Опалев, М.Н.
История: учеб. пособие/ М.Н. Опалев, Н.Ю. Николаев; ВПИ (филиал) ВолгГТУ. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2019. – 113 с.
ISBN 978-5-9948-2058-2
Учебное пособие составлено в соответствии с государственными образовательными стандартами по дисциплине «История». В настоящем пособии представлены планы семинарских занятий по дисциплине «История», тексты лекций по дисциплине, среди которых лекция по истории города Волжского. Отдельно выделены вопросы для самопроверки, несколько вариантов тестовых проверочных заданий, указаны основные понятия, на которых следует заострить внимание при подготовке к занятиям.
Материалы предназначены для студентов дневной, вечерней и заочных форм обучения, изучающих историю в техническом вузе.
ISBN 978-5-9948-2058-2 | Ó Волгоградский государственный технический университет, 2019 Ó Волжский политехнический институт, 2019 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………………………………… 4
2. Тематика семинарских занятий…………………………………………. 6
3. Список тем семестровых (контрольных) работ……………………… 27
4. Требования к написанию семестровых (контрольных) работ………. 28
5. Список тем эссе…………………………………………………………. . 30
6. Требования к написанию эссе………………………………………….. 31
7. Тесты……………………………………………………………………… 35
8. Вопросы для самопроверки……………………………………………… 40
9. Лекции по дисциплине «История»……………………………………… 44
10. Термины по курсу «история» (тезаурус)……………………………. 107
Пояснительная записка
Общеизвестно, что тот, кто управляет информацией, тот владеет ситуацией, а значит и владеет всем миром. Наука «История» – это не просто набор дат, фактов, биографий и статистики. В первую очередь, это важнейшая составляющая общественной и культурной памяти народа, нации, государства. Благодаря вниманию к данной науке, у учащихся развивается логика, ясность и лаконичность изложения своей мысли, а также пробуждается интерес к прошлому своей семьи, рода, своего края, «малой Родины», без познания которой нельзя понять «Родину большую», то есть Россию и мир.
К сожалению, практика последних лет показывает, что учащиеся не учатся мыслить самостоятельно, слишком часто заменяя мысли собственные мыслями и информацией, скачанной на бескрайних просторах интернета, поэтому задача предметника в данной области – как бы банально это не звучало – научить учиться, научить четко выражать свою мысль, научить с пониманием читать научный текст, делать выводы и выявлять закономерности. Настоящее пособие предлагает как традиционные академичные виды работы, такие, как ответы на вопросы тестов, устный ответ на практическом семинарском занятии с анализом прочитанной литературы, так и работу с элементом творчества, такую, как написание эссе, а также помощь преподавателю в составлении новых лекций и обновление материала имеющихся. Примером такой лекции служит изложение древней, новой и новейшей истории села Верхняя Ахтуба (Безродное), на месте которого вырос современный и динамично развивающийся город-спутник Волгограда Волжский.
Студентам технического вуза следует идти в ногу со временем и использовать всю мощь компьютерных и информационных технологий для выражения собственных мыслей, в частности составлять слайдовые и видео презентации в редакторе Power Point, уметь строить графики, диаграммы и систематизировать имеющуюся статистическую информацию в таблицы. Желаем успехов в нелегком, но увлекательном труде познания Прошлого, которое на самом деле не настолько от нас далеко. Как говорят: «Всё новое ― это хорошо забытое старое»… Насколько это верно? Проверьте, всё в Ваших руках!
В соответствии с ФГОС ВПО в содержании общекультурных компетенций выпускника вуза выделяют готовность владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, а также умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить результаты мышления.
Вышеизложенное послужило основанием для включения в содержание учебного пособия «История» тем, раскрывающих теоретические основы, структуру и содержание процесса социально-политической истории российской и сопредельной цивилизаций на протяжении более чем десяти веков. Всё это помогает выявить специфику положения России во всемирно-историческом процессе, ее роль и влияние на мировое развитие на каждом конкретном этапе, усвоить научное представление об основных этапах в отечественной истории закономерностей и особенностей исторического процесса на каждом конкретном этапе.
В пособии уделено внимание как содержанию практических семинарских занятий, так и публикации текстов лекций, прошедших многолетнюю апробацию при проведении занятий на всех формах и специальностях института. В пособие включен словарь важнейших терминов и понятий. Для самостоятельной работы учащихся предложены темы для рефератов, докладов, эссе, дана методика написания и обширная библиография. Отдельной уникальной лекцией раскрывается история края, в котором в ХХ веке был построен город Волжский. При составлении лекций авторами был предпринят многолетний архивный поиск и систематизация вновь открытых, подтверждённых либо опровергнутых фактов. Это позволяет развивать, прежде всего, навыки раскрытия основных смыслов текстуального источника информации, а также выявления причинно-следственных связей объектов и явлений.
Содержание разделов данного пособия может быть использовано как дополнение к изучаемым курсам и дисциплинам: «Философия», «Социология».
Тема 1. Образование Древнерусского государства
План
1. Восточные славяне в VI – IX вв.: происхождение, расселение, общественный строй, занятия, религия.
2. Политические и социально-экономические предпосылки образования Древнерусского государства. Норманнская теория и ее критика: современное состояние вопроса.
3. Деятельность первых русских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав). Складывание государства Киевская Русь.
4. Княжение Владимира Святославовича. Крещение Руси: причины, значение.
Литература
Основная
1. История России : учебник / В.П. Семин. — Москва : КноРус, 2017. — 438 с. — Для бакалавров.
2. История : учебник / Д.К. Сабирова под ред., И.А. Гатауллина под ред. и др. — Москва : КноРус, 2016. — 325 с. — Для бакалавров.
3. История России с древнейших времен до наших дней. Том 1-й : учебник / А.Н. Сахаров под ред. — Москва : Проспект, 2015. — 544 с.
4. История России: с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова, А.В. Усов. — 4-е издание. — Москва : Проспект, 2016. — 670 с.
5. История России: ключевые проблемы. Часть 1 : учебное пособие / В.П. Семин, Н.В. Старостенков, Н.В. Ляпунова. — Москва : Русайнс, 2016. — 273 с.
Дополнительная
2. Клейн Л.С. Норманизм- антинорманизм: конец дискуссии// 1999, https://cyberleninka.ru/article/n/normanizm-antinormanizm-konets-diskussii
План
1. Расцвет Киевской Руси (начало ХI – начало ХII вв.). Ярослав Мудрый и его сыновья, Владимир Мономах.
2. Феодальная раздробленность на Руси: причины, сущность, последствия.
3. Образование новых государственных центров. Новгородская республика и Владимиро-Суздальское княжество как модели экономического и политического развития.
4. Русские княжества между Ордой и католической Европой. Борьба с татаро-монгольским нашествием и католической экспансией.
Литература
Основная
1. История России : учебник / В.П. Семин. — Москва : КноРус, 2017. — 438 с. — Для бакалавров.
2. История мировых цивилизаций : учебник / Р.Г. Мумладзе и др. — Москва : Русайнс, 2016. — 334 с.
3. История России с древнейших времен до наших дней. Том 1-й : учебник / А.Н. Сахаров под ред. — Москва : Проспект, 2015. — 544 с.
4. История России: с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова, А.В. Усов. — 4-е издание. — Москва : Проспект, 2016. — 670 с.
5. История России: ключевые проблемы. Часть 1 : учебное пособие / В.П. Семин, Н.В. Старостенков, Н.В. Ляпунова. — Москва : Русайнс, 2016. — 273 с.
6. Экономическая история России : учебное пособие / Т.М. Тимошина. — Москва : Юстицинформ, 2015. — 424 с.
Дополнительная
1. Бахтин А.П., Ледовое побоище: о построении «свиньей», или «острой колонной». // 2015, https://cyberleninka.ru/article/n/ledovoe-poboische-o-postroenii-sviniey-ili-ostroy-kolonnoy
2. Гончарова О.В. Особенности пушного экспорта Великого Новгорода в период XIII–XV вв. // 2016: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pushnogo-eksporta-velikogo-novgoroda-v-period-xiii-xv-vv
3. Дегтярев М. Я. Невская битва: ее место и значение. // 2015, https://cyberleninka.ru/article/n/nevskaya-bitva-ee-mesto-i-znachenie
4. Жеребкин М.В. Исторический выбор Александра Невского. // 2017, https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-vybor-aleksandra-nevskogo
5. Назаренко Н.И. Влияние городского права Германии на регулирование торговых отношений в Великом Новгороде в XII-XVII вв. // 2017, https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-gorodskogo-prava-germanii-na-regulirovanie-torgovyh-otnosheniy-v-velikom-novgorode-v-xii-xvii-vv
1 Рагунштейн А.Г. Регламентация немецкой торговли на Руси в XII-XV вв. (на примере Великого Новгорода)//2014: https://cyberleninka.ru/article/n/reglamentatsiya-nemetskoy-torgovli-na-rusi-v-xii-xv-vv-na-primere-velikogo-novgoroda
6. Ростовцев Е.А. Сосницкий Д.А. Забытый золотой век: Ярослав Мудрый и Русь Ярослава – переосмысления XIX- начала XXI вв. //, 2016, https://cyberleninka.ru/article/v/zabytyy-zolotoy-vek-yaroslav-mudryy-i-rus-yaroslava-pereosmysleniya-xix-nachala-xxi-v
7. Свердлов М.Б. Александр Невский - гений стратегии и тактики. // 2017, https://cyberleninka.ru/article/n/aleksandr-nevskiy-geniy-strategii-i-taktiki
8. Селезнев Ю.В. Новгородская земля в системе ордынской государственности// 2011: https://cyberleninka.ru/article/n/novgorodskaya-zemlya-v-sisteme-ordynskoy-gosudarstvennosti
9. Штыков Н.В. Тверская земля при князе Дмитрии Михайловиче: особенности политического развития.// 2010, https://cyberleninka.ru/article/n/tverskaya-zemlya-pri-knyaze-dmitrii-mihayloviche-osobennosti-politicheskogo-razvitiya
10. Филонов В.И., Попытки католической церкви преодолеть раскол с православием в период с XII по XIV веков. // 2015, https://cyberleninka.ru/article/n/popy1tki-katolicheskoy-tserkvi-preodolet-raskol-s-pravoslaviem-v-period-s-xii-po-xiv-vekov
11. Янин В.Л. Роль Новгорода в отечественной истории// 2006: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-novgoroda-v-otechestvennoy-istorii
Тема 3. Образование и развитие российского централизованного государства
План
1. Начало объединения русских земель. Причины возвышения Москвы.
2. Первые московские князья. Дмитрий Донской и Василий I.
3. Княжение Василия II и феодальная усобица в Московской Руси в 1425-1453 гг.
4. Московское княжество при Иване III. Свержение ордынского ига.
5. Завершение политического объединения русских земель вокруг Москвы при Василии III.
Литература
Основная
1. История России : учебник / В.П. Семин. — Москва : КноРус, 2017. — 438 с. — Для бакалавров.
2. История : учебник / Д.К. Сабирова под ред., И.А. Гатауллина под ред. и др. — Москва : КноРус, 2016. — 325 с. — Для бакалавров.
3. История России с древнейших времен до наших дней. Том 1-й : учебник / А.Н. Сахаров под ред. — Москва : Проспект, 2015. — 544 с.
4. История России: с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова, А.В. Усов. — 4-е издание. — Москва : Проспект, 2016. — 670 с.
5. История России: ключевые проблемы. Часть 1 : учебное пособие / В.П. Семин, Н.В. Старостенков, Н.В. Ляпунова. — Москва : Русайнс, 2016. — 273 с.
6. История России: ключевые проблемы. Часть 2 : учебное пособие / В.П. Семин, Н.В. Старостенков, Н.В. Ляпунова. — Москва : Русайнс, 2016. — 302 с.
7. Экономическая история России : учебное пособие / Т.М. Тимошина. — Москва : Юстицинформ, 2015. — 424 с.
Дополнительная
1. Аракчеев В.А. Крестьянские переходы по Судебникам и происхождение пожилого. // 2009, https://cyberleninka.ru/article/n/krestyanskie-perehody-po-sudebnikam-i-proishozhdenie-pozhilogo
2. Бессуднова М.Б. Великий Новгород конца XV в. между Ливонией и Москвой// 2013: https://cyberleninka.ru/article/n/velikiy-novgorod-kontsa-xv-v-mezhdu-livoniey-i-moskvoy
3. Горский А.А. Русь и Орда в ХV столетии.// 2013, https://cyberleninka.ru/article/n/rus-i-orda-v-xv-stoletii
4. Михайлова И.Б. К вопросу о «Смоленском взятии» 1514 г.// 2011 https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-smolenskom-vzyatii-1514-g
2 Суляк С.Г. Российская имперская идея от Ивана III до Петра Великого: взгляд с юго-западной окраины Русского мира//, 2011, https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-imperskaya-ideya-ot-ivana-iii-do-petra-velikogo-vzglyad-s-yugo-zapadnoy-okrainy-russkogo-mira
3 Тарасенко И.В. Русская военная сила: на пути к полю Куликову//2010, https://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-voennaya-sila-na-puti-k-polyu-kulikovu
5. Шилов Н.А. Причины образования Русского централизованного государства.// 2014 https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-obrazovaniya-russkogo-tsentralizovannogo-gosudarstva
План
1. Социально-экономическое и политическое положение Московского государства в первой половине ХVI в. Борьба за власть после смерти Василия III.
2. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV.
3. Российское государство в правление Федора Ивановича и Бориса Годунова. Смутное время в России.
4. «Бунташный век». Народные движения во второй половине XVII вв. (городские восстания, религиозная реформа, восстание С. Разина).
5. Внешняя политика России в XVII вв.
Литература
Основная
1. История России : учебник / В.П. Семин. — Москва : КноРус, 2017. — 438 с. — Для бакалавров.
2. История : учебник / Д.К. Сабирова под ред., И.А. Гатауллина под ред. и др. — Москва : КноРус, 2016. — 325 с. — Для бакалавров.
3. История мировых цивилизаций : учебник / Р.Г. Мумладзе и др. — Москва : Русайнс, 2016. — 334 с.
4. История России с древнейших времен до наших дней. Том 1-й : учебник / А.Н. Сахаров под ред. — Москва : Проспект, 2015. — 544 с.
5. История России: с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова, А.В. Усов. — 4-е издание. — Москва : Проспект, 2016. — 670 с.
6. История России: ключевые проблемы. Часть 1 : учебное пособие / В.П. Семин, Н.В. Старостенков, Н.В. Ляпунова. — Москва : Русайнс, 2016. — 273 с.
7. Экономическая история России : учебное пособие / Т.М. Тимошина. — Москва : Юстицинформ, 2015. — 424 с.
Дополнительная
4 Лобин А.Н. К вопросу о численности вооруженных сил Российского государства в XVI в. // 2009: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-chislennosti-vooruzhennyh-sil-rossiyskogo-gosudarstva-v-xvi-v
План
1. Предпосылки петровских преобразований: Реформы первой четверти XVIII в.:
а) преобразования в военной, экономической, социальной и налоговой сферах;
б) рационализация системы управления, создание бюрократического аппарата. Складывание абсолютизма.
2. Внешняя политика Петра I: цели и результаты.
3. Борьба за власть после смерти Петра I. Екатерина I, Петр II, Анна Ивановна.
4. Правление Елизаветы Петровны. Петр III.
5. Россия в эпоху Екатерины II:
а) внутренняя политика Екатерины II;
б) внешняя политика России в 60-х – в первой половине 90-х гг. XVIII в.
Литература
Основная
1. История : учебник / Д.К. Сабирова под ред., И.А. Гатауллина под ред. и др. — Москва : КноРус, 2016. — 325 с. — Для бакалавров.
2. История России с древнейших времен до наших дней. Том 1-й : учебник / А.Н. Сахаров под ред. — Москва : Проспект, 2015. — 544 с.
3. История России: с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова, А.В. Усов. — 4-е издание. — Москва : Проспект, 2016. — 670 с.
4. История России: ключевые проблемы. Часть 1 : учебное пособие / В.П. Семин, Н.В. Старостенков, Н.В. Ляпунова. — Москва : Русайнс, 2016. — 273 с.
5. Экономическая история России : учебное пособие / Т.М. Тимошина. — Москва : Юстицинформ, 2015. — 424 с.
Дополнительная
10 Лебедев А.А., К вопросу о месте флота в русском обществе в XVIII - 1-й половине XIX вв. //2017, https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-meste-flota-v-russkom-obschestve-v-xviii-1-y-polovine-xix-vv
Литература
Основная
1. История России : учебник / В.П. Семин. — Москва : КноРус, 2017. — 438 с. — Для бакалавров.
2. История : учебник / Д.К. Сабирова под ред., И.А. Гатауллина под ред. и др. — Москва : КноРус, 2016. — 325 с. — Для бакалавров.
3. История мировых цивилизаций : учебник / Р.Г. Мумладзе и др. — Москва : Русайнс, 2016. — 334 с.
4. История России: с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова, А.В. Усов. — 4-е издание. — Москва : Проспект, 2016. — 670 с.
5. История России: ключевые проблемы. Часть 1 : учебное пособие / В.П. Семин, Н.В. Старостенков, Н.В. Ляпунова. — Москва : Русайнс, 2016. — 273 с.
6. Экономическая история России : учебное пособие / Т.М. Тимошина. — Москва : Юстицинформ, 2015. — 424 с.
Дополнительная
11 Голубев А.А. Соотношение частного и казенного строительства железных дорог в России (вторая половина XIX – начало XX вв.). // 2012 https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-chastnogo-i-kazennogo-stroitelstva-zheleznyh-dorog-v-rossii-vtoraya-polovina-xix-nachalo-hh-vv
12 Гулидова Ю.И., Железнодорожная революция в России во второй половине XIX -начале XX в.// 2011: https://cyberleninka.ru/article/n/zheleznodorozhnaya-revolyutsiya-v-rossii-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-hh-v
13 Кончаков Р.Б. Экологические аспекты железнодорожного строительства в 1860−1900-е гг. (на материале Тамбовской губернии).// 2012, https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskie-aspekty-zheleznodorozhnogo-stroitelstva-v-1860-1900-e-gg-na-materiale-tambovskoy-gubernii
14 Самородов Д.А., Контрреформы Александра III: содержание и последствия. //2011, https://cyberleninka.ru/article/n/kontrreformy-aleksandra-iii-soderzhanie-i-posledstviya
15 Тимофеев А.А. Строительство железных дорог в России в конце XIX начале ХХ века как фактор модернизации. // 2011, https://cyberleninka.ru/article/n/stroitelstvo-zheleznyh-dorog-v-rossii-v-kontse-xix-nachale-xx-veka-kak-faktor-modernizatsii
План
1. Причины и особенности первой российской революции 1905-1907 гг. Основные политические партии в 1905-1917 гг.: состав, лидеры, программа и тактика.
2. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Причины провала умеренно-реформаторского курса.
3. Внешняя политика России в начале XX в. Россия в Первой Мировой войне.
4. Февральская революция и проблема власти.
5. Общенациональный кризис осенью 1917 г. Почему победили большевики?
6. Советская Россия в годы гражданской войны и иностранной интервенции.
Литература
Основная
1. История России : учебник / В.П. Семин. — Москва : КноРус, 2017. — 438 с. — Для бакалавров.
2. История : учебник / Д.К. Сабирова под ред., И.А. Гатауллина под ред. и др. — Москва : КноРус, 2016. — 325 с. — Для бакалавров.
3. История России. Советский период (1917–1991) : учебник / Е.В. Лаптева, и др. — Москва : Русайнс, 2017. — 183 с.
4. История России: с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова, А.В. Усов. — 4-е издание. — Москва : Проспект, 2016. — 670 с.
5. История России: ключевые проблемы. Часть 2 : учебное пособие / В.П. Семин, Н.В. Старостенков, Н.В. Ляпунова. — Москва : Русайнс, 2016. — 302 с.
6. Экономическая история России : учебное пособие / Т.М. Тимошина. — Москва : Юстицинформ, 2015. — 424 с.
Дополнительная
16 Болотов Н.А., Болдырев Ю.Ф., Комиссарова Е.В. Общественные движения Волгодонского региона в первой русской революции (1905-1907 гг. ).// 2015, https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennye-dvizheniya-volgodonskogo-regiona-v-pervoy-russkoy-revolyutsii-1905-1907-gg
17 Калмыков В.С., «Окопная» правда первой мировой войны. //
2014, https://cyberleninka.ru/article/n/okopnaya-pravda-pervoy-mirovoy-voyny
18 Попов В. Полицейский порядок эпохи абсолютизма в России и причины его краха в ходе Февральской революции 1917 года.,// 2014, https://cyberleninka.ru/article/n/politseyskiy-poryadok-epohi-absolyutizma-v-rossii-i-prichiny-ego-kraha-v-hode-fevralskoy-revolyutsii-1917-goda
19 Трифонова В.В. Создание профсоюза железнодорожников в годы первой русской революции: на примере делегации Елизарова - Орехова в 1905 г.// 2007: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-profsoyuza-zheleznodorozhnikov-v-gody-pervoy-russkoy-revolyutsii-na-primere-delegatsii-elizarova-orehova-v-1905-g
20 Уздимаева Н.И. Государственно-правовые воззрения С. Ю. Витте.// 2012, https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-pravovye-vozzreniya-s-yu-vitte
21 Шувалов А.А. Боеспособность Рабоче-Крестьянской Красной армии в период Гражданской войны в России. // 2013, https://cyberleninka.ru/article/n/boesposobnost-raboche-krestyanskoy-krasnoy-armii-v-period-grazhdanskoy-voyny-v-rossii
22 Ясько Т.Н., Первая русская революция 1905—1907 гг. // 2005, https://cyberleninka.ru/article/n/pervaya-russkaya-revolyutsiya-1905-1907-gg
План
1. Проблема выбора путей строительства социализма в 20-е годы: от «военного коммунизма» к Новой экономической политике.
2. Сталинская политика экономической модернизации страны, ее итоги.
3. Оформление тоталитарной системы в СССР в 30-е годы, ее признаки и сущность. Массовые репрессии 1930-х гг.
4. Международное положение СССР в 1920-1930-е гг. Советско-финская война.
5. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны (1941- 1945 гг.).
Литература
Основная
1. История России : учебник / В.П. Семин. — Москва : КноРус, 2017. — 438 с. — Для бакалавров.
2. История : учебник / Д.К. Сабирова под ред., И.А. Гатауллина под ред. и др. — Москва : КноРус, 2016. — 325 с. — Для бакалавров.
3. История России. Советский период (1917–1991) : учебник / Е.В. Лаптева, и др. — Москва : Русайнс, 2017. — 183 с.
4. История России: с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова, А.В. Усов. — 4-е издание. — Москва : Проспект, 2016. — 670 с.
5. История России: ключевые проблемы. Часть 2 : учебное пособие / В.П. Семин, Н.В. Старостенков, Н.В. Ляпунова. — Москва : Русайнс, 2016. — 302 с.
6. Экономическая история России : учебное пособие / Т.М. Тимошина. — Москва : Юстицинформ, 2015. — 424 с.
Дополнительная
23 Кондрашин В.В., Голод 1932-1933 годов общая трагедия народов СССР.// 2009, https://cyberleninka.ru/article/n/golod-1932-1933-godov-obschaya-tragediya-narodov-sssr
24 Киличенков А.А.. Т-34 против панцерваффе: из истории ментального противоборства на советско-германском фронте (1941-1945 гг.) // 2005, https://cyberleninka.ru/article/n/t-34-protiv-pantservaffe-iz-istorii-mentalnogo-protivoborstva-na-sovetsko-germanskom-fronte-1941-1945-gg
25 Метелкин П.В., Персианов В.А. Факторы устойчивой работы транспорта в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ).// 2015 https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-ustoychivoy-raboty-transporta-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny-1941-1945-gg
26 Нефедов С.А., Катастрофа 1933 года: гибель традиционного общества.// 2013, https://cyberleninka.ru/article/n/katastrofa-1933-goda-gibel-traditsionnogo-obschestva
27 Пянкевич В.Л., «Одни умирают с голоду, другие наживаются, отнимая у первых последние крохи»: участники рыночной торговли в блокадном Ленинграде. // 2012, https://cyberleninka.ru/article/n/odni-umirayut-s-golodu-drugie-nazhivayutsya-otnimaya-u-pervyh-poslednie-krohi-uchastniki-rynochnoy-torgovli-v-blokadnom-leningrade
Тема 9. СССР в 1945-1991 гг.
План
1. Социально-экономическое и политическое положение СССР в 1945-1953 гг.
2. Н.С. Хрущев. Номенклатурные попытки либерализации советского общества.
3. Поиск путей интенсификации экономики в СССР (1960-80-е гг.). Эпоха застоя.
4. Поиск новых моделей социально-экономического и политического развития (1985-1991 гг.).
Литература
Основная
1. История России : учебник / В.П. Семин. — Москва : КноРус, 2017. — 438 с. — Для бакалавров.
2. История : учебник / Д.К. Сабирова под ред., И.А. Гатауллина под ред. и др. — Москва : КноРус, 2016. — 325 с. — Для бакалавров.
3. История России. Советский период (1917–1991) : учебник / Е.В. Лаптева, и др. — Москва : Русайнс, 2017. — 183 с.
4. История России: с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова, А.В. Усов. — 4-е издание. — Москва : Проспект, 2016. — 670 с.
5. История России: ключевые проблемы. Часть 2 : учебное пособие / В.П. Семин, Н.В. Старостенков, Н.В. Ляпунова. — Москва : Русайнс, 2016. — 302 с.
6. Экономическая история России : учебное пособие / Т.М. Тимошина. — Москва : Юстицинформ, 2015. — 424 с.
Дополнительная
План
1. Августовский путч 1991 г. Причины распада СССР.
2. Российская Федерация в 1990-е гг. Конфликт в Чечне.
3. Основные тенденции развития современного российского общества.
4. Внешняя политика Российской Федерации в конце XX – начале XXI вв.
Литература
Основная
1. История России : учебник / В.П. Семин. — Москва : КноРус, 2017. — 438 с. — Для бакалавров.
2. История : учебник / Д.К. Сабирова под ред., И.А. Гатауллина под ред. и др. — Москва : КноРус, 2016. — 325 с. — Для бакалавров.
3. История России. Советский период (1917–1991) : учебник / Е.В. Лаптева, и др. — Москва : Русайнс, 2017. — 183 с.
4. История мировых цивилизаций : учебник / Р.Г. Мумладзе и др. — Москва : Русайнс, 2016. — 334 с.
5. История России: с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова, А.В. Усов. — 4-е издание. — Москва : Проспект, 2016. — 670 с.
6. История России: ключевые проблемы. Часть 2 : учебное пособие / В.П. Семин, Н.В. Старостенков, Н.В. Ляпунова. — Москва : Русайнс, 2016. — 302 с.
7. Экономическая история России : учебное пособие / Т.М. Тимошина. — Москва : Юстицинформ, 2015. — 424 с.
Дополнительная
30 Селезнева А.В. Образ президента России В. В. Путина в сознании российских граждан. //2018, https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-prezidenta-rossii-v-v-putina-v-soznanii-rossiyskih-grazhdan
Вопросы для самопроверки
1. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия и ремесла. Социальный строй. Религия и культура.
2. Образование Древнерусского государства. Норманская теория и ее критика. Деятельность первых русских князей.
3. Княжение Владимира Святославовича. Крещение Руси: причины и значение.
4. Киевская Русь в XI-XII вв. Правление Ярослава Мудрого и его сыновей. Владимир Мономах.
5. Феодальная раздробленность на Руси. Новгородская феодальная республика и Владимиро-Суздальское княжество.
6. Культура Киевской Руси (XI-XIII вв.).
7. Русские княжества между Ордой и католической Европой. Борьба с татаро-монгольским нашествием и отражение угрозы с Запада.
8. Причины возвышения Москвы. Первые московские князья. Княжение Дмитрия Донского.
9. Образование единого Русского государства в конце XIV – начале XVI вв. Феодальная усобица в Московской Руси в 1425-1453 гг. Московское княжество при Иване III. Свержение ордынского ига.
10. Россия в правление Ивана Грозного. Избранная рада. Опричнина. Ливонская война. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Поход Ермака Тимофеевича.
11. Российское государство на рубеже XVI-XVII вв. Правление Федора Ивановича и Бориса Годунова. Смутное время.
12. Социально-экономическое и внутриполитическое развитие России в XVII в. Народные движения во второй половине XVII вв. (городские восстания, реформа патриарха Никона, восстание С.Т. Разина).
13. Внешняя политика России в XVII вв. Освоение Сибири. Присоединение Левобережной Украины.
14. Внутренняя политика Петра I. Значение преобразований первой четверти XVIII в.
15. Внешняя политика Петра I. Северная война.
16. Борьба за власть после смерти Петра I: Екатерина I, Петр II, Анна Ивановна.
17. Правление Елизаветы Петровны и Петра III.
18. Внутренняя политика Екатерины II и Павла I.
19. Внешняя политика России в 1760-1790-е гг.
20. Внутренняя политика Александра I: от либеральных реформ к аракчеевщине.
21. Движение декабристов: организации, программные установки, причины поражения.
22. Внутренняя политика Николая I. «Теория официальной народности». Реформа государственной деревни. Кодификация права.
23. Внешняя политика России в первой половине XIX в. Войны против Франции. Отечественная война 1812 г. и заграничные походы. Священный Союз. Войны против Османской империи и Персии. Крымская война.
24. Общественное движение в первой половине XIX. П.Я. Чаадаев. Западники и славянофилы о путях развития России. Петрашевцы.
25. «Великие реформы» 60-70-х гг. XIX в.: крестьянская, земская, городская, военная, судебная. Их содержание и значение.
26. Переход к консервативно-охранительному направлению политики самодержавия в 1880-е – начале 1890-х гг. Контрреформы Александра III.
27. Внешняя политика России во второй половине XIX века. Русско-турецкая война (1877-1878 гг.). Создание русско-французского союза. Завоевание Средней Азии.
28. Радикальное общественное движение в России в 1860-1890-е гг. Народничество и его основные направления (анархистское, пропагандистское, заговорщическое). Рабочее движение. Распространение марксизма.
29. Политическое развитие России в начале XX в. Причины, ход и результаты первой российской революции (1905-1907 гг.). Государственная дума I-IV созывов. Основные политические партии России в 1905-1917 гг.: состав, лидеры, программа и тактика.
30. Социально-экономическое развитие России в начале XX в. Развитие промышленности и транспорта. Рабочий вопрос. Земельная реформа П.А. Столыпина.
31. Внешняя политика России в начале XX в. Русско-японская война (1904-1905 гг.). Россия в Первой Мировой войне.
32. Февральская революция 1917 г. Падение самодержавия. Двоевластие.
33. Октябрьский переворот. Установление Советской власти.
34. Гражданская война: причины, противоборствующие силы, итоги. Причины поражения «Белого движения».
35. «Военный коммунизм»: цели, сущность, итоги. Голод 1921-1922 гг. Кронштадтское восстание.
36. Новая экономическая политика (НЭП): причины, содержание, результаты.
37. Политическое развитие СССР в 1920-е гг. Формирование однопартийного режима. Содержание и характер внутрипартийных дискуссий в 1920-х гг.
38. Образование СССР и его расширение в 1920-е гг. Принятие Конституции СССР (1924 г.).
39. Внешняя политика СССР в 1920-е гг. Генуэзская конференция. Раппальский договор (1922 г.) Конференция в Локарно (1925 г.).
40. Социально-экономическое развитие СССР в конце 1920-х – 1930-е гг. Индустриализация. Стахановское движение. Коллективизация и ее этапы. Голод в 1932-1933 гг.
41. Оформление тоталитарной системы в СССР в 30-е годы, ее признаки и сущность. Массовые репрессии 1930-х гг.
42. Международное положение СССР накануне Второй мировой войны. Пакт о ненападении между Германией и СССР (1939 г.). Советско-финская война (1940 г.).
43. Начальный этап Великой Отечественной войны (июнь 1941 – ноябрь 1942 гг.). Нападение Германии на СССР. Московская битва. Военные компании лета-осени 1942 гг. Причины неудач советской армии на первом этапе ВОВ.
44. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Контрнаступление советских войск под Сталинградом в ноябре 1942 г. Битва на Курской дуге летом 1943 г.
45. Завершающий этап войны (1944-1945 гг.). Освобождение от фашистов территории Советского Союза и народов Юго-Восточной и Центральной Европы. Война с Японией. Причины победы и историческое значение Великой Отечественной войны.
46. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в 1945-1953 гг. Восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной войны. Политические процессы в конце 1940-х – начале 1950-х гг.
47. Общественно-политическая жизнь в 1953-1964 гг. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. XX съезд КПСС. «Оттепель». Освоение целины. Административно-хозяйственные реформы. Политика в сфере науки, образования, литературы и искусства.
48. Внешняя политика в 1945-1964 гг. Начало «холодной войны». СССР и венгерские события 1956 г. Советско-американские отношения. Берлинский кризис (1961 г.). Карибский кризис (1962 г.).
49. Социально-экономическая и общественно-политическая жизнь в 1965-1985 гг. Реформа 1965 г. в промышленности и сельском хозяйстве. Усиление застойных тенденций в политической и социально-экономической сферах.
50. Внешняя политика в 1965-1985 гг. Чехословацкий кризис 1968 г. Политика «разрядки». Введение советских войск в Афганистан и обострение международной ситуации на рубеже 1970-1980-х гг.
51. Социально-экономические преобразования в период перестройки. Курс на ускорение социально-экономического развития страны (апрель 1985 г.). Кампании по борьбе с алкоголизмом и нетрудовыми доходами. Ухудшение экономической ситуации и условий жизни населения.
52. Политические реформы М.С. Горбачева. Политика гласности. Межнациональные конфликты. Введение поста президента СССР и Новоогаревский процесс. ГКЧП. Беловежские соглашения и распад СССР.
53. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. Улучшение отношений СССР с ведущими державами Запада. Роспуск СЭВ и ОВД.
54. Политическое и социально-экономическое положение Российской Федерации в 1990-е гг. Реформы Е. Гайдара и А. Чубайса: причины, основные этапы и результаты. Октябрьские события 1993 г. в Москве и их последствия. Проблема сохранения территориальной целостности России. Первая война в Чечне. Внешнеполитический курс России в 1990-е гг.
55. Российская Федерация в начале XXI в. Приход к власти В.В. Путина. Новый социально-экономический и политический курс. Вторая война в Чечне. Внутренняя политика Д.А. Медведева. Внешнеполитический курс России в 2000-е гг.
9. Лекции по дисциплине «История»
Исторической науки.
Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности о своем прошлом и прошлом всего человечества.
1. Принцип альтернативности – рассмотрение всех важнейших вариантов исхода исторического события, хотя они могут быть противоречивы.
2. Детерминизм (обусловленность) – наличие определенных условий для осуществления какого-либо события в истории, взаимосвязь предпосылок, причин и самого хода событий.
3. Объективность – рассмотрение исторических событий или личности, учитывая все стороны изучаемого события или явления, положительных или отрицательных его сторон.
4. Историзм – рассмотрение события или личности через призму времени, в котором оно имело место быть.
1) Древние славяне, образование государства Русь
Существует две теории возникновения славян:
- миграционная;
- автохтонная (арийцы).
Первые славяне были известны под именем венеды (вооружены дубинами, не брали пленных).
Склавины (анты) имели металлическое оружие, боевые суда. Заслужили у византийцев право заселить Балканский полуостров. Там образовались славянские народы сербов, хорватов, словенцев и болгар.
Существовало древнее предание о трех братьях, которые разошлись по разным сторонам: Чех, Лях, Рус.
Что же можно сказать о хозяйственно-культурном укладе древних славян?
- жили в ладу с природой;
- исконно жили на территории современной Словакии, Польши, Западной Белоруссии и Украины;
- для мест первоначального расселения славян характерны: умеренный климат, смешанные леса, равнинная местность;
- в хозяйстве характерна оседлость, выращивание зерна (жита), землепашье, развитие скотоводства;
- земледелие подсечно-огневое (леса сжигали, потом корчевали пни);
- болотная металлургия (болотные руды (залежи железа в болотах), горные месторождения железа не разрабатывались;
- славян можно назвать "речной цивилизацией" – реки для них были "божьими дорогами";
- речные системы сообщались посредством волоков между собой.
Существовало три типа бревенчатых домов:
- южно-русский (полуземлянки):
- средне-русский (деревянная изба с окнами);
- северо-русский (огромные двухэтажные избы под одной крышей с хозяйственными пристройками).
Религия древних славян:
- язычество (многобожие). Любое язычество – это почитание любой видимой стихии природы.
- у славян был бог-Творец по имени "Род", отсюда произошли слова "Родина", "Природа", "Народ".
Язычники называли свою религию Православием, от слов "славить Правь".
В славянской картине мира характерно трехуровневое деление картины мира:
1. Правь – небесный мир,
2. Явь – наш мир,
3. Навь – антимир, мир леших, русалок, водяных.
У Бога Рода были дети:
- старший сын (Сварог) создал землю и жизнь на ней. Отсюда слова "варить", "сваривать", "сварганить" в значении "создать что-либо". У Сварога были потомки Сварожичи;
- Перун (бог грома и молнии);
- Велес (бог ремесленников и торговцев), "скотий бог";
- Макошь – женское божество – богиня Земли;
- Лада, сестра Макоши, богиня девочек, девушек, олицетворяла уют в доме;
- Ярила, бог Солнца.
Уровень Нави (нечистой силы) представляли Чернобог и Мара, от имени "Мара" произошли слова "мор", "смерть", воплощалась в стихии Зимы.
Социальная организация
В VIII веке и в первой половине IX века у славян возникает военная демократия, появляются союзы племен во главе с князьями. Князья пользовались ополчением. С развитием торговых отношений ополчение становится постоянной дружиной. Старейшие профессиональные дружинники назывались боярами от слов "ярый в бою". Именно бояре получили право от князя на земельные наследственные владения-вотчины и право творить суд. Наиболее сильными союзами в рассматриваемое время были: на севере – словене ильменские, на юге – поляне.
В качестве отправной точки при создании государства "Русь" историками рассматривается 862 год – призвание словенами в качестве правителя князя-варяга Рюрика. В Летописи "Повести временных лет" записано: "Те варяги звались Русь". Варяги не являлись народом, а были профессиональными воинами, живущими общинами, по сути, пираты северных морей, они были интернациональными.
Известно, что в те же годы в гвардии императора Византии служили наёмные воины – варангеры.
В науке есть две точки зрения на образование государства "Русь"
- норманнская (её основали в XVIII в. немецкие ученые Байер, Миллер, Шлецер), считавшая, что варяги и германцы (норманны, "северные люди") – один и тот же народ. Следовательно, даже само имя "Русь" не славянское, а германское, не говоря о первых князьях;
- антинорманнская (основал в XVIII в. М.В. Ломоносов), утверждает, что варяги (балто-славяне) и викинги (норманны) не являлись одним и тем же народом. Ломоносов считал, что варяги по имени "Русь" являлись представителями народа пруссов, жили до XIII в. на юге Балтики, были поголовно перебиты немцами-католиками.
Ломоносов считал, что в переводе со старо-польского языка имя Рюрик означает "огненный сокол", что находит подтверждение в родовом гербе Рюриковичей – трезубце, обозначающем сокола на охоте.
Рюрик княжил около 20 лет, у него остался сын Игорь, его воспитывал боярин Олег. Олег в 882 году захватил Киев, убил при этом обманом местных князей полян Аскольда и Дира. Так весь торговый путь с Балтийского в Черное море ("из варяг в греки") оказался под контролем варягов-русь. Как сказал Олег: "Да будет Киев матерью городов русских!".
В 907 году Олег организовал военный поход на Константинополь (ныне Стамбул), который завершился победой русов и славян. Это было не первое нападение славян на Константинополь, ранее на 40 лет нападали Аскольд и Дир. По итогам похода был заключен первый русско-византийский дипломатический договор. Итогом договора стала беспошлинная торговля для купцов из Руси. Договор отрицал береговое право, по которому груз с разбитого или выброшенного на берег судна принадлежал тем правителям, под чьим контролем находился берег. Греки должны были охранять товар русов и наоборот.
Олег, победив Византию, встретился с новым врагом – хазарами близ своих южных границ.
Вывод: Древнерусское государство формировалось синтезным путём с участием германского, балтийского и местного славянского народа.
ИСТОРИЯ
Учебное пособие
Редактор И.Н.. Горбунова
Темплан 2016 г. Поз. № 7В
Подписано в печать 30.07.2016 г. Формат 60´84 1/16. Бумага офсетная.
Гарнитура Times. Печать офсетная. Усл. печ. л. 6,57.
Тираж 100 экз.
Волгоградский государственный технический университет
400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 28, корп. 1.
Отпечатано в типографии ИУНЛ ВолгГТУ
400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 28, корп. 7.
Опалев, М.Н.
История: учеб. пособие/ М.Н. Опалев, Н.Ю. Николаев; ВПИ (филиал) ВолгГТУ. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2019. – 113 с.
ISBN 978-5-9948-2058-2
Учебное пособие составлено в соответствии с государственными образовательными стандартами по дисциплине «История». В настоящем пособии представлены планы семинарских занятий по дисциплине «История», тексты лекций по дисциплине, среди которых лекция по истории города Волжского. Отдельно выделены вопросы для самопроверки, несколько вариантов тестовых проверочных заданий, указаны основные понятия, на которых следует заострить внимание при подготовке к занятиям.
Материалы предназначены для студентов дневной, вечерней и заочных форм обучения, изучающих историю в техническом вузе.
ISBN 978-5-9948-2058-2 | Ó Волгоградский государственный технический университет, 2019 Ó Волжский политехнический институт, 2019 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………………………………… 4
2. Тематика семинарских занятий…………………………………………. 6
3. Список тем семестровых (контрольных) работ……………………… 27
4. Требования к написанию семестровых (контрольных) работ………. 28
5. Список тем эссе…………………………………………………………. . 30
6. Требования к написанию эссе………………………………………….. 31
7. Тесты……………………………………………………………………… 35
8. Вопросы для самопроверки……………………………………………… 40
9. Лекции по дисциплине «История»……………………………………… 44
10. Термины по курсу «история» (тезаурус)……………………………. 107
Пояснительная записка
Общеизвестно, что тот, кто управляет информацией, тот владеет ситуацией, а значит и владеет всем миром. Наука «История» – это не просто набор дат, фактов, биографий и статистики. В первую очередь, это важнейшая составляющая общественной и культурной памяти народа, нации, государства. Благодаря вниманию к данной науке, у учащихся развивается логика, ясность и лаконичность изложения своей мысли, а также пробуждается интерес к прошлому своей семьи, рода, своего края, «малой Родины», без познания которой нельзя понять «Родину большую», то есть Россию и мир.
К сожалению, практика последних лет показывает, что учащиеся не учатся мыслить самостоятельно, слишком часто заменяя мысли собственные мыслями и информацией, скачанной на бескрайних просторах интернета, поэтому задача предметника в данной области – как бы банально это не звучало – научить учиться, научить четко выражать свою мысль, научить с пониманием читать научный текст, делать выводы и выявлять закономерности. Настоящее пособие предлагает как традиционные академичные виды работы, такие, как ответы на вопросы тестов, устный ответ на практическом семинарском занятии с анализом прочитанной литературы, так и работу с элементом творчества, такую, как написание эссе, а также помощь преподавателю в составлении новых лекций и обновление материала имеющихся. Примером такой лекции служит изложение древней, новой и новейшей истории села Верхняя Ахтуба (Безродное), на месте которого вырос современный и динамично развивающийся город-спутник Волгограда Волжский.
Студентам технического вуза следует идти в ногу со временем и использовать всю мощь компьютерных и информационных технологий для выражения собственных мыслей, в частности составлять слайдовые и видео презентации в редакторе Power Point, уметь строить графики, диаграммы и систематизировать имеющуюся статистическую информацию в таблицы. Желаем успехов в нелегком, но увлекательном труде познания Прошлого, которое на самом деле не настолько от нас далеко. Как говорят: «Всё новое ― это хорошо забытое старое»… Насколько это верно? Проверьте, всё в Ваших руках!
В соответствии с ФГОС ВПО в содержании общекультурных компетенций выпускника вуза выделяют готовность владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, а также умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить результаты мышления.
Вышеизложенное послужило основанием для включения в содержание учебного пособия «История» тем, раскрывающих теоретические основы, структуру и содержание процесса социально-политической истории российской и сопредельной цивилизаций на протяжении более чем десяти веков. Всё это помогает выявить специфику положения России во всемирно-историческом процессе, ее роль и влияние на мировое развитие на каждом конкретном этапе, усвоить научное представление об основных этапах в отечественной истории закономерностей и особенностей исторического процесса на каждом конкретном этапе.
В пособии уделено внимание как содержанию практических семинарских занятий, так и публикации текстов лекций, прошедших многолетнюю апробацию при проведении занятий на всех формах и специальностях института. В пособие включен словарь важнейших терминов и понятий. Для самостоятельной работы учащихся предложены темы для рефератов, докладов, эссе, дана методика написания и обширная библиография. Отдельной уникальной лекцией раскрывается история края, в котором в ХХ веке был построен город Волжский. При составлении лекций авторами был предпринят многолетний архивный поиск и систематизация вновь открытых, подтверждённых либо опровергнутых фактов. Это позволяет развивать, прежде всего, навыки раскрытия основных смыслов текстуального источника информации, а также выявления причинно-следственных связей объектов и явлений.
Содержание разделов данного пособия может быть использовано как дополнение к изучаемым курсам и дисциплинам: «Философия», «Социология».
Тематика семинарских занятий
Тема 1. Образование Древнерусского государства
План
1. Восточные славяне в VI – IX вв.: происхождение, расселение, общественный строй, занятия, религия.
2. Политические и социально-экономические предпосылки образования Древнерусского государства. Норманнская теория и ее критика: современное состояние вопроса.
3. Деятельность первых русских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав). Складывание государства Киевская Русь.
4. Княжение Владимира Святославовича. Крещение Руси: причины, значение.
Литература
Основная
1. История России : учебник / В.П. Семин. — Москва : КноРус, 2017. — 438 с. — Для бакалавров.
2. История : учебник / Д.К. Сабирова под ред., И.А. Гатауллина под ред. и др. — Москва : КноРус, 2016. — 325 с. — Для бакалавров.
3. История России с древнейших времен до наших дней. Том 1-й : учебник / А.Н. Сахаров под ред. — Москва : Проспект, 2015. — 544 с.
4. История России: с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова, А.В. Усов. — 4-е издание. — Москва : Проспект, 2016. — 670 с.
5. История России: ключевые проблемы. Часть 1 : учебное пособие / В.П. Семин, Н.В. Старостенков, Н.В. Ляпунова. — Москва : Русайнс, 2016. — 273 с.
Дополнительная
2. Клейн Л.С. Норманизм- антинорманизм: конец дискуссии// 1999, https://cyberleninka.ru/article/n/normanizm-antinormanizm-konets-diskussii
Дата: 2019-11-01, просмотров: 225.