Глава 1. Теоретические основы организации и проведения камеральных налоговых проверок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы организации и проведения камеральных налоговых проверок

Понятие и сущность камеральных налоговых проверок

Методы проведения камеральных налоговых проверок

Порядок и сроки проведения камеральных налоговых проверок

Глава 2. Анализ деятельности Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республики Саха (Якутии) по организации и проведению камеральных налоговых проверок

Автоматизированные информационные технологии камеральных налоговых проверок

Анализ эффективности проведения камеральных налоговых проверок

По единому социальному налогу

Анализ эффективности проведения камеральных налоговых проверок по налогу на доходы физических лиц, уплачиваемых работодателями

Глава 3. Проблемы и перспективы совершенствования организации и проведения камеральных налоговых проверок

Заключение

Список источников

Приложения



Введение

Правовой институт налогового контроля еще только складывается. До введения в действие части первой НК РФ его нормативный механизм практически отсутствовал. Отдельные вопросы проведения налоговых проверок и оформления их результатов регулировались инструкциями и информационными письмами Госналогслужбы РФ. Все это приводило к многочисленным спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами. Нормативная база для проведения камеральных проверок содержалась в Законе РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» от 21.03.91 г., согласно которому налоговые органы имели право проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках. Такая формулировка подразумевала проведение камеральных проверок.

Камеральные налоговые проверки в большинстве налоговых органов осуществлялись по временным методическим рекомендациям по различным видам налогов, разработанными, в том числе и региональными инспекциями. Рекомендации предлагали арифметическую сверку отдельных показателей представленных расчетов, взаимоувязку их с бухгалтерским балансом, отчетом о финансовых результатах, проверку своевременности и правильности оформления расчетов (налоговых деклараций).

Охват налогоплательщиков камеральными налоговыми проверками составляет почти 100 процентов, при этом камеральная проверка легче поддается автоматизации, что позволяет проводить внутридокументарный контроль показателей налоговой отчетности.

Таким образом, актуальность темы настоящей дипломной работы объясняется тем, что камеральная налоговая проверка является приоритетной и всеобъемлющей формой налогового контроля, имеющая высокую степень эффективности.

Целью работы является анализ деятельности налогового органа по организации и проведению камеральных налоговых проверок по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц на примере Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республики Саха (Якутии), а также разработка рекомендаций по их совершенствованию.

Осуществление поставленной цели предопределило решение ряда следующих задач:

1) исследовать понятие и сущность камеральных налоговых проверок, а также методы их проведения;

2) определить порядок и сроки проведения камеральных налоговых проверок;

3) проанализировать автоматизированные технологии камеральных налоговых проверок,

4) проанализировать организацию и проведение камеральных налоговых проверок по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц, уплачиваемых работодателями в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Республики Саха (Якутия) № 5;

4) выявить проблемы и разработать пути их решения.

Поставленная цель и задачи предопределяют структуру работы, которая включает введение, три главы, заключение, список использованных источников.

Во введение автор определил актуальность темы, поставил цель и задачи, рассматриваемые в данной дипломной работе.

В первой главе работы будут исследованы теоретические вопросы, касающиеся раскрытию понятия и сущности камеральных налоговых проверок, порядка проведения камерального налогового контроля, а также будет проведен анализ методик проведения камеральных налоговых проверок.

Во второй главе работы на основе теоретического материала будет проведен анализ деятельности Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республики Саха (Якутии) по организации и проведению камеральных налоговых проверок, а также будет разработана система направлений по совершенствованию камерального налогового контроля.

В заключение будут сформулированы основные выводы по проведенному исследованию.

Нормативно-правовую базу исследования составляют: Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных авторов таких как, В.А. Миронова, Ф.Ф. Халафеева, Ю. В. Сергеева, И. В. Горкунов, Д. П. Кипров, Е. В. Бурилов и другие.

Информационной базой исследования послужили приказы Министерства РФ по налогам и сборам, а также письмо Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области.



ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖРАЙОННОЙ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 5 ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИИ) ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Заключение

 

В настоящее время камеральные налоговые проверки остаются основным инструментом налогового контроля, так как отличаются своей массовостью, порядок проведения, которых недостаточно полно урегулирован Налоговым кодексом, что приводит к возникновению у налогоплательщиков многочисленных вопросов. В связи с чем, на основании анализа деятельности Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республики Саха (Якутии) по организации и проведению камеральных налоговых проверок автор работы пришел к следующим выводам:

- Как такового официального понятия камеральных налоговых проверок не закреплено, но при этом в статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации содержится лишь перечень квалифицирующих признаков данной категории, которые и позволяют определить ее содержание. Таким образом, под камеральной проверкой понимается проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проводимая по местонахождению налогового органа.

- При проведении камерального контроля можно выделить четыре основных метода – это негласный метод; метод поиска несоответствия в накопленной информации о деятельности хозяйствующего субъекта; логически-дедуктивный метод; финансово-аналитический метод.

- Срок проведения камеральной налоговой проверки составляет три месяца, со дня представления налоговой декларации, камеральная налоговая проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный НК РФ срок, а именно в течение пяти дней.- В настоящее время Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республики Саха (Якутии) используется такой программный продукт как, Система электронной обработки данных предназначенный для автоматизации работ инспекций местного уровня, связанных с налогообложением юридических и физических лиц.

- На сегодняшний день наличие в МРИ ФНС № 5 информационной базы при проведении камеральных налоговых проверок позволяет отследить всех налоговых агентов по НДФЛ. Так как сведения, полученные от состоящих на учете в инспекции налогоплательщиков и налоговых агентов загружаются в базу данных инспекции сразу после сдачи. Таким образом, данные мероприятия налогового контроля, позволили погасить сумму задолженности по налогу на доходы физических лиц, перечисленную налоговыми агентами в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 01.01.2008 в общей сумме задолженности 166,5 млн. рублей или 38,8 процентов.

Также одним из важных направлений деятельности в МРИ ФНС №5 является работа по легализации налоговой базы по ЕСН и НДФЛ, которая позволила из 410 налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по ВЭД по состоянию на 01.01.2007 года, повысить заработную плату до среднего уровня по ВЭД 161, или около 39 процентов в общем количестве отобранных налогоплательщиков, что является весьма не эффективным способом.

- Подводя итоги, можно сказать о том, что на практике налоговые органы, проводящие камеральные налоговые проверки руководствуются внутренним документом, где эта процедура расписана более подробно, поэтому необходимо данные методические рекомендации опубликовывать в первоисточниках.

Далее, в статье 88 НК законодатель не указал в течение пяти рабочих или календарных дней налогоплательщик обязан предоставить сведения, поэтому необходимо срок предоставления документов увеличить с 5 до 10 рабочих дней (с учетом того, что запрашивается большой объем таких документов), с момента получения требования.

Также не мало важным является то, что налоговые органы имеют право истребовать у налогоплательщика неограниченный объем документов для проведения камеральной проверки, поэтому необходимо добавить в НК РФ статью 88 примечание 1, в которой будет 15 пунктов, в соответствии с количеством налогов и специальных режимов в Российской Федерации, в каждом из которых будет перечислен закрытый перечень таких документов.

В свою очередь, налоговые органы должны повышать эффективность проведения камерального анализа, с помощью автоматизированной обработке данных, поступающих от налогоплательщиков, а именно необходимо создать такой программный продукт, который позволил бы автоматизированном режиме проверять всю налоговую отчетность.

Основной проблемой, является занижение налоговой базы по единому социальному налогу, а также страховых взносов и налогу на доходы физических лиц, так называемая зарплата «в конвертах». ФНС России начала работу с налогоплательщиками, выплачивающими заработную плату ниже среднего уровня по ВЭД. Эффективность этой работы не дает хороших результатов, так как по состоянию на 01.01.2008 по Республике Саха (Якутия), из 1117 выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня, сложившегося по соответствующему ВЭД, только 412 повысили заработную плату до среднего уровня по ВЭД, что составляет 36,9% от общего количества налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня, по соответствующему ВЭД. Таким образом, решением данной проблемы будет являться снижение налоговой ставки по единому социальному налогу с 26 процентов до 24, отчисляемое в федеральный бюджет, а также снижение планки шкалы, с которой начинает применяться регрессия. Также необходимо ввести прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц, и убрать стандартный налоговый вычет.



Список источников

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая, часть вторая // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 2000, № 32, ст. 3340.

2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесение изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3672.

3. Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 09.09.2003 № АС-4-05/27дсп «Об утверждении методических рекомендаций по проведению камеральных налоговых проверок расчетов по авансовым платежам (деклараций) по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, представляемых лицами, производящими выплаты физическим лицам: организациями; индивидуальными предпринимателями; физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями».

4. Приказ МНС России от 21.08.2003 № БГ-4-06/24 дсп@ «Регламент проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализация их результатов».

5. Приказ МНС России от 17.11.2003 №БГ-3-06/627 «Единые требования к формированию информационных ресурсов по камеральным и выездным проверкам».

6. Приказ МНС России от 10 декабря 2002 г. № БГ-3-32/ 705@ «Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

7. Письмо Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области от 30.03.2004 г. № 05-15/4809 «О проведении камеральных налоговых проверок по единому социальному налогу».

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации».

9. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

10. А.В. Астафьев Налоговые проверки // Налоговый вестник, № 5, 2006.

11. А.Г. Григорьев Методика проведение налоговых проверок // Налоговый вестник, № 11, 2008.

12. Брусницын А. В. Новый порядок оформления результатов проверок и принятия решений налоговыми органами // Налоговед, № 12, 2006.

13. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право – М, Центр, Налоговое право и финансы, 2007.

14. Б.Я. Тихомиров Совершенствования налогового контроля // Налоговед, № 4, 2008.

15. В. А. Лыкова Порядок проведения налоговых проверок // Финансы и кредит, № 1, 2006.

16. В. И. Карпов Формы и методы налогового контроля // Налоговед, № 7, 2006.

17. Глухов В.В., Дольде И.В., Некрасова Т.П. Налоги. Теория и практика, - Спб, 2007.

18. Горинова И.В. О проведении налоговых проверок // Налоговый вестник, 2008. № 8.

19. Горкунов И. В. Организация и проведение налоговых проверок// Налоговый вестник, 2005. №6.

20. Д.К. Адамов Порядок проведения налоговых проверок //Финансы, №3, 2007.

21. И.Д. Черник Об изменениях налогового законодательства с 2007 года // Налоговый вестник, № 10,2006.

22. И. С. Галин Порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок// Налоговед, 2007. № 7.

23. Кассов И. А. АИС в налоговой системе // Журнал «двойная запись», 2006. №7.

24. Косолапов А. И. Налоги налогообложение, -М, «Дашко и К», 2005.

25. Литвинова О. С. Налоговая проверка предприятия // Журнал “Российский налоговый курьер”, № 11, 2007.

26. Мелкова Р.А. Камеральная налоговая проверка // Налоговед, №11, 2006.

27. Налоги и налогообложение / Под ред. Д.Г. Черника, Л.П. Павловой – М.: Инфра-М, 2007.

28. Налоги и налогообложение / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. –Спб.: Питер, 2005.

29. Налоговое администрирование / Под ред. В.А. Миронова, Ф.Ф. Халафеева - М, Омега-Л, 2006.

30. О.А. Беркут Налоговые проверки как форма налогового контроля // Журнал «Российский налоговый курьер», № 7, 2007.

31. О.В. Князева, Н.В. Пономарева, Особенности налогового администрирования в государстве с переходной экономикой // Финансы, № 6, 2006.

32. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России – М.,2006.

33. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации – М.: Финансы и статистика, 2008.

34. Панин В.А. Оформление результатов налоговой проверки // Журнал «Российский налоговый курьер» № 2, 2008.

35. Пономарев А.И., Игнатова Т.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации, Финансы и статистика, 2006.

36. Сергеев Ю.В. Правовое регулирование налоговых отношений: Учебное пособие. – Якутск, 2006.

37. Попонова Н.А. и др. Организация налогового учета и налогового контроля: Учебное пособие / Н.А. Попонова, Г.Г. Нестеров, А.В. Терзиди. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 624 с.


[1] Налоговое право России: учебное пособие. Под ред. А.В. Демина, РУМЦ ЮО, 2006 г.

[2] Б. Я. Тихомиров Совершенствования налогового контроля // Налоговед, № 4, 2007, с. 17.

[3] Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации – М.: Финансы и статистика, 2006, с.198.

[4] Мелкова Р.А. Камеральная налоговая проверка // Налоговед, №11, 2006, с. 29.

[5] Приказ МНС России от 21.08.2003 № БГ-4-06/24 дсп@ «Регламент проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализация их результатов».

[6] Горинова И.В. О проведении налоговых проверок // Налоговый вестник, 2008. № 8, с. 36.

[7] Налоговый контроль: научно-практический комментарий положений законодательства о налогах и сборах с обзором судебной практики, под ред. А.А. Ялбулганова, Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2007

[8] Глухов В.В., Дольде И.В., Некрасова Т.П. Налоги. Теория и практика, - Спб, 2006, с. 178.

[9] Горкунов И. В. Организация и проведение налоговых проверок// Налоговый вестник, 2007. №6, с. 16.

[10] Косолапов А. И. Налоги налогообложение, -М, «Дашко и К», 2006, с. 294.

[11] Пономарев А.И., Игнатова Т.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации, Финансы и статистика, 2007, с. 38.

[12] Литвинова О. С. Налоговая проверка предприятия // Журнал “Российский налоговый курьер”, № 11, 2006, с. 92.

[13] Калгин В. Камеральная проверка: предъявите документы // Практическая бухгалтерия. 2003. Октябрь. N 10.; Лермонтов Ю.М. Комментарий к изменениям, внесенным в часть первую НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ // СПС.; Мухин М.С., Назаров А.Р. Об истребовании у налогоплательщика документации // БУХ_1С. 2005. Апрель. N 4.; Сасов К.А. Истребование документов в рамках камеральной налоговой проверки: что говорит закон // Налоговед. 2005. Ноябрь. N 11.

[14] О.А. Беркут Налоговые проверки как форма налогового контроля // Журнал «Российский налоговый курьер», № 7, 2006, с. 26.

[15] И. С. Галин Порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок// Налоговед, 2007. № 7, с. 25.

[16] Налоги и налогообложение / Под ред. Д.Г. Черника, Л.П. Павловой – М.: Инфра-М, 2005, с. 195.

[17] В. И. Карпов Формы и методы налогового контроля // Налоговед, № 7, 2006, с. 43.

[18] Налоги и налогообложение / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. –Спб.: Питер, 2006, с. 312.

[19] См.: Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право – М, Центр, Налоговое право и финансы, 2007, с. 149.

[20] См.: Борисов Е. С. Налоговая проверка предприятия: методика проведения. – Ресурсы сети Интернет. // www. rambler. ru.

[21]Куликин С. В. Порядок и сроки проведения камеральных налоговых проверок. – Ресурсы сети Интернет. // www. yandeks. ru.

[22] См.: Борисов Е. С. Налоговая проверка предприятия: методика проведения. – Ресурсы сети Интернет. // www. rambler. ru

[23] Лермонтов Ю.М. Комментарий к изменениям, внесенным в часть первую НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ. – Ресурсы сети Интернет. // www. nalog. ru.

[24] Гуев А. Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. – Ресурсы сети Интернет. // www. rambler. ru.

[25]И.Д. Черник Об изменениях налогового законодательства с 2007 года // Налоговый вестник, № 10,2006, с. 54.

[26] Приказ МНС России от 10 декабря 2002 г. № БГ-3-32/ 705@ «Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

[27] Налоговый контроль: научно-практический комментарий положений законодательства о налогах и сборах с обзором судебной практики, под ред. А.А. Ялбулганова, Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2007

[28] Д.К. Адамов Порядок проведения налоговых проверок //Финансы, №3, 2007, с. 36.

[29] А.В. Астафьев Налоговые проверки // Налоговый вестник, № 5, 2006, с. 56.

[30] Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России – М.,2006, с. 89.

[31] См.: Приказ МНС России от 17.11.2003 №БГ-3-06/627 «Единые требования к формированию информационных ресурсов по камеральным и выездным проверкам».

[32]См.: Брусницын А. В. Новый порядок оформления результатов проверок и принятия решений налоговыми органами // Налоговед, № 12, 2006, с. 45.

[33] В. А. Лыкова Порядок проведения налоговых проверок // Финансы и кредит, № 1, 2007, с. 25.

[34] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесение изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3672.

[35] А. Г. Григорьев Методика проведение налоговых проверок // Налоговый вестник, № 11, 2005 с. 45.

[36] О.В. Князева, Н.В. Пономарева, Особенности налогового администрирования в государстве с переходной экономикой // Финансы, № 6, 2008, с. 38.

[37] См.: Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России – М.,2008, с. 148.

[38] Власов Б. М. Система электронной обработки данных. – Ресурсы сети Интернет. // www. nalog. ru.

[39] Приказ МНС России от 17.11.2003 №БГ-3-06/627 «Единые требования к формированию информационных ресурсов по камеральным и выездным проверкам», с. 4.

[40] Пономарев А.И., Игнатова Т.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации, Финансы и статистика, 2008, с. 89.

[41] Письмо ФНС России от 16.09.2009 № ШС-22-3/717@ // www .r14.nalog.ru

[42] Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 2000, № 32, ст. 3340.

[43] См.: Панин В.А. Оформление результатов налоговой проверки // Журнал «Российский налоговый курьер» № 2, 2007, с. 31.

[44]Бурилов Е. В. Совершенствование процедур налоговых проверок. – Ресурсы сети Интернет. // www. rambler. ru.

[45] См.: Валов В.А. Налоговые проверки – взгляд “изнутри” – Ресурсы сети Интернет. // www. nalog. ru.

[46] Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 2000, № 32, ст. 3340.

[47] Новиков И. П. Налоговая проверка предприятия. – Ресурсы сети Интернет. // www. rambler. ru.

[48] Горкунов И. В. Организация и проведение налоговых проверок// Налоговый вестник, 2006. №6, с. 25

[49] См.: Фитов А. К. Автоматизированные информационные технологии налоговых органов. – Ресурсы сети Интернет. // www. depfin. ru.

[50] См.: Бурилов Е. В. Совершенствование процедур налоговых проверок. – Ресурсы сети Интернет. // www. rambler. ru.

[51] См.: Борисов Е. С. Налоговая проверка предприятия: методика проведения. – Ресурсы сети Интернет. // www. rambler. ru.

 

[52] См.: Мишина А. Б. Легализация заработной платы. – Ресурсы сети Интернет. // www. r14.nalog. ru.

[53] Новиков И. П. Налоговая проверка предприятия. – Ресурсы сети Интернет. // www. rambler. ru.

[54]Штогрин С. А. Введение прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц. // www. depfin. ru


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы организации и проведения камеральных налоговых проверок

Дата: 2019-07-30, просмотров: 183.