ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
БАНКОВСКИЙ НАДЗОР (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ)
Выполнила студентка
гр. 13Ф59 СФО____________________________
Руководитель
________________________________________
Рецензент
главный бухгалтер______________________
Н.Новгород, 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Глава 1.Банковская система как объект банковского надзора
1.1 Центральные и коммерческие банки
(как обьект банковского надзора)
1.2 Статус центральных банков.
Глава 2. Организация банковского надзора (зарубежный опыт)
Часть 1 Системы банковского надзора зарубежных стран
2.1.1 Система банковского надзора в США
2.1.2 Система банковского надзора в Великобритании
2.1.3 Банковский надзор в Италии
2.1.4 Банковский надзор в Нидерландах
2.1.5 Банковский надзор во Франции
Часть 2 Этапы банковского надзора
2.2.1 Лицензирование банков.
2.2.2 Проверка отчетности,предоставляемой банками
2.2.3 Инспектирование (ревизия) на местах
2.2.4 Контроль за соблюдением банками требований
надзорных органов.
Глава 3 Банковский надзор в России
Часть 1 Правовые основы банковского надзора в России
Часть 2 Проблемы и перспективы банковского надзора
3.2.1 Требования к совершенствованию банковского
надзора в России.
3.2.2 Развитие банковской системы (оптимизация структуры)
3.2.3 Основные направления совершенствования нормативной базы банковского надзора
3.2.4 Основные направления работы с проблемными банками
3.2.5 Принципы воздействия на проблемные банки
3.2.6 Применение к кредитным организациям мер регулирования
3.2.7 Взаимодействие Банка России при организации надзора
с государственными и международными организациями
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Надзор - форма деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.
Банковский надзор-это надзор в банковской сфере. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов. Система банковского надзора обычно включает:
· типы банковских учреждений,подлежащих надзору;
· процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;
· стандарты бухгалтерского учета,банковской и статистической отчетности;
· порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или ограничения банковских операций;
· обязательность аудиторских проверок;
· порядок назначения временной администрации по управлению банком;
· объявление банков неплатежеспособными.
Организационная структура банковского надзора характеризуется значительным разнообразием. В таких странах, как Великобритания, Италия, Нидерланды надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляют национальные центральные банки. В Канаде и Швейцарии органы надзора отделены от центральных банков. В Германии, США и Японии существует смешанная система ,при которой центральные банки разделяют обязанности по надзору с государственными органами. В отечественной практике надзор за деятельностью коммерческих банков и кредитных учреждений выполняет Центральный банк Российской Федерации, который имеет три подразделения, выполняющие функции надзора:
Контрольно-ревизионное управление, осуществляющее ревизии главных
территориальных управлений Центрального банка;
Департамент банковского надзора;
Управление инспектирования коммерческих банков.
Свои полномочия органы надзора могут выполнять в процессе выдачи лицензий на банковскую деятельность;принятия решения об ограничении круга выполняемых операций;осуществления контроля за действующим банком.
Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль.
Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений.
Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными актами.
Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т.е. аудиторскими фирмами.
Целью данной дипломной работы является выявление проблем и перспектив развития банковского надзора в России и анализ опыта других стран в этой области.
Требования к совершенствованию банковского надзора в России
Анализ задач надзорной деятельности в банковской сфере приводит к формулированию следующих концептуальных требований, выполнение которых видится необходимым для стабилизации кредитной системы. Как будет ясно из последующего изложения, указанные требования находятся в тесной взаимосвязи.
Во-первых, поскольку приоритетной целью надзора является поддержание кредитной системы, его главной задачей должны быть не поиск и наказание "провинившихся" банков, а создание условий для более эффективного функционирования банковской системы.
Во-вторых, это необходимость активизации надзора, которая включает в себя ряд аспектов. Важнейшим условием и одновременно составным элементом его реализации является повышение открытости ситуации в банковской сфере в целом и в конкретных банках как для Центрального банка, так и для кредиторов и клиентов банков. Повышение открытости базируется на совершенствовании системы учета и отчетности в коммерческих банках и приближении ее к требованиям, вытекающим из опыта международной банковской практики, что позволит повысить эффективность и результативность надзорной деятельности. С другой стороны, открытость предполагает неукоснительное соблюдение банками требований Центрального банка в сфере учета и отчетности.
В-третьих, надзор должен быть ориентирован на два уровня анализа и состояния банковской системы в целом. При этом открытость является важным фактором совершенствования диагностической компоненты банковского надзора. Другим ее фактором выступает совершенствование методики оценки состояния дел в банках. В-четвертых, требование реструктуризации балансов банков. Данное требование непосредственно относится к оптимизации балансов и организационно-технологической схемы деятельности банков. Под реструктуризацией балансов понимается снижение доли низколиквидных и неликвидных активов, создание достаточных резервов на списание плохих кредитов. При этом необходимо предусмотреть возможность банков самостоятельно списывать такие ссуды за счет резервов при контроле со стороны налоговых служб и аудиторских фирм. В ресурсной базе банков необходимо проводить политику снижения доли "горячих" денег: средств населения, бюджета.
Под оптимизацией организационной структуры банков понимается централизация информационных потоков многофилиальных банков через компьютерную сеть и получение информации о работе территориальных подразделений в режиме реального времени, а также техническое переоснащение банков, снижение расходов в связи с сокращением численности низкоквалифицированного персонала (кассиров и пр.).
Одновременно требование реструктуризации включает необходимость санирования отдельных крупных банков. Все эти аспекты предполагают дополнительные усилия Банка России как с позиций оценки состояния дел в банках, так и с точки зрения консультирования и выдачи соответствующих рекомендаций. Указанная работа должна проводиться совместно с Всемирным банком и ЕБРР в рамках международных проектов рестуктуризации российских банков.
Нуждается в разработке также Концепция реструктуризации ресурсных потоков в кредитной сфере и формирование системы перераспределения средств,при которой крупные (полугосударственные) банки кредитуют "частные" банки, которые принимают основные риски кредитования мелких и средних заемщиков.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
БАНКОВСКИЙ НАДЗОР (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ)
Выполнила студентка
гр. 13Ф59 СФО____________________________
Руководитель
________________________________________
Рецензент
главный бухгалтер______________________
Н.Новгород, 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Глава 1.Банковская система как объект банковского надзора
1.1 Центральные и коммерческие банки
(как обьект банковского надзора)
1.2 Статус центральных банков.
Глава 2. Организация банковского надзора (зарубежный опыт)
Часть 1 Системы банковского надзора зарубежных стран
2.1.1 Система банковского надзора в США
2.1.2 Система банковского надзора в Великобритании
2.1.3 Банковский надзор в Италии
2.1.4 Банковский надзор в Нидерландах
2.1.5 Банковский надзор во Франции
Часть 2 Этапы банковского надзора
2.2.1 Лицензирование банков.
2.2.2 Проверка отчетности,предоставляемой банками
2.2.3 Инспектирование (ревизия) на местах
2.2.4 Контроль за соблюдением банками требований
надзорных органов.
Глава 3 Банковский надзор в России
Часть 1 Правовые основы банковского надзора в России
Часть 2 Проблемы и перспективы банковского надзора
3.2.1 Требования к совершенствованию банковского
надзора в России.
3.2.2 Развитие банковской системы (оптимизация структуры)
3.2.3 Основные направления совершенствования нормативной базы банковского надзора
3.2.4 Основные направления работы с проблемными банками
3.2.5 Принципы воздействия на проблемные банки
3.2.6 Применение к кредитным организациям мер регулирования
3.2.7 Взаимодействие Банка России при организации надзора
с государственными и международными организациями
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Надзор - форма деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.
Банковский надзор-это надзор в банковской сфере. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов. Система банковского надзора обычно включает:
· типы банковских учреждений,подлежащих надзору;
· процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;
· стандарты бухгалтерского учета,банковской и статистической отчетности;
· порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или ограничения банковских операций;
· обязательность аудиторских проверок;
· порядок назначения временной администрации по управлению банком;
· объявление банков неплатежеспособными.
Организационная структура банковского надзора характеризуется значительным разнообразием. В таких странах, как Великобритания, Италия, Нидерланды надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляют национальные центральные банки. В Канаде и Швейцарии органы надзора отделены от центральных банков. В Германии, США и Японии существует смешанная система ,при которой центральные банки разделяют обязанности по надзору с государственными органами. В отечественной практике надзор за деятельностью коммерческих банков и кредитных учреждений выполняет Центральный банк Российской Федерации, который имеет три подразделения, выполняющие функции надзора:
Контрольно-ревизионное управление, осуществляющее ревизии главных
территориальных управлений Центрального банка;
Департамент банковского надзора;
Управление инспектирования коммерческих банков.
Свои полномочия органы надзора могут выполнять в процессе выдачи лицензий на банковскую деятельность;принятия решения об ограничении круга выполняемых операций;осуществления контроля за действующим банком.
Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль.
Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений.
Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными актами.
Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т.е. аудиторскими фирмами.
Целью данной дипломной работы является выявление проблем и перспектив развития банковского надзора в России и анализ опыта других стран в этой области.
Глава 1.Банковская система как объект банковского надзора.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 210.