Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Часть I . Теоретические аспекты музыкально-информационного поля.

Часть II . Практические аспекты музыкально-информационного поля

Введение

Жизнь человечества в XX веке сопровождается стремительным развитием технологий хранения информации, имеющих глобальное культуростроительное значение. Наиболее яркое осуществление технологий культуры на современном этапе проявляется в создании информационной индустрии массовых коммуникаций и индустрии культурного потребления (Н.Ващекин, В.Лось, А.Урсул, А.Вебер, В.Иноземцев, Ю.Солодухин). В связи с этим меняются принципы культурной политики в государстве, координирования массовых процессов в культуре (И.Загурский и др.). Полевые явления в культуре приобретают новые смыслы и значения.

Для современной эпохи характерна смена типа культуры с массово-праздничного (И.Сидорская, Л.Зайцева), ориентирующегося на контактно-полевой уровень взаимодействия реципиентов в потоке ценностей культуры, на повседневно-индивидуальный и, следовательно, а-полевой тип функционирования артефактов.

Появилась новая - компьютерная коммуникативная виртуальная реальность, способствующая новым взаимодействиям человека и общества. Компьютерные сети начинают играть роль полевого феномена сознания.

Устаревает привычное подразделение коммуникативных потоков музыкального искусства на два основных русла - развлекательные и академические жанры (А.Якупов). Уточнение этих понятий связывается с из вариантами: музыка академическая и массовая; легкая - серьезная; бытовая -профессиональная (А.Цукер), обиходная — надбытовая (Е.Дуков). В других случаях нюансы этой типологии различаются как E-Musik (элитарная, серьезная) и U-Musik (низшая, развлечение) (Т.Чередниченко), как folk-music и art-music, то есть фольклорная музыка и музыка как искусство (Л.Гофман).

В этих классификационных системах заложено различие жанров кратковременного адаптациогенеза малых общностей - развлекательная музыка - и музыка "серьезная", "академическая" "артистическая", т.е. связанная с обучением в профессиональных институтах передачи традиций (в школах, "академиях") с ориентацией на ценности долговременного адаптациогенеза.

Выдвигаются иные оппозиции - аутентичное - репродуктивное, биотическое — абиотическое (В.Кутырев), относящиеся к культуре технологического воспроизводства артефактов. В прессе постоянно обсуждаются проблемы культуры в контексте наукоемких технологий (А.Ракитов и др.). Ядром культуры становятся технологические виды искусств -кинематограф, телевидение. На фоне массовых процессов в культуре происходят процессы демассификации контактных форм коммуникаций, сближение устного и экранного типа коммуникаций, движение к персонифицированной культуре, переориентация массовой культурной деятельности с публичных на домашние формы. В процессах, происходящих в современной культуре, решающее значение приобретает информационная революция: информатизация, компьютеризация, медиатизация пространства культуры; экранная, аудиовизуальная культура (И.Сидорская, Т.Семилет).

Определяющую роль приобретают технологии звуковоспроизведения и массовые технологии культуры, существенно меняющие привычные оппозиции, поскольку технологии культуры - звукозапись, видеозапись, электротехнологии звука могут использоваться как в контактных (домашнее музицирование, музицирование в малых контактных группах и в масштабных социальных группах), так и в дистантных технологиях музыки, охватывающих милионные аудитории, но не образующих контактных полевых структур сознания.

С точки зрения теории информационной самоорганизации в музыкальной культуре современности можно определить два уровня самоорганизации: рещшиентно-самоорганизующиеся формы и институционно-самоорганизую-щиеся (общественно инициированные). К реципиентно-самоорганизующимся формам относятся традиционный фольклор, пока еще сохраняющийся в локальных реликтовых проявлениях; городская бытовая культура и все маломасштабные явления человеческого общения, основанные на спонтанных потребностях жизни. Институционные формы организации культуры подразделяются на биотические (храмовая культура, театр, концерт, празднества) и оснащенные современными технологиями, посредством которых музыка потребляется слушателем как продукт технической манипуляции.

Очевидно, что технологическая музыка кардинально меняет процессы формирования живых информационных полей. Равновесие этих процессов имеет кардинальное значение для культуры. Если живое информационное поле содержит механизмы ментального адаптациогенеза, то а-биотическое информационное поле создает предпосылки для новых форм адаптациогенеза.

Заключение

Эпоха тоталитарного управления культурой, как его понимали в нашей стране еще десятилетие назад, по-видимому, ушла в прошлое. Однако, инициирующая политика в области музыкальной культуры необхолима и должна учитывать ряд факторов естественного развития. Необходимо выделить основные приоритеты и принципы организации в функционировании информационно-музыкального поля культуры, учитывая технотронные факторы в формировании музыкально-информационных полей:

A) системно-образующий принцип функционирования музыкально-информационного поля как форма существования, воспроизводства и развития музыкачьного искусства, основанного также на экспектации, предвидении культурообразующих явлений.

Б) принцип естественной исторической замкнутости отдельных составляющих музыкально-информационных потоков, их относительной независимости в общих процессах культуры.

B) принцип совмещения поступательных и возвратных процессов в функционировании музыкально-информационных потоков как основы дееспособности культуры (на примерах реставрации ушедших форм музицирования, восстановления забытых имен, дешифровки записей произведений).

Список литературы

1 Цымбал Л.А. Синергетика информационных процессов. Закон информативности и его следствия. М.: Наука, 1995. 115 с. С. 18.

2 Нефедов Е.И., Протопопов А.А., Семенцов А.Н., Яшин А.А. Взаимодействие физических полей с живым веществом. Монография. Под ред. А.А.Хадарцева. Тула, 1995. 179 с. С. 49.

3 Юзвишин И.И. Информациология, или закономерности информационных процессов итехнологий в микро и макромирах Вселенной. Изд. 3-е. М.: Радио и связь, 1996. С. 46.

4 Двойрин Г.Б. Единая голографическая информационная теория Вселенной. СПб.: Интан, 1994. 244 с. С. 100.

5 Ахромеев В.И., Нефедов Е.И., Протопопов А.А., Хадарцев А.А., Яшин А.А. Современные представления о структуре продольных электромангитных волн и механизме их дистанционного воздействия на биообъекты //11-й российский симпозиум с международным участием "Миллиметровые волны в медицине и биологии". Сборник докладов. Председатель оргкомитета симпозиума Н.Д.Девятков. 21-24 апреля 1997 г. Москва. М., 1997. С. 159-162. С. 160.

6 Калмыков И.Ф. Физические основы явлений, относимых к экстрасенсорным // Вестник психологии. 1994 J4» 1(6). С. 72-79. С. 72.

7 Мурсалимов Р.В. Терменвокс и биополе // Электроника, музыка, свет (к 100-летию со дня рождения Л.С.Термена). Материалы международной научно-практической конференции. Казань. 10-14 декабря 1996 года. Казань: "ФЭН", 1996. 299 с. С. 43-45.

8 Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения. Новосибирск.: Наука 1991. С. 82-115, 117.

9 Судаков К.В. Информационные свойства функциональных систем: теоретические аспекты // Вестник Российской Академии медицинских наук. М.: Медицина, 1997 № 12. С. 4-19. С. 4.

10 Бойцов А.А. Экология психосферы, энергоинформационных взаимодействий, информационного пространства // Психоэкология России, проблемы безопасности информационного пространства и психосферы страны (материалы совещания экспертной группы и актива по разработке законодательства в сфере информационно-психологической безопасности 16 февраля 1997 г. Ред. колл.: А.А.Бойцов, А.А.Бухтояров, А.Н.Хлуновский. СПб.: Институт медико-психологических проблем, 1997. С. 11.

11 Медушевский В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. С. 88. 10

12 См: Урманцев Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии 1998. № 12. С. 21-3.6.

13Иванов А.В. Природа сознания: онтологические основания, гносеологическая структура, культурно-синтетический потенциал. Автореф. дисс. докт. филос. наук. М.: МГУ. 1998.

14 Роднов Л.В. Разумно-нравственная сущность сознания. Автореф. дисс. докт.филос. наук. М.:МГУ, 1998; Разин А.В. Сознание и нравственность: антропогенетическое единство // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1999 № 3. С. 91.

15 Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология, нейроанатомия, психология эмоций. М.: Наука, 1981. С. 43.

16 Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998 № 4, С.50-63.

17 Моисеева Н.И. Механизм целебного действия покаяния // Вестник психотерапии. 1994 № 1(6). С. 123-126. 12

18 Невелев А.Б. Дух и мыслительные формы в контексте становления индивидуальности. Автореф. дисс. докт. филос. наук. Екатеринбург: УрГУ, 1998. С. 8. "

19 Васильченко Е.В. Культура звука в традиционных восточных цивилизациях. Автореф. дис. доктора культурологических наук. М., 1997. С. 10.

20 Мещеряков В.П. Экстрасенсорное восприятие информации // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Международная научная конференция Краснодар - Новороссийск. 11-14 сентября 1996 г. Тезисы докладов. Под ред. И.И.Горловой, Ю.С.Зубова и др.. Краснодар, 1996. С. 121.

21Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Из ранних произведений. М., 1990. С. 196-198.

22 См.: Флоренский П. Мысль и язык // Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Т.2. С 257.

23 Шпет Г. Внутренняя форма слова. М., 1927. 219 с. С. 41.

24 Мусоргский М.П. Письма. Биографические материалы и документы. М.: Музыка; 1971. С 102

25 Свиридов Г.В. О Мусоргском // Наследие М.П. Мусоргского Сб. материалов. К выпуску Полного академическою собрания М.П. Мусоргского в тридцати двух томах. М.: Музыка, 1989. С. 5-10. С. 10.

26 Герцман Е.В Античное музыкальное мышление Л.:Музыка, 1986. 224 с. С. 15.

27 Андреев А. К истории европейской музыкальной интонационное™. М.: Музыка, 1996. 192 с. С.9.

28 Перевозский Т.А. О едином понимании естественного языка музыкальных текстов с позиций вероятностных моделей смыслов И Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989. С. 262-265.

29 Земцовский И.И. Человек музицирующий - Человек интонирующий - Человек артикулирующий // Музыкальная коммуникация. Сб. науч. трудов. Редактор-составитель Л.Н.Березовчук. Проблемы музыкознания. Вып. 8. СПб.: РИИИ, 1996. С. 99, 102.

30 См.: Гудова М.Ю. Интонация как факт духовного бытия и способ его воплощения в искусстве. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Екатеринбург, УрГУ, 1997. С. 7. 16

31 Кобекин В. "Загадка Орфея"// Музыкальная академия. 1995 № 3. С. 11-13. 18

32 Соколов О.В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. Нижний Новгород, Н-НГУ, 1994. 220 с. С. 20. 20

33 Васильев А. К проблеме социологии жанра (социогенологии) // Методологические проблемы современного искусствознания. Сб. нуч. трудов. Вып. IV. Ред. колл.: В.Е.Гусев, Я.Б.Иоскевичи др. Л.: ЛГИТМиК, 1985. С. 63-74. С. 63.

34 Березовчук Л. Музыкальный жанр как система функций (психологические и семиотические аспекты) // Аспекты теоретического музыкознания: Сб. науч. тр. Вып.2. Л., ЛГИТМиК, 1989. С. 117-118.

35 Соколов А.В. Абсолютные, вторичные, спонтанные информационные потребности // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Международная научная конференция Краснодар - Новороссийск. 11-14 сентября 1996 г. Тезисы докладов. Под ред. И.И.Горловой, Ю.С.Зубова и др.. Краснодар, 1996. С. 67-68.

36 См.: Шевляков Е. Бытовая музыка и социальная психология: лики общности // Музыкальная академия. 1995 №3. С. 152-154. С. 153.

37 Агапкина Т.А. Звуковое поле традиционного календаря // Голос и ритуал: Материалы конференции. Май 1995 г. М.: Фольклорная комиссия Союза композиторов России; ГИИ, 1995. С. 9-11.

38 Агин М.С. Пение (вокальная речь) как вид информации // Информационное общество: Культурологические аспекты и проблемы. Международная научная конференция Краснодар - Новороссийск. 17-19 сентября 1997 г. Тезисы докладов. Краснодар, 1997, С. 205-207.

39 См.: Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры (инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). М.: Наука, 1980; Султанова М.А. Концепции контркультуры (США: 60-80-е годы). Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1993.

40 Резолюция всесоюзной научной конференции по координации собирательской работы и архивного хранения произведений русского народного творчества // Русский фольклор. Т. XXII. Л.: Наука, 1984. С. 198-201

41 Тарасевич Н.В. Роль традиционой народной культуры на переломных этапах развития общества // Культура на пороге III тысячелетия. Тезисы докладов II Международного семинара в Санкт-Петербурге 19-21 июня 1995 года. СПб.: СП6ТАК, 1995. С. 40-41.

42 Опыт религиозной жизни и ценности культуры: Материалы ежегодных международных Санкт-Петербургских религиеведческих чтений. Ноябрь. 1994. Науч. ред и сост. к.ист.н. Коновалов А.В. и др. СПб, 1994. 129 с.; Лицом к лицу: Религиозный диалог. Международная конференция. Москва. Дом ученых Рос.АН. 7-9 сент. 1993 г. М.: Всемирный еврейский конгресс, Всемирный русский собор, Исламский центр. Международная конференция "Культура и будущее России", 1995. 137 с.

43 Шукуров Ш.М. Основы теменологии // Гуманитарная наука в России: соросовские лауреаты. Материалы всероссийского конкурса научно-исследовательских проектов в области гуманитарных наук 1994 г. Председатель оргкомитета МЛ.Гаспаров. М., 1996. С. 157-164. С. 157.

44 См.: Чередниченко Т. Обнадеживающий анахронизм // Музыкальная академия. 1997 № I. С. С.5.

 45 Махрова Э.В. Европейское оперное искусство в канун III тысячелетия // Культура на пороге III тысячелетия. Тезисы докладов II Международного семинара в Санкт-Петербурге 19-21 июня 1995 года. СПб.: СПбГАК, 1995. С. 63-64.

46 Ковшарь И.Ф. Массовые музыкальные представления Нового времени: история и типология. Дисс. докт. искусствоведения. М: МГТС, 1999. С. 22-32. См. также: Джалилова Н.А. Возрождение празднества как феномен современного социо-культурного обновления. Автореф. дисс. канд. иск. М., 1993; Протасова Н.В. Эстетические проблемы массовых жанов искусства. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Одесса, 1993.

47 См.: Иоскевич Я.Б.Новая потребительская ситуация и эволюция художественного поля // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. Сб. ст. под ред. Е.В.Дукова. М: ГИИ, 1998. С. 229-244.

48 См.: Ментюков А., Устинов А., Чельдиев С. Музыка. Электроника. Интонирование. Новосибирск, 1994. 42

49 Трубинов П.Ю. Высота звука в компьютерном представлении. Музыкально-математические заметки // Классика и XX век. Сб. ст. под ред. З.М.Гуссейновой. СПб.: СПбГК, 1999. С. 221-237.221-222.

50 Галеев Б.М. Светомузыка в системе искусств. Учебное пособие. Казань: Каз. Гос. Консерватория, 1991 (1992). 88 с.

51 Ментюков А.П., Устинов А.А., Чельдиев С.А.Музыка, электроника, интонирование. Новосибирск, НГК, 1993. 312 с.; Новипкая Л.П. Психофизиологическое исследование эффективности воздействия музыки как сложного звукового коммуникативного сигнала. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1987.

52 ЭВМ и проблемы музыкального образования. Сб. ст. под ред. В.М.Цеханского. Новосибирск, 1989. 195 с.; Петряевский В.Р. Кризис музыкального образования в России и электронная музыка // Молодежь и общество на рубеже веков. Сб. ст. под науч. ред. И.М.Ильинского. Гл. ред. Ю.Н.Васильев. М.: Голос. 1999. 332 с. С. 140-143.

53 Ульяиич B.C. Ладозвонная интервальная система // Электроника, музыка, свет (к 100-летию со дня рождения Л.С.Термена). Материалы международной научно-практической конференции. Казань. 10-14 декабря 1996 года. Казань: "ФЭН", 1996. 299 с. С. 150.

54 См.: Семюаров Е.П. Музыкальные редакторы и их использование в учебном процессе -важное условие формирования информационной культуры личности музыканта-профессионала // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Международная научная конференция Краснодар - Новороссийск. 11-14 сентября 1996 г. Тезисы докладов. Под ред. И.И.Горловой, Ю.С.Зубова. Краснодар, 1996. С. 203-204.

55 Pare Ю.Н. Акустика в системе музыкального искусства. Диссертация в виде научного доклада на соиск. уч. ст. докт. искусствоведения. М.: МГК, 1998. 80 с. С. 49. 44

 

Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства

Минаев Евгений Анатольевич

Автореферат диссертации на соискание ученой степенидоктора искусствоведения

Москва 2000

Актуальность темы. Работа обдумывалась автором в течение многих лет на материале практической работы в Министерстве Культуры СССР и в период работы в качестве заместителя главного редактора музыкальных программ Гостелерадио СССР, секретаря СК России, а затем проректора Московской государственной консерватории по экономическим вопросам - в связи с организационной деятельностью автора, на практике столкнувшегося с актуальной проблемой создания научной концепции оптимального развития музыкальной культуры в современных условиях.

На рубеже XXI века человечество вступает в новую эпоху понимания и функционирования информации. Теория информации становится логической и организационной основой современной культурологии. В связи с появлением информационных технологий искусства музыкознание стоит перед задачей осмысления на новом уровне функций музыки как одной из подсистем общей информационной системы культуры.

Данная работа представляет собой попытку рассмотрения процесса развития музыкального искусства как части информационного поля (пространства), созданного человеком и составляющего инструмент адаптациогенеза человеческих сообществ. В работе определяется новый уровень рассмотрения проблем музыкальной информации - уровень полевой интерпретации явлений музыкальной культуры. Полевой анализ и полекая интерпретация этих процессов дают новые ключевые подходы в оценке явлений современной культуры, особенно в наше время техногенной глобализации культурных процессов.

В исследованиях последнего времени понятие информации соединяется с понятием информационого поля. Однако новые представления об информации до сих пор не вошли в аналитических аппарат музыковедения.

Новые идеи теории информации позволяют в новом ракурсе рассмотреть особую форму человеческого мышления и общественного сознания, каковой является музыка. В настоящее время такой подход к поставленной теме составляет особую актуальность и вырабатывается на протяжении нескольких лет содружеством исследователей, объединенных под эгидой Общественного Института Международной Академии Информатизации, инициирующего многочисленные конференции и специальные издания по проблемам информациологии искусства.

В последнее десятилетие выдвинуты идеи рассмотрения информационных синергетических процессов как основы адаптациогенеза (Хакен, Пригожий, Князева, Курдюмов, Голицын, Петров, Горшков), понятия идеализированой информации как основы адаптациогенеза человеческих сообществ (Цымбал),

сформулирован один из основных законов идеализированной информации -закон полевого состояния идеализированной информации (Цымбал), и, наконец, создана целостная теория информационного поля (Вернадский, Казначеев, Спирин, Юзвишин, Двойрин, Цымбал, Нефедов, Протопопов, Семенцов, Яшин), Однако, современная полевая информациология редко вводит в сферу своего внимания музыкальное искусство. Музыкознание же недостаточно связано с . информациологией, хотя и имеет значительные традиции соприкосновения с идеями этой науки. Актуальность диссертации состоит в разработке междисциплинарного пространства современной информациологии, теории музыки и музыкальной культурологии.

методологическая основа диссертации. Диссертация направлена на изучение полевых явлений в музыкальной культуре на материале данных музыкально-исторических и социологических исследований, современной прессы о музыке и материалов каталогов звукозаписывающих фирм и нотных издательств и опирается на аналитические методы исследования.

объект исследования: целостное информационное поле современой музыкальной культуры и исторические феномены, раскрывающие понятия музыкально-информационного поля и полевых механизмов музыкального искусства в целом.

предмет исследования - информационно-полевые факторы музыкальной культуры и принципы оптимизации, самореализации и самоидентификации современных культурных процессе в их музыкальных аспектах.

основная гипотеза исследования музыкально-информационное поле (музыкально-информационные поля всех категорий) рассматривается как стержневая основа эмоционально-духовного адаптациогенеза человеческих сообществ.

задачи исследования:

- раскрыть содержание, структуру и онтологический смысл понятия «музыкально-информационное поле»;

- рассмотреть теоретические основы музыкально-информационного поля в аспекте современной культуры на материале основных известных исторических форм бытования музыкального искусства в социокультурном процессе;

проанализировать методологические проблемы информационной саморегуляционой сущности музыкального искусства;

- разработать понятийно-категориальный аппарат информациологического аспекта музыкального искусства, включая такие понятия, как эмоция, интонация, жанр;

- уточнить информационно-полевые механизмы действия массовых феноменов культуры;

- определить стратегии и институциональные условия информационных процессов музыкальной культуры;

- обосновать онтопсихологические предпосылки осуществления музыкального творчества как феномена адаптациогенеза человеческих ментальных общностей;

показать информационные механизмы самореализации музыкально-художественной личности;

- выявить информационно-полевые механизмы порождения культурных ценностей на основе общего информационно-полевого анализа феномена музыки и музыкальной культуры;

- определить перспективы современной социокультурной художественной информационной деятельности;

- рассмотреть основные виды современного музыкального искусства и

-музыкальной культуры в их комплексном бытовании - в современном фольклоре, церковном певческом искусстве, театрально-концертных жанрах и жанрах массового искусства;

учесть основные формы современной техногенной культуры и связаные с ними макропроцессы музыкальной культуры. научная новизна диссертации состоит

- в определении понятий «идеализированной информации», «музыкально-информационного поля» и «музыкально-информационных потоков» применительно к историческим и социальным процессам в музыкальной культуре;

- в разработке теоретических основ анализа информационно-полевых процессов музыкального искусства,

- в корректировке с точки зрения особенностей этих процессов таких понятий, как эмоция, интонация, жанр;

- в целостном анализе с этих позиций различных видов современной музыкальной культуры и явлений музыкально-культурной практики;

- в анализе с этих позиций современного массового искусства;

- в новых трактовках техногенных основ современной музыкальной культуры с точки зрения информационно-полевых механизмов культуры.

В работе - проанализированы теоретические основы музыкально-информационного поля в аспекте современной культуры и на материале основных известных исторических форм бытования музыкального искусства;

определены методологические проблемы информационной саморегуляционной сущности музыкального искусства;

разработан понятийно-категориальный аппарат информациологии музыкальной культуры, в особенности такие понятия, как эмоция, интонация, музыкальный жанр;

- выявлены информационно-полевые механизмы действия массовых феноменов культуры;

показаны стратегические параметры современных музыкально-информационных процессов в обществе;

- обоснованы онтопсихологические предпосылки осуществления музыкального творчества как феномена адаптациогенеза человеческих ментальных общностей, показаны информационно-адаптационные механизмы самореализации музыкально-художественной личности;

- на основе общего информационно-полевого анализа феномена музыки и музыкальной культуры проанализированы информационно-полевые механизмы порождения культурных ценностей;

- намечены перспективы современной социокультурной художественно-информационной деятельности;

- рассмотрены основные виды современного музыкального искусства и музыкальной культуры в их комплексном бытовании в современном фольклоре, церковном певческом искусстве, театрально-концертных жанрах и жанрах массового искусства;

- учтены основные формы современной техногенной культуры и связанные с ними макропроцессы музыкальной культуры.

практическая значимость работы. Основные выводы диссертации позволяют наиболее адекватно трактовать явления современной культуры, наиболее оптимально применять эти выводы к анализу процессуальной (бытийной) основы музыкального искусства в обществе, стратегии и тактике музыкальной культуры в целом.

апробация работы и внедрение результатов в практику: По теме работы были сделаны доклады на российских и международных конференциях (Москва, Струга /Македония/), публикации, в т.ч. одноименной монографии. Концепция диссертации рализована в продюссерской деятельности автора. Диссертация неоднократно обсуждалась в Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковскогои и была рекомендована к защите 21 июня 2000 года на кафедре Междициплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ РАБОТЫ: диссертация состоит из двух частей, вбирающих соответственно четыре и восемь глав, Введения и Заключения, Списка литературы по теме и Приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Введение. Информационно-полевые аспекты феномена музыки

О возможности информационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления начали говорить с развитием кибенетики и теории информации уже в 70-х годах XX в. (А.Моль, Р.Зарипов, И.Рудь, И.Цуккерман, Л.Дыс, М.Бонфельд). Музыковедение «неосознанно» зафиксировало основные законы информациологии, отражающиеся в теории музыкального формообразования и социологии музыкальной культуры. Вклад в современное музыкознание в развитии информационных аспектов развития музыкального искусства составили работы А.Сохора, Г.Орлова, М.Арановского. Дальнейшее развитие этой проблематики осуществили В.Медушевский, В.Холопова, Л.Акопян.

Для понимания феномена и процессов саморазвития искусства основополагающим представляется предложенное и разработанное Л.Цымбалом понятие идеализированной информации, которое дает возможность по-новому видеть и сущностные процессы искусства, творчества, культуры.

Идеализированная информация, по определению Цымбала, понимается как "закономерный сплав объективного отражения и субъективного восприятия"1. По определению Цымбала, живые системы в процессе самоорганизации в природе создают своим разумом стройный воображаемый мир с помощью идеализированной информации, который является основным, базовым регулятором общественного сознания и сознания индивидуумов. Мир идеализированой информации создается информационными потоками всех культур на протяжении всей истории человечества, развивается по определенным законам становления, трансформации и трансляции информации.

Теория информационного поля включает понятие единого информационного поля ноосферы, раскрывает законы, составляющие объективные механизмы действия информационного поля - закон сохранения формы представления информации, закон единства и сохранения энергии информационного поля2.

Смежным понятию информационного поля представляется понятие информационного потока, к которой подошел в 20-х годах нашего века А.Лосев, сформулировавший теорию потока сознания на материале вербального языка. Теория Лосева непосредственно соединяется с полевыми категориями потока музыкального языка - как традиционно-ментальной интонационной и жанровой сферы, так и акциональной формы бытования музыки.

Приняв за основу понятие идеализированной информации как совокупной информации, вырабатываемой человеческим сообществом в процессе своего внешнего и внутреннего адаптациогенеза, необходимо всю совокупность музыкального искусства и шире - музыкального быта рассматривать как органическую часть общей идеализированной информации, действующей как инструмент внутреннего адаптациогенеза человеческих сообществ и обладающей определенными законами развития. Применение категориального понятия идеализированной информации делает возможным выработку критериев целостной оценки творений человеческой фантазии, не умещающихся в "чистых" рамках понятия искусства; предоставляет основание методики анализа отрицательных информационных явлений и процессов, возможности новых аспектов постижения как современной горизонтали, так и исторической вертикали музыкального искусства.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 224.