Фаза. Проектирование взаимодействия.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задачи. Совместное создание программы и плана взаимодействия детского сада и семьи в проблемном поле воспитания дошкольников.

6 фаза. Социально‑педагогический мониторинг.

Задачи. Постоянное наблюдение за развитием взаимодействия детского сада и семьи (в системах «родители – дети», «педагоги – дети», «педагоги – родители»); анализ, оценка получаемых результатов; уточнение программы и плана взаимодействия.

Фаза. Рефлексия.

Задачи. Критический анализ и оценка результатов взаимодействия детского сада и семьи, осмысление роли каждого участника процесса в жизни ребенка и друг друга.

Важными характеристиками продуктивного взаимодействия детского сада и семьи являются ответственность и активность.

Ответственность родителей и педагогов обусловлена требованиями общества и выражает степень их участия как в собственном развитии, так и в воспитании, образовании и развитии детей.

Активность – это поведение социальных субъектов (личности, группы, общности), воспроизводящее или изменяющее условия их жизнедеятельности и развивающее их личностную структуру Применительно к системе «детский сад – семья», активность – это поведение педагогов, родителей (а также других членов семьи) и детей, определяющее развитие личности как воспитывающего взрослого, так и ребенка.

Характеристиками, определяющими степень активности субъектов взаимодействия, являются:

– осознанность ценностей и смыслов взаимодействия;

– разнообразие способов и сфер взаимодействия педагогов, родителей и детей;

– привлечение к взаимодействию других субъектов воспитания (например, специалистов учреждений культуры);

– мобильность в решении проблем воспитания ребенка;

– творческий потенциал детского сада и семьи, установка на поиск новых форм взаимодействия.

Переход от ограничивающего к продуктивному, развивающему взаимодействию затрагивает все уровни управления детского сада, к которым относятся:

– заведующий, Совет дошкольного образовательного учреждения, Совет педагогов;

– медико‑психологическая служба, старший воспитатель (заместитель заведующего), заместитель по административно‑хозяйственной части;

– педагоги, специалисты дополнительного образования, коллектив родителей;

– детский коллектив.

Дошкольное учреждение возглавляет заведующий. Он является символической фигурой, которая представляет организацию. На нем лежит моральная и профессиональная ответственность за все, что делается в детском саду; за то, как чувствуют себя в нем дети, родители, педагоги.

В должностные обязанности заведующего детским садом (применительно к рассматриваемому направлению работы) входит: обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью, родителями (или лицами их заменяющими).

Старший воспитатель мобилизует и сопровождает педагогов в решении задачи взаимодействия с семьей, привлекает к ее решению родителей и общественность. В соответствии с должностными обязанностями он организует просветительскую работу для родителей, взаимодействует с родителями.

Педагог‑психолог призван создавать психологически безопасные условия для субъектов образовательного процесса детского сада: детей, педагогов, родителей. В соответствии с должностными обязанностями он:

– оказывает помощь воспитателям, родителям, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;

– составляет психолого‑педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей в проблемах личностного и социального развития воспитанников;

– формирует психологическую культуру воспитанников, педагогических работников и родителей, в том числе и культуры полового воспитания;

– консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально‑психологической компетентности воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц их заменяющих).

В поле профессиональной ответственности старшей медицинской сестры находится совместная работа с семьей по воспитанию здорового ребенка. От нее требуется индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье, развитие отношений с семьей на основе доверия, доброжелательности и сотрудничества. Старшая медицинская сестра, в соответствии с должностными обязанностями:

– осуществляет консультативно‑просветительную работу с педагогами и родителями по вопросам профилактики заболеваний и соблюдению санитарно‑гигиенических правил, по предупреждению распространения инфекций, лечению заболеваний в домашних условиях, формированию здорового образа жизни;

– оказывает (по возможности) необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу ДОУ в решении задач по сохранению и укреплению здоровья детей, дает рекомендации родителям по лечению и реабилитации детей, направляет их в случае необходимости к другим специалистам;

– участвует совместно со специалистами других структурных подразделений (методического, психолого‑педагогического и др.) при их наличии: в медико‑психолого‑педагогическом обследовании состояния здоровья ребенка по запросам воспитателей и родителей с привлечением специалистов других профилей;

– при поступлении ребенка в детский сад собирает у родителей дополнительные сведения об особенностях его развития и поведения;

– участвует в родительских собраниях.

Заместитель заведующего по административно‑хозяйственной части – специалист, который организует материально‑техническое снабжение педагогического процесса, обеспечивает чистоту и порядок в помещениях и на участке детского сада, противопожарную охрану, организацию труда обслуживающего персонала, оказывает помощь в озеленении участка детского сада. В его должностных обязанностях, отсутствует указание на взаимодействие с семьей.

Воспитатель детского сада также управляет процессом взаимодействия с семьями воспитанников. Воспитатель больше, чем другие специалисты детского сада, входящие в систему управления, связан с семьей, поскольку он, как и родители, служит делу воспитания ребенка.

В соответствии с должностными обязанностями воспитатель взаимодействует с родителями воспитанников (лицами их заменяющими).

Все чаще в детских садах, наряду с администрацией детского сада, воспитателями и психологом, вопросы взаимодействия с семьей оказываются в поле внимания социальных педагогов. Становление и развитие в России данной профессии, призванной оказывать социальную помощь и защиту различным социальным, половозрастным, религиозным, этническим группам и отдельным лицам, обусловлено сложной социально‑экономической обстановкой, политической нестабильностью и снижением уровня жизни в стране.

Содержание работы социального педагога в детском саду определяется потребностями дошкольного образовательного учреждения в решении социальных проблем воспитанников. Основные направления социально‑педагогической работы в детском саду: поддержание партнерских отношений с семьями воспитанников с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка; взаимодействие с педагогами, родителями (лицами их заменяющими), специалистами социальных служб и др. в оказании помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детям, нуждающимся в помощи государства, в предоставлении льгот, предусмотренных Правительством РФ. Согласно должностным обязанностям социальный педагог:

– изучает психолого‑медико‑педагогические особенности личности воспитанников и ее микросреды, условия жизни;

– выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении воспитанников и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

– выступает посредником между воспитанником и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

– взаимодействует с учителями, родителями (лицами их заменяющими), специалистами социальных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи воспитанникам, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальную ситуацию.

В рамках функционирования каждому звену системы управления можно и нужно находиться в рамках должностных обязанностей, инструкций. Однако для развития рассматриваемого направления работы в дошкольном учреждении этого недостаточно. Переход к новому качеству взаимодействия с семьей возможен, если усилия каждого участвующего в управлении субъекта будут направлены на преодоление разрыва между существующими и необходимыми отношениями с семьей, а также, что очень важно, достигнутыми и требуемыми результатами развития детей, их физического, психического, социального здоровья.

Критериями качества взаимодействия детского сада и семьи являются:

– ценностное отношение друг к другу (открытость к взаимодействию через развитие демократического климата в детском саду; согласие, толерантность (терпимость, принятие культурных отличий); принятие самоценности субъектов взаимодействия (детей и взрослых));

– информированность сторон об особенностях развития систем воспитания (семейной и общественной), о развитии систем, трудностях и перспективах диалога мира детства и мира взрослости; о достижениях систем в воспитании дошкольников; об услугах, оказываемых в детском саду и о возможности оказания услуги детскому саду семьей;

– включенность в совместную деятельность (совместное выявление специалистами и родителями достижений и трудностей в семейном и общественном воспитании ребенка; совместная проектная деятельность детей и взрослых в контексте актуальных проблем; совместное создание плана деятельности с прогнозируемыми результатами для каждого субъекта (ребенка, родителя, педагога) и его реализация).

 

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 222.