III. Распределение населения по группам обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

3.1. Организационные основы распределения населения по группам обучения.

В зависимости от участия в выполнении задач гражданской обороны и защиты населения и территорий, в целях обучения действиям в чрезвычайных ситуациях население распределяется на группы:

Группа А — лица руководящего состава гражданской обороны, другие управленческие кадры и специалисты, на которых распространяется действие законодательства Донецкой Народной Республики в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Группа Б – работники, персонал предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

Группа В — студенты, учащиеся, воспитанники дошкольных учебных заведений;

Группа Г — лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (неработающее население).

3.1.1. К группе А относятся:

лица руководящего состава гражданской обороны: руководящий состав республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, которые по должности исполняют обязанности начальников гражданской обороны и их заместителей, возглавляют комиссии, формирования или службы, образованные в рамках системы гражданской обороны и Единой системы;

другие управленческие кадры: должностные лица республиканских органов исполнительной власти, местных администраций (органов местного самоуправления), предприятий, учреждений и организаций, которые входят в состав координирующих и постоянно действующих органов управления гражданской обороны и Единой системы, а также возглавляют их структурные подразделения;

специалисты, на которых распространяется действие законодательства Донецкой Народной Республики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: работники диспетчерских (дежурных) служб, оперативный состав объектовых служб, специалисты аварийно-спасательных служб и невоенизированных формирований гражданской обороны, специалисты предприятий, учреждений и организаций, на которых возложены функции по решению вопросов промышленной и экологической безопасности, проведение работ по дегазации, дезактивации территорий (объектов) и химико-дозиметрическому контролю;

научно-педагогические и педагогические работники, которые преподают курс лекций в области гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности, а также руководители групп занятий с персоналом на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности.

3.1.2. К группе Б относятся:

работники предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, которые входят в состав нештатных служб и формирований, образованных в рамках системы гражданской обороны и Единой системы;

работники потенциально опасных объектов;

другие работники предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.

3.1.3. К группе В относятся:

студенты высших учебных заведений всех уровней аккредитации;

учащиеся, воспитанники профессиональных учебных заведений;

учащиеся общеобразовательных учебных заведений;

воспитанники старших групп детских дошкольных учебных заведений (учреждений).

3.1.4. К группе Г относятся:

лица трудоспособного возраста, не занятые в сфере производства и обслуживания или занятые индивидуальной трудовой деятельностью;

нетрудоспособные пенсионеры, которые не работают, лица временно не имеющие работы (безработные).

Обучение лиц, принадлежащих к этой группе, должно проводиться по месту проживания.

3.2. Цели и основные задачи обучения населения.

Целью обучения населения, независимо от группы, действиям в чрезвычайных ситуациях является:

обеспечение на всех уровнях непрерывного, последовательного, обязательного изучения основных способов и методов защиты в чрезвычайных ситуациях, а также приобретение и освоение населением практических навыков действий в чрезвычайных ситуациях.

3.2.1. Цель и основные задачи обучения населения группы А действиям в чрезвычайных ситуациях:

приобретение навыков создавать, принимать и реализовывать управленческие решения в пределах должностных обязанностей по предотвращению возникновения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, управлять силами и средствами защиты, совершенствование знаний, приобретение навыков в планировании и проведении мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

3.2.2. Цель и основные задачи обучения населения группы Б действиям в чрезвычайных ситуациях:

практическая отработка способов защиты и действий в чрезвычайных ситуациях в соответствии с планами гражданской обороны, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

подготовка личного состава нештатных служб и невоенизированных формирований гражданской обороны практическим действиям во время выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций или в очаге поражения.

3.2.3. Цели и основные задачи обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях групп В и Г:

изучение правил поведения и основных способов защиты в условиях ЧС;

формирование практических навыков индивидуальных и коллективных действий в условиях ЧС;

усвоение населением правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты и их практическое применение;

приобретение практических навыков оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

3.3. Виды и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях.

Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях организуется и выполняется путем определенных видов:

курсового обучения;

производственного обучения;

индивидуального обучения;

практической подготовки.

3.3.1. Курсовое, производственное и индивидуальное обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях предусматривает следующие формы:

профильное обучение;

учебно-методические сборы;

подготовка в учебных группах по месту работы или учебы;

просветительская работа с населением по месту жительства,

чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Обучение населения группы А в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций является обязательным и проводится в образовательных учреждениях (организациях) Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики (Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Донецкой Народной Республики, территориальных курсах гражданской обороны), а также в Институте гражданской защиты Донбасса Донецкого национального технического университета.

3.3.2. Профильное обучение осуществляется в специально созданной сети учебно-методических, образовательных учреждений (организаций) подготовки и обучения населения по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (территориальных курсов гражданской обороны, центрах) и в высших учебных заведениях последипломного образования, имеющие соответствующее разрешение (лицензию).

Такое обучение является необходимым условием для аттестации всех должностных лиц и специалистов, на которых распространяется действие законодательства Донецкой Народной Республики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, продвижения их по службе, дальнейшего назначения на вышестоящую должность, предоставления квалификационных категорий, званий и прочее.

Обучение организуется с отрывом от производства, с сохранением заработной платы и всех видов предусмотренных начислений, надбавок и доплат.

Содержание и продолжительность обучения определяются программами обучения в области гражданской обороны, а также соответствующими методическими материалами, дидактическими пособиями, во время проведения учебных занятий и других видов учебной деятельности и составляет соответственно:

на курсах гражданской обороны республиканского уровня – 72 учебных часа;

на курсах гражданской обороны в городах – 36 учебных часов.

Программы профильного обучения должны предусматривать:

изучение основных механизмов и процедур обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях, их нормативного и правового обеспечения, обновление знаний мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и реагированию на них;

получение дополнительных знаний, умений и навыков в соответствии с функциями, должностными обязанностями и компетенцией;

совершенствование знаний, умений и навыков решать задачи в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций учитывая природные и техногенные особенности территорий.

Программы профильного обучения могут разрабатываться научно-исследовательскими, учебными, учебно-методическими, образовательными учреждениями (организациями) Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики и отраслевыми учреждениями последипломного образования, осуществляющими обучение в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в установленном порядке.

Учебные группы формируются с учетом ведомственной принадлежности, специализации, периодичности прохождения профильного обучения в соответствии с планом комплектования групп слушателями учреждения (заведения) на календарный год, который должен быть утвержден распорядительным документом Совета Министров Донецкой Народной Республики.

Периодичность обучения для лиц, подлежащих профильному обучению, составляет соответственно 1раз в 3 года или 1 раз в 5 лет в зависимости от категории обучаемых.

За соблюдение установленной периодичности профильного обучения подчиненных, персональную ответственность несет руководитель предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности.

Объединение нескольких учебных групп разной специфики подготовки в одну не допускается.

Профильное обучение проводят в следующих формах:

учебные (аудиторные) занятия;

выполнение индивидуальных заданий;

самостоятельная работа слушателей;

контрольные занятия;

выездные занятия.

Основные виды учебных занятий:

лекции;

семинарские занятия;

деловые и имитационные игры;

анализ конкретных производственных ситуаций и тренинги;

консультации;

групповые занятия и упражнения;

учебные экскурсии;

практические занятия — проводятся, как правило, на учебной материально-технической базе, которая закреплена за учреждениями, организациями, предприятиями, учебными и образовательными учреждениями (организациями).

Лица, успешно прошедшие профильное обучение и проверку знаний, после сдачи зачета получают документ установленного образца.

3.3.3. Учебно-методические сборы

Для обеспечения принципа непрерывности обучения лиц руководящего состава гражданской обороны по планам начальников гражданской обороны соответствующего уровня и под их руководством ежегодно организовываются и проводятся учебно-методические сборы.

Тематику занятий, отрабатываемых при таких сборах, определяет их руководитель, с учетом специфики отрасли, территории, объекта, а также опыта работы по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в текущем году и задач на будущий год.

3.4. Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях группы Б.

На основе организационно-методических указаний по подготовке органов управления и сил, обучению населения действиям в чрезвычайных ситуациях на соответствующий год, утвержденных республиканским органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций другие республиканские органы исполнительной власти, местные администрации (органы местного самоуправления), предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности издают аналогичные организационно-методические указания ведомственного, местного, объектового уровня либо приказ об организации обучения.

Обучение работников предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и хозяйствования в учебных группах по вопросам гражданской обороны и обучению населения действиям в чрезвычайных ситуациях по месту работы проводится во время плановых занятий по программам специальной и общей подготовки населения действиям в чрезвычайных ситуациях, по согласованию такое обучение может проводиться с привлечением учебной материально-технической базы подчиненных подразделений Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики (пожарно-спасательных отрядов, частей), обслуживающих эти объекты.

Организационно-методические указания по обучению населения действиям в чрезвычайных ситуациях разрабатываются территориальным органом управления по вопросам гражданской обороны — структурным подразделением органа местного самоуправления, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Программы специальной и общей подготовки работников на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности административно-территориальных единиц издаются в соответствии с вышеуказанными организационно-методическими указаниями. Эти программы должны утверждаться соответствующими руководителями предприятий, учреждений, организаций и согласовываться с территориальными органами управления по вопросам гражданской обороны — структурными подразделениями местной администрации (органа местного самоуправления), уполномоченными на решение задач в области гражданской оборона, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Учебные группы по вопросам гражданской обороны и обучению населения действиям в чрезвычайных ситуациях формируются в структурных подразделениях предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и созданных ими нештатных службах и формированиях гражданской обороны. На каждую учебную группу составляется расписание и ведется журнал учета занятий.

Руководителями учебных групп по вопросам гражданской обороны и обучению населения действиям в чрезвычайных ситуациях назначаются лица, возглавляющие соответствующие структурные подразделения, службы и формирования.

Ответственность за организацию и проведение обучения населения по месту работы несет персонально руководитель предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности.

В структурных подразделениях предприятий, учреждений, организаций за обучение по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций несет ответственность руководитель подразделения.

Контроль за организацией и проведением обучения на предприятии, в учреждении, организации независимо от форм собственности осуществляет специально назначенное должностное лицо по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Содержание, периодичность и сроки обучения работников, вошедших в состав нештатных служб и формирований гражданской обороны, определяются программой специальной подготовки.

Программа специальной подготовки должна предусматривать:

изучение основных мероприятий гражданской обороны, функциональных обязанностей, штатной техники, приборов и табельного имущества, в соответствии с инструкциями по применению и техническими регламентами; производственные и технологические особенности объекта проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

приобретение и закрепление умений и практических навыков пользования техническими средствами, средствами защиты во время проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, взаимодействия в ходе выполнения задач и работ с соблюдением требований техники безопасности, а также способов спасения и оказания первой помощи пострадавшим.

Содержание, периодичность и сроки обучения работников, которые не вошли в состав нештатных служб и формирований, определяются программой общей подготовки.

Программа общей подготовки должна предусматривать:

изучение основных способов и методов защиты от чрезвычайных ситуаций;

приобретение и закрепление умений и практических навыков по использованию средств индивидуальной защиты и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;

усвоение правил поведения и действий в чрезвычайных ситуациях, предусмотренных в планах учений и тренировок по гражданской обороне.

Работники могут изучать тематику программы общей подготовки населения индивидуально по утвержденному графику. Во время индивидуального обучения работник изучает указанную тематику самостоятельно и получает консультации у руководителя учебной группы. Для проведения индивидуального обучения на предприятии, в учреждении и организации должно быть в наличии достаточное количество специальной учебной литературы по тематике общей подготовки и определен порядок контроля и отчетности.

3.5. Обучение населения группы В действиям в чрезвычайных ситуациях.

Обучение студентов, учащихся и воспитанников, образовательных и детских дошкольных учебных заведений (учреждений) осуществляется в соответствии с требованиями функциональной образовательной подсистемы «Обучение по вопросам безопасности жизнедеятельности» Единой системы.

При разработке программ обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях для каждого образовательного и учебно-квалификационного уровня органы образования предусматривают необходимый образовательный минимум в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций:

для студентов — по вопросам организации управления гражданской обороной на основе профессиональных задач, которые решают руководители и специалисты предприятий, учреждений, организаций по отраслевым направлениям;

для учащихся и воспитанников, общеобразовательных и детских дошкольных учебных заведений (учреждений) — по правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты, безопасного пребывания в окружающей среде и усвоение ими элементарных, доступных по возрасту норм поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.

3.6. Обучение населения группы Г действиям в чрезвычайных ситуациях.

Обучение населения группы Г действиям в чрезвычайных ситуациях, информационно — просветительская работа с населением по месту жительства организовывается органом местного самоуправления), на базе жилищно-эксплуатационных органов (независимо от форм собственности и хозяйствования). Информационно-просветительская работа с населением, проживающим в сельской местности организуется по месту жительства местными органами власти.

Жилищно-эксплуатационные органы в свою очередь организуют работу в данном направлении, во взаимодействии с территориальными органами управления по вопросам гражданской обороны (структурными подразделениями органа местного самоуправления, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций), а также администрацией потенциально опасных объектов, действующих в пределах данных территорий.

С целью получения населением информации о состоянии степени опасности, с учетом риска и вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, а также информирования о проведении мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, при жилищно-эксплуатационных органах, создаются консультационные пункты по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. В соответствующую тематику обучения населения на консультационном пункте по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям включается изучение:

способов оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

сигналов оповещения населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуациях и действий по ним;

порядка укрытия и правил поведения в защитных сооружениях гражданской обороны и обеспечения населения средствами индивидуальной защиты;

действий населения во время проведения эвакуационных мероприятий.

Население, проживающее в зоне возможного воздействия поражающих факторов потенциально опасного объекта, получает информацию о мерах защиты и правилах поведения в случае угрозы или возникновения аварий и катастроф по средствам следующих источников:

локальных систем оповещения объектов;

памяток, информационных материалов;

при участии в отработке практических умений и навыков в ходе проведения учебно-тренировочных занятий по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Для удовлетворения потребностей самостоятельного изучения общей программы подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях группам лиц, не занятым в сфере производства и обслуживания выдаются учебные пособия, памятки, другие печатные учебно-информационные материалы, а также видео- и электронная программная продукция.

3.7. Практическая подготовка.

К практической подготовке работников на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности относятся:

объектовые учения;

объектовые тренировки;

командно-штабные учения;

тактико-специальные учения;

штабные тренировки;

специальные тренировки по противопожарной защите.

Объектовые учения и объектовые тренировки (в зависимости от численности работающего персонала) проводятся не реже одного раза в три года на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности.

В образовательных учреждениях (заведениях) профессионального, среднего и дошкольного образования объектовые тренировки проводятся ежегодно, с привлечением всех участников учебно-воспитательного процесса. Практическое закрепление знаний учащихся осуществляется в ходе ежегодного «Дня гражданской обороны», который проводится одновременно с объектовой тренировкой. С целью выработки единых взглядов на методику организации мероприятий «Дня гражданской обороны», распространения передового опыта планируются и проводятся показательные (показные) «Дни гражданской обороны».

В высших учебных заведения объектовые тренировки проводятся ежегодно.

Учения классифицируются:

— по масштабу – объектовые (в пределах предприятия, учреждения, организации), местные (в пределах городов, районов), ведомственные (в пределах отраслевых структур республиканских органов исполнительной власти), республиканские.

— по назначению – плановые, проверочные, показные, опытные и исследовательские.

Основным методом проведения занятий с личным составом невоенизированных формирований гражданской обороны является тактико-специальное учение с отработкой практических упражнений (нормативов), проводимое в учебных городках, на местности и территории предприятия, учреждения, организации.

Учебно-тренировочные занятия являются формой дополнительной специальной подготовки персонала потенциально опасных объектов с практической отработкой действий при возможных аварийных ситуациях.

Графики проведения таких учебно-тренировочных занятий должны быть согласованы с территориальным органом управления по вопросам гражданской обороны (структурным подразделением местной администрации (органа местного самоуправления), уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций) и республиканским органом исполнительной власти, в полномочия которого входит функция надзора за охраной труда.

Основные рекомендации по организации, подготовке и методике проведения объектовых, командно-штабных, тактико-специальных учений, штабных, объектовых тренировок и специальных тренировок по противопожарной защите разрабатываются и утверждаются республиканским органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Все учения и тренировки по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций организуются и проводятся по отдельному для каждой административно-территориальной единицы сводному графику (плану-графику), разрабатываемым соответствующим территориальным органом управления по вопросам гражданской обороны (структурным подразделением органа местного самоуправления, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций) во взаимодействии с филиалами Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (территориальными курсами гражданской обороны) и утверждается первым руководителем органа местного самоуправления не позднее, чем за 3 месяца до начала учебного года.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 214.