Методы философского исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Многие выдающиеся философы изобретали оригинальные методы, с помощью которых они создавали свои учения. Вот некоторые из наиболее известных философских методов.

Досократики – что значит быть живым? Что есть жизнь? В чем первопричина природы – атом (Демокрит).

❖ Метод Пифагора (580-500 г.д.н.э. ) – поиск гармонии числовых форм. «Всё есть число». Сумма квадратов катетов прямоугольного треугольника равна квадрату его гипотенузы. 500 видов доказательства.

На протяжении тысячелетий десятки тысяч думающих людей приходили к откровению – они никогда не поймут математику.

Ямвлих писал, что Пифагор в 18-летнем возрасте покинул родной остров, и объехав мудрецов в разных краях света, добрался до Египта, где пробыл 22 года, пока его не увёз в Вавилон в числе пленников персидский царь Камбиз, завоевавший Египет в 525 г до н э. В Вавилоне он пробыл ещё 12 лет, общаясь с магами, пока наконец не смог вернуться на Самос в 56-летнем возрасте, где соотечественники признали его мудрым человеком.

Диоген и Порфирий писали о том, что самосский тиран Поликрат снабдил Пифагора снабдил Пифагора рекомендательными письмами к фараону Амасису, благодаря чему он был допущен к обучению и посвящён не только в египетские достижения математики и медицины, но и в таинства, не доступные чжестранцам.

Первый Чемпион олимпиады по кулачному бою. Ввел слово «философ». До него ученые люди называли себя мудрецами – теми, кто знает. Философ – тот, кто пытается узнать.

Около 530 г до н э Он основал в Кротоне (Южная Италия) пифагорейский аристократический союз. Ученики и последователи собирались во дворе его дома. Отсюда пошло название «эзотерический», т.е. находящийся внутри.

Теория музыки, математика, геометрия, гармония, астрономия.

10 принципов порождают космос: конечность и бесконечность, единство и множество, неподвижность и движение, свет и тьма, добро и зло…Космос (их понятие) – это гармония, порядок, мера. Вселенная, созданная числом и принципами, ведет себя логически, т.е. соразмерно необходимости и меры.

Три составные части души: суждение (nous), разум (phrenes), пристрасти (thymos). Душа вечна разумом. Сторонник метем психозиса – после смерти душа переселяется в другие существа и потом снова в человека в зависимости от содеянного. Воздух полн душ, которые посылают сны, болезни и здоровье.

Женился в 60 лет на ученице Ф(Т)еано. Два сына и дочь – последователи.

25 лет правил рядом городов через «совет трехсот». Бунт в Сибарисе от богатого соискатели, которому отказали в приеме.

Погиб в кулачной стычке со сторонниками демократии.


 

 

Квадратное основание пирамиды обозначает землю - четыре его стороны — четыре элемента материи или субстан-

С. 6.

ции, из комбинации которых создана материальная природа. Четыре треугольные стороны ориентированы в направлении четырех сторон света, что символизирует противоположности тепла и холода (юг и север), света и тьмы (восток и запад). Поднимающиеся от каждой стороны основания треугольники вершиной вверх, служат символом Божественного существа, Духа, заключенного в четырехмерную материальную природу. Сумма сторон основания равна четырем, что соответствует материи, сумма сторон треугольника _ трем, что соотносится с Духом. Сумма сторон основания и треугольника составляет семь, символизируя совершенного человека, выражающего свою Истинную Природу, заключающуюся в объединении духа и плоти. Голова человека символизируется тройкой, треугольником, а четыре конечности - четверкой.

С. 7.

Причем расположение тройки над четверкой означает доминирование духа над материей. Сумма сторон четырех поверхностей пирамиды составляет двенадцать, что соответствует двенадцати знакам зодиака. Три главных камеры пирамиды соотносятся с мозгом, сердцем и воспроизводящей системой человека, а также с тремя главными его энергетическими центрами.

Основное назначение Великой Пирамиды тщательно скрывалось. Она не была ни гробницей фараона, ни обсерваторией, а являлась гигантским, мощнейшим генератором особой энергии, используемой фараоном и жрецами для различных целей.

Согласно эзотерической доктрине Великая Пирамида была первым храмом Мистерий, Хранилищем секретных истин, лежащих в основе всех искусств и наук, всего мироздания. Техника и ритуал Мистерий были созданы мифическим Мастером Скрытого Дома, обитавшем в Великой Пирамиде невидимо для всех, кроме обладавших вторым зрением.

Мистерии учат, что Божественная энергия нисходит на вершину пирамиды, из которой она распространяется по наклонным сторонам, растекаясь по миру. Венчающий пирамиду камень, отсутствующий в настоящее время, представлял, вероятно, миниатюрную пирамиду, повторяющую всю структуру основной. Таким образом Великая Пирамида уподоблялась Вселенной, а венчающий камень - человеку. Следуя этой аналогии, ум является венчающим камнем человека, дух — венчающим камнем ума, а Бог, как прообраз всей структуры пирамиды в целом, венчающим камнем духа. Подобно грубому и неотесанному камню, превращаемому в один из каменных блоков пирамиды, обычный человек посредством секретной системой развития Мистерий постепенно трансформируется в истинный и совершенный, венчающий пирамиду камень. Духовное строитель­ство завершается лишь тогда, когда посвящаемый сам становит­ся вершиной, через которую Божественная сила распространя­ется в окружающий мир.

Сфинкс служил входом и через мистические проходы, и внут­ренние камеры проходили посвящаемые. Они входили как люди, а выходили преображенными как Боги, обретая в Великой Пи­рамиде — лоне Мистерий “второе рождение”. То, как это проис­ходило, является тайной тайн пирамиды. Можно лишь предпо­лагать, но вполне возможно, что аккумулируемая формой ог­ромная энергия пирамиды Хеопса, сфокусированная в месте рас­положения саркофага в царской комнате с помощью специаль­ного сооружения, находящегося над ней, служила основным по­левым фактором, делавшим возможным ускоренную трансфор­мацию человека. В камере царя инициируемый погребался на несколько суток в громадном саркофаге, где свершалась Великая Работа (Magnum Opus) по достижению индивидуального завер­

С. 8.

шения. Посвящаемому открывался метод отделения духовного тела от физического и передавалось ключевое секретное и не­произносимое имя, обозначающее Верховное Божество. Это знание делало человека и Бога осознающими друг друга и про­шедший посвящение в высшие степени Мистерии сам стано­вился Пирамидой, получая способность нести свет духовного преображения другим человеческим существам. Стимулируемое секретными процессами в Мистериях, сознание человека расширялось и он получал возможность видеть Бессмертных — тех, кто уже находился на высшей ступени эволюционного развития.

Гармоничный аккорд раздается при звучании 3 трех струн, когда их длина соотносится 3:4:6. Но отношение числа граней, вершин и ребер куба = 6:8:12!

❖ Метод Сократа — майевтика (буквально: повивальное искусство), которая включает в себя иронию (критику понятий и суждений собеседника) и индукцию (наведение собеседника на осмысление и определение их общего смысла). Диалектика – размышление в диалоге.

❖ Платон (борцовская кличка Аристокла из родов последнего Афинского царя Кодра и великого законодателя Солона 428 – 348 г. д. н. э.) – метод поиска чистых идей, т.е. первичных форм, которые определяют всю видимую реальность. Первый институт образования – Академия.

❖ Аристотель Стагирит (сын царского врача Никомаха, 384 г. д. н. э., греческая Македония) – первый научный, рациональный метод определения субстанциями идей, исходя из чувственных вещественных субстанций. Второй институт образования – Ликей.

История и философия науки (Философия науки): учебное по­собие / Ю.В. Крянев [и др.]; под ред. проф. Ю.В. Крянева, проф. Л.E. Моториной. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2014.-416 с.

С. 14.

В классификации Аристотели все науки делятся на: теоретические (математика, физика, психология, метафизика); практические (этика, политика, экономика); продуктивные (поэтические) (техника, эстетика, риторика). Основой классификации Аристо-

теля являются логика и метафизика (первая философия), что служит философско-логической се предпосылкой.

Все это реализуется в дошедших до нас трактатах, входящих в «корпус Аристотеля». Первый цикл ‑ логический: « Аналитики» 1-я и 2-я, «Об истолковании», «Топика». «О софистических опровержениях», «Риторика», к ним примыкают «Категории».

Второй цикл физико-космологический: «Физика», «О небе». «О возникновении и уничтожении», «Метеорологика».

Третий цикл - трактат о «первой философии» - «Метафизика* (14 книг).

Четвертый цикл биологическо-психологический: «О душе», «История животных», «О мастях животных», «О возникновении животных», «О движении животных».

Пятый цикл — этические работы. «Никомахова этика» «Большая этика». «Эвдемова этика».

Шестой цикл - социально-политические и исторические работы: «Политика». «Афинская полития», эстетическая работа «Поэтика».

v Метод Фомы Аквинского, сына графа (р. 1225-1227, основатель томизма) – классификационно-подчиняющий метод упорядочения, различения и размещения отдельных знаний и сведений (Ист. Филос. в кр. излож., М.: Мысль, 97). Задачи науки сводятся к объяснению закономерностей мира. Познание должно быть направлено на объект, но ни в коем случае не на субъективные формы мышления. Над царством философского, метафизического познания находится богословие. Сюда нельзя проникнуть силой естественного мышления. Здесь истины сверхъестественного – вера, божественное откровение, благая весть. Истина всегда одна, ибо происходит от Бога.

Соединяет метафизику Аристотеля с платонизмом. Понятия эссенции (сущности) и экзистенции (существования). Сущее состоит из сущности (essentia) и существования (existentia). У Бога сущность тождественна с существованием. Напротив, у сотворенных вещей сущность рассогласована с существованием. Единичные вещи сотворены, обусловлены другими факторами, они случайны.

ü Сотри случайные черты, и ты увидишь, жизнь прекрасна!

Лишь Бог не обусловлен, он существует с абсолютной необходимостью, ибо необходимость содержится в его сущности.

ü Земной мир как суета сует

Существование Бога является бытием простым, сущим. Существование вещи является бытием сложным. Отсюда важность поиска закономерностей. Вещь начинает существовать, когда форма входит в материю. Все телесное имеет форму и материю. Бог имеет только форму, он не телесен. Над этими категориями возвышаются понятия «ens» (сущее, существо), «unum» (единое), «verum» (истина), «bonum» (благое), которые означаются термином «transcendentia» (трансценденция).

Развивая логику Фомы его ведущий оппонент Дунс Скот, выделял, кроме бытия, два важнейших класса понятий: 1) простые — единое, истинное, благое, и 2) разделительные — случайное и необходимое, действительное и возможное.

В XIII в. говорят об actio immanens (permanens), как о действии, происходящем внутри субъекта, и об actio transiens, как о действии, выходящем за его границы, а также о causa immanens — причине, заключающейся в действующем объекте, и causa transiens — причине, лежащей вне его.

Имманентный – лат. immanens – пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо. Понятие, обозначающее нечто, внутренне присущее предмету, процессу, явлению.

v Метод Декарта (1596 – 1650) ‑ всеобщее сомнение и поиск безусловной, не подлежащей сомнению истины («мыслю, следовательно, существую»).

❖ Метод Спинозы (1632 – 1677) ‑ «геометрический метод», состоящий в формулировании исходных философских аксиом и выведении из них различных следствий. Он говорит о Боге, как имманентной, не трансцендентной причине всех вещей: "omnium rerum causa immanens non vero transiens".

v Метод Канта (1724 – 1804) ‑ «критический метод», требующий анализа предпосылок, на которых строится человеческое познание.

Трансцендентальный ‑ определяющий априорные условия возможного опыта, в этом смысле выражение Т. философия" почти равносильно современному термину "Erkenntnisstheorie" (теория познания — наука о всеобщих и необходимых условиях возможного опыта). Кант придал термину «Трансцендентальный» гносеологическое значение: понятие Т. в его философии характеризует всё то, что относится к априорным условиям возможного опыта, формальным предпосылкам познания, которые организуют научный опыт (таковы, напр., априорные формы чувственности — пространство и время, категории рассудка — субстанция, причинность и т. д.). «Я называю т р а н с ц е н д е н т а л ь н ы м всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori» (Кант И., Соч., т. 3, М., 1964, с. 121).  Понятие Трансцендентального характеризует высшие универсальные предметы метафизического познания ‑ напр., единое, истинное, благое.

Трансцендентный ‑ Схоластика различала имманентные и трансцендентные причины и действия; первые имеют место в самих объектах, вторые — находятся за пределами их наличного бытия.

У Канта термин «Трансцендентный» приобрёл гносеологический оттенок и стал означать — в противоположность имманентному — что находится за границами возможного эмпирического опыта (см. Критика чистого разума», Соч., т. 3, М., 1964, с. 338). То, что не доступно познанию, но является предметом веры (Бог, душа, бессмертие,)

 

Метод Гегеля (1770 – 1831) ‑ диалектика понятий, которая вскрывает внутреннюю логику их связи и развития: «Феноменология духа» ‑ «Философия природы» ‑ «Логика».


С. 24.

 

Метод Маркса (1818 -1883) — материалистическая диалектика, основанная на нахождении всеобщих законов развития познания и бытия.

v Метод Конта (1798 – 1857) – философский позитивизм, основанный на принципе относительности всякого позитивного, т.е. фактического знания, и принципе накопления и обобщения знаний посредством систематизации и классификации научных фактов. Научные законы – это устойчивые факты природы. «Великий основной закон» ‑ знание человечества и человека проходит три стадии – теологическую, метафизическую и позитивную. На первой стадии скрытая от глаз причина всех феноменов усматривается в божественном начале. На второй стадии Место Бога занимают абстрактные сущности, вроде «магнитной силы» или электрического флюида» у физиков. На третьей стадии мировоззрение становится позитивным. Основная задача позитивной философии как теории науки – сформулировать принципы и методы научного исследования для систематизации научного знания. Классификация наук выделяла шесть наук – математика, астрономия, физика, биология, психология, социология – на основе несводимости друг к другу изучаемых ими видов бытия.

❖ Метод Бергсона (1859 – 1941) — интуиция. Высшие истины не доступны разуму и могут быть познаны только с помощью «откровения свыше», инстинкта, бессознательного творчества. В своей главной книге «Введение в метафизику» (1903) он утверждает, что подлинная реальность есть жизненный поток. Сама же глубинная реальность постигается интуицией, которая помогает непосредственно слиться с этой реальностью. Интуиция пробуждается, когда рассудок не может справиться с нестандартной ситуацией за счет подведения частного случая под общее правило. Философия возможна только как любовь к мудрости, а не как ее анализ. Интуиция, во-первых, не может быть средством решения практических задач. Во-вторых, во-вторых, ее проявления надо искать в области чистого искусства и «чистой математики» (например, математика). Потом продукты чистой мысли могут работать в прикладных науках как стандартные, застывшие формы предметности, как «полезные абстракции». (Зотов, 93-94).

❖ Метод Витгенштейна (1889 – 1951) – логико-философское разъяснение языка. Мир человека – это мир его языка. Мир (как его понимает наука) конструируется посредством суждений (от неокантианцев) в речевом акте). Все языковые конструкции делятся на 3 вида: предложения, тавтологии и противоречия. Предложения истинны, если соответствуют действительности. Предложения логики показывают логику мира. Тавтологии всегда истинны. Противоречия никогда не истинны. Тавтология «дождь идет или не идет» показывает, что структура мира допускает альтернативы. Это истина. Тавтология 2+2=4 показывает дискретность мира, наличие в нем частей и различных множеств.

«Большинство предложений и вопросов философа коренится в нашем непонимании логики языка» (Витгенштейн. Философские работы. Ч. 1. – С.19.) Они не ложны и не истинны, они бессмысленны. Для того, чтобы существовать, философия должна заниматься критикой языка» (там же). Предмет и задачи философии:

«Цель философии – логическое прояснение мыслей.

Философия – не учение, а деятельность.

Философская работа, по существу, состоит из разъяснений.

Результат философии – не философские предложения, а достигнутая ясность предложений.

Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми». (Там же. ‑ С. 24 )

Если математика имеет дело с правилами исчислений, то философия имеет дело с правилами языковых игр. Не знающий правил игры ошибается, он терпит в жизни неудачу. Философская деятельность – это анализ жизни в форме языка. Требование близости научных предложений к предложениям повседневной жизни.

❖ Метод Гуссерля — «феноменологическая редукция», предполагающая описание мира «чистого сознания», содержание которого рассматривается вне его отношения к внешнему миру. Есть дерево или нет, но в моем сознании есть феномен – мое видение дерева, сомневаться в этом феномене я не могу.

Рацио- постоянное движение в прояснении самого себя. С. 438. Эдм.Гуссерль

Джон Локк: первичные и вторичные качества. Первичные – форма, протяженность, подвижность, плотность. Вторичные – цвет, вкус, звук.454 с.

❖ Метод Ясперса — трансцендирование, которое заключается в познании смысла человеческого бытия («экзистенции») путем выхода за его пределы к «высшему бытию», т. е. Богу.

v Метод Гадамера — герменевтика как особого рода искусство истолкования и понимания культурных текстов.

vМетод Хайдеггера – герменевтическая феноменология, предполагающая существование человека как исходный пункт для философского вопрошания (m.s.) Язык как дом бытия человека.

 

1992 г. Френсис Фукияма «Конец истории и последний человек» (победа либеральной демократии над коммунистическим тоталитаризмом)

1996 г. Сэмюэл Хантингтон «Столкновение цивилизаций и передел мира»

Православная цивилизация – одна из мировых, борющихся за мировое лидерство с западной (северо-американской и западно-европейской), исламской, синской, японской, латиноамериканской, индуистской, буддийской, африканской.

ХХI век – это огромная техническая мощь, которая движется информацией со средствами ее производства, распределения и потребления. Информационное общество!

v Делёз Жиль (1925 – 1995) и психиатр Гваттари  – постструктуралистская логика смысла. Чтобы войти в страну постмодернистов информационного общества, нужен ключ. Это – тетраграмматон – комплекс 4 связанных друг с другом понятий: ̋мир̋ + ̋мышление̋ + ̋ризома̋ + ̋шизоанализ̋.

Мир – это мир культуры, мир множества текстов, в котором растворяются сознание и деятельность индивида. Океан магмы, в которой перевариваются кварки виртуальных быстро меняющихся смысловых отношений.

Мышление – это не отражение объективной реальности в сознании субъекта и не техника операций с понятиями. В духе Спинозы, Декарта и Бергсона ему симпатична вера в то, что мышление, как и восприятие субстанционально. Оно напоминает, если пользоваться языком неклассической физики, квантовые волны в вакууме.

«Ризома» – грибница – корень у грибов: это переплетение множества нитевидных образований, на котором образуются «грибные тела». Образец нового мышления – фигура, в которой каждая точка связана с каждой иной точкой в беспорядочном клубке. Барт с его тезисом о смерти книги не прав. Книга не умерла. Изменилась манера читать: в письменном тексте «нет ничего, что надлежит понимать, но много того, с чем нужно экспериментировать». Книга – это кусок «ризомы», площадка «ризомы», которая годится для читателя. Она не похожа на «корень» познания, как знание не похоже на деревце, которое из этого «корня» вырастает.

«Шизоанализ» ‑ 3 основных категории. «Детерриторизация», т.е. оставление территории, ускользание от цивилизации, «Машина желания» ‑ тело, включенное в экономику капитализма, «Номадология» ‑ наука о кочевничестве как новом способе жизни.

Патологическая шизофрения – есть вырожденное духовное бытие культуры, которая представляет собой широкий спектр состояний сознания, на одном краю которого – полная потеря «суверенитета» человеческого Я, сопровождающаяся исчезновением границ между «внутренним миром» и «внешней реальностью», а на другом – абсолютный суверенитет «внутреннего мира», превращенного в «чистое сознание» (параноидальный синдром).

Эпохи, благоприятствовавшие расцвету элитарной не массовой культуры, когда появляются яркие индивидуальности, создатели духовных ценностей, ‑ это эпохи параноидальные. Эпоха Платона. Параноидальное сознание «негативно»: оно чревато тоталитаризмом – причем не только в собственном мире индивида, который оказывается во власти «сверхценных» идей, но и в том, что он пытается с маниакальным упорством следовать им на практике, будь то идеалы коммунизма или религиозные заповеди.

Шизоидные эпохи – человеческое Я все больше растворяется в продуктах совокупной человеческой деятельности. Шизофренический дух позитивен: т.к. активен и практичен. Превращаясь в «машину желания», человек оказывается способным к продуктивной деятельности, свободному осуществлению в ином. Главный порок капитализма в том, что это «репрессивная формация», где шизоидная культура, в принципе творческая, превращается в цивилизацию государственного принуждения и отчуждения. Шизоидное сознание в конечном счете революционно.

Американский математик Сокол и бельгийский физик Брикман «Интеллектуальные уловки: критика современного простструктурализма»(1997). Затуманивающее смысл, обильное использование в текстах научной терминологии, посредством которой выставляется поверхностная эрудиция. Сочетание банальностей и бессмыслицы.

КТО ПРАВ?


В основе правил воспитания пифагорейцев идея бессмертия души:

‑ преклонение перед богами,

‑ почитание родителей,

‑ воспитание дружбы и смелости,

‑ уважение к старшим.


Дата: 2019-11-01, просмотров: 146.