Эта служба была создана Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Роспотребнадзор России следует указаниям в своей деятельности Постановлению Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и Положению, которое было утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322.
Роспотребнадзор России стоит на страже эпидемиологической ситуации, защищает права потребителей и выполняет следующие функции:
1. Осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор:
■ в пунктах общественного питания;
■ на общественных водных объектах и системах водоснабжения;
■ при разработке схем строительства и при самом строительстве;
■ на производстве (как по условиям труда, так и по содержанию помещений);
■ за состоянием почвы, воздуха и утилизацией отходов;
■ за содержанием жилых помещений;
■ за образовательными учреждениями, а также за лечебно-профилактическими учреждениями.
2. Следит за проведением полного спектра санитарно-противоэпидемических мероприятий, которые направлены на профилактику инфекционных и паразитарных заболеваний.
3. Контролирует соблюдение норм защиты прав потребителей.
4. Выдает санитарно-эпидемиологическое заключение.
5. Проводит социально-гигиенический мониторинг.
6. Проводит аттестацию работников, чья деятельность связана со следующими видами деятельности:
■ непосредственным производством, транспортировкой, хранением, а также реализацией питьевой воды и пищевых продуктов;
■ обучением и воспитанием детей;
■ бытовым и коммунальным обслуживанием населения;
■ проведением лабораторных исследований и испытаний;
■ проведением санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований и расследований, а также разных видов оценок, среди которых токсикологические и гигиенические;
■ проведением социально-гигиенических проверок;
■ проведением эпидемиологических проверок инфекционных и паразитарных заболеваний.
7. Координирует работу территориальных подразделений и ведет отчеты и статистику.
Роспотребнадзор России является государственной службой, поэтому может осуществлять проверки предприятий на предмет нарушений прав потребителей и санитарно-эпидемиологических норм.
Роспотребнадзор России уполномочен осуществлять непосредственную защиту свобод, прав, а также законных интересов населения, всегда выступает в качестве третьего незаинтересованного лица. Роспотребнадзор России наделен достаточно обширными правами: может знакомиться с различными материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства, представлять разнообразные доказательства, участвовать в изучении доказательств, просить и требовать привлечения новых участников в процесс, возможно, и обжалование судебного решения, а также совершать другие различные процессуальные действия.
Управление Роспотребнадзора России обязано организовать и координировать работу территориальных управлений, а те в свою очередь должны проводить обязательные санитарно-эпидемиологические проверки и реагировать на заявки населения о нарушении прав потребителей.
Центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора — отдельное подразделение в рамках общей структуры организаций Роспотребнадзора, которое занимается лабораторными исследованиями и экспертизами, исследует очаги инфекционных заболеваний и проверяет условия труда на предприятиях в рамках плановых проверок и по обращениям граждан (рис. 27). По результатам таких проверок составляется санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.
Рис. 27. Врач-эпидемиолог делает экспертизу
Многие предприниматели с целью повышения конкурентоспособности предпочитают иметь дело только с теми поставщиками, у которых есть заключение Роспотребнадзора на товар. Экспертиза Роспотребнадзора может проводиться по заявлению производителя или поставщика. Существует также множество организаций-посредников, которые предоставляют услуги по посредничеству в этом вопросе.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Каковы функции противопожарной службы Российской Федерации?
2. Какие задачи решает полиция Российской Федерации?
3. Охарактеризуйте деятельность службы скорой медицинской помощи.
4. Назовите принципы, лежащие в основе гидрометеорологической службы России.
5. Каковы основные функции Роспотребнадзора России?
4.7. мониторинг и прогнозирование чс
Назначением мониторинга и прогнозирования являются наблюдение, контроль и предвидение опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.), являющихся источниками ЧС, а также динамики развития ЧС, определения их масштабов в целях решения задач предупреждения и организации ликвидации бедствий.
Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования ЧС выполняет Министерство природных ресурсов РФ, которое осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга, а также координацию деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей природной среды. Министерство природных ресурсов организует:
■ мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду;
■ мониторинг животного и растительного мира, наземной флоры и фауны, включая леса;
■ мониторинг водной среды водохозяйственных систем в местах водозабора и сброса сточных вод;
■ мониторинг и прогнозирование опасных геологических процессов, включающие три подсистемы контроля: 1) экзогенных, 2) эндогенных геологических процессов и 3) подземных вод.
Министерство здравоохранения РФ через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осуществляет социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки в этой области.
Мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварийности организуют и осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Федеральная служба по экономическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), а также надзорные органы в составе федеральных органов исполнительной власти. Следует отметить, что надзорные органы имеются и в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а на предприятиях и в организациях — подразделения по промышленной безопасности предприятий и организаций.
Прогнозированием обстановки при ЧС принято называть выявление и оценку обстановки по прогнозу. Основными задачами прогнозирования ЧС являются:
■ выявление вероятности возникновения каждого из источников ЧС (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и т.п.), масштабов ЧС и размеров их зон;
■ выявление возможных длительных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций определенных типов и их временных интервалов;
■ оценка потребности сил и средств для ликвидации прогнозируемых ЧС.
Вопросы, связанные с содержанием информации, порядком ее получения и оплаты на федеральном и территориальном уровнях, определяются соответствующими нормативными правовыми актами в рамках РСЧС и ее территориальных подсистем.
Под выявлением обстановки понимают сбор и обработку исходных данных о ЧС, определение размеров зон ЧС и нанесение их на карту (план).
Под прогнозной оценкой обстановки понимается определение влияния поражающих факторов источников ЧС на работу объектов экономики, жизнедеятельность населения и действия сил ликвидации ЧС.
Оценка обстановки включает в себя: выбор оптимальных действий сил ликвидации ЧС, работы объектов экономики и жизнедеятельности населения; анализ полученных результатов и выбор наиболее целесообразных вариантов действий, которые обеспечивают минимальные потери или исключают их.
Выявление и оценка обстановки осуществляются в три этапа:
■ первый этап — заблаговременные выявление и оценка обстановки по прогнозу, оценочным параметрам ЧС с учетом преобладающих среднегодовых метеоусловий. Основанием для этого являются сведения, полученные от соответствующих министерств, ведомств и органов метеослужб. Полученные результаты необходимы для планирования мероприятий по защите населения и территорий;
■ второй этап — выявление и оценка обстановки по прогнозу после ЧС. Основанием для прогнозирования являются данные, поступившие от вышестоящих, подчиненных и взаимодействующих органов управления РСЧС, объектов экономики и подчиненных сил разведки, наблюдения и контроля, с учетом реальных метеорологических данных. Полученные результаты необходимы для принятия председателями КЧС (комиссий по ЧС) решений разных уровней по защите населения и территорий, а также для уточнения задач органами разведки и проведения неотложных защитных мероприятий;
■ третий этап — выявление и оценка фактической обстановки (по данным разведки). Основанием для этого являются данные, полученные от органов разведки, наблюдения и контроля, которые необходимы для уточнения ранее принятых решений по защите населения и проведению работ по ликвидации ЧС.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Каково назначение мониторинга и прогнозирования ЧС?
2. Укажите роль Министерства природных ресурсов РФ при проведении мониторинга и прогнозирования ЧС.
3. Какой орган осуществляет социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки в этой области?
4. Какими органами осуществляются мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз их аварийности?
5. Назовите основные задачи прогнозирования ЧС.
6. Как осуществляются выявление и оценка обстановки при ЧС?
Глава 5
Дата: 2019-11-01, просмотров: 245.