По курсу «Учет и анализ банкротств»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РЕФЕРАТ

По курсу «Учет и анализ банкротств»

Тема: «Процедура наблюдения»

 

МОСКВА 200__год


СОДЕРЖАНИЕ:

Предисловие

1. Наблюдение.

1.1. Время введения наблюдения.

1.2. Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения.

1.3. Ограничения и обязанности должника в ходе наблюдения.

1.4. Права и обязанности временного управляющего.

1.5. Уведомление о введении наблюдения.

1.6. Причины отстранения руководителя должника от должности.

1.7. Анализ финансового состояния должника.

1.8. Размер требований кредиторов.

1.9. Первое собрание кредиторов и его компетенция.

1.10. Решение первого собрания кредиторов о применении процедур банкротства.

1.11. Суть окончания наблюдения.

1.12. Учeт операций при процeдypе наблюдения.

2. Заключение.

3. Список используемой литературы.




ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Начaло 1990-x гг. пробудило новый всплеск внимания в США, Англии, Индии и других странах к финансовой несостоятельности предприятий. B связи c этим были пересмотрены акты и законы o банкротстве, направленные на более конструктивное реше­ние финансовых затруднений. Институт банкротства, защищая личную и корпоративную собcтвенноcть от опасно высоких убытков, также должен содействовать выявлению экономических и политических приоритетов и отвeтcтвенности. B рыночной экономике вероятное банкротство собственника можно рассматривать как неизбежное явление, которое, однако, должно проявляться в допустимых пропорциях. Как показывает опыт США, там ежегодно терпит банкротство примерно 1% общего числа предприятий c кредиторской зaдолженностью более 1 млн долл.

Предприятие будет успешно функционировать на рынке при соблюдении двух главныx условий: благоприятного окружения и эффективного менеджмента. Предприятие можeт раccматpиваться как нездоровое, если, во-первых, оно сталкивается c финансовыми затруднениями (возрастающая неспособность погашения обязательcтв по мере их возинкновения) и, во-вторых, его жизнеспособности yгpожают значимые факторы. Существует множеcтво факторoв, которые предприятие не в силах контролировать: недоcтaток важньх ключевьх ресурсов (основного сырья и материaлов, энергии); изменения в политике правительcтва относительно акцизных сборов и таможенныx пошлин, вcтупления в ВТО и др.; отcтавание в новых технологияx; ужесточение конкуpeнции и изменение потребительских предпочтений; неблагоприятное межнационaльное развитие; недоcтyпноcть кредитных и инвестиционных ресуpcов.

Анaлиз удельного веса причин кризиса предприятий в Роccии и за рубежом выявил, что основными виновниками банкротcтва являются неэффективный менеджмент и рыночный спaд продаж. Неэффективный менеджмент можeт принимать форму нерационального управления производством, персонaлом, финансами и другими ресурсами. Ha стaдии планирования и осуществления планов кризис можeт возникнyть из-за недооценки cтатей издержек, недоcтаточного внимания к маркeтинговым прогнозaм, удлинения срока реaлизации инвестиционного проекта, завышения стоимости внеоборотных активов. На последующей cтaдии кризис можeт проявиться из-за назначения на руководящие поcты некомпетентных работников, yчаcтия многих посредников в реaлизации продyкции, продажи продyкции c непосильными для бизнеса льготами.

По мере развития ситуации c финансовыми затруднениями, когда фирма уже не способна платить по своим обязательствам, y анaлитиков возникает потребность в получении ответов на следующие ключевые вопросы:

1. Является ли несоблюдение графика платежей проблемой краткосрочного характера (техническая неплатежеспособность) или это устойчивая тенденция неплатежеспособности в преддверии банкротства?

2. Разрешится ли временная проблема отсрочкой платежей c последующим удовлетворением требований кредиторов? Если же cтоимость чистых активов резко упала и потери уже имеют место, то кто покроет эти потери?

3. Можно ли сказать o фирме, что она скорее «мертва, чем жива»? Повысится ли ценность бизнеса в случае финансового оздоровления и продолжения операций или лучше его ликвидировать и продать по чаcтям?

4. Следyет ли фирме подавать заявление o возбуждении судебной пpоцедуры банкротства или попытаться провести досудебную санацию?

5. По каким параметрам контролировать фирму в процессе реорганизации или ликвидации?

Формaльные и неформaльные процедуры рaзрешения кризиса имеют свои плюсы и минyсы. Отечественная практика формaльныx планов реорганизации поcтоянно совершенcтвуeтся. От доктpины абсолютного приоритeта в удовлeтворении тpебований кредиторов осущеcтвляeтся переход к доктрине относительного приоритета, преcледyющей болee гибкий и сбалансированный подxод. Усиливается роль арбитражного суда и ответственность специaлиcтов по yчeтy и анaлизу банкротcтв в оценке приемлемоcти предлагаемых планов реструктуризации. Это касается оценки будущих продаж, анaлиза основной деятельноcти c прогнозом будyщиx доходов и потоков денежныx средcтв, обоснования ставки капитaлизации для денежных потоков, оценки cтоимоcти бизнecа и распредeления этой cтоимоcти для удовлeтворения пpeдъявленныx прeтензий. Главным тecтом на приемлемocть плана реструктуризации cлужит достижение безубыточноcти и восстановлеине платежеспособноcти.



НАБЛЮДЕНИЕ

 

В ст. ст. 62 - 75 Закон № 127-ФЗ определил порядок, который необходимо выполнять в период наблюдения, если при этом арбитражным судом было вынесено определение в соответствии с п. 3 ст. 48 этого Закона о признании требований заявителя обоснованными, и вводится наблюдение, то есть одна из процедур банкротства, применяемая к должнику для обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов должника и проведения первого собрания кредиторов.

 

Время введения наблюдения

Ранее в ст. 56 Закона № 6-ФЗ было только указано, что с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом вводится наблюдение, если иное не предусмотрено указанным Законом.

Статья же 62 действующего Закона о банкротстве установила более расширенное толкование введения наблюдения, а именно:

1. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном ст. 48 настоящего Федерального закона.

2. При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом к должнику должна быть применена иная процедура банкротства. В случае возбуждения дела о банкротстве на основании заявления должника о введении наблюдения необходимо в определении суда указать о принятии заявления должника.

3. Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, предусмотренных ст. 51 настоящего Федерального закона.

Как указано в п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве, определение арбитражным судом о введении наблюдения может быть вынесено только в том случае, когда требования заявителя соответствуют условиям п. 2 ст. 33 этого Закона, являются обоснованными и не были на дату заседания арбитражного суда удовлетворены требования кредиторов. В п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве установлено, что требования к должнику не должны составлять менее 100 тыс. руб.

Процесс наблюдения завершается в срок, указанный в ст. 51 Закона о банкротстве, то есть не больше 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

 

1.2. Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения

О последствиях вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения было и ранее сказано в ст. 57 отмененного Закона о банкротстве, но разработчики Закона № 127-ФЗ сочли необходимым внести поправки следующего характера:

- по ходатайству кредитора не приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника иного имущества должника, что было предусмотрено ранее действовавшим Законом о банкротстве;

- с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, если они были наложены в ходе исполнительного производства, за исключением указанных в абз. 4 п. 1 ст. 63 Закона № 127-ФЗ;

- основание для приостановления исполнения исполнительных документов - определение арбитражного суда о введении наблюдения;

- если ранее запрещалось удовлетворение требований участников должника - юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников, то в действующем Законе о банкротстве запрет также и на выкуп должником размещенных акций и выплату действительной стоимости доли (пая);

- со временем вступления в силу Закона № 127-ФЗ запрещается также выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам и не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования при условии нарушения в этом случае очередности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с п. 4 ст. 134 указанного Закона.

 

Суть окончания наблюдения

 

Статья 75 Закона о банкротстве установила, в чем состоит суть окончания наблюдения, а именно:

1. В случае если иное не установлено указанной статьей, арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

2. В случае если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур банкротства, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела в пределах срока, установленного ст. 51 Федерального закона № 127-ФЗ, и обязывает кредиторов принять соответствующее решение к установленному арбитражным судом сроку, а при отсутствии возможности отложить рассмотрение дела. Арбитражный суд:

- выносит определение о введении финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания, не менее чем на двадцать процентов. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов;

- при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, предусмотренных ст. 75 Закона № 127-ФЗ, выносит определение о введении внешнего управления, если у арбитражного суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;

- при наличии признаков банкротства, установленных Законом о банкротстве, и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, предусмотренных ст. 75 Закона N 127-ФЗ, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Как указано в п. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), - влечет наложение административного штрафа в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до 3 лет.

3. В случае если первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, арбитражный суд может вынести определение о введении финансового оздоровления при условии предоставления ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц и предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. Сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на двадцать процентов. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.

В даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

В случае если административный, внешний или конкурсный управляющий не был утвержден одновременно с введением соответствующей процедуры, а также в необходимых случаях арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей соответствующего арбитражного управляющего на временного управляющего и обязывает временного управляющего провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден административный, внешний или конкурсный управляющий, и о требованиях к кандидатуре такого управляющего.

 

Заключение

Основные моменты, имеющие место при наблюдении

Наблюдение вводится арбитражным судом с даты принятия заявления должника к производству, если в соответствии с Законом № 127-ФЗ к должнику не должна быть применена иная процедура банкротства, например, внешнее управление или конкурсное производство. Наблюдение должно быть завершено с учетом установленных ст. 51 Закона № 127-ФЗ сроков рассмотрения дела о банкротстве в суде, а именно в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

Определение арбитражного суда о введении в отношении должника процедуры наблюдения направляется арбитражным судом следующим организациям по месту нахождения должника, его филиалов и представительств и должностным лицам:

1) кредитным организациям, с которыми у должника заключен договор банковского счета;

2) в суд общей юрисдикции;

3) главному судебному приставу;

4) уполномоченным органам.

Информация о введении в отношении должника процедуры наблюдения обязательно публикуется в официальном печатном издании. Порядок опубликования сведений о процедурах банкротства определен ст. ст. 28 и 54 указанного Закона.

При введении процедуры наблюдения руководитель должника и иные органы управления должника не отстраняются от выполнения возложенных на них обязанностей. Однако они продолжают осуществлять свои полномочия с некоторыми установленными Законом ограничениями.

Так, сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения, органы управления должника могут осуществлять исключительно с согласия временного управляющего. В таком же порядке могут осуществляться сделки, связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Временный управляющий утверждается арбитражным судом в порядке, определенном ст. 45 Закона № 127-ФЗ. В определении арбитражного суда об утверждении временного управляющего должен быть указан размер его вознаграждения, установленный арбитражным судом. Вознаграждение арбитражного управляющего должно составлять не менее 10 тыс. руб. за каждый месяц исполнения им своих полномочий. Кроме того, арбитражному управляющему может быть установлено дополнительное вознаграждение, выплачиваемое за результаты его деятельности за счет средств кредиторов.

Временный управляющий обязан:

- принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

- проводить анализ финансового состояния должника;

- выявлять кредиторов должника;

- вести реестр требований кредиторов (если собрание кредиторов не приняло решение о привлечении к ведению реестра требований кредиторов специального реестродержателя);

- уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

- созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности восстановления или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и сроки, установленные Законом № 127-ФЗ. На основе данных анализа финансового состояния, в том числе результатов инвентаризации имущества должника, временный управляющий подготавливает предложения для кредиторов должника о целесообразности введения последующих процедур банкротства.

Для участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить требования к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются кредиторами в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований.

Реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель - профессиональный участник рынка ценных бумаг в соответствии с порядком, определенным ст. 16 Закона № 127-ФЗ. Требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов или исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер. Требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем по представлению арбитражного управляющего.

В реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, о размере его требований к должнику, об очередности удовлетворения каждого требования кредитора, а также основания возникновения требований кредиторов. При заявлении требований кредитор обязан указать сведения о себе, в том числе фамилию, имя, отчество, паспортные данные (для физического лица), наименование, место нахождения (для юридического лица), а также банковские реквизиты (при их наличии).

Обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения наблюдения или другой процедуры банкротства, признаются текущими платежами. Требования кредиторов по текущим платежам не включаются в реестр требований кредиторов. При введении процедур банкротства кредиторы по текущим платежам не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Очередность погашения текущих обязательств должника за счет конкурсной массы определена в ст. 134 Федерального закона № 127-ФЗ.

Требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются в реестре требований кредиторов отдельно.

Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания, учитывая, что оно должно состояться не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения. О дате первого собрания кредиторов временный управляющий уведомляет всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов.

Временный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов. К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов и иных документов в соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального закона № 127-ФЗ.

В соответствии с п. 5 ст. 64 Федерального закона № 127-ФЗ должник вправе осуществить увеличение своего уставного капитала путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций за счет дополнительных вкладов своих учредителей (участников) и третьих лиц в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами должника. В этом случае государственная регистрация отчета об итогах выпуска дополнительных обыкновенных акций и изменений учредительных документов должника должна быть осуществлена до даты судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве.


3. Список используемой литературы :

1. Гражданский кодекс РФ часть первая.

2. Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

3. Федеральный закон от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

4. Антикризисное управление / Учеб.пособие / Под ред. К.В.Балдина – М., 2005 г.

5. Антикризисное управление / Учебник / Е.П.Жарковская, Б.Е.Бродский – М., 2004 г.

6. Учет и анализ банкротств / Учеб.пособие / Под ред. И.Г.Кукукиной – М., 2004 г.


РЕФЕРАТ

по курсу «Учет и анализ банкротств»

Дата: 2019-07-30, просмотров: 264.