На основании Законов Донецкой Народной Республики «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Совета Министров от 12.03.2015г. № 3 — 22, с целью совершенствования системы обучения населения Донецкой Народной Республики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить и ввести в действие с 01 июля 2016 года Порядок организации обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях (далее – Порядок) (прилагается).
2. Руководителям структурных и подчиненных подразделений Министерства организовать изучение настоящего Порядка и выполнение его требований при проведении соответствующих мероприятий.
3. Департаменту гражданской обороны и защиты населения в установленные сроки обеспечить представление настоящего приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики.
4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя Министра полковника службы гражданской защиты Агаркова А.В.
5. Настоящий приказ вступает в законную силу с момента его официального опубликования.
Министр
А.А. Кострубицкий
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики № 400 от 28.04.2016
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1324
от «27» мая 2016 г.
ПОРЯДОК
Организации обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок организации обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях (далее – Порядок) разработан согласно требованиям Законов Донецкой Народной Республики «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утвержденного постановлением Совета Министров от 12.03.2015г. № 3-22, и определяет основы плановой деятельности республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, структурных и подчиненных подразделений Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности при организации обучения населения по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
1.2. Порядок устанавливает основы организации и проведения обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях, а также разделение населения на группы обучения для дальнейшей подготовки его к действиям в чрезвычайных ситуациях, в зависимости от участия в реализации мероприятий гражданской обороны и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — Единая система).
1.3. В Порядке для каждой отдельной группы населения определяются:
цели и основные задачи обучения;
формы и методы проведения обучения;
комплекс учебной материально-технической базы;
система планирования и учета обучения.
II. Основные термины и определения
В настоящем Порядке использованы следующие термины и определения:
Аварийно-спасательные работы — действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Аттестация педагогических работников – это процесс подготовки, проведения и определения соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников.
Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, которая изучает опасности, угрожающие человеку в среде обитания и разрабатывает соответствующие способы и средства защиты от них в любых неблагоприятных условиях. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и объектов от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, опасностей военного характера, средств массового поражения.
Жизнеобеспечение населения в случае возникновения стихийных бедствий, аварий, катастроф, а также вследствие боевых действий в военное время – комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение нужд населения в материальных средствах и условиях, необходимых для поддержания их жизни, сохранения здоровья и работоспособности.
Информационно-справочный уголок по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (Уголок гражданской обороны) – это специально отведенное место (помещение) оборудованное стендами или группой стендов, планшетов, плакатов, соответствующим образом оформленных щитов, помогающих людям лучше понять систему мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, усвоить порядок действий при любых чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени на конкретном объекте, а также справочной, методической литературой и документацией по тематике мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Информационно-справочный стенд по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (стенд гражданской обороны) – это специально оборудованный стенд, помогающий изучить систему мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, усвоить порядок действий при любых видах чрезвычайных ситуаций.
Командно-штабные учения – это форма совместной подготовки органов управления и сил гражданской обороны.
Мероприятия гражданской обороны — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
Невоенизированные формирования гражданской обороны – представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной, непрофессиональной основе, оснащенные специальной техникой, оборудованием, материалами и подготовленные для участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидации последствий применения противником средств поражения и чрезвычайных ситуаций, которые возникли в период «военного положения».
Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях – целенаправленное накопление населением знаний, приобретение и закрепление навыков, необходимых при защите от опасностей, вызванных источниками чрезвычайных ситуаций, а также при участии в проведении неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций и очагах поражения.
Объектовая тренировка ─ форма подготовки и выполнения практических мероприятий рабочими и служащими, организаций определяемых планами гражданской обороны, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, инструкциями по действиям при получении сигналов гражданской обороны, угрозы или возникновении чрезвычайных ситуаций.
Объектовое учение ─ форма совместной подготовки органов управления, сил гражданской обороны предприятий, учреждений и организаций.
Повышение квалификации – систематическое совершенствование, расширение и обновление знаний, умений и навыков в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
Подготовка кадров – получение образования соответствующего уровня по направлениям и специальностям, связанным с профессиональной деятельностью в экстремальных условиях в составе государственных профессиональных и других аварийно-спасательных служб, обучение руководящего состава гражданской обороны, командно-начальствующего состава (руководителей) невоенизированных формирований и специализированных служб гражданской обороны, постоянно действующих органов управления специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основам гражданской обороны, совершенствование знаний, приобретение навыков в планировании и проведении мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Практическая подготовка – целенаправленное углубление и совершенствование практических навыков и умений органов управления и служб правильно действовать в экстремальных условиях, а также при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций. Основу практической подготовки составляют объектовые учения и тренировки по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (командно-штабные, тактико-специальные, объектовые учения, штабные, объектовые тренировки, тренировки по противопожарной защите).
Практические навыки – организованный и скоординированный элемент физической, психомоторной, творческой и интеллектуальной деятельности человека, приобретаемый при условии отработки одной из моделируемых ситуаций в учебном городке, площадке или пункте по месту работы или жительства для положительного его применения в любой ситуации.
Программа профильного обучения – нормативный документ, в котором определены содержание, последовательность и организационные формы обучения по повышению квалификации руководящих кадров и специалистов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых.
Производственное обучение – обучение и тренировки работников по порядку действий в чрезвычайных ситуациях непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях, в составе специально созданных учебных группах по установленным формам или индивидуально.
Профильное обучение лиц руководящего состава гражданской обороны, других управленческих кадров и специалистов, уполномоченных решать задачи в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций – форма повышения квалификации целевого назначения, которое обеспечивает своевременное и систематическое обновление, углубление специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенных функций относительно предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации и осуществления эффективного управления в области гражданской обороны.
Специальная тренировка по противопожарной защите – вид тренировки, проводимый с целью практической отработки мероприятий, умений и навыков, а также элементов слаженности и взаимодействия по решению отдельных конкретных задач по ликвидации различных видов возгораний (пожаров) аварийно-спасательными службами, формированиями и службами. Проводится ежегодно перед началом пожароопасного периода продолжительностью 4 – 6 часов.
Тактико-специальные учения – основная форма подготовки специализированных служб гражданской обороны, невоенизированных формирований гражданской обороны, аварийно-спасательных служб объектового уровня.
Умения – первично отработанные приемы выполнения отдельных элементов действий по вопросам безопасности в экстремальных, чрезвычайных условиях (ситуациях).
Учебная материально-техническая база гражданской обороны – комплекс учебных объектов, оснащенных техническими средствами, устройствами, оборудованием, наглядными учебными пособиями, находящимися в пользовании учебно-методических учреждений, специализированные классы по гражданской обороне и безопасности жизнедеятельности, классы (кабинеты) учебно-методических, учебных заведений (учреждений), а также другие помещения и имущество, предназначенные для обучения по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Занятия на учебных объектах позволяют практически отрабатывать наиболее важные вопросы защиты населения, повышения устойчивости функционирования объектов в мирное и военное время, организации связи и оповещения, обучения по вопросам гражданской обороны, и действий в чрезвычайных ситуациях. Количество учебных мест на объектах определяется с учетом специфики их производственной деятельности, отрабатываемых учебных вопросов, а также численности обучающихся.
Учебная площадка (место) – отдельный элемент учебного городка с оборудованными учебными точками для практической отработки отдельных действий по программам подготовки населения и специалистов гражданской обороны действиям в чрезвычайной ситуации, оснащенный средствами обучения.
Учебно-методические учреждения (образовательные организации) подготовки, переподготовки и обучения населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций – территориальные, постоянно действующие государственные учебные заведения (учреждения), образовательные организации, учебно-методические центры, территориальные курсы гражданской обороны, которые осуществляют подготовку, переподготовку, повышение квалификации целевого назначения лиц руководящего, командно-начальствующего состава гражданской обороны, других управленческих кадров и специалистов на которых в установленном порядке возложены функции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Учебный городок – территория со специальными площадками (местами), сооружениями, элементами коммунально-технических и энергетических сетей для практической отработки применения средств поиска, спасения, пожаротушения, устранения аварий на сетях водо-газо-электроснабжения, канализации и связи, обеспечению защиты сельскохозяйственной продукции, воды и фуража, проведению обеззараживания и санитарной обработки загрязненных территорий, техники и людей.
Учебный кабинет – помещение, специально оснащенное мебелью, учебно-методической литературой, учебным имуществом и стендовым оборудованием по тематике проведения занятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Он включает аудиторию (лабораторию) и лаборантскую комнату. В классе проводятся занятия по программам обучения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а в лаборантской комнате хранятся необходимые для организации и проведения занятий учебно-методическая литература, учебное имущество и оборудование, отчетно-плановая документация.
Учебный класс – специально оборудованное помещение, оснащенное мебелью, имуществом и инвентарем, учебно-методической литературой и дидактическими материалами, макетами, стендовым оборудованием, учебными наглядными пособиями, а также оснащенное необходимыми средствами обучения для проведения занятий по тематике гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Учебный объект (точка) по гражданской обороне – действующий элемент промышленного, сельскохозяйственного и другого производства, городского хозяйства, на котором проводится практическая подготовка (занятия, учения, тренировки) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Учебный процесс в образовательных организациях (учреждениях) (далее – учебный процесс) – это система научно обоснованных организационных, методических и дидактических мероприятий, направленных на реализацию содержания образования на определенном образовательно-квалификационном уровне в соответствии со стандартами образования и гармонизированных с принципами государственной политики и правового регулирования отношений в системе образования.
Учебный пункт – специально оборудованный комплекс помещений гражданской обороны, которые используются для учебных целей (овладения теоретическими знаниями, умениями и навыками по приведению в готовность коллективных средств защиты, их эксплуатации, организации укрытия людей с отработкой правил поведения в защитных сооружениях гражданской обороны).
Штабная тренировка – форма подготовки органов управления гражданской обороны республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 238.