Мотивы обучения и профессионального развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эффективность и результативность учебной деятельности и профессионального развития студентов во многом определяется сложной системой мотивов, которая развивается на основе ранее сформированных потребностей, интересов, способностей. В ней выделяют два больших блока: непосредственные и опосредованные мотивы. Непосредственные включаются в сам процесс деятельности и соответствуют ее социально значимым целям и ценностям; опосредованные же связаны с целями и ценностями, лежащими вне самой деятельности, но хотя бы частично в ней удовлетворяющимися [57, с. 91]. К непосредственным мотивам относятся познавательные (стремление к творческой исследовательской деятельности, процесс решения познавательных задач, самообразование, ориентация на новые знания) и мотивы развития личности (потребность в постоянном интеллектуальном и духовном росте, стремление расширить кругозор и эрудицию, повысить свой общекультурный уровень). В структуре опосредованных мотивов различают социальные (сознание нужности высшего образования, престижность высшего образования, желание стать полноценным членом общества, долг и ответственность, социальная идентификация, определенное положение в группе, одобрение преподавателей) и мотивы достижения (лучше подготовиться к профессиональной деятельности и получить высокооплачиваемую работу).

В ходе нашего исследования были выявлены следующие Основные мотивирующие факторы обучения и профессионального развития:

А) У дизайнеров отмечено явное преобладание непосредственных мотивов обучения и профессионального развития, а именно: стремление заниматься творческой деятельностью (группа познавательных мотивов). Все опрошенные дизайнеры утверждают, что основным мотивирующим профессиональное развитие фактором является сам процесс и содержание их деятельности. Что творческий акт, процесс реализации какого-либо проекта – продуктивная деятельность - мотивирует не только процесс обучения, но и дальнейшее профессиональное их развитие. Отмечается глубокая вовлеченность дизайнеров в творческий процесс, явная зависимость уровня их мотивации от результативности этого процесса (от степени удовлетворенности качеством конечного продукта деятельности). «Если у меня что-то не получается, то я становлюсь раздражительной, мне все хочется бросить и вообще обо всем забыть. Я сразу начинаю думать, что из меня никогда не получится по-настоящему хорошего дизайнера, что у меня вообще нет никаких способностей, что я бесталанная, ничтожная… дура. Когда же у меня все получается, когда мне самой по-настоящему нравится моя работа, тогда меня просто переполняют новые идеи и желание тут же их реализовать. У меня начинается бурная деятельность, я про все забываю - с головой ухожу в работу: могу по несколько суток не спать, забывать покушать…» (Света).

Не менее значимым мотивом обучения и профессионального развития для данной группы студентов, является поддержка со стороны окружающих (прежде всего значимых «других»: родители, друзья, авторитетные преподаватели и др.): проявление интереса к их работе, поощрение к дальнейшему развитию, положительная оценка, как профессиональных качеств, так и результатов их деятельности (группа опосредованных социальных мотивов). Все Респонденты-дизайнеры говорили о том, что такая поддержка со стороны окружающих не только в значительной мере облегчает им выполнение учебных заданий или заказов, но и стимулирует их творческую активность. «Когда хвалят меня или какую-нибудь мою работу, то у меня появляется какая-то легкость, я как будто летаю… Все получается легко, быстро и незаметно… В такие моменты кажется, что на работу я не затрачиваю никаких усилий, все получается само собой, даже когда делаю что-то очень сложное… Сразу появляется целая куча идей, которые тут же хочется воплотить в жизнь. Когда же у меня что-то не получается, или кто-то начинает критиковать мою работу, особенно если я считаю, что она у меня получилась хорошо, то как будто бы внутри все обрывается… Ничего не хочется делать, да ничего и не получается – все валится из рук… И это на долго выбивает из колеи» (Оксана).

Также значимым мотивом профессионального развития студентов-дизайнеров являются и мотивы достижения: лучше подготовиться к профессиональной деятельности и получить хорошо оплачиваемую работу (группа опосредованных мотивов). Все опрошенные дизайнеры осознают, что для осуществления своих профессиональных планов (см. разделы 2.2.1.0. и 2.2.3.0.) им необходимо стать квалифицированными специалистами в своей области. Поэтому свое обучение в ВУЗе они считают наиболее приоритетным видом деятельности на данном этапе своего развития. За это время они хотят овладеть как можно большим количеством техник ИЗО, ознакомиться с новыми компьютерными приложениями (компьютерная графика, анимация, вебдизайн, приложения архитектурного и дизайнерского конструирования и др.), изучить современные тенденции в технике построения рекламы, в стилях и направлениях современного дизайна и т.д. Однако эти мотивы для студентов данной группы все же являются вторичными и рассматриваются ими скорее как средство, основа для реализации более значимых целей.

Б) У медиков отмечается преобладание опосредованных мотивов обучения и профессионального развития, а именно, мотивов достижения: лучше подготовиться к профессиональной деятельности, и найти хорошо оплачиваемую работу. Все респонденты-медики утверждают, что наиболее значимым мотивом профессионального развития для них является Приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, стремление стать хорошим специалистом, профессионалом в своей области. Они осознают, что дальнейшее их трудоустройство и успешность профессиональной деятельности напрямую связаны с уровнем их профессиональной подготовки и осведомленности (см. также раздел 2.2.1.0.).

Среди остальных мотивов обучения и профессионального развития основное место занимают также опосредованные мотивы из группы социальных мотивов (приводятся в порядке убывания значимости):

- Определенное положение в группе. Как уже отмечалось, Все респонденты-медики предполагают, что приобретаемая ими профессия позволит им достичь желаемого социального статуса (см. также раздел 2.2.1.0.). Высокую степень значимости этого мотива обучения и прежде всего профессионального развития подчеркнули все опрошенные медики.

- Сознание нужности высшего образования. Также все опрошенные студенты данной группы считают, что человек без высшего образования не может достичь в нашей стране ни высокого статуса, ни материального благополучия. Таким образом, медики склонны рассматривать этот фактор скорее как мотив достижения, а наличие высшего образования – как средство, необходимое условие для реализации других, более значимых целей и мотивов профессиональной деятельности. Поэтому сознание нужности высшего образования также занимает достаточно высокое место в иерархии мотивов обучения и профессиональной деятельности студентов рассматриваемой группы.

- Социальная идентификация. Большинство респондентов (из семей, в которых сложились определенные традиции) считают, что наличие высшего образования, вообще, И и их будущая профессия, в частности, позволят им идентифицировать себя с интеллигенцией. Обсуждая значимость этого мотива, респонденты касались таких факторов мотивации профессионального развития, как: продолжение семейных традиций, престижность профессии, снискать одобрение близких и др. социальные мотивы (группа опосредованных мотивов). Однако эти последние факторы, по словам медиков, не представляются им столь уж значимыми, а выполняют роль лишь дополнительной положительной мотивации обучения и профессионального развития.

Особый интерес для нашего исследования может представлять тот факт, что, Говоря о мотивах обучения в ВУЗе и своего профессионального развития, респонденты рассматриваемой группы практически не называли ни познавательных мотивов, ни мотивов личностного роста (группа непосредственных мотивов). Анализ этого феномена см. в разделе 2.2.4.0.

В) У психологов было выявлено явное преобладание непосредственных мотивов обучения и профессионального развития, прежде всего, мотивов личностного роста: потребность в постоянном интеллектуальном и духовном росте, Стремление расширить свой кругозор и эрудицию, повысить свой общекультурный уровень. Несмотря на высокий процент (80%) разочаровавшихся либо в учебном процессе, либо в своих представлениях о возможностях психологии как науки, либо в своих способностях к деятельности психолога (см. раздел 2.2.5.2.) – 100% Респондентов-психологов заявляют, что у них не возникало желание бросить обучение или сменить специальность. Более того, они утверждают, что, даже если не будут в дальнейшем работать по специальности, их интерес к психологии останется, и они не будут сожалеть по поводу затраченного на обучение времени.

Не меньшую значимость для студентов-психологов имеют и познавательные мотивы (группа непосредственных мотивов) обучения и профессионального развития (приводятся в порядке убывания значимости):

- Стремление к творческой и исследовательской деятельности. Все опрошенные психологи отметили, что одним из основных требований, предъявляемых ими к будущей своей профессиональной деятельности, является возможность постоянного развития и самореализации. Наиболее соответствующими этим требованиям они считают профессии, связанные с творческой или исследовательской деятельностью. Обсуждая значимость этого мотива, большинство психологов говорили, что им будет трудно выполнять однообразную, рутинную работу, требующую от них соблюдения жесткого графика.

- Самообразование. Из интервью следует, что все респонденты к третьему-четвертому курсу пришли к заключению о том, что их обучение в университете предоставляет широкие возможности самообразования. В результате чего, на последних курсах самообразование становится одним из ведущих мотивов обучения студентов данной группы.

- Ориентация на новые знания. С различной степенью значимости, этот фактор отметили также все респонденты-психологи. Как будет показано в разделе 2.2.4.0., студенты рассматриваемой группы характеризуются обширной сферой разнообразных интересов как связанных с их профессиональной деятельностью, так и не имеющими к ней никакого отношения. Они считают, что обучение на психологическом факультете способствует еще большему расширению сферы их интересов. Поэтому этот мотив, также во второй половине учебного цикла, занимает довольно высокое место в иерархии мотивов, прежде всего обучения, а также профессионального развития психологов.

Среди опосредованных мотивов обучения и профессионального развития, значимым мотивом психологи считают только «сознание необходимости высшего образования» (группа социальных мотивов). Большинство опрошенных психологов, также как и медики, согласны с тем, что без высшего образования сегодня невозможно ничего добиться в жизни. Однако, в отличие от медиков, студенты рассматриваемой группы придают этому мотиву несколько иное значение. В этой связи Особый интерес представляет тот факт, что практически все опрошенные студенты-психологи проигнорировали мотивы достижения: лучше подготовиться к профессиональной деятельности и найти хорошо оплачиваемую работу (группа опосредованных мотивов). Таким образом, сознание значимости высшего образования рассматривалось ими скорее как фактор личностного роста, а не как средство, способствующее профессиональным достижениям, как это прослеживалось у медиков.


2.2.3 Готовность студентов к профессиональной деятельности

Отношение студентов к профессии, т.е. к целям вузовского обучения, наполняется профессиональным смыслом и содержанием в ходе учебной деятельности, которая выступает относительно профессиональных целей обучения в качестве средства их достижения. Отношение к учению как к средству достижения профессиональных целей образует второй уровень мотивационно-целевой основы деятельности - мотивацию профессиональной деятельности. По степени ее сформированности можно судить о готовности студентов к профессиональной деятельности. Структура этой мотивации многозначна по содержанию и различным формам. Теоретической основой изучения мотивации профессиональной деятельности является концепция о внутренней и внешней мотивации [55]. О внутреннем типе можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, не связанных с ней (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Внешние мотивы дифференцируются на положительные и отрицательные [37].

Кроме мотивации, готовность студента к профессиональной деятельности характеризуется уровнем его профессиональных и материальных притязаний, социальной и профессиональной мобильности, а также степенью реалистичности послевузовских ожиданий.

Под реалистичностью послевузовских ожиданий мы понимаем степень сформированности в сознании студента представлений о требованиях, потенциальных возможностях и ограничениях выбранной профессиональной деятельности, а также степень соответствия индивидуально-психологических особенностей его личности (например, способностей) требованиям этой деятельности.

Профессиональная мобильность. Мы различаем горизонтальную и вертикальную профессиональную мобильность. Под горизонтальной профессиональной мобильностью мы понимаем предрасположенность студента к смене рабочих мест либо в рамках своей специализации, либо к смене профессии (переквалификация и поиск работы совершенно иного рода). Под вертикальной профессиональной мобильностью мы понимаем продвижение субъекта труда по служебной лестнице, его карьерный рост. Одним из индикаторов вертикальной профессиональной мобильности является уровень профессиональных притязаний.

Профессиональные притязания - это максимально высокий уровень профессионализма, материального благосостояния, социального статуса, которого студент хотел бы достичь посредством успешной профессионально деятельности.

Различают три уровня реалистичности послевузовских ожиданий, профессиональной мобильности и профессиональных притязаний: низкий, средний и высокий. В ходе нашего исследования были установлены значительные различия между обследуемыми группами студентов по данным показателям готовности к профессиональной деятельности.

А) Опираясь на данные, полученные в ходе интервью, с высокой степенью вероятности можно предположить, что все опрошенные дизайнеры характеризуются внутренним типом мотивация профессиональной деятельности. Именно эта группа студентов отличается от других наибольшей заинтересованностью в своей профессиональной деятельности и глубокой вовлеченностью в нее. Причем, в качестве мотивирующих факторов в данном случае выступают не только профессиональные цели или результаты деятельности, но и сам творческий процесс, сама профессиональная деятельность (см. раздел 2.2.4.0.).

Было также установлено, что у студентов-дизайнеров - самый низкий уровень реалистичности послевузовских ожиданий. Несмотря на то, что 100% респондентов заявили о достаточно высоком уровне профессиональных притязаний: все они уверены, что будут работать по специальности, в успешности своей профессиональной деятельности (большинство из них видят себя через 5-7 лет после окончания учебы руководителем собственного рекламного агентства или дизайнерской фирмы), а также осознают, с какими трудностями им предстоит столкнуться и даже, что поможет их преодолеть, при этом они практически не имеют представления о том, как эти знания применить на практике. Более того, все респонденты-дизайнеры имеют опыт работы (точнее подработки) по своей специальности либо в соответствующих организациях (преимущественно в рекламных агентствах), либо выполняя индивидуальные заказы (фотография, плакаты, открытки, буклеты, визитки и т.п.). Однако всю эту работу подыскивали и предлагали им, как правило, другие: преподаватели, знакомые и др. Практически у всех опрошенных дизайнеров присутствует представление о том, что подобным же образом устроится и дальнейшая их профессиональная деятельность: «Начинать, конечно, придется с работы в какой-нибудь фирме, а параллельно выполнять частные заказы знакомых. Знакомые расскажут обо мне и о моей работе своим знакомым, а те своим… Так через некоторое время я стану известной и смогу уйти с постоянной работы и начать свое дело…» (Вероника) и т.п. Самостоятельно же они не могут найти заказчика, продвинуть готовый свой проект, плохо ориентируются в конъюнктуре рынка рекламных и дизайнерских услуг. Кроме этого, они не готовы, прежде всего эмоционально, к преодолению возможных трудностей: к жесткой конкуренции, к неизбежным неудачам, к возможно длительной и упорной борьбе за признание и известность.

Это подтверждают данные теста Кеттелла: у 100% респондентов значение фактора c=-, что свидетельствует об эмоциональной неустойчивости, а у 70% - значение фактора O=+, показатель повышенной тревожности (см. прил. 4. табл. 1). Однако результаты методики «ОПП» демонстрируют прямо противоположную картину. Согласно этим результатам, дизайнеры характеризуются наивысшей степенью конгруэнтности индивидуально-психологических особенностей личности требованиям выбранной профессии. Ведущим профессиональным типом 100% респондентов является А-тип (30 – 35 положительных выборов из 36 возможных), при этом разница между ведущим и вторым, сопутствующим типом, составляет 8-13 баллов, что является показателем высокой степени дифференцированности их профессиональных предпочтений (см. прил. 4. табл. 2).

Вышеприведенные данные наглядно свидетельствуют о том, что опрошенные студенты рассматриваемой группы отличаются средним уровнем профессиональной мобильности. Изменения вида будущей своей профессиональной деятельности они допускают только в рамках получаемой профессии: либо дизайнер, либо художник-оформитель, либо художник анимации или компьютерной графики и т.п. Кардинальная смена рода профессиональной деятельности нашими респондентами-дизайнерами вообще не рассматриваются, даже в качестве возможной (или неизбежной) альтернативы (см. раздел 2.2.1.0.). Что же касается вертикальной мобильности (карьерный рост), то здесь, как уже отмечалось, наблюдается высокий уровень профессиональных притязаний. Все опрошенные дизайнеры предполагают, что работать в какой-либо организации они будут не более двух-трех лет, после чего начнут свое дело: либо работать в собственной студии, выполняя частные заказы, либо откроют свою фирму или агенство. В первом случае предполагается развитие и совершенствование профессиональных навыков и умений, профессионализация в рамках своей специальности (развитие профессионализма деятельности), во втором – продвижение по карьере, процесс общей социализации (развитие профессионализма личности).

Б) У медиков, в ходе нашего исследования, было отмечено преобладание внешнего позитивного типа мотивации профессиональной деятельности. Наибольшее значение все опрошенные респонденты придают мотивам достижения: стать хорошим специалистом в своей области, профессионалом своего дела. 100% респондентов-медиков осознают, что для успешности профессиональной деятельности им необходимо стать высококвалифицированными специалистами, поскольку только это даст им гарантии выгодного трудоустройства, хорошего заработка, позволит достичь желаемого социального статуса. Однако, рассматривая мотивационные тенденции профессиональной деятельности данной группы студентов, не стоит забывать о том, что значительное влияние на профессиональное их самоопределение оказали значимые «другие», а они (студенты) только согласились с предложенным вариантом. Поэтому стоит отметить значимость для них таких мотивов, как: продолжить семейные традиции, снискать одобрение и поддержку родителей или близких, престижность профессии, занять положение в обществе и т.п.

Также было установлено, что рассматриваемая группа студентов характеризуется высоким уровнем реалистичности послевузовских ожиданий. Воспитываясь в семьях практикующих медиков, а также Благодаря интенсивности практических занятий в университете, респонденты хорошо осведомлены о всех трудностях и преимуществах будущей профессиональной деятельности, а также о потенциальных возможностях и ограничениях (социальных, экономических, физических и др.) будущей своей профессии. 70% опрошенных уверены в том, что они будут работать в медицинской сфере, однако никто из них до сих пор не определился с будущей своей специализацией. Дополнительным фактором, позволяющим говорить о высоком уровне реалистичности послевузовских ожиданий медиков, можно считать осознание ими Гарантии дальнейшего трудоустройства по специальности. Гарантом в данном случае выступают связи в сфере здравоохранения родителей респондентов или их родственников-медиков.

При этом, опрошенные медики характеризуются средним уровнем Конгруэнтности индивидуально-психологических особенностей личности требованиям выбранной профессии. Согласно результатам методики «ОПП», всего у одного респондента ведущим является социальный профессиональный тип (21 положительный выбор, из 36 возможных). У остальных он является вторым, сопутствующим типом (17 и 18 положительных выборов). Кроме этого, студенты данной группы отличаются низким уровнем дифференцированности профессиональных предпочтений, что и позволяет делать заключение о средней степени конгруэнтности (см. прил. 4. табл. 2).

Анализируя результаты исследования, значимых закономерностей в отношении профессиональной мобильности данной группы студентов выявить не удалось. Однако, опираясь на косвенные данные, полученные в ходе интервью, можно предположить, что у респондентов-медиков достаточно низкий уровень профессиональной мобильности. Говоря о будущей своей профессиональной деятельности, они видят себя на каком-либо одном конкретном месте, развивающимися лишь в рамках своей специальности, совершенствующими свои профессиональные качества (развитие профессионализма деятельности). Сколь бы то ни было Значительного продвижения по службе или карьерного роста в медицинской сфере они также не предполагают, Что может свидетельствовать о низком уровне профессиональных притязаний опрошенных студентов-медиков.

В) У психологов обнаружено преобладание внешнего положительного типа мотивации профессиональной деятельности. 100% респондентов-психологов утверждают, что наибольшее значение они придают мотивам личностного роста: расширение своего кругозора, возможность интеллектуального и духовного роста, а также социальным мотивам: возможность помогать людям, приносить пользу обществу и т.д. Отмечая значимость последних мотивов, психологи говорили о том, что в детстве и юности они сталкивались со многими проблемами, которые им удалось успешно разрешить. Как правило, в этом им помогали другие люди: школьные психологи, учителя, знакомые и др. Теперь они испытывают желание и даже потребность оказывать посильную помощь другим, нуждающимся в помощи людям. «Я очень хорошо помню, как плохо мне было лет в 14-15, когда рядом не было никого, к кому бы я могла обратиться за помощью. Доходило до того, что я не раз серьезно задумывалась о самоубийстве, но не хватало смелости. Поэтому сейчас мне самой по-настоящему хочется помогать людям, оказавшимся в похожей ситуации» (Лена). С различной степенью значимости об этом говорили большинство опрошенных психологов.

По результатам интервью было установлено, что студенты данной группы характеризуются средним уровнем реалистичности послевузовских ожиданий. Большинство респондентов-психологов, также как и дизайнеры, еще обучаясь на третьем-пятом курсах в ВУЗе, получили первичное знакомство с практическими особенностями своей профессии. У них есть некоторый опыт психологической или педагогической работы в школе или летних лагерях, 66,6% опрошенных работают или работали на МТД (молодежный телефон доверия), 50% пробовали свои силы в роли репетитора, 83,3% посещали и посещают различные психологические конференции, семинары, тренинги и т.п. Благодаря такой активности, они имеют представление об особенностях и требованиях будущей профессии. При этом всего одна из опрошенных психологов (Ира) окончательно определилась с местом своей будущей работы. У остальных же, несмотря на имеющийся практический опыт, до сих пор не сложилось четкого представления о реальных возможностях трудоустройства молодого специалиста-психолога, выпускника РГПУ. Так, например, наиболее реальную перспективу работать психологом или преподавателем в школе они либо вообще не рассматривают как один из возможных вариантов, либо согласны заниматься этой деятельностью только в самом начале своей профессиональной карьеры. В дальнейшем психологи хотели бы заниматься такими видами профессиональной деятельности, как: «провести собственное исследование, создать по его результатам новую психотерапевтическую методику, а затем применять ее в своей работе с клиентами»; «разработать и внедрить новую образовательную программу для детей дошкольного и младшего школьного возраста»; «открыть свою собственную школу и обучать детей по какой-нибудь прогрессивной методике» и др. (из интервью с респондентами-психологами).

При этом, студенты рассматриваемой группы характеризуются высокой степенью конгруэнтности индивидуально-психологических особенностей личности требованиям выбранной профессии. Данные методики «ОПП» свидетельствуют, что у 60% респондентов ведущим профессиональным типом является С-тип, а 80% респондентов-психологов сделали 24-27 (из 36 возможных) положительных выпоров в пользу социальной сферы деятельности (см. прил. 4. табл. 2).

Полученные в ходе нашего исследования данные, позволили определить высокий уровень профессиональной мобильности студентов рассматриваемой группы. Большинство опрошенных респондентов выразили намерение попробовать себя в различных сферах профессиональной деятельности (преимущественно социальных), и как правило не ограничивают себя рамками получаемой профессии. В качестве возможных областей применения своих знаний и умений они рассматривают: психологическое консультирование или психотерапию, Преподавательскую или научную деятельность, работу с кадрами или бизнес-консультирование, и др. При этом, у всех респондентов-психологов отмечается средний уровень профессиональных притязаний. Все они утверждают, что хотели бы найти престижную и высокооплачиваемую работу, однако это не является основным требованием к ней и главной целью их профессиональной деятельности. Все опрошенные психологи предпочитают не ограничивать свое профессиональное развитие рамками профессиональной деятельности, а связывают его с более широкой сферой деятельностей (см. раздел 2.2.4.0.).

 


Дата: 2019-07-30, просмотров: 216.