Погрузочно-разгрузочные работы на предприятиях общественного питания представляют собой наибольшую сложность, так как они сопряжены с перемещением грузов большой массы, с возможным травматизмом, а нередко и с несчастными случаями. Механизация погрузочно-разгрузочных работ позволяет резко сокращать затраты труда и времени, необходимые для внутрицехового и межэтажного перемещения продуктов и других грузов к местам обработки, хранения, реализации, а также разгрузки и погрузки транспорта и складирования грузов внутри предприятий, уменьшает травматизм обслуживающего персонала.
Подъемно-транспортное оборудование классифицируется по нескольким признакам: виду используемой энергии, функциональному назначению, степени подвижности, принципу действия.
По виду используемой энергии различают подъемно-транспортное оборудование с электроприводом, с двигателем внутреннего сгорания, ручного действия и гравитационного действия.
По функциональному назначению различают грузоподъемное, транспортирующее, погрузочно-разгрузочное оборудование.
По степени подвижности бывает оборудование стационарной установки, передвижное и переносное оборудование.
По принципу действия различают оборудование непрерывного и периодического действия.
На крупных предприятиях общественного питания желательно внедрение комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, что позволяет:
• облегчить тяжелые и трудоемкие работы;
• повысить производительность труда;
• ускорить торгово-технологический процесс;
• сократить товарные потери и численность работников.
При выборе и определении потребности в подъемно-транспортном оборудовании следует руководствоваться следующими основными принципами:
• максимально полное соответствие типа машин и механизмов технологии обработки грузов;
достижение высокой экономической эффективности использования оборудования при минимальных материальных затратахдостижение высокой производительности труда и егооблегчение.
В зависимости от вида привода подъемно-транспортное обору-дование может быть использовано для работы на открытых складе-i их площадках и в закрытых помещениях, а это в свою очередь оказывает влияние на подход при его выборе.
К подъемно-транспортному оборудованию относятся лифты, подъемники, транспортеры, тележки, ручные и электрические лебедки и тали, наклонные и винтовые спуски, рольганги
Лифты и подъемники
В данную группу оборудования входят лифты и подъемники, Фузоподъемные краны, тельферы и другие машины циклического
К'ЙСТВИЯ.
Лифт — подъемно-транспортное средство, работающее в повторно-кратковременном режиме и предназначенное для подъема и спуска i рузов с одного уровня на другой. Грузовые лифты подразделяются:
• на выжимные (грузоподъемностью от 500 до 3200 кг);
• общего назначения (от 400 до 6300 кг);
• тротуарные (500 и 630 кг);
• малые магазинные (100, 250 кг и т.д.).
На предприятиях общественного питания применяют лифты с дистанционным и местным управлением грузоподъемностью от 100 до 6300 кг, со скоростью движения кабины 0,08—0,5 м/с и с высотой подъема кабины (платформы) 5,2—45 м.
Лифт грузовой малый ЛГ-241. Шахта лифта ограждена со всех сторон листовой сталью. В верхней части шахты расположено машинное отделение, закрываемое дверцами. Со стороны этажных площадок на шахте имеются две створчатые распашные дверцы, открываемые вручную и снабженные ручными и автоматическими замками. Автоматические замки не позволяют открывать двери при отсутствии кабины на данном этаже. Рядом с дверцами расположен пульт управления.
Кабина лифта перемещается по направляющим с помощью лебедки, установленной на полу машинного отделения. Канат одним концом прикреплен к раме кабины, а другим — к противовесу, который перемещается по направляющим. Противовес служит для уменьшения нагрузки на привод и тормозные устройства и набирается из отдельных блоков. Его масса выбирается равной сумме массы кабины и половине максимальной грузоподъемности лифта. 13 приямке шахты для ограничения хода кабины устанавлива^ ются пружинные упоры. Рама кабины в верхней и нижней частях снабжена башмаками, которые обхватывают направляющие с двух сторон (составная часть ловителей). Лифт оснащен предохранительными устройствами, ригельными затворами.
Ловители служат для мгновенной остановки кабины при обрыве троса, на котором она висит. Дверные блокировочные контакты позволяют включать двигатель лебедки только при закрытых дверях шахты и кабины, а отрывать двери шахты — при совпадении пола кабины с полом этажа. Концевые выключатели предотвращают движение кабины сверх допустимых верхних и нижних пределов (+J0 см). Ригельные затворы блокируют двери шахты для предотвращения их открытия, пока уровень пола кабины не совпадет с уровнем пола этажа.
Наклонный подъемник ПН-200 предназначен для перемещения затаренных грузов с одного этажа на другой; грузоподъемность — 200 кг. Подъемник имеет грузовую платформу, которая движется на роликах по направляющим швелерам металлической фермы, прикрепленной к полу и стене помещения. Платформа перемещается с помощью каната, перекинутого через неподвижный блок в верхней части фермы. Электропривод подъемника с червячным редуктором и барабаном устанавливается на полу и прикрепляется к ферме. На обоих этажах подъемник снабжается ограждениями, двери в которых имеют блокирующие устройства. Для аварийной остановки подъемника при обрыве троса на платформе установлен эксцентриковый ловитель.
В выжимных тротуарных лифтах электролебедка устанавливается сбоку клети. На верхней обслуживаемой площадке клеть заканчивается люком, установленным на уровне пола. При подъеме грузовой платформы или кабины лифта на верхнюю площадку люк автоматически открывается. Приводное устройство лифта монтируется в нижней части шахты. На верхней площадке клеть заканчивается люком.
Пол кабины располагается на уровне земли или на высоте I м от нее, что создает удобства для приема грузов и перемещения их непосредственно в автотранспорт. Верхний люк запирается автоматически. 11.2. Транспортеры и конвейеры
Оборудование данного типа предназначено для транспортировки грузов в горизонтальном и наклонном направлениях. На
предприятиях общественного питания они используются в складс-I Кой группе помещений.
Транспортеры — машины непрерывного действия с гибким тя-говым органом, который осуществляет перемещение груза таким образом, что последний остается неподвижным относительного i я i |ущего участка тягового органа.
К машинам с гибким тяговым органом относятся ленточные, Пластинчатые и скребковые транспортеры (конвейеры), а также (леваторы и подъемники непрерывного действия. В зависимости or направления перемещения груза транспортеры делятся на гори-нштальные, наклонные и с переменным наклоном (переменным углом подъема груза). Элеваторы бывают наклонные (как правило, С большим углом наклона) и вертикальные. Транспортеры выпускаются стационарные и передвижные (с колесами для перемещения в нерабочем состоянии).
Конвейер наклонный передвижной складывающийся КНПС-4 с переменным углом наклона (рис. 11.1, а) предназначен для перемещения затаренных грузов под углом от 12 до 37°. Стрела транспортера шарнирно соединена с тележкой, на которой установлен электропривод. Наклон стрелы изменяется с помощью гидропривода В нерабочем состоянии стрела конвейера, состоящая из двух частей, может складываться.
Стационарный ленточный горизонтальный конвейер КЛ-1 с плос кой лентой (рис. 11.1, б) предназначен для перемещения затаренных грузов. Рама конвейера секционирована. Крайними секциями его служат приводная станция с реверсивным электроприводом и натяжная с винтовым натяжным устройством. Длина транспортера может меняться за счет изменения числа средних секций.
Скребковые транспортеры. У скребковых транспортеров в отличие от пластинчатых несущим органом является неподвижный открытый желоб, ак их тяговому органу — цепям (редко канатам) — прикрепляются не пластины, а скребки. Груз захватывается скребками и транспортируется (выталкивается) ими к разгрузочной части желоба. Форма поперечного сечения желоба и скребков и расстояние между скребками зависят от характера перемещаемого груза.
Скребковый транспортер устанавливается в камнеловушке ПЛСК-КЛ, используемой в поточной линии ПЛСК-63, предназначенной для выпуска очищенного сульфитированного картофеля.
Стационарный ленточный транспортер ТСЛ применяется для перемещения использованной посуды из торговых залов в посудомоечные отделения. Лента транспортера имеет бортовое ограждение.
Конвейер передвижной телескопический ПТК-50. Стрела конвейера состоит из двух секций: стационарной, шарнирно соединенной с тележкой, и выдвижной, которую можно перемещать по направляющим неподвижной секции с помощью гидроцилиндра и цепной передачи так, что расстояние между загрузочным и разгрузочным концами конвейера будет изменяться от 4590 до 7090 мм.
Угол наклона стрелы, как и в конвейере КНПС-4, может изменяться с помощью двух гидроцилиндров. В гидроприводе подъема и выдвижения секции использован масляный насос с электродвигателем.
Пластинчатый конвейер КП-55 предназначен для транспортировки штучных и затаренных грузов в горизонтальном направлении или под углом до 35°. Настил конвейера — трубчатый; тяговым органом его служат втулочно-роликовые цепи; каждый седьмой сегмент настила имеет упорную планку, предохраняющую груз от соскальзывания при наклонном положении настила.
Передвижной малогабаритный транспортер ТП-25 снабжен четырехколесной тележкой, шнуром со штепсельной вилкой для присоединения к электросети в местах предполагаемой эксплуатации
В винтовом транспортере перемещение насыпного груза от загрузочного окна к разгрузочному окну осуществляется винтом (шнеком), получающим вращение от приводной станции.
Транспортер для сбора грязной посуды модели «Каюр-М» фирмы «АТЕСИ» (рис. 11.2) служит для транспортировки грязной посуды из торгового зала в моечное отделение. Выполнен из нержавеющей стали и имеет несколько типовых секций:
• приводную секцию (длиной 1 м), предназначенную для осуществления движения ленты и состоящую из электродвигателя, каркаса, а также поддона для сбора остатков пищи, попадающих на полотно;
• промежуточную секцию (длиной 1 и 2 м), предназначенную для для увеличения длины транспортера. Необходимая длина транспортера определяется заказчиком и достигается набором промежуточных секций;
• натяжную секцию (длиной 1 м), предназначенную для натяжения полотна транспортера; выполнена из оцинкованной стали и облицована нержавеющей сталью, имеет поддон для сбора остатков пищи, попадающих на ленту.
Ленточное полотно состоит из пластин, изготовленных из нержавеющей стали.
|
|
Транспортер снабжен аппаратурой для аварийного отключения и концевым выключателем, отключающим транспортер при
Тележка ТГ-ЮООМ (рис. 11.3, в) — цельнометаллическая, сварная, четырехколесная, с расположением колес по типу буквы «Д». 11оворотные колеса имеют меньший диаметр, чем средние, и для повышения маневренности несколько приподняты. Поэтому на ровной поверхности тележка опирается на три колеса — два средних и одно поворотное, а при расположении платформы параллельно поверхности пола — на два средних. Настил тележки риф- леный, с четырьмя предохранительными поручнями, которые удерживают перевозимый груз и служат рукоятками для перемещения тележки.
Тележка ТК-1 (рис. 11.3, г) предназначена для перевозки на-плитных котлов. Тележка четырехколесная, с расположением колес по типу буквы «В». Котел устанавливается на крестообразную опорную площадку цельнометаллической сварной рамы и удерживается от соскальзывания кольцом. Диаметр опорной площадки — 490 мм, высота над полом — 360 мм. Два колеса тележки снабжены тормозными устройствами. Благодаря шарнирному соединению ручки с рамой тележка в сложенном виде имеет небольшие габариты. Грузоподъемность — 60 кг.
Тележка с подъемными вилами ТГВ-1250 (рис. 11.3, д) применяется для погрузки, разгрузки, перемещения и штабелирования грузов, уложенных на поддоны и в тару-оборудование. Состоит из корпуса, двух вил, двух передних поворотных и двух задних поворотных колес и подъемного механизма с рукояткой. Рукоятка служит для управления подъемным механизмом и движением тележки. Тележку с опущенными вилами подводят под тару-оборудование или поддон и делают несколько качательных движений рукояткой. Подъемное устройство приподнимает раму с вилами, а вместе с ней и груз на высоту не более 125 мм. После остановки тележки нажимают на рычаг выключения подъемного механизма, установленный на рукоятке, и рама плавно опускается.
Тележки технологические фирмы «АТЕСИ» выпускаются в различных вариантах, выполнены из пищевой нержавеющей стали. Они служат для перемещения продуктов, готовых блюд, напитков и посуды в торговые залы, а также для подачи грязной посуды из зала в моечное отделение. Тележки сервировочные ТС имеют две модификации:
• тележки типа ТС-2 с двумя полками и ТС-3 с тремя полками
(рис. 11.4, я. б);
• тележки ТСП для сбора посуды с двумя полками (рис. 11.4, в).
Тележки состоят из цельносварного каркаса, полок и четырехколесных опор. Одна колесная пара снабжена стопорным устройством, предотвращающим нежелательные перемещения тележки.
Тележки для транспортирования гастроемкостей типа ТГ-1 (рис.11.4, г) служат для их перемещения из горячего цеха на раздачу. Рамно-стеллажная конструкция снабжена направляющими, которые имеют концеЕые отгибы для обеспечения фиксации гастроем-костей и предотвращения их выпадения при движении тележки.
На каждую полку устанавливаются по две решетки, вмещающие 41 тарелку каждая. Тележки имеют поддон для стекающей воды и сливной лоток.
Тележки электрические типа ЭТ (ЭТ-550 М, ЭТ-1040, ЭТ-2047, ЭК-2Б и др.) представляют собой четырехколесные машины, которые используются для перемещения затаренных и штучных грузов на расстояние до 800 м как на складах, так и на открытых площадках с твердым покрытием, грузоподъемностью 1 и 2 т и со скоростью движения 10—20 км/ч. Состоят из корпуса (шасси), двух передних управляемых колес, двух задних ведущих колес, электропривода, аккумуляторной батареи, рулевого управления, тормозов и электроприборов. Электротележки ЭТ имеют сиденья для водителя и грузчика и рулевое управление автомобильного типа.
На предприятиях общественного питания используются также электротележки типа ЭК (электрокары), в которых предусмотрена подножка для водителя и рычажное рулевое управление.
Электропогрузчики ЭП-0806, ЭП-1631, ЭП-1008 и др. представляют собой самоходную трех- или четырехколесную машину, в передней части которой смонтирован грузоподъемный механизм с вилочным захватом. Служат для разнообразных погрузочно-раз-грузочных работ с тарными и штучными грузами, уложенными в поддоны и в тару-оборудование, и для их перемещения на расстояние не более 200 м со скоростью до 12 км/ч. Состоят из корпуса, двух ведущих передних колес, одного или двух задних управляемых колес, электропривода, аккумуляторной батереи, рулевого управления автомобильного типа, сиденья и грузоподъемного механизма с вилочным захватом. Для уравновешивания грузоподъемного механизма в противоположном конце машины установлен противовес. Грузоподъемность — 0,63—5,0 т; высота подъема груза 1,8-4,5 м.
Парк импортных подъемно- без ограждения опасных зон;
• при отсутствии или неисправности заземления;
с неисправными электроприборами и приборами автоматики, световой и звуковой транспортных машин широко представлен продукцией различных фирм. Наиболее распростра- \ нены тележки фирмы «Вени» (Болгария): ручные тележки грузоподъемностью 250—400 кг без платформы (рис. 11.5); тележки с платформой грузоподъемностью 250—500 кг (рис. 11.6); штабелеукладчики и тележки с подъемными вилами.
Среди вилочных погрузчиков наибольшее распространение получили погрузчики фирмы «JUNGHEINR1CH» (Германия): Трехколесные грузоподъемностью до 1800 кг; четырехколесные грузоподъемностью до 3000 кг; трехколесные грузоподъемностью
Правила эксплуатации подъемно-транспортных машин. К управлению подъемно-транспортным оборудованием допускаются лица не моложе 18 лет, обученные безопасным методам работы и имеющие удостоверение на право управления указанным оборудованием.
К эксплуатации допускается только исправное оборудование. Около конвейеров, лифтов, подъемников должны быть вывешены правила пользования и предупреждающие таблички.
Ежедневно перед началом работы проверяют исправность оборудования. На неисправном оборудовании работать категорически запрещается. Безопасность работы на подъемно-транспортном оборудовании обеспечивается своевременными его осмотрами, ремонтами и испытанием. Испытание и техническое освидетельствование оборудования (лифтов и подъемников) проводит государственный инспектор не реже одного раза в год.
На каждый вид оборудования должны быть паспорт и инструкция по эксплуатации. В паспорте отражаются все сведения о проводимых ремонтах и осмотрах.
При эксплуатации подъемно-транспортного оборудования запрещается работать:
• сигнализации, тормозами, колесами, рулевым управлением;
• при посторонних стуках и запахе горящей изоляции.
Кроме того, запрещается осуществлять перегрузку оборудования, укладывать грузы при его движении, перемещать грузы над площадками, где проходят люди, перевозить людей, если это не предусмотрено инструкциями, превышать установленные скорости Движения оборудования, оставлять работающее оборудование без Присмотра, загромождать проходы к оборудованию товарами и другими предметами
Дата: 2019-11-01, просмотров: 570.