Порядок призыва на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На военную службу офицеров запаса призывает военный комиссар на основании выписок из приказов Министра обороны РФ по личному составу.

Призыв на военную службу офицеров запаса непосредственно после окончания государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования организует военный комиссариат и осуществляет военный комиссар по месту расположения образовательного учреждения.

Нормы призыва на военную службу устанавливаются указами Президента РФ и доводятся Министерством обороны РФ до военного комиссара через управления соответствующих военных округов. Призыв на военную службу офицеров запаса включает в себя:

■ явку на медицинское освидетельствование и к военному комиссару для принятия решения о призыве на военную службу;

■ явку в военный комиссариат и получение предписания для убытия к месту прохождения военной службы.

После прохождения медицинского освидетельствования и личной беседы военный комиссар принимает в отношении офицера запаса одно из следующих решений:

■ о призыве его на военную службу;

■ о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу;

■ об освобождении от призыва на военную службу;

■ об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Офицеру запаса, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке к военному комиссару в целях получения предписания для убытия к месту прохождения военной службы.

При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военный комиссар выносит решение об освобождении офицера запаса от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение принимается на основании документов, представленных офицером запаса военному комиссару, один раз в год.

Офицеру запаса, призванному на военную службу, в военном комиссариате вручаются 2 экземпляра предписания об убытии к месту прохождения военной службы, получив которые, он самостоятельно убывает к месту ее прохождения.

По прибытии офицера в воинскую часть командир воинской части делает на 2-м экземпляре предписания, выданного военным

комиссаром, отметку о дате прибытия, заверяет его своей подписью и печатью воинской части и в 3-дневный срок возвращает в военный комиссариат.

После откомандирования офицера к месту прохождения военной службы его личное дело в 3-дневный срок высылается военным комиссариатом в воинскую часть, в которую он направлен.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что составляет правовую основу призыва на военную службу?

2. Какова роль военного комиссариата в организации призыва на военную службу?

3. Как организуется работа призывной комиссии?

4. Для какой цели осуществляется медицинское освидетельствование призывников?

5. В каких случаях призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу?

6. Каков общий порядок призыва на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе?

7. Что должны знать призывники о своем прибытии на сборный пункт?

8. Как принимается решение о предназначении призывника в тот или иной вид или род войск Вооруженных Сил Российской Федерации?

9. Укажите особенность порядка призыва на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера.

 

8.3. ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО ПРИЗЫВУ

 

Порядок прохождения военной службы по призыву определяется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохождения военной службы. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены (в том числе в составе подразделения, воинской части, соединения) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) в мирное время исключительно на добровольной основе и только если срок их военной I службы составляет не менее 6 месяцев.

Началом военной службы для граждан, призванных на военную службу, считается день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения службы. С этого момента гражданин приобретает статус военнослужащего.

По прибытии в часть и после прохождения начальной военной подготовки военнослужащий приводится к Военной присяге. Продолжительность начальной военной подготовки не превышает двух месяцев (рис. 63).

Рис. 63. Приведение к Военной присяге

До приведения военнослужащего к Военной присяге он не может привлекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы), за ним не могут закрепляться оружие и военная техника, на него не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста.

Солдаты и матросы, прибывшие в воинскую часть из военных комиссариатов для пополнения, после прохождения соответствующей программы и усвоения основных обязанностей солдата (матроса), значения Военной присяги, Боевого Знамени воинской части и воинской дисциплины, но не позднее чем через 2 месяца, приводятся к Военной присяге.

Повседневная жизнь и деятельность военнослужащего в военной части осуществляются в соответствии с требованиями внутренней службы.

Внутренняя служба предназначена для поддержания в воинской части внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающей постоянную боевую готовность и учебу личного состава, организованное выполнение им задач повседневной деятельности. Она организуется в соответствии с положениями Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ.

Внутренняя служба требует организованных действий военнослужащих независимо от их желаний. Руководство внутренней службой в воинской части осуществляет командир воинской части, а в расположении подразделения — командир подразделения. Непосредственным организатором внутренней службы в воинской части является начальник штаба, а в расположении роты — старшина роты.

Каждый военнослужащий проходит военную службу в определенной воинской должности, которой соответствует воинское звание. Каждому военнослужащему присваивается соответствующее воинское звание.

В Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях установлены составы военнослужащих и соответствующие им воинские звания. Перечень составов и воинских званий военно­служащих Вооруженных Сил РФ определен Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (таблица).

Для прохождения военной службы в каждом звании устанавливается определенный срок. Очередное воинское звание военнослужащему присваивается в день истечения срока его службы в предыдущем звании. Воинское звание может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного воинской должностью.

В настоящее время воинские звания присваивают:

■ высшие воинские звания — Президент РФ;

■ до полковника (капитана 1-го ранга) — Министр обороны РФ;

■ до подполковника (капитана 2-го ранга) — заместитель Министра обороны РФ, главнокомандующие видами Вооруженных Сил РФ;

■ до майора (капитана 3-го ранга) — командующий войсками военного округа;

■ до старшего прапорщика (старшего мичмана) — командир объединения;

■ до старшины (главного корабельного старшины) — командир соединения;

■ до старшего сержанта (главного старшины) — командир воинской части;

■ до ефрейтора (старшего матроса) или курсанта — командир воинской части.

 

Для военнослужащих устанавливаются военная форма одежды и знаки различия.

Военная форма одежды и знаки различия по воинским званиям военнослужащих ВС РФ, других войск утверждаются Президентом РФ.

Знаки различия по видам ВС РФ, родам войск и службам, а также правила ношения военной формы одежды и знаков различия определяются Министром обороны РФ.

Правила ношения военной формы одежды определены Приказом Министра обороны РФ № 210 от 28 марта 1997 г. «О правилах ношения военной формы одежды военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».


 

Военная форма одежды военнослужащих подразделяется на парадную, повседневную и полевую, а каждая из видов этих форм, кроме того, на летнюю и зимнюю. При выполнении военнослужащими специфических задач предусматривается ношение специальной (летно-технической, утепленной и др.) одежды.

Форма одежды объявляется ежедневно или в период конкретных мероприятий командирами (начальниками) воинских частей (кораблей).

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, носят военную форму одежды:

■ парадную — при принятии Военной присяги; вручении воинской части Боевого Знамени; назначении в состав почетного караула; в дни годовых праздников воинской части; несении службы часовыми по охране Боевого Знамени;

■ полевую — на учениях, маневрах, боевых дежурствах и занятиях в учебных центрах;

■ повседневную — во всех остальных случаях (рис. 64).


Рис. 64. Парадная и повседневная

Форма одежды военнослужащих

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что составляет правовую основу прохождения военной службы по призыву?

2. С какого момента гражданин приобретает статус военнослужащего?

3. Когда военнослужащий приводится к Военной присяге?

4. Что запрещается выполнять военнослужащему до принятия Военной присяги?

5. Какова продолжительность начальной военной подготовки военнослужащего?

6. Что включает в себя и как организуется внутренняя служба военнослужащего?

7. Назовите воинские звания, которые соответствуют составам «солдаты» и «матросы».

8. Какие виды формы военной одежды носят военнослужащие, проходящие военную службу по призыву?

 

8.4. ПОСТУПЛЕНИЕ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В ДОБРОВОЛЬНОМ ПОРЯДКЕ

 

Указом Президента РФ от 2 января 2015 г. № 3 внесены изменения в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» относительно порядка заключения контракта и прекращение его действия.

Контракт заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации — Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

В контракте закрепляются добровольность поступления на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, а также условия контракта.

Первый контракт заключают граждане, ранее не проходившие военную службу по контракту, а именно:

■ граждане в возрасте от 18 до 40 лет, пребывающие в запасе;

■ граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим укрупненным группам специальностей и направлений подготовки частные образовательные организации высшего образования по образовательным программам высшего образования;

■ граждане женского пола, не пребывающие в запасе;

■ другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

■ военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва на военную службу высшее образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев;

■ граждане, не состоящие на военной службе (прошедшие военную службу по призыву), а также проходящие военную службу по призыву, при зачислении в военно-учебные заведения;

■ граждане, обучающиеся в военно-учебных заведениях, имеющие статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;

■ граждане, окончившие федеральные государственные образовательные организации высшего образования и прошедшие обучение по программам военной подготовки в учебных военных центрах при этих образовательных

■ иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.

Военнослужащие, обучающиеся в военно-учебных заведениях, имеющие статус военнослужащих по призыву, заключают первый контракт по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения и до окончания второго курса обучения.

Первый контракт о прохождении военной службы заключается на следующие сроки:

1) с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или иным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, — на два либо на три года по выбору гражданина;

2) с иностранным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, — на пять лет;

3) с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или иным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера;

4) с военнослужащим, обучающимся:

■ в военно-учебном заведении по образовательной программе высшего образования — на период освоения указанной образовательной программы и после получения высшего образования на пять лет военной службы на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера;

■ в военно-учебном заведении по программе подготовки специалиста среднего звена — на период освоения указанной образовательной программы и после получения среднего профессионального образования:

• на пять лет военной службы на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана;

• на три года военной службы на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание сержанта или старшины;

5) с гражданином, прошедшим обучение по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования и поступающим непосредственно после окончания указанной образовательной организации на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, — на три года или пять лет.

С гражданином, пребывающим в запасе и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств для выполнения обязанностей в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий, выполнения мероприятий чрезвычайного положения, восстановления конституционного порядка и в иных чрезвычайных ситуациях, контракт может быть заключен на срок от шести месяцев до одного года.

Первый контракт подписывают следующие должностные лица Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба):

■ при заключении контракта с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание высшего офицера, — руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, на основании решения Президента Российской Федерации;

■ при заключении контракта с назначаемым на воинскую должность, назначение на которую производится руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, — соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше на основании решения руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти;

■ при заключении контракта с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание от прапорщика (мичмана) до полковника, капитана 1-го ранга включительно, — соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше на основании решения должностного лица, которое вправе осуществлять назначение на указанные воинские должности;

■ при заключении контракта с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта или старшины, — командир воинской части;

■ при заключении контракта с гражданином, окончившим федеральную государственную образовательную организацию высшего образования и прошедшим обучение по программе военной подготовки в учебном военном центре при этой образовательной организации, — должностное лицо, определенное руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Гражданин (иностранный гражданин), изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает заявление в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете (не состоящий на воинском учете — в военный комиссариат по месту жительства), или в воинскую часть.

Гражданин (иностранный гражданин), проживающий за пределами Российской Федерации и изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает заявление в военный комиссариат или в воинскую часть, дислоцированную в месте его проживания.

В заявлении указываются:

■ фамилия, имя и отчество гражданина (иностранного гражданина), число, месяц и год его рождения;

■ место жительства;

■ наименование федерального органа исполнительной власти, с которым гражданин (иностранный гражданин) желает заключить контракт;

■ срок, на который предполагается заключение контракта.

Вместе с заявлением гражданин (иностранный гражданин) предъявляет документ, удостоверяющий его личность и гражданство, и представляет:

■ заполненную по установленной форме и подписанную анкету поступающего на военную службу по контракту;

■ автобиографию, написанную от руки в произвольной форме;

■ заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки;

■ заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих уровень образования;

■ заверенные в установленном порядке копии свидетельств о браке и о рождении детей;

■ дополнительные документы.

Перечень и содержание дополнительных документов, представляемых гражданином (иностранным гражданином) в военный комиссариат при поступлении на военную службу по контракту, могут устанавливаться Министром обороны Российской Федерации (в во­инских частях — руководителями федеральных органов исполнительной власти в соответствии с подчинением этих воинских частей).

Военные комиссариаты (воинские части) регистрируют и принимают к рассмотрению поступившие заявления граждан (иностранных граждан), изъявивших желание поступить на военную службу по контракту.

Гражданин (иностранный гражданин), заявление которого принято к рассмотрению, является кандидатом, поступающим на военную службу по контракту (далее именуется — кандидат).

Заявление лица, изъявившего желание поступить на военную службу по контракту, может быть возвращено военным комиссаром (командиром воинской части) по следующим основаниям:

■ при отсутствии у него гражданства Российской Федерации (кроме лиц, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации и воинские формирования);

■ при несоответствии на день заключения контракта его возраста требованиям Федерального закона, а также, если это лицо не вправе в соответствии с Федеральным законом заключать контракт;

■ при вынесении в отношении его обвинительного приговора и назначении наказания, ведении в отношении его дознания, предварительного следствия или передаче уголовного дела в суд;

■ при наличии у него неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления;

■ если это лицо отбывало наказание в виде лишения свободы.

Военный комиссар (командир воинской части) рассматривает принятое заявление в течение месяца и дает указания:

■ о проведении медицинского освидетельствования кандидата;

■ о проведении с ним мероприятий по профессиональному психологическому отбору;

■ о проверке соответствия уровня его образования, профессиональной и физической подготовки требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту;

■ о рассмотрении его кандидатуры комиссией военного комиссариата по отбору граждан (иностранных граждан), поступающих на военную службу по контракту (далее именуется — комиссия военного комиссариата по отбору кандидатов), либо аттестационной комиссией воинской части.

Медицинское освидетельствование кандидата проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности кандидата к военной службе по следующим категориям:

А — годен к военной службе;

Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями; В — ограниченно годен к военной службе; Г — временно негоден к военной службе; Д — негоден к военной службе.

На военную службу по контракту может быть принят гражданин (иностранный гражданин), признанный годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями.

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся специалистами по профессиональному психологическому отбору.

При проведении профессионального психологического отбора оцениваются уровень интеллектуального развития, психологическая готовность к прохождению военной службы, быстрота мышления, коммуникабельность и другие профессионально важные для военной службы качества обследуемых граждан (иностранных граждан).

Профессиональная пригодность гражданина определяется относительно конкретной воинской должности, на замещение которой планируется данный гражданин (иностранный гражданин).

По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности кандидата к военной службе по контракту на конкретных воинских должностях:

■ рекомендуется в первую очередь — первая категория;

■ рекомендуется — вторая категория;

■ рекомендуется условно — третья категория;

■ не рекомендуется — четвертая категория.

Контракт составляется в двух экземплярах, каждый подписывается лицами, его заключившими. Подпись должностного лица, подписавшего контракт, скрепляется гербовой печатью воинской части.

Первый экземпляр контракта после вступления его в силу приобщается к личному делу военнослужащего, заключившего контракт, а второй экземпляр выдается военнослужащему.

При заключении контрактов с гражданами, обучающимися в военно-учебных заведениях (поступающими в них), этим гражданам разъясняются порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, включаемых в контракты, и состав расходов, исходя из которых определяется размер указанных средств.

Срок контракта исчисляется со дня (календарной даты) вступления его в силу.

Контракт прекращает свое действие:

■ со дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части при увольнении с военной службы, в связи с гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим;

■ со дня заключения с военнослужащим нового контракта;

■ со дня назначения военнослужащего на должность руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

■ со дня приостановления военнослужащему военной службы;

■ в иных случаях, установленных федеральными законами.

О прекращении действия контракта производится запись с указанием даты и оснований. Запись производится в первом экземпляре контракта, находящемся в личном деле военнослужащего, скрепляется подписью командира и гербовой печатью воинской части. По желанию военнослужащего такая запись может быть произведена во втором экземпляре контракта, находящемся у военнослужащего.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем различие между службой по призыву и военной службой по контракту?

2. Какие категории граждан имеют право заключить контракт о прохождении военной службы?

3. Укажите требования, которые предъявляются к гражданам, проходящим воинскую службу по контракту.

4. Кто может быть признан годным к поступлению на военную службу по контракту?

5. Назовите сроки заключения контрактов о прохождении военной службы.

6. На какие должности в ВС РФ могут претендовать контрактники?

 

8.5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 

Конституция Российской Федерации, военные законы и общевоинские уставы устанавливают права и обязанности военнослужащих. Правовое положение военнослужащих имеет важную специфическую особенность: на них распространяется общее российское законодательство, они обладают правами и выполняют обязанности как граждане страны, но в то же время на них распространяется специальное военное законодательство. С учетом специфики военной службы (вооруженная защита государства всегда связана с риском для жизни) для военнослужащих в нем предусматриваются как дополнительные права, так и дополнительные обязанности и даже ограничения некоторых общегражданских прав и свобод.

К числу этих ограничений, например, относится запрещение бастовать, участвовать в политических акциях, заниматься коммерческой деятельностью и т. д. Законодательство устанавливает, что ограничения некоторых общегражданских прав и свобод компенсируются военнослужащим определенными льготами.

Права военнослужащих

Военнослужащие обладают широкими гарантированными правами. Их можно объединить в три группы: социально-экономические права; политические права и свободы; личные права и свободы. Их конкретное содержание не может не интересовать молодых воинов, поступающих на военную службу.

Социально-экономические права — это права, которыми военнослужащие пользуются как граждане Российской Федерации. Они обеспечивают воинам возможность удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Вот лишь некоторые из этих прав: время нахождения граждан на военной службе засчитывается в их общий трудовой стаж и стаж работы по специальности. Если служба по контракту засчитывается из расчета один месяц военной службы за один месяц работы, то на военной службе по призыву — один месяц военной службы за два месяца работы.

Воины обеспечиваются бесплатным питанием и вещевым имуществом. Военнослужащим, проходящим службу по призыву, ежедневно предоставляется не менее восьми часов для сна и двух часов личного времени. За время службы солдатам предоставляется основной отпуск продолжительностью 15 суток (сержантам — 20 суток). Все военнослужащие бесплатно пользуются услугами библиотек и читальных залов, просматривают кино- и видеофильмы и т. п.

Политические права и свободы обеспечивают участие военнослужащих в управлении делами общества и государства. Они имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Военнослужащие обладают свободой слова, правом выражать мнения и убеждения, получать и распространять информацию, не допуская при этом разглашения государственной и военной тайны.

Личные права и свободы позволяют каждому военнослужащему проявить себя в социальной и культурной сферах. Они дают возможность защищать свои честь и достоинство, законные интересы. Речь идет, например, о праве возмещения причиненного в ходе службы ущерба, обжалования неправомерных действий командира, о свободе совести и вероисповедания и т. д.

После того как гражданин страны надевает военную форму и принимает Военную присягу, значительно возрастает объем его обязанностей. Единство прав и обязанностей — характерная черта государственного статуса военнослужащих армии и флота. В ст. 1 федерального закона «О статусе военнослужащих» говорится: «Статус военнослужащего есть совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством и гарантированных государством».

Обязанности военнослужащих

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и Устав внутренней службы подразделяют обязанности военнослужащих, вытекающие из условий военной службы, на общие, должностные и специальные.

Общими являются обязанности, которые возлагаются буквально на всех военнослужащих независимо от должностного положения и воинских званий. В них прежде всего четко сформулировано то, что составляет сущность воинского долга: «Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации». Из сути воинского долга вытекают многие ответственные и важные требования к каждому военнослужащему по исполнению обязанностей военной службы: быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество, строго соблюдать положения Конституции РФ и законодательства Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров и начальников. Важнейшая обязанность военнослужащих — быть бдительными, неустанно овладевать боевым мастерством, дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом.

В Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» впервые конкретно определено, что понимается под исполнением обязанностей военной службы, это:

■ участие в боевых действиях;

■ исполнение должностных обязанностей, установленных в соответствии с воинскими уставами;

■ несение боевого дежурства (боевой службы);

■ участие в учениях и походах кораблей;

■ выполнение приказа, распоряжения или задачи, отданных или поставленных командиром (начальником);

■ нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или если это вызвано служебной необходимостью;

■ нахождение в служебной командировке или на лечении;

■ следование к месту службы, лечения и обратно;

■ прохождение военных сборов;

■ нахождение в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен) в положении заложника или интернированного;

■ безвестное отсутствие — до признания военнослужащего безвестно пропавшим или объявления его умершим в установленном законом порядке;

■ меры по защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

■ оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка;

■ иные действия военнослужащего, признанные судом совершенными в интересах общества и государства.

Должностные и специальные обязанности солдат (матросов) подробно изложены в общевоинских уставах. С ними молодые воины познакомятся и досконально изучат при назначении на конкретные должности, в процессе несения военной службы (рис. 65).

Рис. 65. Вахта на корабле

 

Российское военное законодательство и общевоинские уставы не только определяют права и обязанности военнослужащих, но и предусматривают их личную ответственность за возможные правонарушения. В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» говорится: «Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут ответственность: дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую и уголовную». Содержание каждого из этих видов ответственности раскрывается в Уставе внутренней службы.

Знание солдатами (матросами) порядка прохождения военной службы, своих прав и обязанностей, образцовое их выполнение — это непременное условие укрепления воинской дисциплины, роста их боевого мастерства, поддержания постоянной боевой готовности в период реформирования армии и флота.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие правовые нормативные акты устанавливают права и обязанности военнослужащих?

2. Перечислите социально-экономические права военнослужащих.

3. Назовите политические права и свободы военнослужащих.

4. Что позволяют каждому военнослужащему личные права и свободы граждан?

5. Что понимается под исполнением обязанностей военной службы?

6. Какие виды обязанностей установлены для военнослужащих?

7. Почему каждый военнослужащий должен хорошо знать свои права и обязанности?

 

Глава 9

Дата: 2019-11-01, просмотров: 361.