- »Ы» - это из-за «АукцЫона»? Или все же Гайдай?
- И то, и другое. Там помогал мальчик один, которого звали Шура. Достаточно комичный, со всякими историями смешными. Так что и «Другие приключения Шурика», и «АукцЫон».
Мне вспомнилось не менее классическое: «Пилите, Шура, они золотые». В неожиданном «золотом» прорыве с «АукцЫоном» сработала его любимая мысль: «Не я один такой идиот, что люблю «АукцЫон», таких много». Проект родился опять же из «поколения дворников»:
- Ребята у меня жили - надо было помочь концерт устроить. И мы доказали, что они могут быть востребованы и за них будут деньги платить. До этого заработки «АукцЫона» были очень скромные. А тут им по тысяче долларов за день платили, что было совсем неплохо.
Успех концертов сложился из нескольких обстоятельств:
- Был гений Лени Федорова и низкая себестоимость в организации площадки. Какие-то деньги - в пределах нормы - мы потратили на рекламу: плакатики, радиореклама в метро. Была очень успешная пресс-конференция, около ста журналистов, на то время это было все, что можно собрать. При том что даже фуршета никакого не было. А потом - толпа на концертах.
Вот так, легко, совершались открытия, над какими бьются западные маркетологические умы. Едешь в метро - вдруг «АукцЫон» запел.
- То, во что верилось, получалось хорошо. То, что делали как чистый бизнес-хуже,- опять выворачивает он на идеологию.- Слоганом тогдашнего нашего движения было «Нормальная музыка для нормальных людей». А другим слоганом - «Настоящее».
«Настоящее» было девизом и некоммерческих проектов «ИЦ-Гаранта». Например - «Лотмановского сборника». Здесь стало ясно, что не все может быть бизнесом.
- Когда умер Юрий Михайлович Лотман, я не поехал на похороны. Как-то совершенно внутренне не поехал, поехал вместо этого в Армению. Были мемориальные конференции, и один человек сказал: «Издай брошюру по конференции, а потом продай». А меня это как-то вставило, я подумал: ни фига, надо делать настоящее, и придумал, как сделать. Договорились с Тарту и РГГУ (с Сергеем Юрьевичем Неклюдовым). Все были вкладчиками, и это был заметный проект.
«Все вкладчики» - бизнес-идея и его интернет-проектов, рожденных во глубине сквота в Калашном переулке.
- Многие думали, что это сквот, а это была моя квартира, с большим количеством комнат, там жили-работали, размножались .
В комнате с тарелкой и пятью-шестью компьютерами начался и «Журнал.ру» - одно из первых офлайн-изданий о Сети. Четкого бизнес-проекта опять не было, только идея, что авторы - тоже доноры проекта, как и Дмитрий. На опять же доноров со спонсорами был рассчитан и существующий до сих пор сайт «Полит.ру», изначально замышлявшийся еще и на бумаге (тут мне стало стыдно, что в 1999-м я попил донорских денег с сайта).
- Я попытался это продать. Было не воспринято, но вместо этого я получил какие- то PR-заказы и на них зарабатывал.
Проекты Ицковича размножались и исчезали. Уже в двухтысячных был остановлен из-за недофинансирования развлекательный комплекс «На Тульской», хотя, по мнению Дмитрия, спроектирован он был тоже правильно. Выживают сильнейшие. Как брэнд ОГИ.
В середине девяностых анахроническое название «ИЦ-Гарант» («Столько этих «Гарантов» появилось.») сменило «Объединенное гуманитарное издательство». Оно подарило много культурных книг читателям, аббревиатуру -клубу «Проект ОГИ», а тот в свою очередь породил сеть кафе «ПирОГИ».
- А сейчас что?
- Сейчас все это группа компаний. У них разные собственники с разными за дачами, но это нормально. Нормальное развитие.
- А вы, условно говоря, идеолог?
- Да, безусловно.
- Идея ваша - бензин чей?
- Идея, кстати, не всегда моя,- опять уходит он от разговора о бензине.- Между идеей и деятельностью очень большое расстояние. Проектная задача - идею превратить в идеологию, а идеологию превратить в деятельность.
Меня немного утомила его идейность, но с ней связаны и новые его проекты.
СТАРЫЕ ПЕСНИ О СЧАСТЬЕ
Ицкович меняет идеологию и в секторе, где располагаются кафе «ПирОГИ» с «Билингвой»:
- Расширяем концепцию присутствия в городе и по брэнду, и по типу деятельности. А из совсем уж ближайшего - опять же идеологический выпуск пластинки поэта Льва Рубинштейна, некогда прославившегося чтением концептуальных стихов на карточках. Дмитрий хочет заставить Льва Семеновича поверить, что тот еще и певец:
- Будет качественная профессиональная запись с хорошими музыкантами.
- Это некоммерческий проект?
- Почему? - тут он чуть не обижается.- Дальше это надо продать. Буду искать партнера на выпуск. Когда найду, будет история с раскруткой.
- А что Лев Семенович будет петь?
- Старые советские песни. «Летят перелетные птицы». Сейчас всякая попса пытается их петь, но это же тотальный продукт на самом деле. И в этой пластинке будет некоторая общая национальная душевность. И то, что это споет поэт, который про интонирование, про слова знает больше, чем кто бы то ни было. Ну, посмотрим.
Действительно, посмотрим-послушаем. Может, опять, как когда-то с «АукцЫо- ном», сработает формула счастья от Ицковича:
- Когда настоящий качественный продукт вдруг становится востребованным, то понимаешь, что мир неплохо устроен. Что он оправдывает твои ожидания.
«БИЗНЕС», No36(55) от 02.03.05
Откуда вылетает «птичка»
Дата: 2019-11-01, просмотров: 222.