Обязательства, возникающие из контрактов: понятие и виды. Понятие и виды контрактов.
Вербальные и литеральные контракты и их разновидности.
Реальные и консенсуальные контракты и их разновидности.
Безыменные контракты: понятие и виды.
Пакты: понятие и виды.
Обязательства, возникающие как бы из договоров (из quasi ex contractu): понятие и виды. Общая характеристика обязательств как бы из договоров.
Деликтные обязательства. Общая характеристика обязательств из деликтов. Публичные и частные деликты. Развитие частных деликтов. Отдельные виды частных деликтов: iniuria; furtum; damnum iniuria datum; rapina.
Условия наступления ответственности за частный деликт. Вина как условие гражданско-правовой ответственности. Понятие вины, ее формы и степени: dolus, culpa (lata и levis), casus (случай) и vis major (непреодолимая сила), исключающие ответственность.
Убытки. Учение о возмещении убытков. Убытки договорные и деликтные. Объем возмещения убытков.
Обязательства как бы из деликтов (квазиделикты). Понятие обязательств quasi ex delicto. Отдельные виды квазиделиктов.
Тема 9. Наследственное право
Понятие наследования. Развитие римского наследственного права и его этапы: наследование по древнему цивильному праву; наследование по преторскому праву; наследование по императорскому законодательству. Понятие универсального и частного преемства при наследовании.
Наследование по завещанию. Понятие и формы завещания. Завещательная правоспособность. Условия действительности завещания. Обязательная доля ближайших родственников.
Наследование по закону. Развитие института наследования по закону. Круг наследников по закону: по квиритскому праву, по преторскому праву, по императорскому законодательству, по кодификации Юстиниана.
Наследование по праву представления. Наследственная трансмиссия.
Принятие наследства и его последствия. Отказ от наследства. Выморочное имущество.
Иски о наследстве. Легаты и фидеикомиссы.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Учебный план юридического факультета К(П)ФУ предусматривает проведение лекционных и семинарских (практических) занятий, а также самостоятельную работу студентов.
В лекциях даются основы теоретических знаний по дисциплине, раскрываются наиболее сложные вопросы римского частного права. Часть лекций проходит в классической информационной форме. Наиболее интересные темы (их перечень обговаривается со студентами) могут выносится на обсуждение в рамках проблемной лекции. Студенты предлагают свои решения предложенной научной проблемы. Предполагается дискуссия и диалог студентов и преподавателя.
Семинарские занятия имеют целью развитие умения юридического анализа конкретных ситуаций и правильного применения к ним закона. На семинарских занятиях предполагается обсуждение теоретических вопросов, решение практических задач, выполнение иных заданий.
Семинарские (практические) занятия — одна из важных форм аудиторных занятий со студентами, обеспечивающая наиболее активное участие их в учебном процессе и требующая от них углублённой самостоятельной работы.
Для успешного прохождения семинарских занятий необходима предварительная самостоятельная подготовка. Самостоятельная работа студентов заключается в изучении тем (вопросов), закрепленных в программе курса, решении задач и выполнении других заданий руководителя семинарского занятия.
В процессе самостоятельной подготовки необходимо ознакомиться с темой по учебнику и прочесть на выбор несколько источников из рекомендуемой дополнительной литературы. Доклад студентов на семинарских занятиях представляет собой устное выступление с использованием рукописного конспекта, плана доклада, схем, рисунков, иллюстраций и т.д. В процессе доклада студент должен изложить основные положения рассматриваемого вопроса, обратить внимание на его дискуссионные аспекты, быть готовым ответить на дополнительные вопросы преподавателя и аудитории. Не рассматривается в качестве доклада и не может быть оценено неотрывное чтение заранее подготовленного конспекта. Составление конспекта отнюдь не предполагает полное переписывание всего материала. Необходимо обработать изученный материал и выделить самое важное. Последнее и должно лечь в основу конспекта. Для удобства изложения студент может составлять графики, таблицы и т.д.
Дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность: «В спорах нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имен: важна лишь одна истина, перед которой равны все» (Р. Роллан).
Поскольку дискуссия – это спор, то основные цели ее проведения следующие:
1) выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что, несомненно, способствует не только углублению званий, но и формирование мировоззрения школьников;
2) воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т.д.
Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.
Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности. И все-таки, как показывает практика, определенная подготовка к учебной дискуссии необходима.
Методика включает три этапа:
1) предварительная подготовка,
2) проведение дискуссии,
3) подведение итогов.
Комментированное чтение первоисточников на семинаре преследует цель содействовать более осмысленной и тщательной работе студентов над рекомендуемой философской литературой. Чаще всего оно составляет лишь элемент обычного семинара виде развернутой беседы и длится всего 15—20 минут. Комментированное чтение позволяет приучать студентов лучше разбираться в философских источниках. Комментирование может быть выделено в качестве самостоятельного пункта плана семинара.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Планы семинарских занятий
Дата: 2019-11-01, просмотров: 354.