Степень заинтересованности в выбираемой профессии и информированности о ней
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Интерес человека к будущей профессии складывается из нескольких элементов: 1) интерес к самой профессии для выпускника; 2) желание получить определенные сведения о будущей профессии у профессионалов; 3) мнение выпускников о том, когда возникает интерес к профессии [11].

Анализ первых двух составляющих показал довольно высокую степень заинтересованности. Так, 56,3 % опрошенных, отметили, что для них в профессии важен интерес к ней, 68,8 % ответили, что они не упускают случая поговорить со специалистами по выбранной ими профессии. Однако 47,3% респондентов отметили, что «сейчас не стоит всерьез строить профессиональные планы; все равно со временем многое изменится»; 36,9% - что «мои профессиональные планы не идут дальше выбора места учебы после окончания школы». Это свидетельствует о том, что у подростков могут быть нарушены временные перспективы, они затрудняются соотнести «прошлое», «настоящее» и «будущее».

Кроме интереса, Когнитивная компонента профессионального самоопределения представлена степенью информированности о выбираемой профессии, отражающей уровень знаний о ней. Результаты исследования показали: лишь у 16% опрошенных старшеклассников высокая степень осведомленности о профессии, у 33,6% –средняя степень и у 50,4% – низкая. Таким образом, большая часть старшеклассников плохо информирована о своей будущей профессии. Причем, 56,6% респондентов, считающих, что могут назвать качества, необходимые для выбранной ими профессии, в контрольном вопросе отмечают эти качества неверно. Вполне вероятно, что при дальнейшем обучении заведомо неверные ожидания могут привести к разочарованию в выбранной профессии. Интересен и такой факт: только 53,3% старшеклассников из числа планирующих в будущем сделать карьеру отметили, что знают, что нужно делать, чтобы быть в своей профессии на хорошем счету. И лишь 18,3% – знают о возможностях профессионального роста. Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод о том, что субъективные представления старшеклассников о выбранной профессии не соответствуют реальной действительности [11].

В этой связи особый интерес представляют источники информации о выбираемой профессии. Как показал анализ результатов исследований О.В. Виштак [12] , основным источником информации о вузе и специальности являются родители (около 40% опрошенных) и друзья. К сожалению, влияния учителей на самоопределение будущих студентов практически не прослеживается. Особо отмечались нереализованные возможности вузов по организации профессиональной ориентации среди молодёжи.

 

1.5.2 Мотивационная сфера профессионального самоопределения

А.Вербицкий условно разделил факторы, влияющие на выбор специальности и конкретного вуза на две большие группы: “внешние по отношению к вузу и внутренние, обусловленные характером организации самого образовательного процесса” [10, с. 100]. К внешним факторам отнесены влияние ближайшего окружения: мнение родителей, их социальный статус, материальное и демографическое положение семьи, а также влияние друзей и знакомых; социально-экономическая значимость данной профессии в обществе; профессиональное будущее: гарантии занятости, стабильности, высокооплачиваемой работы; условия работы; престижность будущей профессии. Поскольку минимальное влияние внутренних факторов на профессиональное самоопределение выпускников отмечалось выше, в настоящем разделе они рассматриваться не будут.

Влияние социально-демографических факторов. Как показывают результаты исследования И.А. Винтина [11], несмотря на то, что 65,6% в 1998 г. и 64,8% в 2001 г. Выпускников утверждают, что выбор будущей профессии и ВУЗа они сделали сами, в то же время они отмечали, что на выбор 53% и 42,6% оказала влияние мама, 23,8% и 27,8% - новая информация о профессиях, 27,2% и 26,1% - папа. Таким образом, наибольшее влияние на выбор молодых людей оказывают родители (80,2% и 68,7%).

Хотя за последние 3 года этот показатель уменьшился в 1,2 раза, влияние семьи на выбор подростка по-прежнему велико. Оно во многом зависит от социального статуса родителей и материального положения семьи. Так, если у отца и матери существенная разница в положении на служебной лестнице, то большее влияние оказывает тот родитель, который занимает более высокую должность. Самое низкое влияние матери на выбор ребенка был отмечен у домохозяек, а отца – у безработных. Материальное положение семьи оказывает влияние не только на выбор конкретной профессии или учебного заведения, но и на уровень притязаний молодых людей, поскольку, строя планы на будущее, они склонны учитывать ту помощь, которую им может оказать семья (чем выше материальное положение родителей, тем большей помощи ожидают от них дети).

Значение социально-экономических факторов

Кроме влияния семьи, в ядро наиболее важных мотивов, которыми руководствуется абсолютное большинство (свыше 2/3) опрошенных при выборе профессий, вошли: 1) «ее интерес для меня»; 2) «престижность»; 3) «возможность много зарабатывать»; 4) «возможность заниматься любимым делом»; 5) «возможность использовать с ее помощью все свои способности и таланты» и др. Причем 34 % респондентов из числа отметивших «интерес профессии для меня» и 31,6 % - «возможность заниматься любимым делом», одновременно с этим выбрали «возможность много зарабатывать».

Результаты того же исследования [11] свидетельствуют, что в условиях перехода к рыночной экономике мотивы выбора профессии все больше становятся направленными на себя и собственное материальное благополучие. В то же время лишь 23,3% указали среди мотивов на возможность использовать с помощью выбранной профессии свои способности и таланты. То есть, при общей личностной ориентации мотивов выбора профессии, стремление к саморазвитию и самореализации незначительно. И все же наиболее важным в труде 18% старшеклассников, отметили самосовершенствование и 17,2 % – полезность обществу.

При выборе профессии девушки в большей степени, чем юноши, ориентируются на ее интерес для личности, на возможность использовать способности и таланты, на возможность заниматься любимым делом и при этом – на возможность продвижения по службе. Юноши опережают девушек по стремлению быть занятыми «престижной работой», иметь «возможность много зарабатывать», «заниматься легкой и чистой работой». (см. прил. 1. табл. 4).

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 233.