Тема 8. Обязательственное право (особенная часть)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обязательства, возникающие из контрактов: понятие и виды. Понятие и виды контрактов.

Вербальные и литеральные контракты и их разновидности.

Реальные и консенсуальные контракты и их разновидности.

Безыменные контракты: понятие  и виды.

Пакты: понятие и виды.

Обязательства, возникающие как бы из договоров (из quasi ex contractu): понятие и виды. Общая характеристика обязательств как бы из договоров.

Деликтные обязательства. Общая характеристика обязательств из деликтов. Публичные и частные деликты. Развитие частных деликтов. Отдельные виды частных деликтов: iniuria; furtum; damnum iniuria datum; rapina.

Условия наступления ответственности за частный деликт. Вина как условие гражданско-правовой ответственности. Понятие вины, ее формы и степени: dolus, culpa (lata и levis), casus (случай) и vis major (непреодолимая сила), исключающие ответственность.

Убытки. Учение о возмещении убытков. Убытки договорные и деликтные. Объем возмещения убытков.

Обязательства как бы из деликтов (квазиделикты). Понятие обязательств quasi ex delicto. Отдельные виды квазиделиктов.

 

Тема 9. Наследственное право

Понятие наследования. Развитие римского наследственного права и его этапы: наследование по древнему цивильному праву; наследование по преторскому праву; наследование по императорскому законодательству. Понятие универсального и частного преемства при наследовании.

Наследование по завещанию. Понятие и формы завещания. Завещательная правоспособность. Условия действительности завещания. Обязательная доля ближайших родственников.

Наследование по закону. Развитие института наследования по закону. Круг наследников по закону: по квиритскому праву, по преторскому праву, по императорскому законодательству, по кодификации Юстиниана.

Наследование по праву представления. Наследственная трансмиссия.

Принятие наследства и его последствия. Отказ от наследства. Выморочное имущество.

Иски о наследстве. Легаты и фидеикомиссы.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Учебный план юридического факультета К(П)ФУ предусматривает проведение лекционных и семинарских (практических) занятий, а также самостоятельную работу студентов.

В лекциях даются основы теоретических знаний по дисциплине, раскрываются наиболее сложные вопросы римского частного права. Часть лекций проходит в классической информационной форме. Наиболее интересные темы (их перечень обговаривается со студентами) могут выносится на обсуждение в рамках проблемной лекции. Студенты предлагают свои решения предложенной научной проблемы. Предполагается дискуссия и диалог студентов и преподавателя.

Семинарские занятия имеют целью развитие умения юридического анализа конкретных ситуаций и правильного применения к ним закона. На семинарских занятиях предполагается обсуждение теоретических вопросов, решение практических задач, выполнение иных заданий.

Семинарские (практические) занятия — одна из важных форм аудиторных занятий со студентами, обеспечивающая наиболее активное участие их в учебном процессе и требующая от них углублённой самостоятельной работы. 

Для успешного прохождения семинарских занятий необходима предварительная самостоятельная подготовка. Самостоятельная работа студентов заключается в изучении тем (вопросов), закрепленных в программе курса, решении задач и выполнении других заданий руководителя семинарского занятия.

В процессе самостоятельной подготовки необходимо ознакомиться с темой по учебнику и прочесть на выбор несколько источников из рекомендуемой дополнительной литературы. Доклад студентов на семинарских занятиях представляет собой устное выступление с использованием рукописного конспекта, плана доклада, схем, рисунков, иллюстраций и т.д. В процессе доклада студент должен изложить основные положения рассматриваемого вопроса, обратить внимание на его дискуссионные аспекты, быть готовым ответить на дополнительные вопросы преподавателя и аудитории. Не рассматривается в качестве доклада и не может быть оценено неотрывное чтение заранее подготовленного конспекта. Составление конспекта отнюдь не предполагает полное переписывание всего материала. Необходимо обработать изученный материал и выделить самое важное. Последнее и должно лечь в основу конспекта. Для удобства изложения студент может составлять графики, таблицы и т.д.

Дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность: «В спорах нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имен: важна лишь одна истина, перед которой равны все» (Р. Роллан).

Поскольку дискуссия – это спор, то основные цели ее проведения следующие:

1) выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что, несомненно, способствует не только углублению званий, но и формирование мировоззрения школьников;

2) воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т.д.

Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.

Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности. И все-таки, как показывает практика, определенная подготовка к учебной дискуссии необходима.

Методика включает три этапа:

1) предварительная подготовка,

2) проведение дискуссии,

3) подведение итогов.

Комментированное чтение первоисточников на семинаре преследует цель содействовать более осмысленной и тщательной работе студентов над рекомендуемой философской литературой. Чаще всего оно составляет лишь элемент обычного семинара виде развернутой беседы и длится всего 15—20 минут. Комментированное чтение позволяет приучать студентов лучше разбираться в философских источниках. Комментирование может быть выделено в качестве самостоятельного пункта плана семинара.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 

Планы семинарских занятий

Дата: 2019-11-01, просмотров: 354.