Введение
Человечество вступило в XXI век. Процессы всеобщей глобализации, американизации охватили все жизненное пространство современного российского общества и оказывают негативное влияние на формирование социокультурного бытия нашей страны. Данный период времени характеризуется омассовлением всех сфер жизни общества. В условиях технологизации можно говорить о массовом производстве и потреблении, массовых движениях и организациях, массовой коммуникации и соответственно массовой культуре, которая является одним из самых ярких проявлений сегодняшнего дня.
Данная тематика нашла свое отражение в работах следующих авторов: Х. Ортега-и-Гассета, Г. Маркузе, Д. Макдональда, Д. Белла, С. Лемма, М. Шелера, О. Шпенглера, К. Ясперса – разработка вопросов, посвященных проблемам массового общества и массовой культуры.
Трансформационные процессы в постиндустриальном обществе приводят к смещению ценностей и необходимости построения, трансляции и стимуляции потребления новых культурных форм, носящих теперь массовый характер.
Современная массовая культура является одним из главных создателей ценностной составляющей культуры. Через продукт, который предлагает массовая культура, происходит насаждение западных ценностей и смыслов, что разрушает ценностное ядро национальной культуры и является опасным для индивида локальной цивилизации, представляя угрозу самобытности русского человека. Поэтому изучение массовой культуры и способов ее распространения является необходимым в контексте текущего момента времени.
Интенсивное развитие средств массовой коммуникации, которые являются главным проводником продукта массовой культуры и оказывают растущее влияние на формирование и распространение ее образов, служит причиной того, что именно на их примере механизмы десемантизации выглядят более рельефно.
Исследованием массовых коммуникации занимались: Т. Адорно, М. Хоркхаймер, С. Московичи, А. Моль, С. Кара-Мурза, Ж. Бодрийар, М. Маклюэн.
Под механизмом десемантизации в современной массовой культуре, в данной работе, подразумеваются способы предоставления информации, приводящие к частичной утрате, упрощению или потере смысла.
Объект исследования:
Объектом исследования выступает современная российская массовая культура.
Предмет исследования:
Предметом являются механизмы десемантизации, на примере средств массовой коммуникации.
Цель работы:
Выявить механизмы десемантизации в средствах массовой коммуникации.
Для достижения, поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. определить ценностно-смысловую специфику массовой культуры;
2. проанализировать состояние современной культуры;
3. описать экономические и социальные предпосылки механизмов десемантизации;
4. дать определение механизмов десемантизации;
5. выявить и описать основные механизмы десемантизации;
6. определить место массовой культуры в рамках концепции жизненных сил и культурвиталистского подхода.
Гипотезы исследования:
1. сущностное содержанием современной массовой культуры предполагает процесс десемантизации;
2. современная культура характеризуется кризисным состоянием;
3. существуют экономические предпосылки процесса десемантизации;
4. конкретные механизмы десемантизации массовой культуры существуют и наиболее явным образом проявляют себя в средствах массовой коммуникации;
5. механизмы десемантизации опасны для социального и психического здоровья граждан, с точки зрения Концепции жизненных сил и человека как биопсихосоциального существа.
Теоретико-методологическая база исследования:
Ценностная концепция рассмотрения культуры, теория жизненных сил человека, культурвиталистский подход, социология СМИ, социальная философия.
Методы, используемые в работе:
Традиционный анализ литературы, сравнительно-сопоставительный анализ, вторичный анализ эмпирических исследований.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что оно будет представлять интерес для работающих в области массовой коммуникации, специалистов в области массовой культуры, культурологов, а также для студентов социологического факультета.
Односюжетная фабрикация
Обоснованность выделения данного механизма десемантизации подтверждается рядом работ отечественных и зарубежных авторов [23; 47; 32; 18; 62; 20; 17].
Одна из функций массовой культуры – функция психологической защиты. Гипертрофированный акцент на выполнении именно этой роли способствует тому, что средства массовой информации являют собой сегодня целую индустрию развлечений. Это в свою очередь вызывает эффект усиления, который выражается в том, что для удовлетворения потребности публики в зрелищах, необходимо все больше и больше массового продукта.
Между тем, время изготовления готового «товара» заметно сокращается. Можно говорить о серийном производстве не только в области продукции массового потребления, но и в области духовной – в области массовой культуры.
Большой тираж и высокий рейтинг – залог наибольшего дохода, что является главной ценностью современного мира. Главным абсурдом выступает то, что для достижения успеха нет необходимости в изобретении чего-либо нового. Достаточно найти какой-либо зарекомендовавший себя сюжет и реконструировать его, вовлекая в орбиту потребления все большую аудиторию.
Для подтверждения слов можно привести следующий пример. Быть может не все знакомы с книгой «Горец», но большинство видело одноименный полнометражный фильм, который в последствии трансформировался в сериал, мультсериал для детей, а также компьютерную версию игры. Сюжет остается прежним – меняются только декорации. Для привлечения внимания взрослой аудитории используется видеоряд, представленный привлекательными мужчинами и женщинами, для детей – со злом борются мультипликационные персонажи…. При этом главный смысл, заложенный в первоначальный вариант, проходя через следующую ступень моделирования, заметно упрощается, а зачастую и видоизменяется.
Можно привести еще один очень показательный пример. Речь идет о рекламном ролике, основанном на сюжете фильма «Москва слезам не верит». Все многообразие смысла фильма, перипетии судеб главных героев, их постижение жизни, уложилось в минутный ролик, рекламирующий продукт с названием «Мечта хозяйки».
Схожесть сюжетов прослеживается и в производстве латино- и просто американских телесериалов: «… сюжеты настолько похожи друг на друга, что плачущие богатые без труда брали «реванш» и въезжали в позднейшую Санта-Барбару …» [49. с. 36].
Таким образом, односюжетная фабрикация является тем ходом, который активно используют средства массовой информации, при этом сужается проблемно-смысловое поле изложения, и мысль человека оказывается замкнутой в отведенной ей нише, не устремляясь дальше, что представляет собой угрозу для дальнейшего развития человеческого потенциала.
Заключение
Процесс всеобщей глобализации и технологизации вызывает «омассовление» всех сфер общественной жизни. Массовое общество порождает массовую культуру, которая характеризуется примитивностью изображения, стандартизацией содержания и полной унификацией производимого продукта.
С учетом того, что современная массовая культура создается для большой аудитории и ее основными задачами являются: заполнение досуга и снятие напряжения у человека постиндустриального общества – смысловая нагрузка сводится к минимуму и упрощается до элементарного уровня. Создается искусственная культура, в которой реальность подменяется иллюзией и формирует у человека бездумный социальный оптимизм.
В рамках каждой отдельной культуры существует ряд универсальных ценностей, которые составляют ее ядро. Они сохраняются на протяжении всего исторического развития. Ценности той или иной культуры задают «вектор направленного развития». Настоящий момент времени характеризуется насаждением ценностей Запада, которые активно проникают и закрепляются в массовой культуре. Западные ценности чужды российскому менталитету. В связи с этим происходит отчуждение культуры от ее ценностного ядра, что составляет сущность социокультурного кризиса.
Под механизмом десемантизации в современной массовой культуре, в данной работе, подразумеваются способы предоставления информации, приводящие к частичной утрате, упрощению или потере смысла.
Одной из первых причин процесса десемантизации в современной массовой культуре являются экономические факторы. Это подразумевает следующее: технологизация промышленного производства, увеличение производительности труда, приводит к выпуску серийной, обезличенной, унифицированной продукции, рассчитанной на среднестатистического массового потребителя, в том числе и в рамках массовой культуре; процессы глобализации ведут к потери национально-этнических культурных особенностей, на смену которых приходит глобальная культура, построенная по образу и подобию западной культуры; в самих культурных ценностях происходит утрата духовного начала, в угоду материального потребления.
Главным проводником продукта массовой культуры являются средства массовой информации, на их примере механизм десемантизации можно проследить наиболее четко. Были выделены следующие механизмы:
1. Мозаичный способ подачи информации;
2. Мифологизация и стереотипизация;
3. Односюжетная фабрикация;
4. Виртуализация коммуникативного пространства;
5. Создание упрощенных языковых форм;
Одно из главных предназначений массовой культуры – восстановление жизненных сил человека, что немаловажно для характеристики взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства индивида. Другой вопрос, что массовая культура имеет разный качественный уровень. Причем происходит, как было показано усиление негативных тенденций. Все большая погруженность индивида в пространство массовой культуры парализует в какой-то мере его активность, направленную на совершенствование и воспроизводство жизни. Распространяемая в обществе информация позволяет навязывать обществу различные системы ценностей, образ жизни, а это серьезно воздействует на показатели смертности, заболеваемости, среднюю продолжительность жизни, то есть на показатели жизненных сил.
С точки зрения культурвиталистского подхода, динамика жизненных форм культуры характеризуется последовательным прохождением определенных этапов, а также процессом культурной диверсификации, что проявляется в нарушения целостности ядра и заменяется иной формой. Итак, процесс десемантизации массовой культуры можно рассматривать как закономерный этап ее развития, ведущий к разрушению данной жизненной формы. Вполне возможно, что через некоторое время на смену массовой культуры придет культура интерактивная.
Список использованной литературы
1. Ануфриева Л.М. Массовая культура как проблема виталистской социологической теории // Неклассическая социология в современной России: накопление методологического потенциала и технологических возможностей / Под ред. С.И. Григорьева. Москва-Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 2003. – С. 273-278.
2. Бертон Ф., Пру С. Взрыв коммуникации // Реклама внушение и манипуляция. – М.: Изд. дом БАХРАХ-М, 2001. – С. 50-79.
3. Бове К.Л., Аренс У.Ф. Современная реклама. – Тольятти: Изд. дом «Довгань», 1995.
4. Болескина Е.Л. Потребители игровой компьютерной культуры // СОЦИС, 2000, № 9. – С. 80-87.
5. Бутенко И.А. Подростки: чтение и использование компьютера // СОЦИС, 2001, № 12. – С. 84-91.
6. Васильева Т.Е. Стереотипы в общественном сознании // Реклама внушение и манипуляция. – М.: Изд. дом БАХРАХ-М, 2001. – С. 334-369.
7. Волков Е.Н. Основные модели контролирования сознания. // Журнал практического психолога, 1996, № 5.
8. Григорьев И.И. Социальная безопасность и эволюция жизненных сил национальных общностей в современной России: новый контекст анализа // Перспективные направления развития теоретической социологии в России рубежа ХХ-ХХI веков. – Москва-Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 2003. – С. 326-337.
9. Григорьев С. И. Основы построения виталистской социологической парадигмы: контекст развития культуры социальной жизни на рубеже XX – XXI века // Неклассическая социология в современной России: накопление методологического потенциала и технологических возможностей / Под ред. С.И. Григорьева. Москва-Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 2003. – С. 53-63.
10. Григорьев С.И. Философский и социологический витализм: к анализу эволюции теоретических представлений // Перспективные направления развития теоретической социологии в России рубежа ХХ-ХХI веков. – Москва-Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 2003. – С. 253-270.
11. Гуревич П.С. Социальные мифы // Реклама внушение и манипуляция. – М.: Изд. дом БАХРАХ-М, 2001. – С. 369-382.
12. Гуревич П.С. Философия культуры. - М.; 1995.
13. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.
14. Денис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. – М.: ВАГРИУС, 1997.
15. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация и фундаментальная социология на рубеже 21 века // Вестник МГУ, Серия 18, Социология и политология, 1999, № 4. – С. 90-97.
16. Дроздов А.Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена. // СОЦИС, 2001, № 8. – С. 62-67.
17. Дубницкая В.П. Телесериалы на экране и в постсоветской мифологии. // СОЦИС, 1996, № 9. – С. 77-82.
18. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика: Учеб. пособие – М.: МНЭПУ, 1992.
19. Ерасов Б.С. Социальная культурология: учеб. пособие для студентов ВУЗов – Изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: Аспект-Пресс, 2000.
20. Жабский М.И. Вестернизация кинематографа: опыт и уроки истории // СОЦИС, 1996, № 2.- С. 25-34.
21. Захаров А.В. Массовое общество и культура в России. // СОЦИС, - № 3, 2003. – С. 3-16.
22. Иванов В.Н., Назаров М.М. Массовая коммуникация в условиях глобализации // СОЦИС, 2003, № 10. – С. 20-29.
23. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2003.
24. Кассирер Э. Политические мифы // Реклама внушение и манипуляция. – М.: Изд. дом БАХРАХ-М, 2001. – С. 382-397.
25. Козлова Н. Безвкусица масс и вкус интеллектуалов. // ПОЛИС, № 3, 2003. С. 12-15.
26. Коломиец В.П. Рынок телевизионной рекламы: тенденции и перспективы. // Вестник МГУ. – Серия 18. – Социология и политология. - № 4. – 1999. – С. 98-122.
27. Конецкая В.П. Социология коммуникаций. Учебник. – М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997.
28. Кононенко Б.И. Культура. Цивилизация. Россия: Учебное пособие. – М.: Издательство «Щит-М», 2003.
29. Культурология ХХ в: антология / Вебер М., Риккерт Г. и др. - М., 1995.
30. Культурология: Учебное пособие / А.А. Радугин.- М.: Центр, 2000.
31. Культурология: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
32. Лебедь О, Перченко Ю. Фамилистический анализ телевизионных сериалов // Вестник МГУ, Серия 18, Социология и политология, 2000, № 4. – С. 88-89.
33. Лотман Ю.М. Беседы о Руссой культуре. - Спб., 1994.
34. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
35. Мельник Г.С. Психологические эффекты СМИ // Реклама внушение и манипуляция. – М.: Изд. дом БАХРАХ-М, 2001. – С. 3-34.
36. Ноэль-Нейман Э. Стереотип как средство распространения общественного мнения // Реклама внушение и манипуляция. – М.: Изд. дом БАХРАХ-М, 2001. – С. 317-327.
37. Орлов Б.В., Эйнгорн Н.К. Духовные ценности. Проблема отчуждения. - Екатеринбург, 1993.
38. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. – М., 1994.
39. Панарин А.С. Горизонты России в постлиберальную эпоху. // Вестник МГУ. – серия 18.- Социология и политология. - № 2. – 1999. – С. 3-16.
40. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня - М.; 1965.
41. Пиронкова О.Ф. «Живые новости», или о времени и пространстве в телевизионном эфире // СОЦИС, 2000, № 8. – С. 65-74.
42. Пискунова М.И., Федотова Л.Н. Реклама в системе массовых информационных процессов // Вестник МГУ. – Серия 10, 1995, № 4. – С. 80-81.
43. Пискунова М.И., Федотова Л.Н. Реклама в системе массовых информационных процессов // Вестник МГУ. – Серия 10, 1995, № 5. – С. 80-84.
44. Покровский Н.Е. Российское общество в контексте американизации // СОЦИС, 2000, № 6. – С. 3-9.
45. Полуэхтова И.А. Телевидение как механизм социального контроля // Вестник МГУ, Серия 18, Социология и политология, 1998, № 1. – С. 49-60.
46. Попов Е.А. Особенности культурвиталистского подхода к анализу жизненных форм культуры // Неклассическая социология в современной России: накопление методологического потенциала и технологических возможностей / Под ред. С.И. Григорьева. Москва-Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 2003. – С. 103-109.
47. Постер М. Способ информации // Реклама внушение и манипуляция. – М.: Изд. дом БАХРАХ-М, 2001. – С. 45-50.
48. Разлогов К.Э. По ту сторону наслаждения. – М., 1994.
49. Разлогов К.Э. Экран как мясорубка культурного дискурса // Вопросы философии, 2002, № 8. – С. 24-41.
50. Реклама: внушение и манипуляция: медиаориентированный подход / Учебное пособие под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. – 752 с.
51. Розанова Ю.М. Государство и телевидение. // Вестник МГУ. – Серия 18. – Социология и политология. - № 4. – 1999. – С. 114-116.
52. Савельева И.Г. Массовая и популярная культура в современном обществе: коммуникационный аспект. – Автореф. дис. на соискание уч. ст. кандидата социол. наук, Казань, 2000.
53. Семендяева О.Ю. «Эффект стереотипизации» // Реклама внушение и манипуляция. – М.: Изд. дом БАХРАХ-М, 2001. – С. 327-334.
54. Семилет Т.А. Теоретико-методологические основания культурвиталистской концепции в социологии // Неклассическая социология в современной России: накопление методологического потенциала и технологических возможностей / Под ред. С.И. Григорьева. Москва-Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 2003. – С. 63-76.
55. Сивиринов Б.С. Социальная квазиреальность или виртуальная реальность. // СОЦИС, 2003, № 2. – С. 39-44.
56. Словарь по культурологии. / Под. ред. проф. А.А. Радугина – М.: Центр, 1997.
57. Соболева Н.И. Социальная мифология: социокультурный аспект // СОЦИС, 1999, № 10. – С. 145-148.
58. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: - 1992.
59. Социологический энциклопедический словарь. Редактор-координатор – академик РАН Г.В. Осипов. – М.: ИНФРА М-НОРМА, 1998.
60. Социология: Учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
61. Тоффлер О. Третья волна.- М.: Прогресс, 2001.
62. Уайт Т. Власть телевидения // Реклама внушение и манипуляция. – М.: Изд. дом БАХРАХ-М, 2001. – С. 397-435.
63. Ушакин С.А., Л.Г. Бледнова Джеймс Бонд как Павка Корчагин. – СОЦИС. - № 12. – 1997. – С. 16-23.
64. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления – М.: Изд-во МГУ, 1996.
65. Фомина Л.Г. Понятие и типы ценностных ориентаций. - Л., 1976.
66. Х. Ортега-и-Гассет Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. - М., 1991.
67. Хевеши М.А. Массовое общество в ХХ веке // СОЦИС, 2001, №7. – С 3-12.
68. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. – М.: Прометей, 1993.
69. Чавчавадзе Н.З. Внешние и внутренние факторы развития культуры // Культура и общественное развитие – Тбилиси, 1979.
70. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. – Тбилиси, 1984.
71. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология ХХ век: Антология.- М., 1995.
72. Энциклопедический словарь культуры ХХ в. / В. Руднев. – М.: АГРАФ, 2001.
73. Эстетика. Энциклопедический словарь. - М.: - 1989.
74. Юрлов Ф.Н. Социальные издержки глобализации. // СОЦИС, 2001, № 7. – С. 13-16.
Введение
Человечество вступило в XXI век. Процессы всеобщей глобализации, американизации охватили все жизненное пространство современного российского общества и оказывают негативное влияние на формирование социокультурного бытия нашей страны. Данный период времени характеризуется омассовлением всех сфер жизни общества. В условиях технологизации можно говорить о массовом производстве и потреблении, массовых движениях и организациях, массовой коммуникации и соответственно массовой культуре, которая является одним из самых ярких проявлений сегодняшнего дня.
Данная тематика нашла свое отражение в работах следующих авторов: Х. Ортега-и-Гассета, Г. Маркузе, Д. Макдональда, Д. Белла, С. Лемма, М. Шелера, О. Шпенглера, К. Ясперса – разработка вопросов, посвященных проблемам массового общества и массовой культуры.
Трансформационные процессы в постиндустриальном обществе приводят к смещению ценностей и необходимости построения, трансляции и стимуляции потребления новых культурных форм, носящих теперь массовый характер.
Современная массовая культура является одним из главных создателей ценностной составляющей культуры. Через продукт, который предлагает массовая культура, происходит насаждение западных ценностей и смыслов, что разрушает ценностное ядро национальной культуры и является опасным для индивида локальной цивилизации, представляя угрозу самобытности русского человека. Поэтому изучение массовой культуры и способов ее распространения является необходимым в контексте текущего момента времени.
Интенсивное развитие средств массовой коммуникации, которые являются главным проводником продукта массовой культуры и оказывают растущее влияние на формирование и распространение ее образов, служит причиной того, что именно на их примере механизмы десемантизации выглядят более рельефно.
Исследованием массовых коммуникации занимались: Т. Адорно, М. Хоркхаймер, С. Московичи, А. Моль, С. Кара-Мурза, Ж. Бодрийар, М. Маклюэн.
Под механизмом десемантизации в современной массовой культуре, в данной работе, подразумеваются способы предоставления информации, приводящие к частичной утрате, упрощению или потере смысла.
Объект исследования:
Объектом исследования выступает современная российская массовая культура.
Предмет исследования:
Предметом являются механизмы десемантизации, на примере средств массовой коммуникации.
Цель работы:
Выявить механизмы десемантизации в средствах массовой коммуникации.
Для достижения, поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. определить ценностно-смысловую специфику массовой культуры;
2. проанализировать состояние современной культуры;
3. описать экономические и социальные предпосылки механизмов десемантизации;
4. дать определение механизмов десемантизации;
5. выявить и описать основные механизмы десемантизации;
6. определить место массовой культуры в рамках концепции жизненных сил и культурвиталистского подхода.
Гипотезы исследования:
1. сущностное содержанием современной массовой культуры предполагает процесс десемантизации;
2. современная культура характеризуется кризисным состоянием;
3. существуют экономические предпосылки процесса десемантизации;
4. конкретные механизмы десемантизации массовой культуры существуют и наиболее явным образом проявляют себя в средствах массовой коммуникации;
5. механизмы десемантизации опасны для социального и психического здоровья граждан, с точки зрения Концепции жизненных сил и человека как биопсихосоциального существа.
Теоретико-методологическая база исследования:
Ценностная концепция рассмотрения культуры, теория жизненных сил человека, культурвиталистский подход, социология СМИ, социальная философия.
Методы, используемые в работе:
Традиционный анализ литературы, сравнительно-сопоставительный анализ, вторичный анализ эмпирических исследований.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что оно будет представлять интерес для работающих в области массовой коммуникации, специалистов в области массовой культуры, культурологов, а также для студентов социологического факультета.
Современная массовая культура: сущностные характеристики и подходы к исследованию
Дата: 2019-07-30, просмотров: 280.