для студентов очной формы обучения
факультета непрерывного образования
по подготовке специалистов судебной системы
(специальность 030503. 52 Правоведение
среднего профессионального образования)
Нижний Новгород
2012
Автор:
Васильев А. А. – старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала ФГБОУВПО «Российская академия правосудия»
Рецензенты:
Сергеева К. В. – к.п.н., старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин НОУ ВПО «НПА» (и).
Безопасность жизнедеятельности: учебно-методический комплекс для студентов факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы. – Н. Новгород: Российская академия правосудия (Приволжский филиал), 2012. –43с. |
Настоящий учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 030503. 52 Правоведение, и предназначен для студентов очной формы обучения.
Обсужден и рекомендован к изданию на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» «___»____________ 2012 г. Протокол № ___.
Утвержден учебно-методическим советом ПФ ФГБОУВПО «РАП» «___»____________ 2012 г. Протокол № ___.
ББК
© Васильев А. А., 2012
© Российская академия правосудия, ПФ, 2012
Введение……………………………………………………………….…… | 4 |
Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………….. | 7 |
Тематический план…………………………………………………….….. | 7 |
Программа учебного курса……………………………………………...... | 9 |
План семинарских (практических) занятий……………………………… | 15 |
Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя………………………………………………………………. | 26 |
Примеры контрольных заданий……….……….………………………… | 35 |
Литература ………………………………………………..………….……. | 39 |
Введение
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» призвана показать, основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Как взаимодействуют между собой природа – человек – общество. Как человек воздействует на природу, и какие опасности таит в себе его антропогенное вмешательство. Дает классификацию чрезвычайных ситуаций и правила поведения при них.
Задачами обучения граждан по дисциплине Безопасность жизнедеятельности являются:
1. Создание комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
2. Идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;
3. Формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы.
4. Воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее Вооруженным Силам.
5. Изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в области национальной безопасности, обороны государства, основ военной службы и государственной системы безопасности.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
В результате изучения безопасности жизнедеятельности студент должен:
Уметь:
· организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
· предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
· использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
· применять первичные средства пожаротушения;
· ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
· применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
· владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
· оказывать первую помощь пострадавшим;
Знать:
· принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
· основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
· основы военной службы и обороны государства;
· задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
· способы защиты населения от оружия массового поражения;
· меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
· организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
· основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
· область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
· порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях студентов, полученных ими при изучении профессиональных, естественно-научных и гуманитарных учебных дисциплин, а также при изучении дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней школе. «Безопасность жизнедеятельности» изучается на лекциях, практических занятиях, семинарах и в ходе самостоятельной работы.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество зачетных единиц и часов |
Зачетные единицы – общая трудоёмкость | 1,77 з.е. – 63 ч. |
Всего аудиторных занятий из них: | 1,6 з.е. –57 ч. |
Лекций | 1,06 з.е. – 38 ч. |
Семинарские (практические занятия) | 0, 54 з.е. – 19 ч. |
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС | 0,17 з.е. – 6 ч. |
Форма итогового контроля | Зачетная контрольная работа |
Тематический план по дисциплине
«Безопасность жизнедеятельности» для факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы
для студентов 3 курса очной формы обучения
№ | Темы дисциплины | Всего часов | Кол-во ауд. часов | Самостоя-тельная работа | |
Лек-ции | Сем/ Пр.зан | ||||
Раздел 1. Человек и техносфера | |||||
1 | Предмет и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности | 4 | 2 | 2 | - |
2 | Основы физиологии труда | 4 | 2 | 2 | - |
3 | Негативные факторы в системе «человек – среда обитания» | 6 | 4 | 2 | - |
4 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 8 | 4 | 4 | - |
5 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС и основы гражданской обороны | 2 | 2 | - | - |
6 | Основы устойчивости функционирования экономики и территории в ЧС | 4 | 2 | 2 | - |
7 | Информационная безопасность РФ | 2 | 2 | - | - |
8 | Здоровый образ жизни и вредные привычки | 6 | 4 | 2 | - |
9 | Основы аварийного выживания | 6 | 4 | 2 | - |
10 | Психологические аспекты автономного выживания | 2 | 2 | - | - |
Раздел 2. Национальная безопасность РФ | |||||
11 | Национальная безопасность РФ | 6 | 4 | 2 | - |
12 | Основы военной службы и обороны государства | 2 | 2 | - | - |
13 | Организация и порядок призыва граждан на военную службу | 2 | - | 1 | 2 |
14 | Структура, состав и назначение вооруженных сил (ВС) РФ | 4 | 2 | - | 1 |
15 | Воинские звания | 3 | 2 | - | 1 |
16 | Дни воинской славы и памятные даты в РФ | 1 | - | - | 1 |
17 | Альтернативная гражданская служба | 1 | - | - | 1 |
Всего за семестр | 63 | 38 | 19 | 6 | |
Итого за год | 63 | 38 | 19 | 6 |
ПРОГРАММА КУРСА
Тема № 1. Предмет и задачи дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности»
Безопасность жизнедеятельности как наука о безопасном взаимодействии человека со средой обитания, о влиянии социально- экономических процессов на жизнедеятельность человека и государства, о глобальных угрозах человечеству и путях их нейтрализации. Роль специалистов с юридическим образованием в обеспечении безопасности жизнедеятельности гражданина, общества, государства.
Структура дисциплины и краткая характеристика её разделов. Организационно-методические вопросы изучения дисциплины - трудоёмкость разделов, виды учебной работы, система оценки и контроля, рекомендуемая последовательность освоения разделов дисциплины. Основные компетенции дисциплины. Законодательство Российской Федерации о безопасности, обороне и основах военной службы.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 299.