В соответствии со ст. 34 ГПК прокурор входит в состав лиц, участвующих в деле.
Статья 45 ГПК регламентирует, что в зависимости от основания вступления в процесс различаются две формы участия прокурора в деле:
1) обращение в суд в целях защиты прав и интересов других лиц (предъявление иска, подача заявления);
2) вступление в процесс с целью дачи заключения по делу. Порядок вступления прокурора в процесс, объем его процессуальных прав и обязанностей зависят от формы участия в деле и от того, в какой стадии процесса он вступает в него.
Предъявление иска прокурором и вступление в процесс с целью дачи заключения по делу допустимы лишь в случаях, предусмотренных ГПК и другими федеральными законами.
Обращение прокурора в суд является основанием возбуждения гражданского дела в случае необходимости защиты прав, свобод и законных интересов:
- граждан;
- неопределенного круга лиц;
- РФ и ее субъектов, муниципальных образований (ч. 1 ст. 45 ГПК).
Кроме того, ч. 1 ст. 259 ГПК предусмотрено право прокурора наряду с другими субъектами обратиться в суд за защитой избирательных прав и права на участие в референдуме.
Исходя из принципа диспозитивности прокурор может предъявить иск (подать заявление) только в случае, если гражданин сам не может обратиться в суд по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам (ч. 1 ст. 41 ГПК).
Прокурор, обратившийся в суд в защиту прав и интересов других лиц, пользуется всеми правами и несет все процессуальные обязанности истца, кроме права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов (ч. 2 ст. 45 ГПК).
В деле, возбужденном на основании заявления прокурора, его участие обязательно. Однако прокурор не связан в процессе своей первоначальной позицией или позицией лица, в интересах которого предъявлен иск. Он всегда должен руководствоваться законом. Если в ходе судебного разбирательства прокурор придет к выводу о том, что требования незаконны или необоснованны, он должен отказаться от предъявленного им иска. Отказ прокурора от предъявленного иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу (ч. 3 ст. 45 ГПК). При отказе прокурора от иска дело может быть прекращено лишь при условии отказа от иска и заинтересованного лица. Однако прокурор не может требовать рассмотрения дела или отмены определения суда о прекращении производства по делу в связи с отказом истца от иска, предъявленного в его интересах прокурором, если судом были соблюдены условия принятия отказа от иска (ч. 2 ст. 39, ч. 2 ст. 45 ГПК). Прокурор занимает в деле положение истца, но только в процессуальном смысле.
Вторая форма участия прокурора в деле — вступление в процесс для дачи заключения по делу — также возможна лишь в случаях, предусмотренных ГПК и другими федеральными законами. В ч. 3 ст. 45 ГПК установлено, что прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и в иных случаях в целях осуществления возложенных на него полномочий. ГПК предусматривает также участие прокурора по некоторым делам, вытекающим из публично-правовых отношений и по делам особого производства (ст. 252, ч. 3 ст. 260, ст. 273, ч. 3 ст. 278, ч. 1 ст. 284, ст. 288, ч. 2 ст. 304 ГПК). СК предусматривает участие прокурора в делах, затрагивающих интересы детей (ст. 70, 72, 73 СК и др.).
Заключение прокурора должно основываться на законе с учетом исследованных в судебном заседании доказательств. При этом прокурор пользуется правами, предусмотренными ст. 35 ГПК. Выступление прокурора, дающего заключение, в прениях ГПК не предусматривает. Кодекс также не наделяет правом дачи заключения прокурора, по заявлению которого возбуждается дело. Прокурор не может давать заключение по делу, в котором прокуратура является стороной.
Как при предъявлении иска, так и при даче заключения прокурор никаких решений по делу не принимает, он не вправе совершать процессуальные действия, входящие в компетенцию суда. Он может лишь возбуждать перед судом ходатайство о совершении какого-либо действия либо о разрешении определенного вопроса.
В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц — граждан и неопределенного круга лиц. Обращение в суд в интересах граждан возможно лишь по их просьбе.
Перечисленные органы и лица не имеют материально-правового интереса в исходе дела. Цель их участия в деле от своего имени — защита общественных и государственных интересов, субъективных прав и охраняемых законом интересов других лиц — граждан и организаций. Их интерес определяется обязанностями, возложенными на соответствующие органы, организации и граждан в определенной сфере деятельности.
ГПК включил органы и граждан, осуществляющих защиту прав и интересов других лиц, в число лиц, участвующих в деле (ст. 34 ГПК), наделив их всеми правами таких лиц (ст. 35 ГПК). Наряду с этим права указанных лиц и органов закреплены в ст. 46 ГПК, согласно которой они пользуются всеми процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Это связано с тем, что они не являются субъектами спорного правоотношения, поэтому к 1[им не может быть предъявлен встречный иск. Следовательно, как и прокурор, названные в ст. 46 ГПК органы и лица занимают в деле положение истца только в процессуальном смысле.
Для возбуждения дела в защиту прав других лиц необходимо:
1) наличие права на обращение в суд у лица, в интересах которого возбуждается дело;
2) наличие у органа или лица, обращающегося в суд в защиту интересов других лиц, установленного законодательством (законом, положением, уставом) права на такое обращение;
3) наличие просьбы лица, в защиту прав которого возбуждается дело;
4) соблюдение порядка обращения в суд (порядка предъявления иска).
Возможность возбуждения отдельных категорий дел в защиту чужих прав и интересов прямо предусмотрена в некоторых нормах ГПК (ст. 252, 254, 273, 281 и др.), ряде других законов (например, ст. 28, 70 73, 77 СК).
Лица, возбудившие дело в защиту чужих прав и интересов, вправе отказаться от предъявленного иска, однако этот отказ не лишает лицо, в интересах которого предъявлен иск, права требовать рассмотрения дела по существу. Дело может быть прекращено только при отказе от иска истца, если это не противоречит закону (ч. 2 ст. 39 ГПК).
Если иск предъявляется в защиту интересов неопределенного круга лиц, то должно быть соблюдено только одно условие — наличие соответствующего полномочия у органа или лица, предъявившего иск. Согласия заинтересованных лиц на предъявление такого иска не требуется. Цель таких исков — защита публичных интересов.
В предусмотренных законом случаях государственные органы, органы местного самоуправления могут вступить в дело по своей инициативе, инициативе участвующих в деле лиц или инициативе суда для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов РФ, ее субъектов, муниципальных образований (ст. 47 ГПК). ГПК предусматривает обязательное привлечение государственных органов, органов местного самоуправления лишь по делам особого производства (ст. 272, 284, 288 ГПК).
ГПК не регламентирует порядок участия государственных органов, органов местного самоуправления в судебном заседании. Они наделены правами лиц, участвующих в деле (ст. 35 ГПК), с учетом цели вступления в процесс. Их заключения представляются в суд в письменном виде (хотя допустимо и устное заключение). Эти заключения для суда необязательны, однако свое несогласие суд должен мотивировать.
С целью дачи заключения по делу (чаще всего в гражданском процессе) участвуют органы опеки и попечительства, социального обеспечения, жилищно-коммунальные органы. Их участие объясняется тем, что решение суда может затронуть интересы в указанных сферах.
Государственные органы, органы местного самоуправления и их представителей не следует отождествлять с другими участниками процесса. Так, свидетель сообщает суду сведения об известных ему фактах, эксперт дает заключение как специалист по определенному вопросу на основе изученных материалов дела. Эксперт и свидетель предупреждаются об ответственности. Они привлекаются к участию в процессе лишь
для установления юридических фактов по делу. Представители государтвенных органов, органов местного самоуправления активно участвуют процессе установления и исследования всех обстоятельств дела и обязаны дать правовую оценку в пределах своей компетенции.
В отличие от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, государственные органы, органы местного самоуправления не имеют материально-правового интереса по делу и ни с одной из сторон материальным правоотношением не связаны.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 210.