С. 18. Глава 1. Что такое философия?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С. 18. Глава 1. Что такое философия?

способна расцвести на любом «кусте» человеческой мысли, если только дело доходит до познания его корней.

Философия есть продукт и наиболее яркое воплощение одного из самых замечательных свойств человеческого разума — его свободы. Разум не признает границ, которые стесняли бы его свободу, сдерживали бы его деятельность. На этой свободе основано само существование разума: остановившийся в своем движении, переставший мыслить разум мертв. А живой разум постоянно ставит перед собой все новые и новые вопросы, подвергает критике свои собственные ответы на них и стремится выйти за пределы всего, что становится ему известно. Эта работа человеческого разума и приводит человека к постановке философских проблем.

Философское мышление — не удел избранных. В большей или меньшей мере с философскими проблемами сталкиваются все. Начать философствовать легко, это может сделать и время от времени делает, наверное, каждый. Гораздо труднее продолжать. И еще труднее — довести философское исследование до критического анализа того, что кажется само собой разумеющимся, до выхода за рамки общепринятых стандартов мысли. Но зато это освобождает человеческую личность от плена предубеждений и предрассудков, от внешнего насилия над ее умом.

Философия не столько дает человеку новое знание о тех или иных явлениях, сколько ведет к более глубокому пониманию жизни и отношения человека к окружающей его действительности, к совершенствованию его способа видения мира. Занятия философией вырабатывают навыки свободного творческого мышления, воспитывают вкус к нему. А это помогает человеку добиваться успехов в решении самых различных жизненных и профессиональных задач.

 

Состав философского знания

В ходе развития философии в ней исторически складываются раз­личные области исследований, каждая из которых охватывает определенную совокупность взаимосвязанных проблем. Со временем эти области исследований превращаются в разделы философского знания — философские науки.

Уже в древности философы говорили, что в философском знании, как в курином яйце, можно выделить три основных слоя. Первый («желток») связан с вопросом: как следует жить? (т. е. как жить, чтобы жизнь была прекрасной?). Но для того чтобы найти ответ на этот

С. 19. вопрос, надо сначала ответить па другой: как устроен мир, в котором люди живут? Это составляет второй слой философского знания («белок»). А для получения знаний о мире необходимо решить третий вопрос: как познавать мир? Решение его образует еще один слой философского знания («скорлупа»). Научить людей правильно жить — это главная цель философии. Но чтобы добраться до желтка, нужно, прежде всего, разбить скорлупу — подобно этому в философии, по мнению древних, начинать надо с третьего вопроса, от него переходить ко второму и только затем, на основе решения их обоих, — к первому.

Поиски ответов на указанные вопросы привели к формированию трех ветвей философского знания: 1) о людях и обществе, о жизни человека и делах человеческих, 2) о природе, об окружающем людей мире, 3) о познании, мышлении. В дальнейшем за философией осталось исследование лишь исходных (или, что то же самое, конечных) оснований, на которые опираются всевозможные научные знания в каждой из этих ветвей. В результате образовались три главных раздела философского знания.

1. Исследованием общих принципов, форм и методов человеческого познания занимается гносеология (теория познания).

2. Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает онтология (теория бытия).

3. Исходные принципы, правила, нормы, которыми должны руково­дствоваться люди в своих делах и поступках, устанавливает этика (теория морали), аксиология (учение о ценностях, т. е. о том, что люди ценят, — например, добро, справедливость, истина, красота, польза и т. д.), социальная философия (теория общественной жизни).

Состав философского знания, однако, этим не исчерпывается. Наряду с указанными тремя основными отраслями философского знания, где сосредоточены его наиболее фундаментальные проблемы, в различных областях человеческой деятельности также возникают вопросы, касающиеся их предельных оснований и потому имеющие философский характер. Поэтому в процессе развития культуры возникают и другие философские науки.

Логика — наука о формах и способах рационального мышления.

Философия и методология науки — наука о методах и формах научного познания.

Философия истории — наука, изучающая общие принципы объ­яснения хода человеческой истории и исторического познания.

С. 20. Г лава 1. Что такое философия?

Философская антропология ‑ наука, ставящая своей задачей попять, что есть человек, какова сущность человека и человеческого бытия.

Эстетика ‑ наука, изучающая эстетическое отношение человека к действительности и художественную деятельность людей.

К философским наукам обычно относят такие теоретические исследования, в которых формулируются и анализируются основные идеи, понятия и принципы каких-либо отдельных форм или сфер человеческой жизни и деятельности. Например: философия культуры, философия религии, философия права, философия искусства, философия техники, философия физики, философия биологии и т. п. Говорят также о философии творчества, философии рынка, философии денег и т. д. Подобного рода «частные философии» возникают тогда, когда ощущается потребность разобраться в предельных основаниях какой-либо формы человеческой деятельности. Процесс образования отдельных философских наук продолжается и в наши дни. Всякий раз, когда выделяется более или менее целостный «клубок» проблем, появляется почва для формирования новой философской науки (учения, теории), нацеленной на установление и исследование общих принципов построения знаний об этих проблемах1.

Различные философские дисциплины не отгорожены друг от друга непроходимыми границами. Есть немало философских проблем, которые, так или иначе, затрагиваются сразу несколькими дисциплинами. Например, вопрос о ценностях освещается — в разных аспектах — не только в аксиологии, но и в философии культуры (культурные ценности), в этике (добро как ценность), в эстетике (красота как ценность).

Важное место в составе философского знания занимает история философии. Можно даже сказать, что философия и история философии — это в некотором смысле одно и то же. Ибо история философии и есть философия, обрисованная в ее историческом развитии2. Нельзя разобраться в философии, не изучая ее истории.

С. 21. В истории философии было немало философов, прославившихся своими трудами по какой-либо отдельной философской дисциплине. Но наиболее выдающимся мыслителям удавалось создавать философские умения, в которых объединялись в целостную систему проблемы, относящиеся к разным разделам философии. Таковы, например, философские системы Декарта (1596-1650), Спинозы (1632- 1677), Канта (1724-1804), Гегеля (1770-1831), Рассела (1872-1970), Гуссерля (1859-1938), Хайдеггера (1889-1976) и др. Часто такого рода философские системы получают название по имени их творцов (спинозизм, кантианство, марксизм) или по своей главной идее (феноменологическая философия, прагматизм, экзистенциализм).

 

Как философы мыслят?

Философы редко сами занимаются открытием новых фактов, каса­ющихся природных или общественных процессов. Они не проводят каких-либо специальных научных наблюдений и экспериментов, не ставят опыты, не используют никаких инструментов и приборов, не организуют экспедиций или полевых исследований. Единственное орудие философа — сила его собственной мысли. Чем бы ни занимались философы, предмет их исследования с древности и до современности — смыслы, т. е. имеющиеся в культуре знания, ценности, регулятивы (и притом исходные, наиболее общие). Исходным материалом для их размышлений обычно служит имеющаяся в культуре информация: это могут быть сведения, добытые в ходе практической деятельности людей, факты, установленные различными науками, и любые другие данные, так или иначе запечатленные в мифах, религии, искусстве и пр. Философ может подмечать такие обстоятельства, которые хотя и известны другим людям, но проходят мимо их внимания. Он может прояснять и по-новому трактовать какие-то смутные, неотчетливые представления, из которых исходят люди в своей жизни. Он может, наконец, для объяснения наблюдаемых фактов придумывать некие оригинальные, никому до него не приходившие в голову соображения, идеи, принципы. Но находить новые факты — это дело науки, а не философии. Философия же пользуется фактическим материалом, который в том или ином виде уже представлен в содержании человеческого сознания, закреплен в культуре общества.

Философия выводит на уровень сознания неосознаваемые или полуосознаваемые исходные смыслы, предельные основания, установки, предпосылки мышления и поведения людей, анализирует, систематизирует, интерпретирует, обосновывает их.

С. 22. Глава 1. Что такое философия?

Решение этой задачи наталкивается на немалые трудности. Во - первых, исходные предпосылки мышления и поведения, как правило, недостаточно отчетливо осознаются и формулируются. Во-вторых, они могут по-разному выделяться, поскольку иерархию своих установок люди могут выстраивать неодинаково. В-третьих, даже в одной культуре исходные предпосылки мышления и поведения могут у разных людей сильно различаться и противоречить друг другу. В-четвертых, исходные смыслы уже по определению не могут быть в рамках данной культуры обоснованы! ведь они сами являются ее предельными основаниями.

Преодолеть указанные трудности можно только одним путем: посредством свободного выбора идей и принципов, которые принимаются за исходные предпосылки и кладутся в основу философского учения. Это, однако, предполагает, что философ не просто берет из культуры существующие в готовом виде идеи и принципы, а должен их самостоятельно осмысливать и формулировать. Он не находит их подобно тому как кладоискатель находит запрятанные сокровища, а изобретает и конструирует — как инженер или архитектор, которые создают проект технического устройства или сооружения.

«Философское мышление всегда движется как бы между двумя полюсами: на одном оно тесно соприкасается с реалиями современной ему жизни, на другом — выходит за их рамки и создает своеобразные проекты тех общественных и духовных структур, которые могут стать основаниями будущего развития культуры. В этом смысле философия одновременно выступает квинтэссенцией наличной культуры и смысловым ядром культуры будущего, своеобразной наукой о “возможных человеческих мирах”»1.

[1 Степин В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996. С. 27-28.]

C . 23. Итак, философская мысль имеет два источника – культура общества и конструктивное воображение личности. Её основным методом является рефлексия. Этот термин (от лат. reflexio — обращение назад) означает отражение мышлением самого себя, мышление человека о своем мышлении, осознание им своего сознания.

Рефлексия — это мышление, направленное на осознание и осмысление своих собственных форм, предпосылок и установок.

Рефлектировать можно с разной степенью глубины: найдя одни предпосылки, из которых исходит мышление, искать «под ними» какие-то другие, еще более глубокие, и т.д., пока, в конце концов, не окажется, что достигнут некоторый предел, дальше которого мысль продвинуться не в состоянии.

Философская рефлексия представляет собою критический анализ форм, установок и предпосылок человеческого сознания и поведения с целью осмысления их предельных оснований. «Запределивание» проблем — стремление добраться до самых глубоких основ их постановки и решения — характерная особенность философского мышления. Вот почему философия постоянно «ищет себя», т. е. занята анализом своей собственной сущности: это способ осознания ею тех представлений, из которых она должна исходить в поиске предельных оснований культуры.

Философская рефлексия может проводиться в разнообразных формах. Поэтому существует множество различных методов философского исследования.

С. 24.

 

Метод Маркса (1818 -1883) — материалистическая диалектика, основанная на нахождении всеобщих законов развития познания и бытия.

v Метод Конта (1798 – 1857) – философский позитивизм, основанный на принципе относительности всякого позитивного, т.е. фактического знания, и принципе накопления и обобщения знаний посредством систематизации и классификации научных фактов. Научные законы – это устойчивые факты природы. «Великий основной закон» ‑ знание человечества и человека проходит три стадии – теологическую, метафизическую и позитивную. На первой стадии скрытая от глаз причина всех феноменов усматривается в божественном начале. На второй стадии Место Бога занимают абстрактные сущности, вроде «магнитной силы» или электрического флюида» у физиков. На третьей стадии мировоззрение становится позитивным. Основная задача позитивной философии как теории науки – сформулировать принципы и методы научного исследования для систематизации научного знания. Классификация наук выделяла шесть наук – математика, астрономия, физика, биология, психология, социология – на основе несводимости друг к другу изучаемых ими видов бытия.

❖ Метод Бергсона (1859 – 1941) — интуиция. Высшие истины не доступны разуму и могут быть познаны только с помощью «откровения свыше», инстинкта, бессознательного творчества. В своей главной книге «Введение в метафизику» (1903) он утверждает, что подлинная реальность есть жизненный поток. Сама же глубинная реальность постигается интуицией, которая помогает непосредственно слиться с этой реальностью. Интуиция пробуждается, когда рассудок не может справиться с нестандартной ситуацией за счет подведения частного случая под общее правило. Философия возможна только как любовь к мудрости, а не как ее анализ. Интуиция, во-первых, не может быть средством решения практических задач. Во-вторых, во-вторых, ее проявления надо искать в области чистого искусства и «чистой математики» (например, математика). Потом продукты чистой мысли могут работать в прикладных науках как стандартные, застывшие формы предметности, как «полезные абстракции». (Зотов, 93-94).

❖ Метод Витгенштейна (1889 – 1951) – логико-философское разъяснение языка. Мир человека – это мир его языка. Мир (как его понимает наука) конструируется посредством суждений (от неокантианцев) в речевом акте). Все языковые конструкции делятся на 3 вида: предложения, тавтологии и противоречия. Предложения истинны, если соответствуют действительности. Предложения логики показывают логику мира. Тавтологии всегда истинны. Противоречия никогда не истинны. Тавтология «дождь идет или не идет» показывает, что структура мира допускает альтернативы. Это истина. Тавтология 2+2=4 показывает дискретность мира, наличие в нем частей и различных множеств.

«Большинство предложений и вопросов философа коренится в нашем непонимании логики языка» (Витгенштейн. Философские работы. Ч. 1. – С.19.) Они не ложны и не истинны, они бессмысленны. Для того, чтобы существовать, философия должна заниматься критикой языка» (там же). Предмет и задачи философии:

«Цель философии – логическое прояснение мыслей.

Философия – не учение, а деятельность.

Философская работа, по существу, состоит из разъяснений.

Результат философии – не философские предложения, а достигнутая ясность предложений.

Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми». (Там же. ‑ С. 24 )

Если математика имеет дело с правилами исчислений, то философия имеет дело с правилами языковых игр. Не знающий правил игры ошибается, он терпит в жизни неудачу. Философская деятельность – это анализ жизни в форме языка. Требование близости научных предложений к предложениям повседневной жизни.

❖ Метод Гуссерля — «феноменологическая редукция», предполагающая описание мира «чистого сознания», содержание которого рассматривается вне его отношения к внешнему миру. Есть дерево или нет, но в моем сознании есть феномен – мое видение дерева, сомневаться в этом феномене я не могу.

Рацио- постоянное движение в прояснении самого себя. С. 438. Эдм.Гуссерль

Джон Локк: первичные и вторичные качества. Первичные – форма, протяженность, подвижность, плотность. Вторичные – цвет, вкус, звук.454 с.

❖ Метод Ясперса — трансцендирование, которое заключается в познании смысла человеческого бытия («экзистенции») путем выхода за его пределы к «высшему бытию», т. е. Богу.

v Метод Гадамера — герменевтика как особого рода искусство истолкования и понимания культурных текстов.

vМетод Хайдеггера – герменевтическая феноменология, предполагающая существование человека как исходный пункт для философского вопрошания (m.s.) Язык как дом бытия человека.

 

1992 г. Френсис Фукияма «Конец истории и последний человек» (победа либеральной демократии над коммунистическим тоталитаризмом)

1996 г. Сэмюэл Хантингтон «Столкновение цивилизаций и передел мира»

Православная цивилизация – одна из мировых, борющихся за мировое лидерство с западной (северо-американской и западно-европейской), исламской, синской, японской, латиноамериканской, индуистской, буддийской, африканской.

ХХI век – это огромная техническая мощь, которая движется информацией со средствами ее производства, распределения и потребления. Информационное общество!

v Делёз Жиль (1925 – 1995) и психиатр Гваттари  – постструктуралистская логика смысла. Чтобы войти в страну постмодернистов информационного общества, нужен ключ. Это – тетраграмматон – комплекс 4 связанных друг с другом понятий: ̋мир̋ + ̋мышление̋ + ̋ризома̋ + ̋шизоанализ̋.

Мир – это мир культуры, мир множества текстов, в котором растворяются сознание и деятельность индивида. Океан магмы, в которой перевариваются кварки виртуальных быстро меняющихся смысловых отношений.

Мышление – это не отражение объективной реальности в сознании субъекта и не техника операций с понятиями. В духе Спинозы, Декарта и Бергсона ему симпатична вера в то, что мышление, как и восприятие субстанционально. Оно напоминает, если пользоваться языком неклассической физики, квантовые волны в вакууме.

«Ризома» – грибница – корень у грибов: это переплетение множества нитевидных образований, на котором образуются «грибные тела». Образец нового мышления – фигура, в которой каждая точка связана с каждой иной точкой в беспорядочном клубке. Барт с его тезисом о смерти книги не прав. Книга не умерла. Изменилась манера читать: в письменном тексте «нет ничего, что надлежит понимать, но много того, с чем нужно экспериментировать». Книга – это кусок «ризомы», площадка «ризомы», которая годится для читателя. Она не похожа на «корень» познания, как знание не похоже на деревце, которое из этого «корня» вырастает.

«Шизоанализ» ‑ 3 основных категории. «Детерриторизация», т.е. оставление территории, ускользание от цивилизации, «Машина желания» ‑ тело, включенное в экономику капитализма, «Номадология» ‑ наука о кочевничестве как новом способе жизни.

Патологическая шизофрения – есть вырожденное духовное бытие культуры, которая представляет собой широкий спектр состояний сознания, на одном краю которого – полная потеря «суверенитета» человеческого Я, сопровождающаяся исчезновением границ между «внутренним миром» и «внешней реальностью», а на другом – абсолютный суверенитет «внутреннего мира», превращенного в «чистое сознание» (параноидальный синдром).

Эпохи, благоприятствовавшие расцвету элитарной не массовой культуры, когда появляются яркие индивидуальности, создатели духовных ценностей, ‑ это эпохи параноидальные. Эпоха Платона. Параноидальное сознание «негативно»: оно чревато тоталитаризмом – причем не только в собственном мире индивида, который оказывается во власти «сверхценных» идей, но и в том, что он пытается с маниакальным упорством следовать им на практике, будь то идеалы коммунизма или религиозные заповеди.

Шизоидные эпохи – человеческое Я все больше растворяется в продуктах совокупной человеческой деятельности. Шизофренический дух позитивен: т.к. активен и практичен. Превращаясь в «машину желания», человек оказывается способным к продуктивной деятельности, свободному осуществлению в ином. Главный порок капитализма в том, что это «репрессивная формация», где шизоидная культура, в принципе творческая, превращается в цивилизацию государственного принуждения и отчуждения. Шизоидное сознание в конечном счете революционно.

Американский математик Сокол и бельгийский физик Брикман «Интеллектуальные уловки: критика современного простструктурализма»(1997). Затуманивающее смысл, обильное использование в текстах научной терминологии, посредством которой выставляется поверхностная эрудиция. Сочетание банальностей и бессмыслицы.

КТО ПРАВ?


В основе правил воспитания пифагорейцев идея бессмертия души:

‑ преклонение перед богами,

‑ почитание родителей,

‑ воспитание дружбы и смелости,

‑ уважение к старшим.


С. 18. Глава 1. Что такое философия?

способна расцвести на любом «кусте» человеческой мысли, если только дело доходит до познания его корней.

Философия есть продукт и наиболее яркое воплощение одного из самых замечательных свойств человеческого разума — его свободы. Разум не признает границ, которые стесняли бы его свободу, сдерживали бы его деятельность. На этой свободе основано само существование разума: остановившийся в своем движении, переставший мыслить разум мертв. А живой разум постоянно ставит перед собой все новые и новые вопросы, подвергает критике свои собственные ответы на них и стремится выйти за пределы всего, что становится ему известно. Эта работа человеческого разума и приводит человека к постановке философских проблем.

Философское мышление — не удел избранных. В большей или меньшей мере с философскими проблемами сталкиваются все. Начать философствовать легко, это может сделать и время от времени делает, наверное, каждый. Гораздо труднее продолжать. И еще труднее — довести философское исследование до критического анализа того, что кажется само собой разумеющимся, до выхода за рамки общепринятых стандартов мысли. Но зато это освобождает человеческую личность от плена предубеждений и предрассудков, от внешнего насилия над ее умом.

Философия не столько дает человеку новое знание о тех или иных явлениях, сколько ведет к более глубокому пониманию жизни и отношения человека к окружающей его действительности, к совершенствованию его способа видения мира. Занятия философией вырабатывают навыки свободного творческого мышления, воспитывают вкус к нему. А это помогает человеку добиваться успехов в решении самых различных жизненных и профессиональных задач.

 

Состав философского знания

В ходе развития философии в ней исторически складываются раз­личные области исследований, каждая из которых охватывает определенную совокупность взаимосвязанных проблем. Со временем эти области исследований превращаются в разделы философского знания — философские науки.

Уже в древности философы говорили, что в философском знании, как в курином яйце, можно выделить три основных слоя. Первый («желток») связан с вопросом: как следует жить? (т. е. как жить, чтобы жизнь была прекрасной?). Но для того чтобы найти ответ на этот

С. 19. вопрос, надо сначала ответить па другой: как устроен мир, в котором люди живут? Это составляет второй слой философского знания («белок»). А для получения знаний о мире необходимо решить третий вопрос: как познавать мир? Решение его образует еще один слой философского знания («скорлупа»). Научить людей правильно жить — это главная цель философии. Но чтобы добраться до желтка, нужно, прежде всего, разбить скорлупу — подобно этому в философии, по мнению древних, начинать надо с третьего вопроса, от него переходить ко второму и только затем, на основе решения их обоих, — к первому.

Поиски ответов на указанные вопросы привели к формированию трех ветвей философского знания: 1) о людях и обществе, о жизни человека и делах человеческих, 2) о природе, об окружающем людей мире, 3) о познании, мышлении. В дальнейшем за философией осталось исследование лишь исходных (или, что то же самое, конечных) оснований, на которые опираются всевозможные научные знания в каждой из этих ветвей. В результате образовались три главных раздела философского знания.

1. Исследованием общих принципов, форм и методов человеческого познания занимается гносеология (теория познания).

2. Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает онтология (теория бытия).

3. Исходные принципы, правила, нормы, которыми должны руково­дствоваться люди в своих делах и поступках, устанавливает этика (теория морали), аксиология (учение о ценностях, т. е. о том, что люди ценят, — например, добро, справедливость, истина, красота, польза и т. д.), социальная философия (теория общественной жизни).

Состав философского знания, однако, этим не исчерпывается. Наряду с указанными тремя основными отраслями философского знания, где сосредоточены его наиболее фундаментальные проблемы, в различных областях человеческой деятельности также возникают вопросы, касающиеся их предельных оснований и потому имеющие философский характер. Поэтому в процессе развития культуры возникают и другие философские науки.

Логика — наука о формах и способах рационального мышления.

Философия и методология науки — наука о методах и формах научного познания.

Философия истории — наука, изучающая общие принципы объ­яснения хода человеческой истории и исторического познания.

С. 20. Г лава 1. Что такое философия?

Философская антропология ‑ наука, ставящая своей задачей попять, что есть человек, какова сущность человека и человеческого бытия.

Эстетика ‑ наука, изучающая эстетическое отношение человека к действительности и художественную деятельность людей.

К философским наукам обычно относят такие теоретические исследования, в которых формулируются и анализируются основные идеи, понятия и принципы каких-либо отдельных форм или сфер человеческой жизни и деятельности. Например: философия культуры, философия религии, философия права, философия искусства, философия техники, философия физики, философия биологии и т. п. Говорят также о философии творчества, философии рынка, философии денег и т. д. Подобного рода «частные философии» возникают тогда, когда ощущается потребность разобраться в предельных основаниях какой-либо формы человеческой деятельности. Процесс образования отдельных философских наук продолжается и в наши дни. Всякий раз, когда выделяется более или менее целостный «клубок» проблем, появляется почва для формирования новой философской науки (учения, теории), нацеленной на установление и исследование общих принципов построения знаний об этих проблемах1.

Различные философские дисциплины не отгорожены друг от друга непроходимыми границами. Есть немало философских проблем, которые, так или иначе, затрагиваются сразу несколькими дисциплинами. Например, вопрос о ценностях освещается — в разных аспектах — не только в аксиологии, но и в философии культуры (культурные ценности), в этике (добро как ценность), в эстетике (красота как ценность).

Важное место в составе философского знания занимает история философии. Можно даже сказать, что философия и история философии — это в некотором смысле одно и то же. Ибо история философии и есть философия, обрисованная в ее историческом развитии2. Нельзя разобраться в философии, не изучая ее истории.

С. 21. В истории философии было немало философов, прославившихся своими трудами по какой-либо отдельной философской дисциплине. Но наиболее выдающимся мыслителям удавалось создавать философские умения, в которых объединялись в целостную систему проблемы, относящиеся к разным разделам философии. Таковы, например, философские системы Декарта (1596-1650), Спинозы (1632- 1677), Канта (1724-1804), Гегеля (1770-1831), Рассела (1872-1970), Гуссерля (1859-1938), Хайдеггера (1889-1976) и др. Часто такого рода философские системы получают название по имени их творцов (спинозизм, кантианство, марксизм) или по своей главной идее (феноменологическая философия, прагматизм, экзистенциализм).

 

Как философы мыслят?

Философы редко сами занимаются открытием новых фактов, каса­ющихся природных или общественных процессов. Они не проводят каких-либо специальных научных наблюдений и экспериментов, не ставят опыты, не используют никаких инструментов и приборов, не организуют экспедиций или полевых исследований. Единственное орудие философа — сила его собственной мысли. Чем бы ни занимались философы, предмет их исследования с древности и до современности — смыслы, т. е. имеющиеся в культуре знания, ценности, регулятивы (и притом исходные, наиболее общие). Исходным материалом для их размышлений обычно служит имеющаяся в культуре информация: это могут быть сведения, добытые в ходе практической деятельности людей, факты, установленные различными науками, и любые другие данные, так или иначе запечатленные в мифах, религии, искусстве и пр. Философ может подмечать такие обстоятельства, которые хотя и известны другим людям, но проходят мимо их внимания. Он может прояснять и по-новому трактовать какие-то смутные, неотчетливые представления, из которых исходят люди в своей жизни. Он может, наконец, для объяснения наблюдаемых фактов придумывать некие оригинальные, никому до него не приходившие в голову соображения, идеи, принципы. Но находить новые факты — это дело науки, а не философии. Философия же пользуется фактическим материалом, который в том или ином виде уже представлен в содержании человеческого сознания, закреплен в культуре общества.

Философия выводит на уровень сознания неосознаваемые или полуосознаваемые исходные смыслы, предельные основания, установки, предпосылки мышления и поведения людей, анализирует, систематизирует, интерпретирует, обосновывает их.

С. 22. Глава 1. Что такое философия?

Решение этой задачи наталкивается на немалые трудности. Во - первых, исходные предпосылки мышления и поведения, как правило, недостаточно отчетливо осознаются и формулируются. Во-вторых, они могут по-разному выделяться, поскольку иерархию своих установок люди могут выстраивать неодинаково. В-третьих, даже в одной культуре исходные предпосылки мышления и поведения могут у разных людей сильно различаться и противоречить друг другу. В-четвертых, исходные смыслы уже по определению не могут быть в рамках данной культуры обоснованы! ведь они сами являются ее предельными основаниями.

Преодолеть указанные трудности можно только одним путем: посредством свободного выбора идей и принципов, которые принимаются за исходные предпосылки и кладутся в основу философского учения. Это, однако, предполагает, что философ не просто берет из культуры существующие в готовом виде идеи и принципы, а должен их самостоятельно осмысливать и формулировать. Он не находит их подобно тому как кладоискатель находит запрятанные сокровища, а изобретает и конструирует — как инженер или архитектор, которые создают проект технического устройства или сооружения.

«Философское мышление всегда движется как бы между двумя полюсами: на одном оно тесно соприкасается с реалиями современной ему жизни, на другом — выходит за их рамки и создает своеобразные проекты тех общественных и духовных структур, которые могут стать основаниями будущего развития культуры. В этом смысле философия одновременно выступает квинтэссенцией наличной культуры и смысловым ядром культуры будущего, своеобразной наукой о “возможных человеческих мирах”»1.

[1 Степин В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996. С. 27-28.]

C . 23. Итак, философская мысль имеет два источника – культура общества и конструктивное воображение личности. Её основным методом является рефлексия. Этот термин (от лат. reflexio — обращение назад) означает отражение мышлением самого себя, мышление человека о своем мышлении, осознание им своего сознания.

Рефлексия — это мышление, направленное на осознание и осмысление своих собственных форм, предпосылок и установок.

Рефлектировать можно с разной степенью глубины: найдя одни предпосылки, из которых исходит мышление, искать «под ними» какие-то другие, еще более глубокие, и т.д., пока, в конце концов, не окажется, что достигнут некоторый предел, дальше которого мысль продвинуться не в состоянии.

Философская рефлексия представляет собою критический анализ форм, установок и предпосылок человеческого сознания и поведения с целью осмысления их предельных оснований. «Запределивание» проблем — стремление добраться до самых глубоких основ их постановки и решения — характерная особенность философского мышления. Вот почему философия постоянно «ищет себя», т. е. занята анализом своей собственной сущности: это способ осознания ею тех представлений, из которых она должна исходить в поиске предельных оснований культуры.

Философская рефлексия может проводиться в разнообразных формах. Поэтому существует множество различных методов философского исследования.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 186.