Г.Н. Давыдова, Е.В. Кобчикова
«Римское ЧАСТНОЕ право»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Казань – 2018
УДК 347.61/64
ББК 67.404.4
Учебно-методическое пособие рекомендовано в печать учебно-методической комиссией юридического факультета КФУ
Рецензент
кандидат юридических наук, доцент Макаров Т.Г.
Римское частное право: учебно-методическое пособие / сост. Давыдова Г.Н., Кобчикова Е.В. – Казань: Казан. Ун-т, 2018. - 44 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и преподавателей юридических факультетов высших учебных заведений.
УДК 347.61/64
ББК 67.404.4
© Казанский университет, 2018
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Курс «Римское право» относится к общеобразовательным дисциплинам специальности «Юриспруденция» и играет важную роль для получения студентами - юристами высшего профессионального образования.
Программа дисциплины «Римское право» составлена таким образом, чтобы студенты могли получить наиболее полную информацию по вопросам возникновения, становления и развития основных институтов римского частного права.
Программа предусматривает проведение семинарских занятий в объеме, предусмотренном учебным планом. Семинарские занятия предполагают обсуждение теоретического материала, выступление студентов с докладами, ответы на контрольные вопросы, решение задач и тестов.
В самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, подготовка докладов и выступлений на практических занятиях, изучение дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы.
1. Цели освоения дисциплины
· освоение важнейших частно-правовых понятий и категорий, овладение частно-правовой терминологией и выработка умения оперирования ею;
· изучение принципиальных теоретических положений науки римского частного права;
· развитие у студентов специального юридического мышления, позволяющего вскрывать основные закономерности развития и функционирования частно-правового регулирования общественных отношений с учетом современных реалий;
· формирование представлений о роли и месте частного права в системе российского права; предмете, методах и основных началах частного права;
· подготовка к будущей профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Учебная дисциплина «Римское частное право» изучается на 1 курсе в течение одного семестра и относится к вариативной (профильной) части направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция».
Учебная дисциплина «Римское частное право» взаимосвязана с такими учебными дисциплинами, как «Теория государства и права», «Гражданское право» и «Гражданское процессуальное право».
Перед изучением дисциплины «Римское право» студенты должны освоить курс теории государства и права, а также истории государства и права зарубежных стран.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
· осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
· стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
· способность соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1);
· способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-3);
· способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2).
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
Знать: -о значении римского права на современном этапе развития общества, как базы для последующего изучения цивилистических наук; -периодизацию истории римского права, исторически сложившиеся системы римского частного права; -систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права; -о понятии источника римского частного права и его видах; -о содержании основных институтов римского частного права, общих положений учений римских юристов о лицах, вещных правах, наследовании, семейном праве, об обязательстве и договоре; -о систематике имущественных прав в римском частном праве; -отличительные особенности источников возникновения обязательств; -способы защиты гражданских прав, формы, виды и условия гражданско-правовой ответственности; -о методах эффективного осуществления правового воспитания; -о рецепции римского частного права современным гражданским законодательством вообще, и Концепцией развития гражданского законодательства РФ, в частности. Уметь: -определять предмет и метод правового регулирования римского частного права, выявляя их особенности; -охарактеризовать правосубъектность физических и юридических лиц как субъектов римского частного права; -выделять отличительные особенности прав на вещи от обязательств; -отличать по содержанию право собственности от права владения и прав на чужие вещи; -проводить сравнительно-правовой анализ контрактных обязательств от деликтных; -оперировать юридическими понятиями и категориями; -понимать характерные особенности и принципы современного этапа развития цивильного права; -на основе изучения и анализа источников римского права толковать различные правовые акты; -на основе анализа юридических казусов правильно квалифицировать факты и обстоятельства; -на основе изучения и анализа источников римского права применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; -давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности на основе анализа юридических казусов; -ясно и четко, последовательно формулировать юридические заключения, логически обосновывая вывод. |
Владеть: -теоретическими знаниями в области римского частного права; -навыками сравнительно-правового анализа публичного и частного права, вещного и обязательного права как составных частей имущественного права Древнего Рима; -первоначальными навыками в освоении латинской юридической терминологии; -современной юридической терминологией, рецепцированной из римского частного права; -навыками юридического мышления; -навыками работы с правовыми актами; -методами правового регулирования при реализации норм материального и процессуального права; -умением принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом -способностью к осуществлению самостоятельной работы. |
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Очная форма обучения Общая трудоемкость дисциплины: 3 зачетных единицы – 108 часов Количество семестров: 1 семестр Форма контроля: экзамен |
№ |
П /п
Раздел дисциплины
Аудиторные часы
Сам. раб. и контроль
Всего
Часов
Тематический расчет часов
для студентов заочной формы обучения
№ |
П /п
Наименование
Разделов и тем
Аудиторные часы
Сам. раб. и контроль
Всего
Часов
Содержание ДИСЦИПЛИНЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Учебный план юридического факультета К(П)ФУ предусматривает проведение лекционных и семинарских (практических) занятий, а также самостоятельную работу студентов.
В лекциях даются основы теоретических знаний по дисциплине, раскрываются наиболее сложные вопросы римского частного права. Часть лекций проходит в классической информационной форме. Наиболее интересные темы (их перечень обговаривается со студентами) могут выносится на обсуждение в рамках проблемной лекции. Студенты предлагают свои решения предложенной научной проблемы. Предполагается дискуссия и диалог студентов и преподавателя.
Семинарские занятия имеют целью развитие умения юридического анализа конкретных ситуаций и правильного применения к ним закона. На семинарских занятиях предполагается обсуждение теоретических вопросов, решение практических задач, выполнение иных заданий.
Семинарские (практические) занятия — одна из важных форм аудиторных занятий со студентами, обеспечивающая наиболее активное участие их в учебном процессе и требующая от них углублённой самостоятельной работы.
Для успешного прохождения семинарских занятий необходима предварительная самостоятельная подготовка. Самостоятельная работа студентов заключается в изучении тем (вопросов), закрепленных в программе курса, решении задач и выполнении других заданий руководителя семинарского занятия.
В процессе самостоятельной подготовки необходимо ознакомиться с темой по учебнику и прочесть на выбор несколько источников из рекомендуемой дополнительной литературы. Доклад студентов на семинарских занятиях представляет собой устное выступление с использованием рукописного конспекта, плана доклада, схем, рисунков, иллюстраций и т.д. В процессе доклада студент должен изложить основные положения рассматриваемого вопроса, обратить внимание на его дискуссионные аспекты, быть готовым ответить на дополнительные вопросы преподавателя и аудитории. Не рассматривается в качестве доклада и не может быть оценено неотрывное чтение заранее подготовленного конспекта. Составление конспекта отнюдь не предполагает полное переписывание всего материала. Необходимо обработать изученный материал и выделить самое важное. Последнее и должно лечь в основу конспекта. Для удобства изложения студент может составлять графики, таблицы и т.д.
Дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность: «В спорах нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имен: важна лишь одна истина, перед которой равны все» (Р. Роллан).
Поскольку дискуссия – это спор, то основные цели ее проведения следующие:
1) выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что, несомненно, способствует не только углублению званий, но и формирование мировоззрения школьников;
2) воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т.д.
Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.
Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности. И все-таки, как показывает практика, определенная подготовка к учебной дискуссии необходима.
Методика включает три этапа:
1) предварительная подготовка,
2) проведение дискуссии,
3) подведение итогов.
Комментированное чтение первоисточников на семинаре преследует цель содействовать более осмысленной и тщательной работе студентов над рекомендуемой философской литературой. Чаще всего оно составляет лишь элемент обычного семинара виде развернутой беседы и длится всего 15—20 минут. Комментированное чтение позволяет приучать студентов лучше разбираться в философских источниках. Комментирование может быть выделено в качестве самостоятельного пункта плана семинара.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Планы семинарских занятий
Задачи
Некий гражданин требует от соседа, чтобы тот немедленно прогнал свой скот с ячменного поля, принадлежащего ему. В ответ сосед потребовал, чтобы гражданин немедленно отремонтировал его забор, поврежденный овцами того, из-за чего скот и проник на ячменное поле. Оба обратились за содействием к претору. Могут ли они требовать иска или интердикта? Какого? [1]
Задачи
1. Некий гражданин получил с другого деньги за проданного тому быка. Но бык вскоре сдох, объевшись зерна. Против продавца был возбужден иск о продаже больного животного. Но ожидая все откладывавшегося заседания суда стороны заключили мировую сделку. Однако когда подошел срок заседания суда, истец потребовал явки ответчика. Правомерно ли он поступил? Каким средством защититься ответчику? Как отнесется претор к заявлению истца?
2. Некий ремесленник Марк договорился с Квинтом Серторием, а потом с Гнеем Помпеем о продаже принадлежавшей ему скульптуры. Он получил деньги с обоих, но скульптуру передал Гнею Помпею, ничего не знавшему о существовании Квинта Сертория. Серторий предъявил виндикационный иск против Помпея с целью истребования вещи. Правомерен ли этот иск?
Тема 3. Лица. Право лиц
1. Лицо (persona) как субъект права. Правоспособность и ее элементы.
2. Возникновение, ограничение и утрата правоспособности.
3. Ограничение дееспособности. Признание лица недееспособным.
4. Правовое положение римских граждан.
5. Правовое положение перегринов, колонов, латинов.
6. Правовое положение рабов. Приобретение и утрата правового статуса раба.
7. Понятие юридического лица по римскому частному праву.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Новицкий И.Б. Римское право. - М., 2001.
2. Пиляева В.В. Римское частное право. - СПб.: Питер, 2002.
3. Римское частное право: Учебник /.Под ред. Новицкого И.Б. и Перетерского И.С. - М.: Юриспруденция, 1999.
Дополнительная литература:
1. Азаревич Д. О различии между опекой и попечительством по римскому праву. - СПб., 1872.
2. Герваген Н. Развитие учения о юридическом лице. - СПб., 1888.
3. Загурский Л. К учению о юридических лицах. - М., 1977.
4. Ельяшевич. Юридическое лицо, его происхождение и функции в римском частном праве. - СПб., 1910.
5. Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. - М.: Статут, 2000.
Задачи
1. Одна из любовниц императора Коммода была изобличена в участии в заговоре против императора и приговорена к смертной казни. Перед исполнением приговора выяснилось, что она беременна, и казнь была отложена до рождения ребенка. Каков будет статус у рожденного ею ребенка?
2. После смерти отца римский гражданин занялся строительным подрядом по строительству вилл в окрестностях Рима. В качестве помощника он выбрал себе верного раба своего отца, которому последний (отец) давно обещал дать свободу в своем завещании. Начавший дело сын поручил своему новому товарищу закупить кирпич и дал денег. Но случилось так, что завещание пропало. Раб не получил свободу и, обидевшись, присвоил себе деньги. Терпя убытки, сын подал на него иск "из поручения", но претор не принял его. Сгоряча сын подал иск "из ведения дел", но претор опять отказал ему. Почему? Как сыну добиться справедливости?
Задачи
1. С разрешения отца сын поступил на военную службу. Со временем он достиг высокого положения и купил имение. Отец же, вступив в сомнительную сделку, полностью разорился. Вправе ли он расплатиться с кредиторами имением сына?
2. В случае сомнения в действительном правовом статусе раба как относились к нему римляне? Оставляли в рабстве или предоставляли свободу?
Задачи
1. Тит Таций купил у Тиберия Лукулла поместье, не зная о том, что Тиберий, будучи признан расточителем, ограничен в дееспособности, то есть лишен права по своему усмотрению отчуждать принадлежащие ему вещи. Проданное Тиберием поместье являлось объектом ипотечного залога в пользу Сервилия Руфа. Когда через два с половиной года пришел срок возврата кредита, обеспеченного этим залогом, и кредит не был возвращен, Сервилий подал иск против Тита с целью истребования предмета залога для его продажи и погашения своих убытков от неисполнения обязательства. Тит отклонил данный иск, ссылаясь на то, что при продаже он не был предупрежден продавцом о том, что вещь заложена, а кроме того, за прошедшие годы его право собственности на купленный участок не было оспорено в исковом порядке, и теперь он никаких претензий удовлетворять не намерен, в том числе и связанных с залоговым правом, установленным на вещь предыдущим собственником. Какое решение примет суд?
2. Гай купил у Сея лошадь, не зная о том, что она краденая. От непосильной работы лошадь сдохла. Вскоре человеком, у которого она была украдена, был подан виндикационный иск против Гая. Будет ли Гай отвечать за гибель лошади?
Задачи
1. Можно ли отнести к нечестным контрагентам того, кто: а) стремится уплатить менее должного, б) не платить потому, что не знает, кому и сколько он должен уплатить, в) оттягивает уплату долга, руководствуясь своей выгодой.
2. Во время набега шайки беглых рабов на римский городок была разграблена и сожжена местная гостиница. Ее хозяин по счастливой случайности остался в живых, но против него был возбужден ряд исков постояльцами, лишившимися в результате этих событий своего имущества и требующими от него возмещения ущерба. Правомерны ли эти иски?
Задачи
1. Тиций передал Луцию на хранение осла. Осел был убит упавшим с горы камнем, когда Луций вез на нем овощи на городской рынок. Несет ли Луций ответственность за гибель осла?
2. Павел занял у Сульпиция 1000 сестерциев в золотых монетах. Когда пришел срок возвращения кредита, он принес ту же сумму медными и серебряными монетами. Сульпиций не принял их, требуя возвращения кредита золотыми монетами. Павел возразил на это, что при заключении договора не было оговорено, какими монетами будет произведен платеж долга. Сульпиций заявил, что это разумеется само собой и не требует специальных оговорок. Кто их них прав?
Задачи
1. Римский домохозяин решил после смерти оставить имущество всем членам своей большой фамилии. В ее состав входили его дети, жена, две незамужние сестры и несколько рабов. В завещании он назначил наследниками сыновей, указав, что оставляет им и их матери ѕ имущества. На оставшуюся четверть он не оставил завещания, полагая, что она достанется сестрам как его законным наследницам. Правильно ли он выразил свою волю?
2. Умерший домохозяин оставил завещание, в котором помянул всех своих детей и ближайших агнатов. Но к моменту вступления в наследство его старший брат также умер. На его долю наследства заявили претензию его дети, племянники завещателя. Возникла тяжба между детьми обоих братьев. Каковы аргументы сторон в этой тяжбе? Кто победит в споре за наследство?
ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ:
1. Цивильное право и право народов.
2. Цивильное право и преторское право.
3. Источники римского частного права.
4. Кодификация Юстиниана.
5. Понятие и виды исков.
6. Гражданский процесс в римском праве и его формы.
7. Субъекты римского частного права.
8. Юридические лица в римском праве.
9. Семья в римском праве.
10. Классификация вещей в римском частном праве.
11. Понятие и содержание права собственности в римском частном праве.
12. Приобретение права собственности в римском частном праве.
13. Владение в римском частном праве.
14. Права на чужие вещи в римском частном праве.
15. Сервитут в римском частном праве.
16. Земельный сервитут в римском частном праве.
17. Эмфитевзис и суперфиций в римском частном праве.
18. Обязательство и его виды в римском частном праве.
19. Прекращение обязательств в римском частном праве.
20. Цессия в римском частном праве.
21. Залог в римском частном праве.
22. Обеспечение исполнения обязательств в римском частном праве.
23. Договор в римском частном праве.
24. Система контрактов в римском частном праве.
25. Консенсуальные контракты в римском частном праве.
26. Договор купли-продажи в римском частном праве.
27. Договор займа в римском частном праве.
28. Договоры найма в римском частном праве.
29. Договор товарищества в римском частном праве.
30. Безыменные контракты в римском частном праве.
31. Пакты в римском частном праве.
32. Обязательства как бы из договора.
33. Деликтные и квазиделиктные обязательства.
34. Наследование по завещанию в римском частном праве.
35. Наследование по закону в римском частном праве.
36. Легаты и фидеикомиссы.
ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ КУРСА
1. Понятие Римского права: право частное и право публичное. Их отличительные особенности. Значение Римского частного права.
2. Понятие и основные черты Римского права (цивильное право, преторское право и право народов).
3. Роль Римского права в развитии права других общественных формаций. Рецепция римского права.
4. Понятие и виды источников Римского права.
5. Обычай и закон как источник Римского права.
6. Эдикты магистратов и преторов как источник Римского права.
7. Деятельность юристов и ее влияние на развитие Римского права.
8. Кодификация Юстиниана.
9. Защита гражданских прав и ее формы в Древнем Риме.
10. Производство in iure и in iudicio.
11. Легисакционный процесс и его особенности в Римском праве.
12. Характеристика формулярного процесса в Римском праве.
13. Экстраординарный процесс в Римском праве.
14. Интердиктное производство.
15. Понятие иска и его виды в Римском праве.
16. Особые средства преторской защиты в Римском праве.
17. Понятие правоспособности и ее элементы в римском праве.
18. Правовое положение римских граждан.
19. Процессуальное представительство в Римском праве.
20. Правовое значение времени. Понятие исковой давности в Римском праве.
21. Категории лиц в Римском праве.
22. Юридические лица в Римском праве.
23. Брак и его виды по Римскому праву. Способы заключения брака.
24. Условия вступления в брак и его действительности по римскому праву.
25. Прекращение брака в Римском праве: основания, порядок, правовые последствия.
26. Правоотношения супругов в Римской семье.
27. Правоотношения родителей и детей в Римском праве.
28. Римская патриархальная семья и система агнатического родства в Римском праве. Власть домовладыки. Когнатическое родство.
29. Усыновление и узаконение по Римскому праву.
30. Опека и попечительство в Римском праве.
31. Понятие и классификация вещей по римскому праву.
32. Соотношение понятий право владения и право собственности по Римскому праву.
33. Виды владения в Римском праве: цивильное, преторское, посредственное.
34. Приобретение и утрата владения по Римскому праву.
35. Законное и незаконное владение в Римском праве.
36. Защита владения по Римскому праву.
37. Право собственности в Римском праве и его содержание. Ограничения права собственности.
38. Способы приобретения и утраты права собственности в Римском праве.
39. Защита права собственности в Римском праве.
40. Права на чужие вещи в Римском праве: понятие и виды.
41. Сервитут в Римском праве: понятие и виды.
42. Эмфитевзис и суперфиций в Римском праве.
43. Залог и его формы в Римском праве.
44. Понятие и виды обязательств по Римскому праву.
45. Основания возникновения обязательств в Римском праве.
46. Прекращение обязательств в Римском праве.
47. Субъекты обязательства в Римском праве: кредитор и должник. Множественность лиц и замена лиц в обязательстве.
48. Место и время исполнения обязательств. Просрочка.
49. Обеспечение обязательств в Римском праве.
50. Ответственность должника за неисполнение обязательств по Римскому праву.
51. Понятие договора в Римском праве.
52. Классификация контрактов по Римскому праву.
53. Понятие и виды пактов по Римскому праву.
54. Безымянные контракты в Римском праве.
55. Договор купли-продажи в Римском праве.
56. Договоры найма в Римском праве.
57. Договор товарищества в Римском праве.
58. Договор поручения в Римском праве.
59. Сравнительный анализ договоров займа и ссуды в Римском праве.
60. Договор хранения в Римском праве.
61. Обязательства как бы из договоров (квазиконтракты), как бы из деликтов (квазиделикты) в Римском праве.
62. Деликты и деликтные обязательства в Римском праве.
63. Устные (вербальные) контракты в Римском праве.
64. Письменные (литеральные) контракты в Римском праве.
65. Реальные контракты в Римском праве.
66. Консенсуальные контракты в Римском праве.
67. Понятие наследования и этапы развития римского наследственного права.
68. Наследование по завещанию в Римском праве.
69. Наследование по закону в Римском праве.
70. Принятие наследства.
71. Легаты и фидеикомиссы.
72. Необходимое наследование.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература:
1. Дождев Д.В. Римское частное право. – М.: Норма, 2015. – 784 с.
2. Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. – М.: КНОРУС, 2017. – 608 с.
3. Пухан Иво, Поленак-Акимовская Мирьяна. Римское право (базовый учебник). - М.: ИКД «ЗЕРЦАЛО-М», 2003. - 448 с.
4. Санфилиппо Ч. Курс римского частного права. – М.: Норма, 2017. – 400 с.
5. Институции Юстиниана / ; Ин-т всеобщ. истории Рос. АН, Юрид. фак. Моск. гос. ун-та, Центр изуч. рим. права; Пер. с латин. Д.Расснера; Под ред. Л.Л.Кофанова, В.А.Томсинова .— М. : Зерцало, 1998 .— 399с.
Дополнительная литература:
1. Агарков М.М. Ценность частного права // Правоведение. - 1992. - № 2.
2. Азаревич Д. О различии между опекой и попечительством по римскому праву. - СПб., 1872.
3. Астапенко П.Н. Римское частное право: Учебное пособие / Под общ. ред. В.И. Куцинина - М.: ЮИ МВД РФ, Книжный мир, 2002.
4. Барон Юлий. Система римского гражданского права. - М., 1898.
5. Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения. - М.: Юридическая литература, 1989.
6. Безбах В. Правовой титул // Советская юстиция. - 1992. - № 3.
7. Бернштейн К. Учение о разделительных обязательствах по римскому праву и новейшим законодательствам. - СПб., 1871.
8. Боголепов И. О формальных ограничениях свободы завещаний в римской классической юриспруденции. - М., 1881.
9. Боголепов Н. Учебник истории римского права: Пособие к лекциям. - М., 1907.
10. Виндшейд Б. Обязательства по римскому праву. - СПб., 1875.
11. Галанза П.Н. Государство и право Древнего Рима. - М.: Изд. Московского университета, 1963.
12. Герваген А. Развитие учения о юридическом лице. - СПб., 1988.
13. Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права. – М.: Зерцало, 2003. – 495 с.
14. Гусаков А. Деликты и договоры как источники обязательств в системе цивильного права Древнего Рима. - М., 1896.
15. Дернбург Н. Пандекты. Обязательственное право. Том 3. - Изд. 2. - М., 1904.
16. Дождев Д.В. Римское архаическое наследственное право. - М., 1993.
17. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для вузов. - М.: Изд. группа ИНФРА-М - Норма, 1996.
18. Дормидонтов В. К вопросу о влиянии законов о наследстве на распределение недвижимой собственности. - Казань, 1835.
19. Дормидонтов В. Об ответственности наследников по обязательствам оставителя наследства: Выпуск 1. - Казань, 1881.
20. Дормидонтов В. Система римского права. Наследственное право. - Казань, 1915.
21. Дювернуа Н. Значение римского права для русских юристов. - Ярославль, 1872.
22. Ельяшевич И. Юридическое лицо, его происхождение и функции в римском частном праве. - СПб., 1910.
23. Ефимов В. Очерки по истории древнеримского развития и наследования. - СПб., 1885.
24. Ефремов В.В. Догма римского права. Том 1. - Петроград, 1918.
25. Загурский Л. К учению о юридических лицах. - М., 1977.
26. Загурский Л.Н. Римское право: Учебник. - Харьков, 1899.
27. Иванов А.А. Вещное право // Правоведение. - 1992. - № 1.
28. Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. - СПб, 1875.
29. Институции Юстиниана / Перевод с лат. Расснера Д. / Под. ред. Кофанова Л.Л. и Томсинова В.А. - М.: Зерцало, 1998.
30. Капустин М. Институции римского права. - М., 1898.
31. Кикоть В.А. Современные тенденции и противоречия учения о праве собственности. Актуальные проблемы современного буржуазного гражданского права. - М., 1933.
32. Кистяковский И.А. Долговая ответственность наследника в римском праве. - Киев, 1900.
33. Колотинский Н.Д. История римского права. - Казань, 1912.
34. Копылов А.В. Возникновение и развитие ограниченного вещного права на землю // Советское государство и право. - 1993. - № 4.
35. Копылов А.В. Пожизненное наследуемое владение как ограниченное вещное право // Правоведение. - 1992. - № 5.
36. Косарев А.И. Римское право. - М., 1986.
37. Кофанов Л.П. Обязательственное право в архаическом Риме: Долговой вопрос (71-14 вв. до н.э.) - М., 1994.
38. Кремлев Н. К учению о праве добросовестного владения на плоды по римскому праву. - Казань, 1866.
39. Крылов Н.И. Система римского гражданского права: Курс лекций. Том 1. - М., 1871.
40. Лазар Я.Н. Собственность в буржуазной правовой теории. - М., 1935.
41. Лейст О.Э. Три концепции права // Советское государство и право. -1993. - № 2.
42. Макеев В.В., Головко А.Г. Частное право Древнего Рима: Учебное пособие. - 2 изд., пер. и доп. - Ростов на Дону: Изд. Центр «Март», 2002.
43. Марецоль Т. Учебник римского гражданского права. - М., 1867.
44. Медведев С.Н. Основные черты римского частного права. - М., 1978.
45. Муромец С. Гражданское право Древнего Рима. - М., 1883.
46. Муромцев X. Ценность частного права // Правоведение. - 1992. - № 2.
47. Нерсесов Н.И. Римское вещное право. - М., 1896.
48. Нолькен А. Учение о поручительстве по римскому праву и новейшим законодательствам. Том 1. - СПб., 1884.
49. Омельченко О.А. Основы римского права. - М.: Манускрипт, 1994.
50. Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. - М.: Зерцало, 1997.
51. Перетерский И.С. Законы XII таблиц. Дигесты Юстиниана. - М., 1984.
52. Петражицкий Л. Бона fides в гражданском праве. Право собственности владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права. - 2 изд. - СПб., 1902.
53. Подопригора А.А. Основы римского гражданского права. - Киев, 1991.
54. Покровский И. А. История римского права. – М.: Статут, 2004. – 538 с.
55. Рясенцев В.А. Сборник схем по римскому праву. - М.: ВЮЗИ, 1979.
56. Савельев В.А. История римского частного права. - М., 1986.
57. Савельев В.А. Римское частное право: Проблемы истории и теории. - М.: Юристъ, 1995.
58. Скрипилев Е.А. Основы римского права: Конспект лекций. - М.: ОСЬ-89., 1998.
59. Современные исследования римского права. - М.: ИНИОН, 1987.
60. Соколовский П. Исследование в области права товарищества. Договор товарищества по римскому гражданскому праву. - Киев, 1893.
61. Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. - М.: Статут, 2000.
62. Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. - М., 1991.
63. Толстой Ю.К. К учению о праве собственности // Правоведение. - 1992. № 1.
64. Умов В.А. Дарение, его понятие, характеристические черты, место в системе права. Сравнительное исследование по римскому праву и новейшим законодательствам. - М., 1876.
65. Умов В.А. Договор найма имущества по римскому праву и новейшим иностранным законодательствам. Часть 1. - М., 1872.
66. Франчози Д. Институционный курс римского права : пер. с итал. / Дженнаро Франчози ; Отв. ред. д.ю.н. Л.Л. Кофанов ; Моск. гос. юрид. ун-т им. М.В. Ломоносова. Юр. фак., Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ. истории, Центр изучения рим. права .— Москва : Статут, 2004 .— 426 с.
67. Харитонов Е.О. Основы римского частного права. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.
68. Хвостов В. Натуральное обязательство по римскому праву. - М., 1898.
69. Хвостов В. Система римского права : учебник / В. М. Хвостов ; предисл. Е. А. Суханова .— Москва : Спарк, 1996 .— 522 с.
70. Черниловский З.М. Лекции по римскому праву. - М., 1991.
71. Черниловский З.М. Римское частное право. - М.: Проспект, 2001.
72. Черниловский З.М. Римское частное право: Элементарный курс. - М.: Новый Юрист, 1997.
73. Чиларж К.Ф. Учебник институций римского права. - М, 1901.
74. Юлий Павел. Пять книг сентенций к сыну. Фрагменты Домиция Ульпиана / Перевод с латинского Штаерман Е.М. / Отв. ред. и сост. Кофанов Л.Л (Серия «Памятники римского права»). - М.: Зерцало, 1998.
75. Юшкевич В.А. О приобретении владения по римскому праву. - М., 1908.
76. Журнал «Древнее право»
77. Журнал «Государство и право»
Интернет-ресурсы:
Электронная юридическая библиотека "Все о праве: компас в мире юриспруденции": [сайт] - http://www.allpravo.ru/library/
Электронная юридическая библиотека "Классика российского права": Проект компании "Консультант Плюс" при поддержке издательства "Статут" и Юридической научной библиотеки издательства "Спарк": [сайт]. - http://civil.consultant.ru/
Электронная юридическая библиотека "Юридический виртуальный клуб "Exjure": [сайт] - http://ex-jure.ru/law/
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- ноутбук, подсоединенный к проектору;
- экран;
- доступ к сети Интернет;
- многофункциональное устройство (МФУ) для сканирования и распечатывания раздаточных материалов;
- расходные материалы.
[1] При составлении данного учебно-методического комплекса были использованы материалы учебного пособия: Сборник задач и проверочных вопросов по римскому частному праву. Составитель А.Д. Рудоквас.- СПб.: Издательство Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 1996.
Г.Н. Давыдова, Е.В. Кобчикова
«Римское ЧАСТНОЕ право»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Казань – 2018
УДК 347.61/64
ББК 67.404.4
Учебно-методическое пособие рекомендовано в печать учебно-методической комиссией юридического факультета КФУ
Рецензент
кандидат юридических наук, доцент Макаров Т.Г.
Римское частное право: учебно-методическое пособие / сост. Давыдова Г.Н., Кобчикова Е.В. – Казань: Казан. Ун-т, 2018. - 44 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и преподавателей юридических факультетов высших учебных заведений.
УДК 347.61/64
ББК 67.404.4
© Казанский университет, 2018
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Курс «Римское право» относится к общеобразовательным дисциплинам специальности «Юриспруденция» и играет важную роль для получения студентами - юристами высшего профессионального образования.
Программа дисциплины «Римское право» составлена таким образом, чтобы студенты могли получить наиболее полную информацию по вопросам возникновения, становления и развития основных институтов римского частного права.
Программа предусматривает проведение семинарских занятий в объеме, предусмотренном учебным планом. Семинарские занятия предполагают обсуждение теоретического материала, выступление студентов с докладами, ответы на контрольные вопросы, решение задач и тестов.
В самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, подготовка докладов и выступлений на практических занятиях, изучение дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы.
1. Цели освоения дисциплины
· освоение важнейших частно-правовых понятий и категорий, овладение частно-правовой терминологией и выработка умения оперирования ею;
· изучение принципиальных теоретических положений науки римского частного права;
· развитие у студентов специального юридического мышления, позволяющего вскрывать основные закономерности развития и функционирования частно-правового регулирования общественных отношений с учетом современных реалий;
· формирование представлений о роли и месте частного права в системе российского права; предмете, методах и основных началах частного права;
· подготовка к будущей профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Учебная дисциплина «Римское частное право» изучается на 1 курсе в течение одного семестра и относится к вариативной (профильной) части направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция».
Учебная дисциплина «Римское частное право» взаимосвязана с такими учебными дисциплинами, как «Теория государства и права», «Гражданское право» и «Гражданское процессуальное право».
Перед изучением дисциплины «Римское право» студенты должны освоить курс теории государства и права, а также истории государства и права зарубежных стран.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
· осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
· стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
· способность соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1);
· способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-3);
· способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2).
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
Знать: -о значении римского права на современном этапе развития общества, как базы для последующего изучения цивилистических наук; -периодизацию истории римского права, исторически сложившиеся системы римского частного права; -систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права; -о понятии источника римского частного права и его видах; -о содержании основных институтов римского частного права, общих положений учений римских юристов о лицах, вещных правах, наследовании, семейном праве, об обязательстве и договоре; -о систематике имущественных прав в римском частном праве; -отличительные особенности источников возникновения обязательств; -способы защиты гражданских прав, формы, виды и условия гражданско-правовой ответственности; -о методах эффективного осуществления правового воспитания; -о рецепции римского частного права современным гражданским законодательством вообще, и Концепцией развития гражданского законодательства РФ, в частности. Уметь: -определять предмет и метод правового регулирования римского частного права, выявляя их особенности; -охарактеризовать правосубъектность физических и юридических лиц как субъектов римского частного права; -выделять отличительные особенности прав на вещи от обязательств; -отличать по содержанию право собственности от права владения и прав на чужие вещи; -проводить сравнительно-правовой анализ контрактных обязательств от деликтных; -оперировать юридическими понятиями и категориями; -понимать характерные особенности и принципы современного этапа развития цивильного права; -на основе изучения и анализа источников римского права толковать различные правовые акты; -на основе анализа юридических казусов правильно квалифицировать факты и обстоятельства; -на основе изучения и анализа источников римского права применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; -давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности на основе анализа юридических казусов; -ясно и четко, последовательно формулировать юридические заключения, логически обосновывая вывод. |
Владеть: -теоретическими знаниями в области римского частного права; -навыками сравнительно-правового анализа публичного и частного права, вещного и обязательного права как составных частей имущественного права Древнего Рима; -первоначальными навыками в освоении латинской юридической терминологии; -современной юридической терминологией, рецепцированной из римского частного права; -навыками юридического мышления; -навыками работы с правовыми актами; -методами правового регулирования при реализации норм материального и процессуального права; -умением принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом -способностью к осуществлению самостоятельной работы. |
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Очная форма обучения Общая трудоемкость дисциплины: 3 зачетных единицы – 108 часов Количество семестров: 1 семестр Форма контроля: экзамен |
№ |
П /п
Раздел дисциплины
Аудиторные часы
Сам. раб. и контроль
Всего
Часов
Тематический расчет часов
для студентов заочной формы обучения
№ |
П /п
Наименование
Разделов и тем
Аудиторные часы
Сам. раб. и контроль
Всего
Часов
Содержание ДИСЦИПЛИНЫ
Дата: 2019-11-01, просмотров: 512.