Тема 2. Классификации технологий социальной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 2. Классификации технологий социальной работы

1. Множественность технологий социальной работы: причины, проблемы, позитивная роль.

2. Технология социальной работы как вариант решения конкретной проблемы, ответ на потребность человека, группы, общества.

3. Уровни и типы технологий социальной работы.

4. Признаки классификаций.

5. Характеристика основных технологий.

6. Какие факторы обуславливают многообразие технологий социальной работы?

7. Покажите на примерах позитивную роль множественности технологий социальной работы.

8.  Составьте наиболее целесообразную классификацию технологий с учетом объекта социальной работы.

9.  Составьте классификацию технологий социальной работы с позиции субъекта социальной работы.

 

Тема 3. Целеполагание в технологии социальной работы

1. Целеполагание как важнейший этап и технология социальной работы; методологические подходы к целеполаганию социальных технологий.

2. Цель, ее функции и значение в деятельности профессионала.

3. Программно-целевое управление.

4. Этапы технологии целеполагания.

5. «Древо целей» как технология целеполагания.

 

Тема 4. Социальная диагностика как технология социальной работы

1. Понятие социального диагностирования.

2. Цели, задачи, объекты и принципы социальной диагностики.

3. Диагностика как технология.

4. Диагноз социальной ситуации, процесса и проблемы.

5. Система методов социальной диагностики.

6. Этические требования к проведению диагностики.

7. Социальная экспертиза и мониторинг как комплексные прогностические виды диагностирования.

8. Историко-генетические и структурно-функциональные методики социальной диагностики.

9. Социальное картографирование.

10. Социальная история.

11. Социальная биография.

 

Тема 5. Технология социальной терапии

1. Сущность и модели социальной терапии.

2. Психотерапевтические школы как концептуальная база для социальной терапии.

3. Цели, виды и формы терапии.

4. Приемы терапевтического вмешательства.

5. Технологии социальной терапии.

6. Подобрать комплекс упражнений для проведения групповой терапевтической работы с конкретной категорией клиента.

7. Подготовить презентацию разработанного комплекса, обоснование выбора упражнений.

8. Разработать этапы и подобрать правила, упражнения для проведения тренинга для конкретной категории населения.

 

Тема 6. Технология социальной профилактики

1. Ведущие подходы к определению сущности социальной профилактики.

2. Понятие, уровни, виды, принципы, содержание профилактики.

3. Частные технологии профилактики.

4. Система социальных учреждений, осуществляющих социальную профилактику.

5. Нормативно-правовая база социальной профилактики.

6. Разработать технологию социальной работы, целью которой является профилактика наркозависимости среди молодежи и оказание помощи наркозависимым (краткая пояснительная записка с анализом наркоситуации в стране, регионе, городе и т. д.; правовое обоснование создания службы – законы, постановления, программы; организационная структура; цели и задачи центра; направления и содержание деятельности центра – профилактический, просветительский, медико-социальный и реабилитационный аспекты медико-социальной работы и т. д.; функции специалиста социальной работы и социального работника в профилактике наркомании, лечении и реабилитации наркозависимых; технологии медико- социальной работы с молодежью и клиентами социальной службы; услуги клиентам центра)

7. Подобрать материал для реализации технологии социальной профилактики табакокурения среди молодёжи.

 

Практическое занятие.

12. Технология социальной работы как наука об эффективном социальном воздействии. Концептуальные подходы к социальным технологиям.

13. Этапы становления технологического подхода в социальной работе.

14. Технология социальной работы в структуре социальных технологий.

15. Сущность социальных технологий.

16. Многозначность понятия «технология социальной работы».

Задания для самостоятельной работы

1. Углубленное изучение материалов темы

2. В чем основное отличие социальных технологий и технологий социальной работы?

3. Составить глоссарий социальной работы с учетом выбранной проблемы курсовой работы.

4. Обосновать необходимость освоения студентом технологий социальной работы или для чего студенту необходимо изучать курс «Технология социальной работы»?

5. Разработать модель технологической компетентности социального работника, используя функционально-ролевой подход

6. Приведите пример, показывающий действие определенного принципа технологии социальной работы.

7. Составьте список принципов, необходимый социальному работнику, решающему проблему конкретной семьи и аргументируйте его положения.

8. Решение ситуативной задачи «Вы - специалист социальной работы. Решая проблему конкретного клиента, какие принципы Вы примените в технологии и почему?»

 

Практическое занятие.

1. Множественность технологий социальной работы: причины, проблемы, позитивная роль.

2. Технология социальной работы как вариант решения конкретной проблемы, ответ на потребность человека, группы, общества.

3. Уровни и типы технологий социальной работы.

4. Признаки классификаций.

5. Характеристика основных технологий.

Задания для самостоятельной работы

1. Углубленное изучение материалов темы

2. Какие факторы обуславливают многообразие технологий социальной работы?

3. Покажите на примерах позитивную роль множественности технологий социальной работы.

4.  Составьте наиболее целесообразную классификацию технологий с учетом объекта социальной работы.

5.  Составьте классификацию технологий социальной работы с позиции субъекта социальной работы.

 

Практическое занятие.

1. Целеполагание как важнейший этап и технология социальной работы; методологические подходы к целеполаганию социальных технологий.

2. Цель, ее функции и значение в деятельности профессионала.

3. Программно-целевое управление.

4. Этапы технологии целеполагания.

5. «Древо целей» как технология целеполагания.

Задания для самостоятельной работы

1. В чем сущностное отличие целеполагания от постановки цели?

2. Привести алгоритм целеполагания по проблеме: дезадаптации подростка, поддержка пожилого человека, ресоциализация «бомжа» и т.д.

3. Разработать «Древо целей» для конкретной социальной службы

 

Практическое занятие.

1. Понятие социального диагностирования.

2. Цели, задачи, объекты и принципы социальной диагностики.

3. Диагностика как технология.

4. Диагноз социальной ситуации, процесса и проблемы.

5. Система методов социальной диагностики.

6. Этические требования к проведению диагностики.

7. Социальная экспертиза и мониторинг как комплексные прогностические виды диагностирования.

8. Историко-генетические и структурно-функциональные методики социальной диагностики.

9. Социальное картографирование.

10. Социальная история.

11. Социальная биография.

Задания для самостоятельной работы

1. Углубленное изучение материалов темы

2. Подобрать батарею методик для проведения диагностирования в конкретной социальной службе

3. Написать этапы технологии диагностирования ребенка в детском доме, в приюте, пожилого человека в доме ветеранов.

4. Провести экспертизу проблемы социальной защиты студенческой молодежи.

 

Практическое занятие.

1. Сущность и модели социальной терапии.

2. Психотерапевтические школы как концептуальная база для социальной терапии.

3. Цели, виды и формы терапии.

4. Приемы терапевтического вмешательства.

5. Технологии социальной терапии.

Задания для самостоятельной работы

1. Углубленное изучение материалов темы

2. Подобрать комплекс упражнений для проведения групповой терапевтической работы с конкретной категорией клиента.

3. Подготовить презентацию разработанного комплекса, обоснование выбора упражнений.

4. Разработать этапы и подобрать правила, упражнения для проведения тренинга для конкретной категории населения.

 

Практическое занятие.

1. Ведущие подходы к определению сущности социальной профилактики.

2. Понятие, уровни, виды, принципы, содержание профилактики.

3. Частные технологии профилактики.

4. Система социальных учреждений, осуществляющих социальную профилактику.

5. Нормативно-правовая база социальной профилактики.

Задания для самостоятельной работы

1. Углубленное изучение материалов темы

2. Разработать технологию социальной работы, целью которой является профилактика наркозависимости среди молодежи и оказание помощи наркозависимым (краткая пояснительная записка с анализом наркоситуации в стране, регионе, городе и т. д.; правовое обоснование создания службы – законы, постановления, программы; организационная структура; цели и задачи центра; направления и содержание деятельности центра – профилактический, просветительский, медико-социальный и реабилитационный аспекты медико-социальной работы и т. д.; функции специалиста социальной работы и социального работника в профилактике наркомании, лечении и реабилитации наркозависимых; технологии медико- социальной работы с молодежью и клиентами социальной службы; услуги клиентам центра)

3. Подобрать материал для реализации технологии социальной профилактики табакокурения среди молодёжи.

 

Практическое занятие.

1. Консультирование: сущность, функции, специфика социального консультирования.

2. Формы консультаций в социальной службе.

3. Технология консультирования как базовая в деятельности специалиста социальной работы.

4. Технологические условия консультирования.

5. Этические требования к консультанту.

6. Этапы консультирования.

7. Посредничество и консультирование в социальной работе.

8. Виды, этапы, техника посреднической деятельности социального работника в ходе оказания консультационных услуг.

Задания для самостоятельной работы.

1. Углубленное изучение материалов темы

2. Определите профессиональные и личностные требования к специалистам, осуществляющим консультационную деятельность.

3. Назовите особенности социального консультирования в центрах социального обслуживания населения, на предприятиях и учреждениях, в школах, домах-интернатах и других учреждениях.

4. Консультация и ее возможности при принятии клиентом решения;

5. Организация консультации в социальной работе.

Практическое занятие.

1. Сущность управления в социальной работе.

2. Социальный менеджмент как система профессионального управления в социальной сфере.

3. Функции, методы социального управления. Цикл управления: информационный, логико-мыслительный, организационный.

4. Прогнозирование, моделирование, проектирование, программирование как функциональные технологии социального менеджмента.

5. Этапы организаторской деятельности.

6. Процесс выработки и принятия управленческого решения.

Задания для самостоятельной работы

1. Углубленное изучение материалов темы

2. Подготовить компьютерные презентации по основным формам работы с кадрами в социальном менеджменте.

3. Продумать алгоритмы разрешения социальных проблем. Проблема постановки управленческой цели.

4. Темы рефератов:

1. Социальная работа и социальные технологии.

2. Основные подходы к типологии технологий социальной работы.

3. Зарубежные и отечественные подходы к типологии технологий социальной работы: сходства и различия.

4. Целеполагание как важнейший этап технологического процесса в социальной работе.

5. Методология целеполагания.

6. Иерархия целей в технологиях социальной работы.

7. Прямые (непосредственные) и непрямые (косвенные) методы оказания помощи.

8. Методы решения социальных проблем: case management (индивидуальный менеджмент) и networking (создание сетей поддержки).

9. Медико-социальные методы социальной работы.

10. Правовые методы в практике социальной работы.

11. Зарубежные и российские подходы к классификации методов социальной работы.

12. История развития социальной диагностики.

13. Место визуальной психодиагностики в практической деятельности социального работника.

14. Взаимодействие государственных органов и социальных служб по проведению профилактических мероприятий.

15. Профилактика наркотической и алкогольной зависимости.

16. Социальная адаптация детей-инвалидов.

17. Методика социальной адаптации бездомных.

18. Социальная адаптация лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.

19. Социальная адаптация пожилых людей в условиях учреждения социального обслуживания.

Практическое занятие.

1. Сущность реабилитации. Социальная реабилитация как система.

2. Виды социальной реабилитации: медицинская, психолого-педагогическая, социально-бытовая. Технологии социальной реабилитации.

3. Психолого-педагогические и социально-педагогические методы социальной реабилитации.

4. Виды реабилитационных учреждений.

5. Нормативно-правовая база для проектирования технологий социальной реабилитации.

Задания для самостоятельной работы.

1. Углубленное изучение материалов темы;

2. Социальная реабилитация как общая технология социальной работы;

3. Историческая реабилитация населения или народов и ее значение;

4. Реабилитация и адаптация: сравнительный анализ.

Практическое занятие.

1. Сущность социальной адаптации.

2. Виды социальной адаптации.

3. Социализация.

4. Технология поддержки адаптационных процессов.

5. Технология регулирования процесса социальной адаптации.

6. Дезадаптация: причины и диагностика.

Задания для самостоятельной работы

1. Углубленное изучение материалов темы;

2. Социальная адаптация как общая технология социальной работы;

3. Виды социальной адаптации;

4. Адаптация и экономический кризис.

Практическое занятие.

1. Понятие «социальное обслуживание».

2. Принципы социального обслуживания.

3. Типы социальных учреждений.

4. Особенности социальных услуг.

5. Виды социальных услуг.

6. Стандарты социальных услуг.

Задания для самостоятельной работы.

1. Углубленное изучение материалов темы.

2. Назовите виды социального обеспечения.

3. Порядок начисления трудовых и социальных пенсий, пособий.

4. Сравните размеры пенсий и минимальный потребительский бюджет.

5. Определите региональные особенности социального обслуживания граждан в Тамбовской области.

6. Проанализируйте виды социального обслуживания (на дому, в отделениях дневного пребывания, экстренной помощи реабилитации, стационарных учреждениях).

Практическое занятие.

1. Понятия «новшество» и «инновация».

2. Проектирование технологий как инновационная деятельность специалиста социальной работы.

3. Составляющие инновационного процесса: поиск и разработка новой идеи, экспериментальная апробация, распространение и использование.

4. Субъект социальных инноваций, его креативность, механизмы стимулирования творчества.

5. Инновационные социальные технологии.

6. Этапы технологии социальной инновации.

Задания для самостоятельной работы

1. Углубленное изучение материалов темы.

2. Инновации в социальной работе: российский опыт.

3. Инновации в социальной работе: зарубежный опыт.

Практическое занятие.

1. Эффективность как главный признак технологии.

2. Сущность эффективности социальной работы, социального обслуживания населения.

3. Направления, предметы и методики оценки эффективности социальной работы.

4. Методы определения эффективности деятельности социальной службы.

5. Технология определения эффективности социальной работы.

6. Методы оценки «задача-результат», «задача-результат-затраты», экспертная оценка по матрице целей, параметрический метод, метод оценки факторов, методы выявления степени удовлетворения социальных запросов и потребностей клиентов, социологические методы.

7. Стандартизация социальной работы и оценка ее эффективности.

Задания для самостоятельной работы

1. Углубленное изучение материалов темы.

2. Подобрать методики для оценки эффективности технологии социальной работы.

3. Подобрать методики для оценки эффективности социального проекта.

 

Тема 2. Классификации технологий социальной работы

1. Множественность технологий социальной работы: причины, проблемы, позитивная роль.

2. Технология социальной работы как вариант решения конкретной проблемы, ответ на потребность человека, группы, общества.

3. Уровни и типы технологий социальной работы.

4. Признаки классификаций.

5. Характеристика основных технологий.

6. Какие факторы обуславливают многообразие технологий социальной работы?

7. Покажите на примерах позитивную роль множественности технологий социальной работы.

8.  Составьте наиболее целесообразную классификацию технологий с учетом объекта социальной работы.

9.  Составьте классификацию технологий социальной работы с позиции субъекта социальной работы.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 214.