Анализ законодательства предусматривающего право граждан на судебную защиту избирательных прав
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Проблема избирательных споров весьма актуальна на современном этапе развития российской государственности в целом и избирательной системы в частности. В связи с этим возникает необходимость в проведении сопоставления избирательных споров, как споров, связанных с нарушением избирательных прав граждан, с некоторыми схожими правовыми явлениями и, в частности с правовыми спорами, имеющими место в связи с обжалованием нарушений права граждан на участие в референдуме Российской Федерации.

На первый взгляд может показаться, что эти два вида правовых споров являются однопорядковыми юридическими явлениями и вопрос об их разграничении надуман и неуместен. Так, именно на позиции отождествления референдумных споров и избирательных под эгидой последних находится Е.П. Ищенко, который под избирательными спорами понимает разногласия, возникающие в связи с нарушениями избирательных прав граждан при проведении избирательных кампаний по выборам органов государственной власти и местного самоуправления, а также при проведении референдумов, которые разрешаются в административном или судебном порядке. Тем самым автор не находит никакой принципиальной разницы между правовыми спорами, связанными с нарушением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан. Действительно, юридическая, нормативная база, устанавливающая саму возможность существования и порядок рассмотрения избирательных споров и споров при проведении референдумов совпадает в едином федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией и защитой конституционных прав граждан избирать и быть избранным, а также участвовать в референдуме, как средства осуществления народом принадлежащей ему власти в условиях демократического российского государства.

Однако далеко не все ученые соглашаются с тем, что отношения, возникающие в связи с проведением референдумов в Российской Федерации, входят в предмет избирательного права, а, следовательно, и избирательные споры не поглощают в себя споры референдумные. Так С.Д. Князев полагает, что одно лишь сходство "технологических" аспектов этих двух институтов народовластия не может служить убедительным доказательством в пользу объединения выборов и референдума в единый по своей природе объект правового регулирования. Нельзя, полагает автор, игнорировать то обстоятельство, что выборы и референдум имеют различные основания, цели и юридические последствия.

Прежде всего, само различие избирательного права и права на участие в референдуме граждан заложено уже в Конституции РФ. Так в ч. 3 ст. 3 отдельно выделяются два вида непосредственной демократии при осуществлении народом принадлежащей ему власти - это референдум и свободные выборы. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" также выделяет отдельно выборы и референдум, избирателей и участников референдума, избирательные права граждан и право на участие в референдуме. Причем, если выборы - это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица, то под референдумом в федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" понимается форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.

Как видно, референдум и выборы рассматриваются законодателем как две абсолютно самостоятельные формы прямого волеизъявления граждан, которые различаются в первую очередь по целям их проведения. Референдумы бывают трех видов: 1) референдум Российской Федерации; 2) референдум субъекта РФ; 3) местный референдум. Здесь можно обнаружить некоторую аналогию с уровнями проводимых в России выборов, что, однако, не свидетельствует о тождестве рассматриваемых правовых явлений. Важно отметить, что федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" лишь устанавливает общий для выборов и референдумов набор основных гарантий конституционных права избирать и быть избранным, а также права на участие в референдуме, в то время как детальное правовое регулирование, к примеру, федеральных выборов и референдума, осуществляется четко дифференцированно. Порядок выборов Президента РФ и депутатов Государственной думы РФ предусмотрен в федеральных законах "О выборах президента РФ" и "О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ". Что касается референдума Российской Федерации, то процедура его проведения регулируется федеральным конституционным законом РФ "О референдуме Российской Федерации". Раздельное правовое регулирование, причем на уровне разных по юридической силе законов - федерального и федерального конституционного, на наш взгляд, еще раз подтверждает автономность референдума по отношению к выборам.

Необходимо также обратить внимание на то, что если выборы проводятся постоянно, с установленной в законе периодичностью, являясь легитимным и единственно возможным в условиях демократической России способом постоянного формирования и обновления органов государственной власти, местного самоуправления и выборных должностных лиц, то референдум - это элемент выражения власти народа, тот юридический инструмент, который используется исключительно в связи с поступившей инициативой определенных в конституции (законе) субъектов, либо применяющийся в зависимости от сложившейся и предусмотренной в законодательстве ситуации, а также не обладающий признаком заранее установленной периодичности его проведения. Именно поэтому, в сравнении с выборами, референдумы представляют собой достаточно редкое явление, которое в отличие от выборов имело место далеко не во всех субъектах РФ. Безусловно, что у референдумного процесса во многом совпадает технологическая, процедурная составляющая с процессом избирательным, что и обусловило, на наш взгляд, комплексное в рамках единого базового федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" регулирование этих двух отличных друг от друга правовых явлений, хотя не следует забывать, что федеральный закон 1994 года "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" регулировал исключительно избирательные отношения и не содержал норм, закрепляющих порядок реализации и защиты права граждан на участие в референдуме. Кроме этого, как отмечает С.Д. Князев, обращает на себя внимание тот факт, что практически во всех субъектах Российской Федерации законодательное регулирование избирательных прав и права на участие в референдуме осуществляется на дифференцированной основе. Поэтому, современное единое, в рамках одного закона закрепление базовых гарантий осуществления и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме, как уже было сказано, не привело к отождествлению референдума и выборов и не повлекло поглощения избирательным правом такого самостоятельного института конституционного права России, как институт референдума, в качестве наивысшего способа выражения народом принадлежащей ему власти.

Возвращаясь снова к конституционным основам избирательного права и права на участие в референдуме, приведем в связи с этим позицию С.Д. Князева, который полагает, что вовсе не случайно Конституция России, определяя выборы как свободные, не содержит аналогичной характеристики по отношению к референдуму. За этим, с точки зрения автора, кроется существенное концептуальное различие методов правовой регламентации избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме, отражающее специфические особенности данных форм участия обладателей этих конституционных прав в управлении делами общества и государства. Его нетрудно обнаружить при внимательном исследовании порядка назначения, условий подведения итогов и определения результатов выборов и референдума, а также тех юридических ограничений, которые установлены применительно к избирательным правам и праву на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Поэтому отнесение референдума к числу институтов избирательного права и процесса выглядит неубедительно, не способствует его восприятию в качестве совершенно самостоятельного, в том числе и в разрезе правового регулирования, проявления народовластия, преследующего совершенно иные, нежели выборы, цели.

Более того, нивелирование отличий между законодательством о выборах и законодательством о референдуме может привести к негативным, с точки зрения развития демократических процессов, последствиям. Как справедливо замечает А.Е. Постников, вопросы референдума должны быть содержательно отделены от вопросов избирательного права таким образом, чтобы референдум не мог быть использован в качестве замены для проведения свободных демократических выборов. Все это заставляет усомниться в обоснованности и целесообразности придания референдуму статуса органической составной части избирательного права.  Из всего вышеизложенного следует, что общественные отношения, связанные с реализацией и защитой права граждан на участие в референдуме, на наш взгляд, не входят в предмет российского избирательного права, а, следовательно, и избирательные споры, протекающие в рамках охранительных избирательных правоотношений, не включают в себя правовые споры, имеющие место в связи с нарушениями права граждан на участие в референдуме. Безусловно, что между спорами референдумными и избирательными много общего, поскольку как первые, так и вторые являются юридическими конфликтами и правовыми спорами. Сходство также в частности обнаруживается применительно к единообразной процедуре их рассмотрениях и разрешения, установленной ст. 75 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. 259 ГПК РФ. Однако при всем при этом избирательные споры характеризуются значительно более широким по сравнению со спорами референдумными перечнем возможных предметов споров. Кроме того, правовые споры, связанные с нарушением права граждан на участие в референдуме, обладают своим весьма специфическим субъектным составом (инициативные группы по проведению референдума и т.д.), причем круг возможных субъектов избирательных споров существенно шире в сравнении с кругом субъектов референдумных споров. Чаще избирательные споры имеют место и в плане количественных показателей их возникновения, что обусловлено регулярностью процесса проведения выборов и фрагментарностью использования референдумов в качестве формы прямого волеизъявления граждан.

Право на судебную защиту избирательных прав предусмотрено прежде всего в Конституции РФ Закрепленная в ч. 1 статьи 46 Конституции РФ гарантия судебной защиты является важнейшим и эффективным средством реализации провозглашенных в ст. 2 Конституции положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.

Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой, обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.

Под судами как органами судебной власти, осуществляющими защиту прав и свобод граждан, имеются в виду суды, образованные в соответствии с требованиями, указанными в ч. 3 ст. 128 Конституции, и ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных названным законом, не допускается. В России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

Перечисленные суды имеют различные полномочия и осуществляют правосудие в различных процессуальных формах, каковыми являются конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Но все они в пределах своих полномочий призваны стоять на страже законных прав и свобод человека и гражданина.

Круг дел, входящих в сферу деятельности судов, постоянно растет. Обращение к судам как к защитникам прав и свобод людей стало повседневным явлением, так как очевидны преимущества судебного порядка обжалования перед административным. Главное из них - самостоятельность и независимость судебной власти от законодательной и исполнительной властей. Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону.

Гарантии независимости судебной власти обеспечиваются: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; неприкосновенностью судьи; для судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов - также системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу и др.

Судебное разбирательство производится на основе закрепленных в Конституции принципов судопроизводства: открытости, состязательности, равноправия сторон и др. Лицу, подавшему жалобу, предоставляется право самому принять участие в судебном рассмотрении дела и обжаловать принятое решение.

Раскрывает общие конституционные положения о праве граждан на судебную защиту избирательных прав Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации от 28.06.04 № 5 ФКЗ "О референдуме Российской Федерации": "Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий и иных общественных объединений, комиссий референдума, их должностных лиц, нарушающие право на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд в порядке и сроки, которые установлены федеральными законами".

Далее положения конституционного закона конкретизируются в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Согласно ст. 75 указанного Закона решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.

Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.

Решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдумов обжалуются в суды соответствующего уровня, по подсудности, установленной пунктом 2 настоящей статьи. При этом суд соответствующего уровня обязан рассмотреть по существу не только решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, организующей выборы, соответствующей комиссии референдума, но и одновременно решения и действия (бездействие) всех нижестоящих комиссий, принимавших участие в организации и проведении данных выборов, референдума в соответствии с законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты указанных выборов, референдума.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.

Рассмотрим пример из судебной практики.

Логинов А.А. в интересах избирателя Павлова М.Д. обратился в суд с жалобой об отмене решения избирательной комиссии по Ленинскому району о регистрации Ильковского К.К. кандидатом в депутаты Ленинского района Новосибирской области.

Определением Ленинского районного суда общей юрисдикции г. Новосибирска от 24 декабря 2002 г. в принятии жалобы отказано на основании п. 1 ст. 129 ГПК РСФСР (действовавшего на тот момент).

В частной жалобе представителя Павлова М.Д. - Логинова А.А. ставится вопрос об отмене определения суда по мотиву его незаконности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, Новосибирский областной суд оснований для отмены определения суда не находит.

В соответствии с п. 5 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, избирательного блока, список которого зарегистрирован по тому избирательному округу.

Согласно п. 5 ст. 78 этого же закона заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в том числе повторного). Решение суда должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Из пункта 5 ст. 76 данного Федерального закона следует, что право на обращение в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата избирателю законом не предоставлено.

Кроме того, требование об отмене регистрации кандидата в нарушение п. 5 ст. 78 названного закона предъявлено позднее, чем за восемь дней до дня голосования.

Установленный п. 5 ст. 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" срок обращения в суд является пресекательным и восстановлению не подлежит.

Таким образом, поскольку жалоба в суд об отмене регистрации кандидата подана лицом, не указанным в п. 5 ст. 76 данного закона и за пределами вышеназванного срока, судья правильно отказал в ее принятии на основании п. 1 ст. 129 ГПК РСФСР (действовавшего на тот момент).

Ссылка на п. 1 ст. 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому суд соответствующего уровня не вправе отказать в приеме жалобы на нарушение избирательных прав не свидетельствует о незаконности определения суда, поскольку содержащиеся в п. 5 ст. 76 и п. 5 ст. 78 данного закона нормы являются специальными.

Данное определение суда не препятствует заявителю реализовать конституционное право избирать и быть избранным в представительный (законодательный) орган государственной власти Новосибирской области, участвовать в избирательных действиях в ходе избирательной кампании, т.е. не нарушает принадлежащих ему избирательных прав.

Доводы частной жалобы о нарушении судом положений Конституции РФ, других федеральных законов, а также законов Новосибирской области являются несостоятельными.

Руководствуясь ст.ст. 366, 374 ГПК РФ Новосибирской областной суд, определил:

определение Ленинского районного суда от 24 декабря 2002 г. оставить без изменения, а частную жалобу представителя Павлова М.Д. - Логинова А.А. - без удовлетворения.

Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

а) оставить жалобу без удовлетворения;

б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;

в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального образования или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, а решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязаны принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.

Предварительное обращение в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд.

В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. Суд извещает комиссию о поступившей жалобе и о принятии ее к рассмотрению. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение.

С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума, наблюдатели, а также комиссии. При этом в случае, если указанные в жалобе (жалобах) нарушения касаются значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу по существу.

Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб.

При рассмотрении жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда рассматривается вопрос о нарушениях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, на заседание комиссии приглашаются заинтересованные стороны (авторы жалоб (заявлений), лица, действия (бездействие) которых обсуждаются).

Действующее федеральное законодательство в целом создает необходимые юридические предпосылки для проведения избирательных кампаний различного вида и уровня и отвечает общепризнанным демократическим стандартам организации и осуществления избирательных процедур.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 143.