Учебно-методический комплекс
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

для студентов очной формы обучения

факультета непрерывного образования

по подготовке специалистов судебной системы

 (специальность 030503. 52 Правоведение

среднего профессионального образования)

 

 

Нижний Новгород

2012

Автор:

Васильев А. А. – старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала ФГБОУВПО «Российская академия правосудия»

Рецензенты:

 

Сергеева К. В. – к.п.н., старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин НОУ ВПО «НПА» (и).

                                                                                                                                                                      

Безопасность жизнедеятельности: учебно-методический комплекс для студентов факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы. – Н. Новгород: Российская академия правосудия (Приволжский филиал), 2012. –43с.

               

Настоящий учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 030503. 52 Правоведение, и предназначен для студентов очной формы обучения.

 

 

Обсужден и рекомендован к изданию на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» «___»____________ 2012 г. Протокол № ___.

 

 

Утвержден учебно-методическим советом ПФ ФГБОУВПО «РАП» «___»____________ 2012 г. Протокол № ___.

 

    ББК

© Васильев А. А., 2012

© Российская академия правосудия, ПФ, 2012

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………….…… 4
Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………….. 7
Тематический план…………………………………………………….…..   7
Программа учебного курса……………………………………………...... 9
План семинарских (практических) занятий……………………………… 15
Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя……………………………………………………………….     26
Примеры контрольных заданий……….……….…………………………   35
Литература ………………………………………………..………….…….   39




Введение

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» призвана показать, основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Как взаимодействуют между собой природа – человек – общество. Как человек воздействует на природу, и какие опасности таит в себе его антропогенное вмешательство. Дает классификацию чрезвычайных ситуаций и правила поведения при них.

 

 Задачами обучения граждан по дисциплине Безопасность жизнедеятельности  являются:

1. Создание комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

2. Идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

3. Формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы.

4. Воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее Вооруженным Силам.

5. Изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в области национальной безопасности, обороны государства, основ военной службы и государственной системы безопасности.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

В результате изучения безопасности жизнедеятельности студент должен:

Уметь:

· организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

· предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

· использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

· применять первичные средства пожаротушения;

· ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

· применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

· владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

· оказывать первую помощь пострадавшим;

Знать:

· принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

· основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

· основы военной службы и обороны государства;

· задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

· способы защиты населения от оружия массового поражения;

· меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

· организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

· основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

· область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

· порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях студентов, полученных ими при изучении профессиональных, естественно-научных и гуманитарных учебных дисциплин, а также при изучении дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней школе. «Безопасность жизнедеятельности» изучается на лекциях, практических занятиях, семинарах и в ходе самостоятельной работы.


Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов
Зачетные единицы – общая трудоёмкость 1,77 з.е. – 63 ч.
Всего аудиторных занятий из них: 1,6 з.е. –57 ч.
Лекций 1,06 з.е. – 38 ч.
Семинарские (практические занятия) 0, 54 з.е. – 19 ч.
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС 0,17 з.е. – 6 ч.
Форма итогового контроля Зачетная контрольная работа

Тематический план по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности» для факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы

для студентов 3 курса очной формы обучения

Темы дисциплины

Всего часов

Кол-во ауд. часов

Самостоя-тельная работа

Лек-ции Сем/ Пр.зан

Раздел 1. Человек и техносфера

1 Предмет и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности 4 2 2 -
2 Основы физиологии труда 4 2 2 -
3 Негативные факторы в системе «человек – среда обитания» 6 4 2 -
4 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера 8 4 4 -
5 Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС и основы гражданской обороны 2 2 - -
6 Основы устойчивости функционирования экономики и территории в ЧС 4 2 2 -
7 Информационная безопасность РФ 2 2 - -
8 Здоровый образ жизни и вредные привычки 6 4 2 -
9 Основы аварийного выживания 6 4 2 -
10 Психологические аспекты автономного выживания 2 2 - -

Раздел 2. Национальная безопасность РФ

11 Национальная безопасность РФ 6 4 2 -
12 Основы военной службы и обороны государства 2 2 - -
13 Организация и порядок призыва граждан на военную службу 2 - 1 2
14 Структура, состав и назначение вооруженных сил (ВС) РФ 4 2 - 1
15 Воинские звания 3 2 - 1
16 Дни воинской славы и памятные даты в РФ 1 - - 1
17 Альтернативная гражданская служба 1 - - 1
  Всего за семестр 63 38 19 6
  Итого за год 63 38 19 6



ПРОГРАММА КУРСА

Тема № 1. Предмет и задачи дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности»

Безопасность жизнедеятельности как наука о безопасном взаимодействии человека со средой обитания, о влиянии социально- экономических процессов на жизнедеятельность человека и государства, о глобальных угрозах человечеству и путях их нейтрализации. Роль специалистов с юридическим образованием в обеспечении безопасности жизнедеятельности гражданина, общества, государства.

Структура дисциплины и краткая характеристика её разделов. Организационно-методические вопросы изучения дисциплины - трудоёмкость разделов, виды учебной работы, система оценки и контроля, рекомендуемая последовательность освоения разделов дисциплины. Основные компетенции дисциплины. Законодательство Российской Федерации о безопасности, обороне и основах военной службы.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 252.