечное и т.д.
—Зима (какая?) — белоснежная, лютая, суровая и т.д.
—Осень (какая?) — золотая, дождливая, урожайная и т.д.
—Весна (какая?) — долгожданная, теплая, ранняя и т.д.
2. Объявление темы.
Логопед просит детей назвать свое любимое время года. (Ответы детей.)
Сегодня мы узнаем, какое любимое время года у мальчика Мити из рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»*. * Текст рассказа представлен в приложении (см. с. 116—117).
3.Чтение рассказа.
После прочтения рассказа логопед задает минимальное количество вопросов. Например:
—О чем говорилось в рассказе?
—Кто главный герой?
4.Игра «Составь предложение».
—На, зимой, кататься, весело, санках.
—На, хорошо, лугу, весной, зеленом.
—Много, в, летом, лесу, ягод.
—Яблоки, осенью, и, поспевают, груши.
5.Физкультминутка. Русская песенка
| Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, | Дети идут по кругу, взявшись за руки. |
| С радостью, с радостью, С великою милостью: | Идут по кругу В обратную сторону. |
| Со льном высоким, | Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки. |
| С корнем глубоким, | Приседают, опускают руки. |
| С хлебами обильными. | Взявшись за руки, бегут по кругу. |
6. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
7. Пересказ рассказа детьми.
8. Итог занятия.
—О ком этот рассказ?
—Какое любимое время года у Мити?
—Почему все времена года Мите нравились?
Занятие 22. Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму»
Цели:
коррекционно-образовательные:
—учить детей составлять рассказ по картине;
—формировать у детей умение самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие событиям, изображенным на картине;
коррекционно-развивающие:
—развивать у детей умение подбирать признаки и действия к предметам;
—развивать у детей умение составлять рассказы в соответствии с составленным планом;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей уважение и любовь к членам своей семьи.
Оборудование: сюжетная картина «Поздравляем маму» (рис. 21).
Пред варительная работа: беседа в семье о занятиях мамы, бабушки, сестры; аппликация «Цветы в подарок маме и бабушке»; игра «Старше — младше».
Ход занятия
/. Организационный момент. Чтение стихотворения.
Мамин день — 8 марта —
Отмечает вся страна.
И пускай еще морозы
И сосульки под окном,
Но пушистую мимозу
Продают уже кругом.
Брызги солнечного света,
Брызги солнечного лета
Мы несем с мимозой в дом.
Дарим бабушкам и мамам,
Поздравляем с Женским днем!
2.Объявление темы.
—Какой праздник отмечают в первые дни весны?
—Кого поздравляют в этот день?
—Сегодня мы расскажем о том, как лучше всего поздравить маму в этот день.
3.Игра «Подбери признак и действие».
—Мама (какая?) — ...
—Бабушка (какая?) — ...
—Сестра (какая?) — ...
—Папа (что делает?) — ...
—Дедушка (что делает?) — ...
4.Беседа по картине.
Логопед выставляет картину и дает детям некоторое время на то, чтобы ее рассмотреть. Затем проводит беседу.
—Кого вы видите на картине?
—Кого поздравляют папа, брат и сестра?
—Почему они поздравляют маму?
—Как готовился к этому дню папа?
—А сестра? А брат?
—Как они оформили праздничный стол?
—Что можно сказать об их настроении?
—Что в ответ на поздравления скажет мама?
—Как вы будете поздравлять свою маму?
5. Физкультминутка.
| Чей сегодня день рожденья? Для кого пекут пирог? | Дети пожимают плечами. |
| Для кого расцвел весенний. Первый мартовский цветок? | Руки над головой изображают «цветок». |
| Для кого, для кого? Догадайтесь сами. | Руки на поясе. |
| И пирог, и цветок | Руки перед собой, а «цветок» над головой. |
| Мы подарим маме. (Ю. Никонова) | «Дарят» воображаемой маме. |
6.Составление рассказа.
Логопед еще раз просит детей рассмотреть картину, а затем дать название будущему рассказу. После того, как дети придумают название для рассказа, логопед наводящими вопросами типа «О чем нужно рассказать в начале рассказа?», «О чем следует рассказать очень подробно?», «Чем закончить рассказ?» подводит их к составлению плана рассказа и самому рассказу. По ответам детей составляется план.
Например:
1. Подготовка к празднику.
2. Поздравления маме.
Затем дети переходят к составлению рассказа.
7.Рассказы детей.
Примерный рассказ, составленный детьми
Наступила весна, а с нею и праздник для всех мам. Папа, Оля и Саша решили каждый приготовить подарок для мамы. В день 8 Марта папа и дети накрыли праздничный стол и стали поздравлять маму. Первым вручил свой подарок Саша: цветок, который он нарисовал. Папа подарил маме красивые тюльпаны, а Оля испекла любимое мамино печенье. Мама поблагодарила за прекрасные подарки, и семья села пить чай. У всех было праздничное настроение.
8. Итог занятия.
—О каком празднике говорили?
—Кого поздравляют в этот день?
—Как назывался рассказ, который вы составили?
Дата: 2019-11-01, просмотров: 320.