Какого человека можно называть личностью?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Л.И. Божович отвечала на этот вопрос так: «человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью…Личность, достигшая полного развития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений. Собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды. Необходимой характеристикой личности является особая форма ее активность, связанная с наличием иерархического строения мотивационной сферы; человек, достигший такого уровня развития, способен действовать, не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями. Иными словами, для личности становится характерной активная, а не «реактивная»1 форма поведения».[2]

Таким образом, человек, достигший определенного уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, т. е. способен подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непосредственные побуждения ради высших, т.е. действовать опосредованно. Он относительно независим от внешних воздействий и ведет себя в соответствии с собственными, самостоятельно, сознательно выработанными целями и намерениями.

Черты человека как индивидуальности могут проявляться в особенностях темперамента, характера интересах, потребностях, способностях. Они могут быть социально значимы и социально нейтральны. Например, способность к живописи может стать социально значимой, если человек становится художником, и может остаться нейтральной, если он рисует для себя, для своего удовлетворения и никому своих картин не показывает.

Человек как личность является носителем исторически выработанных и общественно, социально значимых качеств, форм поведения, деятельности. Качества личности, черты личности всегда значимы для других людей. Например, доброта – качество личности, потому, что она всегда направлена на других людей, а значит, и на общество в целом. Различные стороны, черты личности воспитываются, целенаправленно формируются.

Многие ученые (А.П. Петровский, В.А. Петровский и др.) считают, что человек является личностью настолько, насколько он способен отдать себя другим людям, оставить в них свой след. Только так он становится значимым и для себя. То, насколько человек значим как личность, во многом зависит от особенностей его деятельности, реализуемых в ней ценностей из тех, кто ее осуществляет.

Личность и социальные роли.

 

Слово «личность» в западных - английском, французском, немецком - языках первоначально означало маску в древнегреческом театре, которую надевал актер, исполняя роль. Этот же смысл содержится и в русском слове, от кото­рого образовано слово «личность», - «личина». По словарю В. Даля, значение слова «личина» - «накладная рожа, харя, маска... Ложный, притворный вид, лукавое притворство»[3]

Это послужило основанием для представлений о том, что «личность» - маска, которую человек надевает на себя, исполняя некоторую роль для общества, для близкого ок­ружения (семьи, друзей), даже для самого себя. И эта маска часто скрывает его истинные черты, то, что он представляет собой на самом деле. Это положение легло в основу теории личности как носителя социальных ролей.

Согласно этой теории человек может в семье играть роль сына, в школе - ученика, в компании друзей - вожака, лидера. Роль формирует определенные ожидания со стороны других, определяя, как должен вести себя носитель («исполнитель») той или иной роли, она формирует его действия.[4]

Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Различаются социальные (безличные) и межличностные роли. Вместе с тем, взаимодействуя друг с другом в учении, труде, в быту и выполняя при этом различные роли, например, учителя, банкира, следователя, матери, люди остаются личностями. Поэтому любая социальная роль не означает абсолютно одинаковой для всех поведенческих стереотипов при ее осуществлении. Она всегда оставляет для исполнителя возможность проявлять в ней свою индивидуальность. Вследствие этого социальные (безличные ролевые) отношения становятся межличностными, или, как их назвал В.Н. Мясищев, психологическими.

Результат воздействия на личность со стороны других людей (общностей) зависит не только от особенностей последних, но всегда и от того, какие отношения уже успела «нажить» эта личность, какие потребности, интересы, склонности у нее за этими отношениями стоят, а также как имеющимися у этих людей характеристиками они отвечают на эти потребности, интересы, склонности личности. Именно этот параметр определяет знак и величину субъективно значимости другого человека или общности для личности, результат их влияния на нее.

Приобретая в своем развитии большую или меньшую автономность и выходя на более высокий уровень социально-психологической зрелости, личность может перерастать те или иные общности, членом которых она до этого была, и осуществлять поиск общностей или создавать такие из них, которые своими характеристиками отвечали бы ее возросшим запросам.

Необходимо заметить, что в результате воздействия личности не всегда происходит продвижение личности по прогрессивному пути развития. Ведь ее потребности, интересы и склонности могут носить и негативный характер, и тогда она испытывает тяготение к тем людям (общностям), о которых можно сказать, что они с этой личностью «одного поля ягоды».

Таким образом, отношениям личности к воздействиям извне присущи избирательность и, как правило, активно нешаблонный характер познавательных, эмоциональных поведенческих ответов на них. [11]

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 188.