Наводнение — это быстрый подъем воды и затопление ею местности в результате ливней, продолжительных дождей, снегопадов и последующего бурного таяния снегов, ветрового нагона воды на морское побережье и прочего, причиняющее материальный ущерб, наносящее урон здоровью людей или приводящее к их гибели (рис. 13).
Рис. 13. Наводнение
Затопление — покрытие окружающей местности слоем воды, заливающей дворы, улицы населенного пункта и первые этажи зданий.
Подтопление — проникновение воды в подвалы зданий через канализационную сеть (при сообщении канализации с рекой), по разного рода канавам и траншеям, а также из-за значительного подпора грунтовых вод[6].
При наводнениях гибнут люди, сельскохозяйственные и дикие животные, разрушаются или повреждаются здания, сооружения, коммуникации, утрачиваются другие материальные и культурные ценности, прерывается хозяйственная деятельность, гибнет урожай, смываются или затапливаются плодородные почвы, изменяется ландшафт, осложняется санитарно-эпидемиологическая обстановка.
Наводнения могут возникать внезапно и продолжаться от нескольких часов до 2—3 недель.
При получении информации о начале эвакуации населения следует быстро собраться, взяв с собой: пакет с документами и деньгами; медицинскую аптечку; трехдневный запас продуктов; постельное белье и туалетные принадлежности; комплект верхней одежды и обуви. Всем эвакуируемым необходимо прибыть к установленному сроку на эвакуационный пункт для регистрации и отправки в безопасный район.
При внезапном наводнении рекомендуется как можно быстрее занять ближайшее безопасное возвышенное место и быть готовым к организованной эвакуации по воде с помощью различных плавсредств или пешим порядком по бродам. В такой обстановке не следует поддаваться панике и терять самообладание.
Необходимо принять меры, позволяющие спасателям своевременно обнаружить отрезанных водой и нуждающихся в помощи людей. В светлое время суток для этого вывешивается на высоком месте белое или цветное полотнище, а в ночное — подаются световые сигналы. До прибытия помощи люди, оказавшиеся в зоне затопления, должны оставаться на верхних этажах и крышах зданий, деревьях и других возвышенных местах.
После спада воды следует остерегаться порванных и провисших электрических проводов. Перед входом в дом (или здание) после наводнения следует убедиться, что его конструкции не претерпели явных разрушений и не представляют опасности. Затем дом в течение нескольких минут нужно проветрить, открыв входные двери или окна. При осмотре внутренних комнат не рекомендуется применять спички или светильники в качестве источника света из-за возможного присутствия газа в воздухе; для этих целей следует использовать электрические фонари на батарейках.
Цунами. Это опасное природное явление, представляющее собой морские волны, возникающие главным образом в результате сдвига вверх или вниз протяженных участков морского дна при подводных или прибрежных землетрясениях (рис. 14).
Рис. 14. Цунами
Сформировавшись в каком-либо месте, цунами может распространяться с большой скоростью (до 1 ООО км/ч) на несколько тысяч километров. Высота волны в области возникновения от 0,1 до 5 м. Причем при достижении мелководья она резко увеличивается — от 10 до 50 м. Огромные массы воды, выбрасываемые на берег, приводят к затоплению местности, разрушению зданий и сооружений, линий электропередачи и связи, дорог, мостов, причалов, а также к гибели людей и животных. Перед водяным валом распространяется воздушная ударная волна, действующая аналогично взрывной и разрушающая здания и сооружения. Цунами может быть не единичной волной. Очень часто это серия волн, накатывающихся на берег с интервалом в 1 ч и более.
Естественным сигналом предупреждения о возможности цунами является землетрясение. Перед началом цунами вода, как правило, отступает далеко от берега (до нескольких километров). Этот отлив может длиться от нескольких минут до получаса. Движение волн сопровождается громоподобными звуками, которые слышны до подхода цунами. Иногда перед волной происходит подтопление побережья «водяным ковром». Возможно появление трещин в ледяном покрове у берегов. Признаком приближающегося стихийного бедствия может быть изменение обычного поведения животных, которые заранее чувствуют опасность и стремятся переместиться на возвышенные места.
При эвакуации необходимо: взять с собой теплые, лучше непромокаемые, вещи, продукты питания, документы и деньги; предупредить об эвакуации соседей; выключить электричество и газ.
В случае если цунами застает врасплох, нужно, не теряя самообладания, принять меры самозащиты на месте. Находясь в помещении, подняться на верхние этажи, закрыть все двери на запоры и перейти в безопасное место (проемы капитальных внутренних стен, углы, образованные капитальными стенами, места у внутренних капитальных стен, колонн и под балками каркаса).
Недопустимо спускаться к морю, для того чтобы посмотреть на его обнажившееся дно и наблюдать за волной. При виде волны с низменных мест спасаться поздно. Необходимо сразу же, предупреждая об угрозе окружающих и встречных людей, оказывая помощь больным, инвалидам, престарелым и детям, не заботясь об имуществе, направиться на ближайшие горы, холмы, другие возвышенные места и подняться не менее чем на 30 — 40 м. Путь вверх должен пролегать по склонам возвышенностей, а не по долинам ручьев и рек, впадающих в море, так как их русла сами могут служить дорогой для водяного вала, несущегося против их течения. Если поблизости нет возвышенности, удалитесь от берега на расстояние не менее 2 — 3 км.
Встречая волну вне здания, лучше забраться на ствол прочного дерева, спрятаться за естественной скальной преградой или прочной отдельной бетонной стеной, зацепившись за них.
Оказавшись в волне, надо, набрав предварительно воздух, сгруппироваться и закрыть голову руками. Вынырнув на поверхность, следует сбросить намокшие одежду и обувь, приготовиться к возвратному движению волны, воспользоваться при необходимости плавающими или возвышающимися над водой предметами. Пережив одну волну, нужно использовать время до прихода следующей, чтобы выйти из воды в безопасное место.
Население, заблаговременно самостоятельно вышедшее или эвакуированное в безопасные места, должно оставаться там в течение 2 — 3 ч после первой волны, пока не пройдут все волны и не поступит сигнал о разрешении вернуться.
По возвращении перед входом в здание необходимо удостовериться в отсутствии угрозы его обрушения из-за повреждения и подмыва, а также утечки газа и замыканий в электрических цепях.
Природные пожары. Лесной пожар — неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по территории леса (рис. 15).
Рис. 15. Лесной пожар
Основным виновником возникновения лесных пожаров является человек: его небрежность при пользовании в лесу огнем во время работы и отдыха. Большинство пожаров возникает в местах сбора грибов и ягод, во время охоты, от брошенной горящей спички. Во время выстрела охотника вылетевший из ружья пыж начинает тлеть, поджигая сухую траву. Часто можно видеть в лесу множество бутылок и осколков стекла. В солнечную погоду эти осколки фокусируют солнечные лучи, как зажигательные линзы. Не полностью потушенный костер в лесу служит причиной последующих больших бедствий. Еще одной из часто встречающихся причин возгорания лесов служат грозовые разряды. Однако доля пожаров от молний составляет лишь 10 % общего числа случаев.
Пожары могут вызвать возгорания зданий, деревянных мостов и столбов, линий электропередачи и связи, складов нефтепродуктов и других сгораемых материалов, поражение людей и животных.
В лесных массивах наиболее часто возникают низовые пожары, выжигающие лесную подстилку, подрост и подлесок, травянисто-кустарниковый покров, валежник, корневища деревьев и т.п. В засушливый период при ветре представляют опасность верховые пожары, при которых огонь распространяется также и по кронам деревьев, преимущественно хвойных пород. Скорость низового пожара от 0,1 до 3 м/мин, верхового — до 100 м/мин по направлению ветра.
При горении торфа и корней растений существует угроза возникновения подземных пожаров, распространяющихся в разные стороны. Способность торфа самовозгораться и гореть без доступа воздуха и даже под водой представляет большую опасность. Над горящими торфяниками возможно образование «столбчатых завихрений» — горячей золы и горящей торфяной пыли, которые при сильном ветре переносятся на большие расстояния и вызывают новые возгорания или ожоги у людей и животных.
О наступлении в лесу пожароопасного сезона население узнаёт из средств массовой информации. Важными мерами по предупреждению пожаров в этот наиболее опасный период являются: полное запрещение разводить костры; временное прекращение доступа в лес; приостановка работ на территориях лесохозяйственных участков, лесничеств и лесхозов.
В пожароопасный сезон в лесу запрещается:
■ бросать горящие спички и окурки;
■ употреблять во время охоты пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов;
■ оставлять в лесу (кроме специально отведенных мест) промасленный или пропитанный бензином, керосином и иными горючими веществами обтирочный материал;
■ заправлять топливом баки работающих двигателей внутреннего сгорания, выводить для работы технику с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых топливом;
■ оставлять на освещенной солнцем лесной поляне бутылки или осколки стекла;
■ выжигать траву, а также стерню на полях;
■ разводить костры.
Лица, виновные в нарушении правил пожарной безопасности, в зависимости от характера нарушений и их последствий несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Назовите признаки и последствия землетрясений.
2. Что необходимо предпринимать жителям сейсмоопасных районов при угрозе землетрясений?
3. Каковы модели поведения во время и после землетрясений?
4. Чем опасно для человеку извержение вулкана?
5. Каковы правила поведения в районах схода лавин?
6. Назовите стихийные бедствия метеорологического характера.
7. Каковы модели поведения при бурях и ураганах?
8. Перечислите признаки приближения цунами.
9. Какова модель поведения при чрезвычайных ситуациях гидрологического характера?
10. Назовите виды природных пожаров и вспомните правила поведения в лесу в пожароопасный сезон.
4.3. характеристика чс техногенного характера
Техногенная ЧС (авария) — это экстремальное событие техногенного происхождения, которое может также являться следствием случайных или преднамеренных внешних воздействий, что приводит к выходу из строя, повреждению и (или) разрушению технических устройств, транспортных средств, зданий, сооружений и (или) к человеческим жертвам (рис. 16).
Рис. 16. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Аварии по особенностям воздействия поражающих факторов на людей, окружающую природную среду и объекты экономики подразделяются: на аварии, сопровождающиеся выбросами опасных веществ (химических, радиоактивных, биологических), пожарами, взрывами, нарушениями систем жизнеобеспечения (энергосистем, систем коммунального обеспечения, очистных сооружений и т.п.), обрушениями сооружений, крушениями транспортных средств, и гидродинамические аварии. К техногенным ЧС относятся:
■ транспортные аварии (катас т рофы): аварии товарных поездов, аварии пассажирских поездов, поездов метрополитена, аварии речных и морских грузовых судов, аварии (катастрофы) речных и морских пассажирских судов, авиакатастрофы в аэропортах, населенных пунктах, авиакатастрофы вне аэропортов, населенных пунктов, аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные автомобильные), аварии транспорта на моста железнодорожных переездах, тоннелях, аварии на магистратах трубопроводах (рис. 17);
Рис. 17. Авария на автомобильном транспорте
■ пожары (взрывы), угроза взрывов: пожары (взрыву в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов, пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ, пожары (взрывы) на транспорте, пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах, пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового, культурного назначения, пожары (взрыву на химически опасных объектах, пожары (взрывы) на Радиационно-опасных объектах, обнаружение неразорвавшихся боеприпасов, утрата взрывчатых веществ (боеприпасов);
Рис. 18. Авария на АЭС «Фукусима» (Япония)
■ аварии с выбросом (или угрозой выброса) химически опасных веществ: аварии с выбросом (угрозой выброса) химички опасных веществ при их производстве, переработке, хранении (захоронении), аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ, образование и распространение химически опасных веществ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии, аварии с химическими боеприпасами;
■ аварии с выбросом (или угрозой выброса) радиоактивных веществ: аварии на атомных электростанциях (рис. 18), атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ, аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ на предприятиях ядерно-топливного цикла, аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузом радиоактивных веществ на борту, аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ, аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки, утрата радиоактивных источников;
■ аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ: аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях), производящих работы с биологически опасными веществами, аварии на транспорте, перевозящем биологически опасные вещества, с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ;
■ внезапное обрушение зданий, сооружений: обрушение элементов транспортных коммуникаций, обрушение производственных зданий и сооружений, обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения;
■ аварии в электроэнергетических системах: аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей, аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий, выход из строя транспортных электроконтактных сетей (рис. 19);
Рис. 19. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС
■ аварии в системах коммунального обеспечения: аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ, аварии в тепловых сетях (системах горячего водоснабжения) в холодное время года, аварии в системах снабжения населения питьевой водой, аварии на коммунальных газопроводах;
■ аварии на очистных сооружениях: аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ, аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ;
■ гидродинамические аварии: прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений, прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием прорывного паводка, прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.), повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях, разрушения жилых зданий, сооружений, утрату материальных ценностей, гибель людей.
Техногенные ЧС наносят значительный экологический ущерб, поскольку являются причинами масштабного загрязнения поверхностных и подземных вод, почв, атмосферного воздуха опасными для окружающей среды веществами, а также гибели животных и растений, деградации экосистем.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что такое техногенная чрезвычайная ситуация?
2. Как различают аварии по особенностям воздействия поражающих факторов на людей и окружающую природную среду?
3. Назовите виды транспортных аварий и катастроф.
4. Какие объекты являются взрыво- и пожароопасными?
5. Какие объекты могут стать причиной выброса (угрозы выброса) химически опасных веществ?
6. Перечислите виды аварий с выбросом радиоактивных веществ.
7. Какие объекты представляют угрозу выброса биологически опасных веществ?
8. Чем характеризуются аварии в системах коммунального обеспечения?
9. На каких объектах происходят аварии гидродинамического характера?
4.4. терроризм и меры по его предупреждению
Терроризм — это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей, применяя систематическое использование насилия. Для нагнетания страха используются такие террористические способы (методы), как взрывы и поджоги жилых и административных зданий, магазинов, вокзалов, захват заложников, автобусов, угоны самолетов и т.д.
Терроризм направлен на дестабилизацию государственных режимов, возбуждение у населения беспокойства из-за его беззащитности перед лицом насилия, смену в результате этого государственной власти в стране; осуществление иных политических, религиозных или этнических чаяний. Терроризм является одной из крупнейших угроз международной и национальной безопасности государств.
История терроризма. Террор как специфическое явление общественно-политической жизни имеет свою длинную историю, без знания которой трудно понять истоки и практику терроризма, хотя у современного террора уже нет его прежней, им же самим романтизированной идеологической оболочки и направленности.
Первые проявления терроризма возникли задолго до появления слова, их обозначающего. Еще в I в. н.э. на территориях, ныне занимаемых Израилем, действовала организация сикариев, которые ставили своей задачей убийства представителей еврейской знати, сотрудничавших с римлянами. Затем в Средние века мусульманская секта ассошафинов физически уничтожала представителей власти в Сирии. Примерно в это же время в Индии и Китае террористические методы практиковали всевозможные тайные общества. Подлинный ужас на правителей земель, которые сегодня входят в состав Ирана и Афганистана, наводила секта исмаилитов.
Новый этап терроризма приходится на середину и вторую половину XIX в. Именно к этому времени относится появление в странах Европы, США и в России хорошо организованных леворадикальных движений, использующих «пропаганду действием», чтобы повлиять на деятельность своих правительств. В России это были народники (позднее эсеры), во Франции, Италии, Испании и США — анархисты. Первая половина XX в. отмечена приходом к террористической деятельности крайне правых организаций, среди которых можно назвать Румынскую «железную гвардию» и различные национально-сепаратистские, фашистские движения в Германии, Франции и Венгрии. Как отдельный этап развития терроризма следует выделить вторую половину XX в.
Терроризм появляется, когда общество переживает глубокий кризис, в первую очередь кризис идеологии и государственно-правовой системы. В таком обществе действуют различные оппозиционные группы (политические, социальные, национальные, религиозные), для которых становится сомнительной законность существующей власти.
Характеристика современного терроризма. Современный терроризм выступает в следующих формах:
■ международный терроризм (террористические акты, имеющие международный масштаб);
■ внутриполитический терроризм (террористические действия, направленные против правительства, каких-либо политических группировок внутри стран или имеющие целью дестабилизацию внутренней обстановки);
■ уголовный терроризм, преследующий чисто корыстные цели.
Среди современных особенностей терроризма внимания заслуживает качественное усиление его разрушительного потенциала. Выражается это не только в значительном увеличении числа непосредственных жертв террористических акций, но и в масштабах материального ущерба, нарастании чувства страха и неуверенности у широких слоев населения, в резком возрастании уровня вооруженности терроризма, обусловленного научно-техническим прогрессом, достижениями в разработке средств уничтожения людей (ядерных, химических, биологических).
Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется:
■ широким размахом;
■ отсутствием ярко выраженных границ;
■ наличием связи и взаимодействием с международными террористическими центрами и организациями;
■ жесткой организованной структурой, состоящей из руководящего и оперативного звена, подразделений разведки и контрразведки, материально-технического обеспечения, боевых групп и прикрытия;
■ жесткой конспирацией и тщательным отбором кадров;
■ наличием агентуры в правоохранительных и государственных органах;
■ хорошим техническим оснащением, конкурирующим с оснащением правительственных войск, а то и превосходящим его;
■ наличием разветвленной сети конспиративных укрытий, учебных баз и полигонов.
Озабоченность мирового сообщества ростом террористической активности обусловлена многочисленностью жертв террористов и огромным материальным ущербом, наносимым деятельностью террористов. Получая в свои руки современные средства ведения информационной войны, международный терроризм навязывает народам свои идеи и оценки ситуации, широко и небезуспешно решает мобилизационные задачи по привлечению в свои ряды молодежи, не говоря о профессиональных наемниках. Сегодня терроризм — это уже не только и не столько диверсанты-одиночки, но и угонщики самолетов и убийцы-камикадзе (рис. 20).
Современный терроризм — это мощные структуры с оснащенном, соответствующим их масштабам. Террористические группировки активно используют в своих интересах современные достижения пауки и техники, имеют широкий доступ к информации и современным технологиям.
Пристального внимания заслуживает процесс усиления взаимосвязи терроризма как глобального антиобщественного социально- политического явления с целым рядом других глобальных угроз современному человечеству: наркобизнесом, неконтролируемым распространением ядерного оружия, незаконным оборотом ядерных материалов, организованной преступностью и др., что существенно повышает общественную опасность как последних, так и самого терроризма.
Рис. 20. Взрыв зданий Всемирного торгового центра в США (11 сентября 1991 г.)
Таким образом, терроризм оказался непосредственно связанным с проблемой выживания человечества и обеспечения безопасности государств.
Терроризм как социально-правовое явление может быть классифицирован по целому ряду оснований, в том числе:
■ по объему (масштабу) действия;
■ целям и направленности;
■ мотивам;
■ последствиям (состоявшимся или ожидаемым) применительно к жертвам — массовым, групповым, одиночным;
■ материальному ущербу: катастрофогенному, особо крупному, крупному;
■ материально-психологическому вреду, вызывающему панику, запуганность населения, недоверие к власти;
■ численности и организованности участников.
Возможна классификация терроризма по использованию: орудий, способов и финансовых средств; оружия массового уничтожения (ОМУ); оружия группового поражения; обычного автоматического стрелкового оружия; оружия ближнего боя; нелетального оружия, спецсредств и т. д. Характеристику способов осуществления терактов можно дополнить классификацией используемых средств: взрывчатка, огнестрельное или холодное оружие, новые виды биологических вирусов; информация, носители информации (вирусы ПК, программные продукты, программы).
Принципы борьбы против терроризма. Терроризм, представляющий собой опасность глобального масштаба, в современных условиях превратился в угрозу политическим, экономическим, социальным институтам государства, правам и свободам человека.
Борьба против терроризма, как показывает международный и отечественный опыт, может быть эффективной, если строится на следующих принципах:
■ упреждения террористических актов за счет правильно поставленной оперативной деятельности, планирования и подготовки к срыву намеченных террористических действий;
■ минимальных уступок террористам;
■ минимизации жертв и ущерба в ходе антитеррористической
операции.
В настоящее время борьба против терроризма в зависимости от его конкретных форм и исторических особенностей должна осуществляться комплексно, по нескольким основным направлениям:
1) путем совершенствования деятельности специальных структур, на которые возложена прямая обязанность вести борьбу против терроризма в современных условиях;
2) повышением роли разведывательных мероприятий, способных предупредить террористический акт;
3) с помощью проведения войсковых операций. Учитывая, что терроризм представляет долговременную угрозу безопасности России, по-видимому, необходимо иметь в составе Вооруженных Сил РФ части и подразделения постоянной боевой готовности, способные к развертыванию и эффективным действиям против отрядов террористов. Борьба против терроризма также требует формирования антитеррористических сообществ, организаций и подразделений, наделенных расширенными полномочиями в вопросах принятия решений;
4) использованием переговорного процесса, направленного на прекращение террористической деятельности, постепенное решение острых социальных проблем и установление прочного мира в стране или регионе;
5) в связи с превращением международного терроризма в глобальную угрозу необходима координация усилий стран мира для борьбы и противодействия этому злу.
Меры по предотвращению террористического акта. Для предотвращения возможного террористического акта или уменьшения его последствий очень важно соблюдать следующие меры предосторожности:
■ не трогать в вагоне поезда (электрички, трамвая, троллейбуса, автобуса), подъезде дома или на улице (рынке, в общественных местах и т. д.) бесхозные пакеты (сумки, коробки и т. д.) и не подпускать к ним других; сообщить о находке сотрудникам полиции;
■ в присутствии террористов не выражать свое неудовольствие, воздерживаться от резких движений, криков, стонов;
■ в случае угрозы применения террористами оружия лечь на живот, защищая голову руками, дальше от окон, застекленных дверей, проходов, лестниц;
■ в случае ранения двигаться как можно меньше: это уменьшит кровопотерю;
■ быть внимательным, использовать любую возможность для спасения;
■ если произошел взрыв, принять меры к недопущению пожара и паники, оказать первую помощь пострадавшим;
■ постараться запомнить приметы подозрительных людей и сообщить их прибывшим сотрудникам спецслужб.
При поступлении сообщения об угрозе террористического акта по телефону необходимо:
■ запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге;
■ в ходе разговора отметить пол, возраст, особенности речи звонившего (голос, темп речи, произношение, манеру речи и т.д.);
■ отметить звуковой фон (шум, звуки, голоса);
■ отметить характер звонка (городской или междугородний);
■ зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность;
■ при наличии на вашем телефонном аппарате автомата — определителя номера — записать определившийся номер.
При получении письменной угрозы:
■ убрать документ в чистый полиэтиленовый пакет или жесткую папку;
■ не оставлять на нем отпечатков своих пальцев;
■ не расширять круг лиц, знакомящихся с содержанием документа;
■ не сшивать, не склеивать анонимные документы, не делать на них надписи, не сгибать, не мять. Регистрационный штамп проставлять только на сопроводительных письмах организаций.
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма в соответствии со ст. 207 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) наказывается штрафом в размере до 200 тыс. рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.
Если вы обнаружили подозрительный предмет, не оставляйте этот факт без внимания:
■ в общественном транспорте: опросите людей, находящихся рядом, постарайтесь установить принадлежность предмета (сумки и т.д.) или того, кто мог его оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю (машинисту и т.д.);
■ в подъезде своего дома: опросите соседей, возможно, предмет принадлежит им. Если владелец не установлен, немедленно сообщите о находке в ваше отделение полиции;
■ в учреждении: немедленно сообщите о находке руководителю администрации (учреждения).
Во всех перечисленных случаях важно:
■ не трогать, не вскрывать и не передвигать находку;
■ зафиксировать время обнаружения находки;
■ постараться сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки;
■ обязательно дождаться прибытия оперативно-следственной группы;
■ не забывать, что вы являетесь основным очевидцем. Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т. п.
Не следует предпринимать никаких самостоятельных действий по отношению к находкам или подозрительным предметам: они могут оказаться взрывными устройствами, и неосторожное обращение с ними приведет к взрыву, многочисленным жертвам, разрушениям.
Действия при захвате в заложники. Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться заложником у преступников, которые будут добиваться как получения выкупа, так и достижения политических целей и т. п. Во всех случаях жизнь заложника становится предметом торга для террористов (рис. 21).
Рис. 21. Захват заложников террористами
Если вы оказались заложником, рекомендуется придерживаться следующих правил поведения:
■ не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия, что приведет к человеческим жертвам;
■ не проявлять инициативу и не вступать в переговоры с террористами;
■ переносить лишения, оскорбления и унижения, не смотреть в глаза преступникам, не вести себя вызывающе;
■ при необходимости выполнять требования преступников, не противоречить им, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной, стараться не допускать истерик и паники;
■ прежде чем что-либо сделать, спрашивать разрешения (сесть, встать, попить, сходить в туалет и т. д.);
■ если вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим вы сократите потерю крови.
Помните: ваша цель — остаться в живых!
Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т. п.
Если вас перевозят на транспорте или ведут куда-либо, старайтесь запомнить, куда и как долго. Осмотрите место, в котором вы находитесь, определите укрытие, за которым можно спрятаться в случае перестрелки.
Помните, что, получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения.
Во время проведения спецслужбами операции по вашему освобождению необходимо неукоснительно соблюдать следующие требования:
■ лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;
■ если услышите хлопки от использования спецподразделением световых гранат или шашек со слезоточивым газом, закройте глаза и не трите их, задержите дыхание;
■ ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как вас могут принять за преступника;
■ беспрекословно выполняйте команды сотрудников спецподразделений, принимающих участие в вашем освобождении;
■ если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Дайте определение понятия «терроризм».
2. В каких формах выступает современный терроризм?
3. Как можно классифицировать терроризм? По каким критериям?
4. В чем заключаются принципы борьбы с терроризмом?
5. Перечислите модели поведения, необходимые для предотвращения возможного террористического акта.
6. Что нужно сделать при поступлении сообщения об угрозе террористического акта по телефону?
7. Какова ответственность за ложное сообщение об акте терроризма?
8. Что надо делать, если вы обнаружили подозрительный предмет?
9. Какова модель поведения при захвате в заложники?
4.5. единая государственная система защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции от 02.05.2015) функционирует единая Российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая располагает органами управления, силами и средствами, для того чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.
Основные цели и задачи РСЧС и МЧС России. Основная цель создания РСЧС — объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами РСЧС являются:
■ разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
■ осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в условиях ЧС;
■ обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
■ сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
■ подготовка населения к действиям в условиях ЧС;
■ организация своевременного оповещения и информирования населения о ЧС в местах массового пребывания людей;
■ прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
■ создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
■ осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
■ ликвидация ЧС;
■ осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
■ реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
■ международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Руководство Российской государственной системой предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и ЧС возложено на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России). Основными задачами МЧС России являются:
■ выработка и реализация государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;
■ организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
■ осуществление управления в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках РСЧС;
■ осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий ЧС и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
■ осуществление деятельности по организации и ведению ГО, экстренному реагированию при ЧС, защите населения и территорий от ЧС и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.
Территория РФ разделена на девять регионов, в главных городах которых созданы региональные центры (РЦ) РСЧС: в Москве, Санкт- Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Чите, Хабаровске.
Режимы функционирования, силы и средства РСЧС. РСЧС функционирует в трех режимах:
1) режим повседневной деятельности — функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке;
2) режим повышенной готовности — функционирование системы при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны;
3) чрезвычайный режим — функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения.
Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимает Правительство РФ, МЧС России или соответствующие комиссии по ЧС.
Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства, которые подразделяются на две группы:
1) силы и средства наблюдения и контроля;
2) силы и средства ликвидации последствий ЧС. Силы и средства наблюдения и контроля включают:
■ подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, атомных электростанций (АЭС), газовыми и электрическими сетями и др.);
■ контрольно-инспекционную службу;
■ службы и учреждения ведомств, осуществляющие наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;
■ ветеринарную службу;
■ сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;
■ лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;
■ службу предупреждения о стихийных бедствиях.
В силы и средства ликвидации ЧС входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МПС, МВД, невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России. Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС (рис. 22).
Рис. 22. Спасательные работы
Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса. Отряд призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы не только на территории России, но и за ее пределами. При необходимости в отряде можно скомплектовать сразу несколько групп спасателей, готовых одновременно и эффективно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщения РФ имеет восстановительные и пожарные поезда. Личный состав Министерства внутренних дел РФ в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняет материальные ценности.
Права, обязанности и ответственность граждан России в условиях ЧС. Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены права, обязанности и ответственность граждан в ходе участия в мероприятиях по защите людей, материальных ценностей и в работах по ликвидации последствий ЧС.
Граждане России имеют право:
■ на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС в любом регионе, населенном пункте; при необходимости на использование средств коллективной и индивидуальной защиты, другого имущества органов исполнительной власти республик, краев, областей, органов местного самоуправления и организаций, предназначенного для защиты людей в ЧС;
■ на получение информации о надвигающейся опасности, о риске, которому может подвергнуться население на той или иной территории, о правилах поведения и мерах безопасности с учетом складывающейся обстановки; личное обращение, а также направление в государственные органы и органы местного самоуправления, индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;
■ участие (в установленном порядке) в работах по предупреждению и ликвидации ЧС;
■ возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий;
■ медицинское обслуживание, компенсацию и льготы за проживание и работу в зонах ЧС; на государственное социальное страхование, получение компенсации и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе работ по ликвидации ЧС;
■ пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
■ пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС.
Каждый россиянин обязан:
■ активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС России;
■ соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС;
■ выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, соблюдать требования экологической безопасности, нарушения которых могут привести к экстремальным ситуациям;
■ изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические навыки для действий в любых складывающихся условиях;
■ знать сигналы оповещения и порядок действия по ним;
■ четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;
■ при первой возможности оказывать содействие в проведении спасательных и других неотложных работ.
Кроме общих обязанностей и требований на каждом объекте, исходя из специфики производства, особенностей размещения и учета других факторов, должны быть разработаны свои правила поведения и порядок действий как для всего персонала, так и для каждого сотрудника на своем рабочем месте на случай ЧС. Это могут быть: правила по безаварийной остановке печей, агрегатов и технологических систем; меры безопасности при проведении аварийных, спасательных и других неотложных работ в коммунально-энергетических сетях и на сооружениях; особенности действий в зонах заражения вредными, ядовитыми и радиоактивными веществами; специфика выполнения задач по ликвидации ЧС в ночное время и в непогоду.
С появлением упомянутого федерального закона должно в корне измениться отношение всех органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы к проблемам обеспечения защиты населения и территорий от ЧС.
Требование этого федерального закона — это то, что подлежит обязательному исполнению. Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области защиты населения и территорий от ЧС, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации (предприятия, учреждения, учебные заведения), в свою очередь, — административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какова основная цель создания РСЧС?
2. Перечислите основные задачи РСЧС.
3. На какой орган возложено руководство всей системой РСЧС, какие задачи он решает?
4. Дайте характеристику режимам функционирования РСЧС.
5. Какие службы входят в силы и средства РСЧС?
6. Каковы права и обязанности граждан России в условиях ЧС?
4.6. государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан
Государственными службами по охране здоровья и безопасности граждан являются: противопожарная служба Российской Федерации, полиция Российской Федерации, служба скорой медицинской помощи, гидрометеорологическая служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор России).
Дата: 2019-11-01, просмотров: 276.