ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

 

Состояние здоровья матери и ребенка является индикатором состояния и благополучия общества в целом. В Российской Федерации отмечаются неблагоприятные тенденции динамики ряда важных показателей состояния здоровья женщин и детей: Возросла распространенность болезней, в том числе социально-обусловленных (туберкулез, заболевания передаваемые половым путем, ВИЧ-инфекция, наркомания и другие). Хроническая патология регистрируется в более ранних возрастных группах, ежегодно растет число детей инвалидов. Низкими темпами снижается материнская и младенческая смертность. Ухудшается состояние здоровья будущих матерей. Осуществляемые меры по охране здоровья детей и матерей недостаточно эффективны. В условиях отсутствия законодательно закрепленных механизмов координации межотраслевое взаимодействие не стало основополагающим принципом в решении медицинских и социальных проблем детства и материнства.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности данного исследования, необходимость дальнейшей разработки и осуществления государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка.

Цель работы - анализ деятельности органов государственной власти, сложившейся системы охраны здоровья матери и ребенка и определение путей совершенствования государственной политики в области охраны материнства и детства на примере управления здравоохранения Еврейской автономной области. Задачи исследования:

- изучить сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка; рассмотреть состояние организации охраны материнства и детства в РФ;

- обозначить имеющуюся нормативно-правовую базу по охране матери и ребенка;

- провести анализ основных направлений деятельности органов государственной власти по охране здоровья матери и ребенка на примере управления здравоохранения правительства ЕАО;

- выявить проблемы в области охраны здоровья матери и ребенка в ЕАО;

- разработать пути  совершенствования деятельности управления здравоохранения правительства ЕАО по охране здоровья матери и ребенка.

Объект исследования - органы государственной власти, осуществляющие охрану здоровья матери и ребенка.

Предмет исследования - деятельность органов государственной власти по охране здоровья матери и ребенка.

Хронологические рамки исследования - 1998 - 2003 годы.

 

 



ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАВРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕАО)

Программно-целевой метод, как один из основных методов деятельности управления по охране здоровья матери и ребенка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив и проанализировав вышеизложенный материал можно сделать следующие выводы.

Известно, что женщины и дети – одни из самых социально незащищенных слоев общества.

Одной из проблем современного общества становится ухудшение здоровья женщин и детей в России.

В ухудшении здоровья решающее значение имеют социальные факторы: отсутствие работы или угроза ее утратить, низкий доход на душу населения, плохое жилье и питание, скверная вода и загрязненный воздух, вредные привычки и т.д. Многие инфекционные болезни у женщин протекают тяжелее, чем у мужчин, в том числе и те, что передаются половым путем (протекают дольше и тяжелее в 6 раз). В последние годы возросло число заболевших сифилисом и другими венерическими болезнями, на пороге - вспышка СПИДа. По потреблению алкоголя и табака наши женщины стали догонять мужчин.

Падает рождаемость. В конце 90-х годов суммарный коэффициент рождаемости опустился намного ниже двух рождений в среднем на женщину (для простого замещения поколения необходимы 2,15 - 2,17 рождений на одну женщину). Из каждых 26 женщин детородного возраста рожает только одна, и, как правило, это работающие женщины. Социально-экономическая ситуация в стране вынуждает их трудиться в любых условиях, в том числе вредных и опасных, в ущерб собственному здоровью и здоровью своих детей.

Не обошла эта проблема и ЕАО. Показатели материнской и младенческой смертности в области выше общероссийских. Это связано с тем, что предпринимаемые меры государственной поддержки охраны материнства и детства, реализуемые в рамках федеральных программ, при ограниченных финансовых возможностях не адекватны состоянию репродуктивного здоровья населения в области. В современных условиях наблюдается сокращение числа женщин и семей, желающих иметь детей.

Ухудшение показателя воспроизводства населения происходит на фоне снижения качества здоровья женщин репродуктивного возраста. Растет число гинекологических заболеваний, бесплодия, осложнений беременности и родов. Прогрессивно растут анемии беременных, продолжается снижение числа нормальных родов. Ухудшающееся здоровье беременных женщин негативно сказывается на состоянии здоровья новорожденных детей. Показатель заболеваемости новорожденных детей имеет постоянную тенденцию к росту.

Проблемы аборта для области, как в целом для России, особенно в условиях низкой рождаемости, имеют национальный характер. Несмотря на снижение абортов, сохраняется их высокий уровень и высокий уровень осложнений после абортов: более 70% женщин страдают воспалительными заболеваниями женской половой сферы, высок уровень эндокринных нарушений, невынашивания беременности, бесплодия. В структуре причин материнской смертности 30% составляют причины, обусловленные абортами.

Одной из основных причин высокого уровня абортов и смертности от абортов является недостаточное использование современных средств контрацепции.

Одной из острейших проблем в современных условиях стали проблемы детей подросткового возраста, которые наиболее подвержены социальнонегативному влиянию среды и общества. Национальным бедствием стало распространение среди подростков наркомании, алкоголизма, токсикомании, инфекций, передаваемых половым путем, СПИДа, туберкулеза, хронических соматических заболеваний. Высокими остаются у подростков показатели абортов, их осложнений и заболеваний репродуктивной системы.

 

В целом высокая заболеваемость детей, низкий уровень здоровья беременных женщин и женщин репродуктивного возраста, высокая распространенность абортов обуславливают высокую материнскую и младенческую смертность, затрагивают национальные интересы страны и области, являются основанием для создания областной целевой программы.

Деятельность службы охраны здоровья матери и ребенка управления здравоохранения правительства ЕАО строилась на основе федеральной целевой программы «Дети России». В целях выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 г. № 625 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2005 годы» в области была принята программа «Охрана здоровья матери и ребенка в Еврейской автономной области на 2001-2005 годы».



Список использованной литературы

 

1. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1

2. Закон ЕАО от 6 июля 2001 года №14-1355 «Об областной программе «Охрана здоровья матери и ребенка в ЕАО»

3. Бабаева Л.В. Женщины в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. — М.: Московский общественный научный фонд, 1997.

4. Бреева Е.Б. Дети в современном мире. – М.: прогресс, 1999

5. Воронина О. Женский вопрос/СССР: демографический диагноз. — М.: Прогресс, 1990.

6. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

7. Нечаева А.М. Россия и ее дети – М.: Прогресс, 2000

8. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М.: Прогресс 2002.

9. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку/Отв. ред. П.Д. Павленок. — М.: ГАСБУ, 1994.

10. Рыбинский Е.М. Детство в России: Реальности и проблемы. – М.: Издательский центр «Академия», 2000

11. Самарина О. Социальная защита женщин и семейная политика в современной России//Вопросы экономики. — 2003. — № 3.

12. Теория и методика социальной работы: Учеб. пособие. — М.: Союз, 1994.

13. Тендерные аспекты социальной трансформации/Отв. ред. М. Малышева. - М.: Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, 1996.

14. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. — М.:  Союз, 2002.

15. Энциклопедия социальной работы: В 3 т./Пер. с англ. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993—1994.

 

 



Приложение 1

Показатели рождаемости, смертности и младенческой смертности в ЕАО за период с 1990 по 2002 гг

Годы   Рождаемость на 1000   Смертность на 1000   Естественный прирост   Младенческая смертность  
1990   18   9,5   8,5   25  
1991   15,8   9,6   6,2   24,7  
1992   13,7   11,3   2,4   27,4  
1993   12,2   12,9   -0,7   35,5  
1994   12,1   14,2   -2,1   29,1  
1995   10,9   13,6   -2,7   26,4  
1996   10,3   13,3   -3   36,4  
1997   10   12,5   -2,5   23,6  
1998   10   11,7   -1,7   28,1  
1999   9,3   13,6   -4,3   26,6  
2000   9,5   14,2   -4,7   20,2  
2001   10,7   14,6   -3,9   19,7  
2002   11,1   15,5   -4,4   19,5  

Приложение 2

 

Показатели младенческой смертности в ЕАО за период с 1993 по 2002 г.г.

Годы

 

Умерло до 1 года (человек)

 

Коэффициент младенческой смерти (на 1000 родившихся)

 

Все население   Городское население   Сельское население   Все население   Городское население   Сельское население  
1993   95   45   50   35,5   30,7   41,9  
1994   76   49   27   29,1   30,5   27,2  
1995   62   37   25   26,4   25,6   24,1  
1996 79   51   28   36,4   37,2   29,5  
1997   49   25   24   23,6   20,7   27,9  
1998   57   34   23   28,1   27   29,7  
1999   50   36   14   26,6   30,5   20  
2000   38   29   9   20,2   22,5   14,6  
2001   41   26   15   19,7   18,8   21,4  
2002   42   29   13   19,5   20,3   17,9  

Приложение 3

 

Показатели перинатальной смертности в ЕАО за период с 1994 по 2002 г.г.

Годы

 

Мертворожденные + умершие на первой неделе (Абс.)

 

Коэффициент перинатальной смертности

 

(на 1000 родившихся)

 

Все население   Городское население   Сельское население   Все население   Городское население   Сельское население  
1994   63   41   22   24,3   27,9   19,6  
1995   41   20   21   17,7   14,6   22,3  
1996   50   35   15   2,3   28,0   16,8  
1997   47   25   22   23,1   19,8   28,3  
1998   51   36   15   24,8   28,2   19,2  
1999   37   28   9   19,6   23,7   12,7  
2000   37   25   12   19,5   20,8   17,2  
2001   38   26   12   18,1   18,6   17,0  
2002   26   21   5   12   14,6   6,9  

Приложение 4

Показатели мертворождаемости в ЕАО за период с 1994 по 2002 г.г.

 

Годы

 

Число мертворожденных

 

Коэффициент мертворождаемости (на 1 000 родившихся)

 

Все население   Городское население   Сельское население   Все население   Городское население   Сельское население  
1994 23   17   6   8,9   11,6   5,3  
1995   12   6   6   5,2   4,4   6,4  
1996   14   11   3   6,6   8,8   3,4  
1997   23   13   10   11,3   10,3   12,9  
1998   22   17   5   10,7   13,3   6,4  
1999   15   11   4   7,9   9,3   5,6  
2000   16   7   9   9,5   5,8   12,9  
2001   17   11   6   8,1   7,9   8,5  
2002   10   10       4,6   7,0      

 

Показатели ранней смертности в ЕАО за период с 1994 по 2002 г.г.

   

Число умерших на первой неделе

 

Коэффициент ранней смертности ‰

Годы   Все население   Городское население   Сельское население   Все население   Городское население   Сельское население  
1994   40   24   16   15,6   16,6   14,3  
1995   29   14   15   12,6   10,3   16,1  
1996   36   24   12   16,9   19,3   13,5  
1997   24   12   12   11,7   9,5   15,4  
1998   29   19   10   14,0   14,8   12,8  
1999   22   17   5   11,6   14,4   7,0  
2000   21   18   3   11,2   15,1   4,4  
2001   21   15   6   10,0   10,7   8,5  
2002   16   11   5   7,4   7,7   6,9

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Состояние здоровья матери и ребенка является индикатором состояния и благополучия общества в целом. В Российской Федерации отмечаются неблагоприятные тенденции динамики ряда важных показателей состояния здоровья женщин и детей: Возросла распространенность болезней, в том числе социально-обусловленных (туберкулез, заболевания передаваемые половым путем, ВИЧ-инфекция, наркомания и другие). Хроническая патология регистрируется в более ранних возрастных группах, ежегодно растет число детей инвалидов. Низкими темпами снижается материнская и младенческая смертность. Ухудшается состояние здоровья будущих матерей. Осуществляемые меры по охране здоровья детей и матерей недостаточно эффективны. В условиях отсутствия законодательно закрепленных механизмов координации межотраслевое взаимодействие не стало основополагающим принципом в решении медицинских и социальных проблем детства и материнства.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности данного исследования, необходимость дальнейшей разработки и осуществления государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка.

Цель работы - анализ деятельности органов государственной власти, сложившейся системы охраны здоровья матери и ребенка и определение путей совершенствования государственной политики в области охраны материнства и детства на примере управления здравоохранения Еврейской автономной области. Задачи исследования:

- изучить сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка; рассмотреть состояние организации охраны материнства и детства в РФ;

- обозначить имеющуюся нормативно-правовую базу по охране матери и ребенка;

- провести анализ основных направлений деятельности органов государственной власти по охране здоровья матери и ребенка на примере управления здравоохранения правительства ЕАО;

- выявить проблемы в области охраны здоровья матери и ребенка в ЕАО;

- разработать пути  совершенствования деятельности управления здравоохранения правительства ЕАО по охране здоровья матери и ребенка.

Объект исследования - органы государственной власти, осуществляющие охрану здоровья матери и ребенка.

Предмет исследования - деятельность органов государственной власти по охране здоровья матери и ребенка.

Хронологические рамки исследования - 1998 - 2003 годы.

 

 



ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА

Дата: 2019-07-30, просмотров: 161.