Локальные системы оповещения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на атомных электростанциях, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения. Вместе с тем локальные системы хотя и самостоятельны, но в то же время являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизованного оповещения.

Главное преимущество локальных систем — их оперативность, которая так необходима в условиях аварий и катастроф. В критической ситуации дежурный диспетчер сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал «Внимание всем!». Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действий в создавшейся обстановке. Локальная система оповещения должна включаться очень быстро, чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан раньше зараженного воздуха или волны прорыва (при паводках) и чтобы осталось время для выполнения мер защиты.

Кроме технической стороны дела здесь есть и другая — человеческая. Очень многое зависит от компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немедленно включить систему оповещения — вот главное требование к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.

Ответственность за организацию связи и оповещения несут начальники штабов по делам ГО и ЧС всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют начальники служб связи и оповещения областей, городов, районов и объектов экономики, т.е. начальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры связи, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся специализированные формирования.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что означает термин «оповещение»?

2. Для каких целей организуется оповещение населения?

3. Назовите технические средства, которые используются для оповещения населения.

4. Как оповещают население о ЧС?

5. Что необходимо сделать, услышав завывание сирен и прерывистые гудки предприятий? Какой сигнал обозначается завыванием сирен и прерывистыми гудками предприятий?

6. Что должна содержать речевая информация о ЧС?

7. Где создаются локальные системы оповещения и в чем их преимущества?

8. На кого возложена ответственность за организацию оповещения и информирование населения об опасностях, возникающих в результате ЧС мирного и военного времени?

6.5 ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧС

Эвакуация населения — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых.

Виды эвакуации могут классифицироваться по следующим признакам:

видам опасности — эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и др.;

способам эвакуации — различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;

удаленности — локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);

временным показателям — временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная (до одного месяца); продолжительная (более одного месяца);

в зависимости от времени и сроков проведения — упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная) эвакуация. Заблаговременная эвакуация населения из опасных районов проводится в случае краткосрочного прогноза возможности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия, экстренная — при возникновении чрезвычайной ситуации.

Для непосредственного осуществления и планирования эвакуации работающих и населения создаются эвакуационные органы:

■ эвакуационная комиссия;

■ эвакуационная приемная комиссия;

■ сборные эвакуационные пункты (СЭП);

■ промежуточные и приемные пункты эвакуации.

Каждый сборный эвакуационный пункт обеспечивается бланками эвакуационных удостоверений. Эвакуационное удостоверение состоит из трех частей: собственно удостоверения, корешка и талона.

В удостоверении указывают фамилию, имя, отчество, год и место рождения эвакуируемого, адрес его местожительства до эвакуации, куда он эвакуировался, кто еще с ним эвакуировался, а также номер и адрес эвакуационного пункта. Талон к эвакуационному удостоверению остается на сборном пункте, а корешок передают в отделение полиции. Собственно эвакуационное удостоверение хранится у эвакуируемого и вместе с паспортом служит документом, удостоверяющим его личность.

Получив указания об эвакуации, население в назначенное время прибывает на СЭП. Каждому эвакуируемому необходимо иметь при себе: документы, средства индивидуальной защиты, теплые вещи (даже летом), туалетные и постельные принадлежности, медикаменты, продукты питания (на 3 дня). Все вещи должны быть уложены в сумку (чемодан, рюкзак). Перед уходом из дома надо выключить все осветительные и нагревательные приборы, перекрыть водопровод и газ, закрыть окна и форточки (рис. 42).

Рис. 42. Эвакуация больных и персонала из лечебного учреждения

Основные задачи СЭП:

■ поддержание связи с эвакуационной комиссией города, объектами, приписанными к СЭП, транспортными органами, исходными пунктами маршрутов пешей эвакуации, информирование их о времени прибытия населения на СЭП и времени отправления его в загородную зону;

■ контроль за своевременной подачей транспортных средств, организацией отправки эвакуируемого населения в загородную зону;

■ ведение учета эвакуируемого населения, вывозимого всеми видами транспорта и выводимого пешим порядком, и представление в установленном порядке донесения в эвакуационную комиссию города;

■ оказание медицинской помощи больным во время нахождения их на СЭП;

■ обеспечение соблюдения населением общественного порядка и укрытие его в защитных сооружениях по сигналам ГО.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят: от масштабов ЧС; количества оказавшегося в зоне ЧС населения; наличия транспортных средств; количества маршрутов эвакуации и их пропускной способности; степени подготовленности личного состава эвакуационных органов, органов управления по делам ГОЧС и самого населения.

Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению Президента РФ или начальника ГО Российской Федерации — Председателя Правительства РФ, а в отдельных случаях, требующих принятия немедленного решения, — по решению начальников ГО субъектов Российской Федерации. Эвакуация занятой в производственной сфере части населения, а также членов их семей проводится по производственному признаку, т.е. по месту работы, остальной части населения — по территориальному признаку, т. е. по месту жительства.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что понимается под эвакуацией?

2. По каким признакам различают эвакуацию населения?

3. Как различают эвакуацию в зависимости от времени и сроков проведения?

4. Назовите эвакуационные органы, которые создаются для планирования и организации эвакуации.

5. Каковы основные задачи сборного эвакуационного пункта?

6. От чего зависят способы и сроки проведения эвакуации?

6.6. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ, ПРОВОДИМЫЕ В ЗОНАХ ЧС

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Организация АСДНР является одной из основных задач ГО.

АСДНР проводятся формированиями ГО для решения следующих задач:

■ спасения людей и оказания помощи пострадавшим;

■ локализации аварий и устранения повреждений, препятствующих проведению спасательных работ;

■ создания условий для последующего проведения восстановительных работ.

АСДНР имеют различное содержание, но проводятся, как правило, одновременно.

К аварийно-спасательным работам относят:

■ разведку маршрутов движения формирований и участков предстоящих работ;

■ локализацию и тушение пожаров на путях движения формирований и участках работ;

■ розыск пораженных и извлечение их из завалов, поврежденных и горящих зданий, загазованных, задымленных и затопленных помещений;

■ подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной вентиляцией;

■ вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений, спасение находящихся в них людей (рис. 43);

■ оказание первой помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;

■ вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;

■ санитарную обработку людей, обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, воды и продовольствия.

Рис. 43. Аварийно-спасательные работы после обрушения здания

 

Для обеспечения успешного проведения спасательных работ в очаге поражения проводятся другие неотложные работы. К ним относятся:

■ прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и на зараженных участках;

■ локализация аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях;

■ укрепление или обрушение угрожающих обвалом конструкций зданий (сооружений) на путях движения к участкам проведения работ.

При ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, образовавшихся в результате военных действий, дополнительно проводятся:

■ обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении;

■ ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

Одновременно могут проводиться и такие работы, как:

■ обеззараживание очагов поражения;

■ сбор материальных ценностей;

■ обеспечение питанием нуждающегося в нем населения;

■ утилизация зараженного продовольствия и другие работы, направленные на предотвращение возникновения эпидемии.

В АСДНР принимают участие силы и средства ликвидации ЧС, к которым относятся:

■ формирования поисково-спасательной службы МЧС России;

■ военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

■ силы Государственной противопожарной службы МЧС России;

■ формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;

■ формирования Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

■ военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

■ формирования гражданской обороны территориального, местного и объектного уровней;

■ специально подготовленные силы и средства войск гражданской обороны, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

■ аварийно-технические центры Государственной корпорации по атомной энергии;

■ службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

■ аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти;

■ восстановительные поезда открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Кроме того, отработаны вопросы привлечения сил и средств Минобороны, МВД, Федеральной пограничной службы, ряда других министерств и ведомств. МЧС России постоянно проводит планомерную работу по совершенствованию сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС. Отрабатывается программа, курируемая Центром поиска и спасения на морях и в водных бассейнах РФ. Развивается и укрепляется поисково-спасательная служба, создаются специализированные подразделения этой службы в республиках, краях и областях.

Эффективность применения сил и средств аварийно-спасательных подразделений во многом зависит от их технической оснащенности и от того, насколько быстро они смогут приступить к проведению работ.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие задачи должны решать АСДНР, проводимые в зонах ЧС?

2. Какие виды работ относятся к аварийно-спасательным?

3. Назовите другие неотложные работы, которые осуществляются для обеспечения успешного проведения спасательных работ в очаге поражения.

4. Укажите специфику проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, осуществляемых в зонах ЧС военного времени.

5. Дайте характеристику силам и средствам ликвидации ЧС.

6.7. ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГО

 

Обучение населения в области ГО осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера. Обучение является обязательным и проводится в учебных заведениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации, на курсах ГО муниципальных образований, по месту работы, учебы и месту жительства граждан (рис. 44).

Рис. 44. На учениях гражданской обороне.

 

Правовую основу содержания и методики обучения населения основам ГО составляет Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», принятое в связи с подписанием Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», который определил в качестве одной из основных задач в области ГО: «обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий», а в числе лиц, подлежащих обучению, — учащихся учреждений общего образования и студентов учреждений профессионального образования.

Основные задачи обучения населения в области ГО:

■ изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

■ совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО;

■ выработка умений и навыков для проведения АСДНР;

■ овладение личным составом гражданских организаций ГО приемами и способами действий по защите населения, материальныхской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков в подготовке и управлении силами и средствами, входящими в РСЧС;

■ практическое усвоение работниками в составе сил РСЧС своих обязанностей при действиях в условиях ЧС;

■ проведение противопожарной пропаганды и обучение мерам пожарной безопасности.

Лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы:

■ руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций (далее именуются — руководители);

■ должностные лица ГО, руководители и работники органов, осуществляющих управление ГО (далее именуются — должностные лица и работники ГО), преподаватели курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в учреждениях общего и профессионального образования;

■ личный состав формирований и служб;

■ работающее население;

■ обучающиеся в образовательных учреждениях, за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей (далее именуются — обучающиеся);

■ неработающее население.

Обучение населения в области ГО осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что является правовой основой обучения населения в области ГО?

2. Перечислите основные задачи обучения населения по защите от ЧС.

3. Назовите группы лиц, подлежащих обучению в области защиты населения и территорий от ЧС.

Глава 7

Дата: 2019-11-01, просмотров: 289.