Тема 2.10.Подъемно- транспортное оборудование
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Погрузочно-разгрузочные работы на предприятиях обществен­ного питания представляют собой наибольшую сложность, так как они сопряжены с перемещением грузов большой массы, с возмож­ным травматизмом, а нередко и с несчастными случаями. Механи­зация погрузочно-разгрузочных работ позволяет резко сокращать затраты труда и времени, необходимые для внутрицехового и меж­этажного перемещения продуктов и других грузов к местам обра­ботки, хранения, реализации, а также разгрузки и погрузки транс­порта и складирования грузов внутри предприятий, уменьшает травматизм обслуживающего персонала.

 

Подъемно-транспортное оборудование классифицируется по нескольким признакам: виду используемой энергии, функцио­нальному назначению, степени подвижности, принципу действия.

По виду используемой энергии различают подъемно-транспорт­ное оборудование с электроприводом, с двигателем внутреннего сгорания, ручного действия и гравитационного действия.

По функциональному назначению различают грузоподъемное, транспортирующее, погрузочно-разгрузочное оборудование.

По степени подвижности бывает оборудование стационарной установки, передвижное и переносное оборудование.

По принципу действия различают оборудование непрерывного и периодического действия.

На крупных предприятиях общественного питания желательно внедрение комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, что позволяет:

• облегчить тяжелые и трудоемкие работы;

• повысить производительность труда;

• ускорить торгово-технологический процесс;

• сократить товарные потери и численность работников.

При выборе и определении потребности в подъемно-транспор­тном оборудовании следует руководствоваться следующими ос­новными принципами:

• максимально полное соответствие типа машин и механизмов технологии обработки грузов;

достижение высокой экономической эффективности использо­вания оборудования при минимальных материальных затратахдостижение высокой производительности труда и егооблег­чение.

В зависимости от вида привода подъемно-транспортное обору-дование может быть использовано для работы на открытых складе-i их площадках и в закрытых помещениях, а это в свою очередь оказывает влияние на подход при его выборе.

К подъемно-транспортному оборудованию относятся лифты, подъемники, транспортеры, тележки, ручные и электрические ле­бедки и тали, наклонные и винтовые спуски, рольганги

Лифты и подъемники

В данную группу оборудования входят лифты и подъемники, Фузоподъемные краны, тельферы и другие машины циклического

К'ЙСТВИЯ.

Лифт — подъемно-транспортное средство, работающее в повтор­но-кратковременном режиме и предназначенное для подъема и спуска i рузов с одного уровня на другой. Грузовые лифты подразделяются:

• на выжимные (грузоподъемностью от 500 до 3200 кг);

• общего назначения (от 400 до 6300 кг);

• тротуарные (500 и 630 кг);

• малые магазинные (100, 250 кг и т.д.).

На предприятиях общественного питания применяют лифты с дистанционным и местным управлением грузоподъемностью от 100 до 6300 кг, со скоростью движения кабины 0,08—0,5 м/с и с вы­сотой подъема кабины (платформы) 5,2—45 м.

Лифт грузовой малый ЛГ-241. Шахта лифта ограждена со всех сторон листовой сталью. В верхней части шахты расположено ма­шинное отделение, закрываемое дверцами. Со стороны этажных площадок на шахте имеются две створчатые распашные дверцы, открываемые вручную и снабженные ручными и автоматическими замками. Автоматические замки не позволяют открывать двери при отсутствии кабины на данном этаже. Рядом с дверцами распо­ложен пульт управления.

Кабина лифта перемещается по направляющим с помощью ле­бедки, установленной на полу машинного отделения. Канат одним концом прикреплен к раме кабины, а другим — к противовесу, ко­торый перемещается по направляющим. Противовес служит для уменьшения нагрузки на привод и тормозные устройства и наби­рается из отдельных блоков. Его масса выбирается равной сумме массы кабины и половине максимальной грузоподъемности лифта. 13 приямке шахты для ограничения хода кабины устанавлива^ ются пружинные упоры. Рама кабины в верхней и нижней частях снабжена башмаками, которые обхватывают направляющие с двух сторон (составная часть ловителей). Лифт оснащен предохрани­тельными устройствами, ригельными затворами.

Ловители служат для мгновенной остановки кабины при обры­ве троса, на котором она висит. Дверные блокировочные контакты позволяют включать двигатель лебедки только при закрытых две­рях шахты и кабины, а отрывать двери шахты — при совпадении пола кабины с полом этажа. Концевые выключатели предотвраща­ют движение кабины сверх допустимых верхних и нижних преде­лов (+J0 см). Ригельные затворы блокируют двери шахты для пре­дотвращения их открытия, пока уровень пола кабины не совпадет с уровнем пола этажа.

Наклонный подъемник ПН-200 предназначен для перемещения затаренных грузов с одного этажа на другой; грузоподъемность — 200 кг. Подъемник имеет грузовую платформу, которая движется на роликах по направляющим швелерам металлической фермы, прикрепленной к полу и стене помещения. Платформа перемеща­ется с помощью каната, перекинутого через неподвижный блок в верхней части фермы. Электропривод подъемника с червячным редуктором и барабаном устанавливается на полу и прикрепляется к ферме. На обоих этажах подъемник снабжается ограждениями, двери в которых имеют блокирующие устройства. Для аварийной остановки подъемника при обрыве троса на платформе установлен эксцентриковый ловитель.

В выжимных тротуарных лифтах электролебедка устанавлива­ется сбоку клети. На верхней обслуживаемой площадке клеть за­канчивается люком, установленным на уровне пола. При подъеме грузовой платформы или кабины лифта на верхнюю площадку люк автоматически открывается. Приводное устройство лифта монти­руется в нижней части шахты. На верхней площадке клеть закан­чивается люком.

Пол кабины располагается на уровне земли или на высоте I м от нее, что создает удобства для приема грузов и перемещения их непос­редственно в автотранспорт. Верхний люк запирается автоматически. 11.2. Транспортеры и конвейеры

Оборудование данного типа предназначено для транспорти­ровки грузов в горизонтальном и наклонном направлениях. На

предприятиях общественного питания они используются в складс-I Кой группе помещений.

Транспортеры — машины непрерывного действия с гибким тя-говым органом, который осуществляет перемещение груза таким образом, что последний остается неподвижным относительного i я i |ущего участка тягового органа.

К машинам с гибким тяговым органом относятся ленточные, Пластинчатые и скребковые транспортеры (конвейеры), а также (леваторы и подъемники непрерывного действия. В зависимости or направления перемещения груза транспортеры делятся на гори-нштальные, наклонные и с переменным наклоном (переменным углом подъема груза). Элеваторы бывают наклонные (как правило, С большим углом наклона) и вертикальные. Транспортеры выпус­каются стационарные и передвижные (с колесами для перемеще­ния в нерабочем состоянии).

Конвейер наклонный передвижной складывающийся КНПС-4 с переменным углом наклона (рис. 11.1, а) предназначен для переме­щения затаренных грузов под углом от 12 до 37°. Стрела транспор­тера шарнирно соединена с тележкой, на которой установлен элек­тропривод. Наклон стрелы изменяется с помощью гидропривода В нерабочем состоянии стрела конвейера, состоящая из двух час­тей, может складываться.

Стационарный ленточный горизонтальный конвейер КЛ-1 с плос­ кой лентой (рис. 11.1, б) предназначен для перемещения затарен­ных грузов. Рама конвейера секционирована. Крайними секциями его служат приводная станция с реверсивным электроприводом и натяжная с винтовым натяжным устройством. Длина транспор­тера может меняться за счет изменения числа средних секций.

Скребковые транспортеры. У скребковых транспортеров в отли­чие от пластинчатых несущим органом является неподвижный открытый желоб, ак их тяговому органу — цепям (редко канатам) — прикрепляются не пластины, а скребки. Груз захватывается скреб­ками и транспортируется (выталкивается) ими к разгрузочной части желоба. Форма поперечного сечения желоба и скребков и расстоя­ние между скребками зависят от характера перемещаемого груза.

Скребковый транспортер устанавливается в камнеловушке ПЛСК-КЛ, используемой в поточной линии ПЛСК-63, предназна­ченной для выпуска очищенного сульфитированного картофеля.

Стационарный ленточный транспортер ТСЛ применяется для пе­ремещения использованной посуды из торговых залов в посудомо­ечные отделения. Лента транспортера имеет бортовое ограждение.

Конвейер передвижной телескопический ПТК-50. Стрела кон­вейера состоит из двух секций: стационарной, шарнирно соеди­ненной с тележкой, и выдвижной, которую можно перемещать по направляющим неподвижной секции с помощью гидроцилиндра и цепной передачи так, что расстояние между загрузочным и раз­грузочным концами конвейера будет изменяться от 4590 до 7090 мм.

Угол наклона стрелы, как и в конвейере КНПС-4, может изме­няться с помощью двух гидроцилиндров. В гидроприводе подъема и выдвижения секции использован масляный насос с электродви­гателем.

Пластинчатый конвейер КП-55 предназначен для транспорти­ровки штучных и затаренных грузов в горизонтальном направле­нии или под углом до 35°. Настил конвейера — трубчатый; тяговым органом его служат втулочно-роликовые цепи; каждый седьмой сегмент настила имеет упорную планку, предохраняющую груз от соскальзывания при наклонном положении настила.

Передвижной малогабаритный транспортер ТП-25 снабжен четы­рехколесной тележкой, шнуром со штепсельной вилкой для присо­единения к электросети в местах предполагаемой эксплуатации

В винтовом транспортере перемещение насыпного груза от за­грузочного окна к разгрузочному окну осуществляется винтом (шнеком), получающим вращение от приводной станции.

Транспортер для сбора грязной посуды модели «Каюр-М» фирмы «АТЕСИ» (рис. 11.2) служит для транспортировки грязной посуды из торгового зала в моечное отделение. Выполнен из нержавеющей стали и имеет несколько типовых секций:

• приводную секцию (длиной 1 м), предназначенную для осу­ществления движения ленты и состоящую из электродвига­теля, каркаса, а также поддона для сбора остатков пищи, по­падающих на полотно;

• промежуточную секцию (длиной 1 и 2 м), предназначенную для для увеличения длины транспортера. Необходимая дли­на транспортера определяется заказчиком и достигается на­бором промежуточных секций;

• натяжную секцию (длиной 1 м), предназначенную для натя­жения полотна транспортера; выполнена из оцинкованной стали и облицована нержавеющей сталью, имеет поддон для сбора остатков пищи, попадающих на ленту.

Ленточное полотно состоит из пластин, изготовленных из не­ржавеющей стали.

 


 


Транспортер снабжен аппаратурой для аварийного отключе­ния и концевым выключателем, отключающим транспортер при

Тележка ТГ-ЮООМ (рис. 11.3, в) — цельнометаллическая, свар­ная, четырехколесная, с расположением колес по типу буквы «Д». 11оворотные колеса имеют меньший диаметр, чем средние, и для повышения маневренности несколько приподняты. Поэтому на ровной поверхности тележка опирается на три колеса — два сред­них и одно поворотное, а при расположении платформы парал­лельно поверхности пола — на два средних. Настил тележки риф- леный, с четырьмя предохранительными поручнями, которые удерживают перевозимый груз и служат рукоятками для переме­щения тележки.

Тележка ТК-1 (рис. 11.3, г) предназначена для перевозки на-плитных котлов. Тележка четырехколесная, с расположением ко­лес по типу буквы «В». Котел устанавливается на крестообразную опорную площадку цельнометаллической сварной рамы и удержи­вается от соскальзывания кольцом. Диаметр опорной площадки — 490 мм, высота над полом — 360 мм. Два колеса тележки снабжены тормозными устройствами. Благодаря шарнирному соединению ручки с рамой тележка в сложенном виде имеет небольшие габари­ты. Грузоподъемность — 60 кг.

Тележка с подъемными вилами ТГВ-1250 (рис. 11.3, д) применя­ется для погрузки, разгрузки, перемещения и штабелирования гру­зов, уложенных на поддоны и в тару-оборудование. Состоит из корпуса, двух вил, двух передних поворотных и двух задних пово­ротных колес и подъемного механизма с рукояткой. Рукоятка слу­жит для управления подъемным механизмом и движением теле­жки. Тележку с опущенными вилами подводят под тару-оборудо­вание или поддон и делают несколько качательных движений ру­кояткой. Подъемное устройство приподнимает раму с вилами, а вместе с ней и груз на высоту не более 125 мм. После остановки тележки нажимают на рычаг выключения подъемного механизма, установленный на рукоятке, и рама плавно опускается.

Тележки технологические фирмы «АТЕСИ» выпускаются в раз­личных вариантах, выполнены из пищевой нержавеющей стали. Они служат для перемещения продуктов, готовых блюд, напитков и посуды в торговые залы, а также для подачи грязной посуды из зала в моечное отделение. Тележки сервировочные ТС имеют две модификации:

• тележки типа ТС-2 с двумя полками и ТС-3 с тремя полками
(рис. 11.4, я. б);

• тележки ТСП для сбора посуды с двумя полками (рис. 11.4, в).
Тележки состоят из цельносварного каркаса, полок и четырехколесных опор. Одна колесная пара снабжена стопорным устрой­ством, предотвращающим нежелательные перемещения тележки.

Тележки для транспортирования гастроемкостей типа ТГ-1 (рис.11.4, г) служат для их перемещения из горячего цеха на раздачу. Рамно-стеллажная конструкция снабжена направляющими, кото­рые имеют концеЕые отгибы для обеспечения фиксации гастроем-костей и предотвращения их выпадения при движении тележки.

На каждую полку устанавливаются по две решетки, вмещаю­щие 41 тарелку каждая. Тележки имеют поддон для стекающей воды и сливной лоток.

Тележки электрические типа ЭТ (ЭТ-550 М, ЭТ-1040, ЭТ-2047, ЭК-2Б и др.) представляют собой четырехколесные машины, ко­торые используются для перемещения затаренных и штучных гру­зов на расстояние до 800 м как на складах, так и на открытых пло­щадках с твердым покрытием, грузоподъемностью 1 и 2 т и со ско­ростью движения 10—20 км/ч. Состоят из корпуса (шасси), двух передних управляемых колес, двух задних ведущих колес, электро­привода, аккумуляторной батареи, рулевого управления, тормозов и электроприборов. Электротележки ЭТ имеют сиденья для води­теля и грузчика и рулевое управление автомобильного типа.

На предприятиях общественного питания используются также электротележки типа ЭК (электрокары), в которых предусмотрена подножка для водителя и рычажное рулевое управление.

Электропогрузчики ЭП-0806, ЭП-1631, ЭП-1008 и др. представ­ляют собой самоходную трех- или четырехколесную машину, в пе­редней части которой смонтирован грузоподъемный механизм с вилочным захватом. Служат для разнообразных погрузочно-раз-грузочных работ с тарными и штучными грузами, уложенными в поддоны и в тару-оборудование, и для их перемещения на рас­стояние не более 200 м со скоростью до 12 км/ч. Состоят из корпу­са, двух ведущих передних колес, одного или двух задних управля­емых колес, электропривода, аккумуляторной батереи, рулевого управления автомобильного типа, сиденья и грузоподъемного ме­ханизма с вилочным захватом. Для уравновешивания грузоподъ­емного механизма в противоположном конце машины установлен противовес. Грузоподъемность — 0,63—5,0 т; высота подъема груза 1,8-4,5 м.

Парк импортных подъемно- без ограждения опасных зон;

• при отсутствии или неисправности заземления;

с неисправными электроприборами и приборами автомати­ки, световой и звуковой транспортных машин широко представлен продукцией различных фирм. Наиболее распростра- \ нены тележки фирмы «Вени» (Болгария): ручные тележки грузо­подъемностью 250—400 кг без платформы (рис. 11.5); тележки с платформой грузоподъемностью 250—500 кг (рис. 11.6); штабеле­укладчики и тележки с подъемными вилами.

Среди вилочных погрузчиков наибольшее распространение получили погрузчики фирмы «JUNGHEINR1CH» (Германия): Трехколесные грузоподъемностью до 1800 кг; четырехколесные грузоподъемностью до 3000 кг; трехколесные грузоподъемностью

Правила эксплуатации подъемно-транспортных машин. К уп­равлению подъемно-транспортным оборудованием допускаются лица не моложе 18 лет, обученные безопасным методам работы и имеющие удостоверение на право управления указанным обо­рудованием.

К эксплуатации допускается только исправное оборудование. Около конвейеров, лифтов, подъемников должны быть вывешены правила пользования и предупреждающие таблички.

Ежедневно перед началом работы проверяют исправность обо­рудования. На неисправном оборудовании работать категорически запрещается. Безопасность работы на подъемно-транспортном оборудовании обеспечивается своевременными его осмотрами, ре­монтами и испытанием. Испытание и техническое освидетельст­вование оборудования (лифтов и подъемников) проводит госу­дарственный инспектор не реже одного раза в год.

На каждый вид оборудования должны быть паспорт и инструк­ция по эксплуатации. В паспорте отражаются все сведения о про­водимых ремонтах и осмотрах.

При эксплуатации подъемно-транспортного оборудования за­прещается работать:

• сигнализации, тормозами, колеса­ми, рулевым управлением;

• при посторонних стуках и запахе горящей изоляции.

Кроме того, запрещается осуществлять перегрузку оборудова­ния, укладывать грузы при его движении, перемещать грузы над площадками, где проходят люди, перевозить людей, если это не предусмотрено инструкциями, превышать установленные скоро­сти Движения оборудования, оставлять работающее оборудование без Присмотра, загромождать проходы к оборудованию товарами и другими предметами





Дата: 2019-11-01, просмотров: 426.