ВВЕДЕНИЕ
Состояние здоровья матери и ребенка является индикатором состояния и благополучия общества в целом. В Российской Федерации отмечаются неблагоприятные тенденции динамики ряда важных показателей состояния здоровья женщин и детей: Возросла распространенность болезней, в том числе социально-обусловленных (туберкулез, заболевания передаваемые половым путем, ВИЧ-инфекция, наркомания и другие). Хроническая патология регистрируется в более ранних возрастных группах, ежегодно растет число детей инвалидов. Низкими темпами снижается материнская и младенческая смертность. Ухудшается состояние здоровья будущих матерей. Осуществляемые меры по охране здоровья детей и матерей недостаточно эффективны. В условиях отсутствия законодательно закрепленных механизмов координации межотраслевое взаимодействие не стало основополагающим принципом в решении медицинских и социальных проблем детства и материнства.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности данного исследования, необходимость дальнейшей разработки и осуществления государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка.
Цель работы - анализ деятельности органов государственной власти, сложившейся системы охраны здоровья матери и ребенка и определение путей совершенствования государственной политики в области охраны материнства и детства на примере управления здравоохранения Еврейской автономной области. Задачи исследования:
- изучить сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка; рассмотреть состояние организации охраны материнства и детства в РФ;
- обозначить имеющуюся нормативно-правовую базу по охране матери и ребенка;
- провести анализ основных направлений деятельности органов государственной власти по охране здоровья матери и ребенка на примере управления здравоохранения правительства ЕАО;
- выявить проблемы в области охраны здоровья матери и ребенка в ЕАО;
- разработать пути совершенствования деятельности управления здравоохранения правительства ЕАО по охране здоровья матери и ребенка.
Объект исследования - органы государственной власти, осуществляющие охрану здоровья матери и ребенка.
Предмет исследования - деятельность органов государственной власти по охране здоровья матери и ребенка.
Хронологические рамки исследования - 1998 - 2003 годы.
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАВРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕАО)
Программно-целевой метод, как один из основных методов деятельности управления по охране здоровья матери и ребенка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив и проанализировав вышеизложенный материал можно сделать следующие выводы.
Известно, что женщины и дети – одни из самых социально незащищенных слоев общества.
Одной из проблем современного общества становится ухудшение здоровья женщин и детей в России.
В ухудшении здоровья решающее значение имеют социальные факторы: отсутствие работы или угроза ее утратить, низкий доход на душу населения, плохое жилье и питание, скверная вода и загрязненный воздух, вредные привычки и т.д. Многие инфекционные болезни у женщин протекают тяжелее, чем у мужчин, в том числе и те, что передаются половым путем (протекают дольше и тяжелее в 6 раз). В последние годы возросло число заболевших сифилисом и другими венерическими болезнями, на пороге - вспышка СПИДа. По потреблению алкоголя и табака наши женщины стали догонять мужчин.
Падает рождаемость. В конце 90-х годов суммарный коэффициент рождаемости опустился намного ниже двух рождений в среднем на женщину (для простого замещения поколения необходимы 2,15 - 2,17 рождений на одну женщину). Из каждых 26 женщин детородного возраста рожает только одна, и, как правило, это работающие женщины. Социально-экономическая ситуация в стране вынуждает их трудиться в любых условиях, в том числе вредных и опасных, в ущерб собственному здоровью и здоровью своих детей.
Не обошла эта проблема и ЕАО. Показатели материнской и младенческой смертности в области выше общероссийских. Это связано с тем, что предпринимаемые меры государственной поддержки охраны материнства и детства, реализуемые в рамках федеральных программ, при ограниченных финансовых возможностях не адекватны состоянию репродуктивного здоровья населения в области. В современных условиях наблюдается сокращение числа женщин и семей, желающих иметь детей.
Ухудшение показателя воспроизводства населения происходит на фоне снижения качества здоровья женщин репродуктивного возраста. Растет число гинекологических заболеваний, бесплодия, осложнений беременности и родов. Прогрессивно растут анемии беременных, продолжается снижение числа нормальных родов. Ухудшающееся здоровье беременных женщин негативно сказывается на состоянии здоровья новорожденных детей. Показатель заболеваемости новорожденных детей имеет постоянную тенденцию к росту.
Проблемы аборта для области, как в целом для России, особенно в условиях низкой рождаемости, имеют национальный характер. Несмотря на снижение абортов, сохраняется их высокий уровень и высокий уровень осложнений после абортов: более 70% женщин страдают воспалительными заболеваниями женской половой сферы, высок уровень эндокринных нарушений, невынашивания беременности, бесплодия. В структуре причин материнской смертности 30% составляют причины, обусловленные абортами.
Одной из основных причин высокого уровня абортов и смертности от абортов является недостаточное использование современных средств контрацепции.
Одной из острейших проблем в современных условиях стали проблемы детей подросткового возраста, которые наиболее подвержены социальнонегативному влиянию среды и общества. Национальным бедствием стало распространение среди подростков наркомании, алкоголизма, токсикомании, инфекций, передаваемых половым путем, СПИДа, туберкулеза, хронических соматических заболеваний. Высокими остаются у подростков показатели абортов, их осложнений и заболеваний репродуктивной системы.
В целом высокая заболеваемость детей, низкий уровень здоровья беременных женщин и женщин репродуктивного возраста, высокая распространенность абортов обуславливают высокую материнскую и младенческую смертность, затрагивают национальные интересы страны и области, являются основанием для создания областной целевой программы.
Деятельность службы охраны здоровья матери и ребенка управления здравоохранения правительства ЕАО строилась на основе федеральной целевой программы «Дети России». В целях выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 г. № 625 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2005 годы» в области была принята программа «Охрана здоровья матери и ребенка в Еврейской автономной области на 2001-2005 годы».
Список использованной литературы
1. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1
2. Закон ЕАО от 6 июля 2001 года №14-1355 «Об областной программе «Охрана здоровья матери и ребенка в ЕАО»
3. Бабаева Л.В. Женщины в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. — М.: Московский общественный научный фонд, 1997.
4. Бреева Е.Б. Дети в современном мире. – М.: прогресс, 1999
5. Воронина О. Женский вопрос/СССР: демографический диагноз. — М.: Прогресс, 1990.
6. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
7. Нечаева А.М. Россия и ее дети – М.: Прогресс, 2000
8. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М.: Прогресс 2002.
9. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку/Отв. ред. П.Д. Павленок. — М.: ГАСБУ, 1994.
10. Рыбинский Е.М. Детство в России: Реальности и проблемы. – М.: Издательский центр «Академия», 2000
11. Самарина О. Социальная защита женщин и семейная политика в современной России//Вопросы экономики. — 2003. — № 3.
12. Теория и методика социальной работы: Учеб. пособие. — М.: Союз, 1994.
13. Тендерные аспекты социальной трансформации/Отв. ред. М. Малышева. - М.: Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, 1996.
14. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. — М.: Союз, 2002.
15. Энциклопедия социальной работы: В 3 т./Пер. с англ. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993—1994.
Приложение 1
Показатели рождаемости, смертности и младенческой смертности в ЕАО за период с 1990 по 2002 гг
Годы | Рождаемость на 1000 | Смертность на 1000 | Естественный прирост | Младенческая смертность |
1990 | 18 | 9,5 | 8,5 | 25 |
1991 | 15,8 | 9,6 | 6,2 | 24,7 |
1992 | 13,7 | 11,3 | 2,4 | 27,4 |
1993 | 12,2 | 12,9 | -0,7 | 35,5 |
1994 | 12,1 | 14,2 | -2,1 | 29,1 |
1995 | 10,9 | 13,6 | -2,7 | 26,4 |
1996 | 10,3 | 13,3 | -3 | 36,4 |
1997 | 10 | 12,5 | -2,5 | 23,6 |
1998 | 10 | 11,7 | -1,7 | 28,1 |
1999 | 9,3 | 13,6 | -4,3 | 26,6 |
2000 | 9,5 | 14,2 | -4,7 | 20,2 |
2001 | 10,7 | 14,6 | -3,9 | 19,7 |
2002 | 11,1 | 15,5 | -4,4 | 19,5 |
Приложение 2
Показатели младенческой смертности в ЕАО за период с 1993 по 2002 г.г.
Годы
| Умерло до 1 года (человек)
| Коэффициент младенческой смерти (на 1000 родившихся)
| ||||
Все население | Городское население | Сельское население | Все население | Городское население | Сельское население | |
1993 | 95 | 45 | 50 | 35,5 | 30,7 | 41,9 |
1994 | 76 | 49 | 27 | 29,1 | 30,5 | 27,2 |
1995 | 62 | 37 | 25 | 26,4 | 25,6 | 24,1 |
1996 | 79 | 51 | 28 | 36,4 | 37,2 | 29,5 |
1997 | 49 | 25 | 24 | 23,6 | 20,7 | 27,9 |
1998 | 57 | 34 | 23 | 28,1 | 27 | 29,7 |
1999 | 50 | 36 | 14 | 26,6 | 30,5 | 20 |
2000 | 38 | 29 | 9 | 20,2 | 22,5 | 14,6 |
2001 | 41 | 26 | 15 | 19,7 | 18,8 | 21,4 |
2002 | 42 | 29 | 13 | 19,5 | 20,3 | 17,9 |
Приложение 3
Показатели перинатальной смертности в ЕАО за период с 1994 по 2002 г.г.
Годы
| Мертворожденные + умершие на первой неделе (Абс.)
| Коэффициент перинатальной смертности
| ||||
(на 1000 родившихся)
| ||||||
Все население | Городское население | Сельское население | Все население | Городское население | Сельское население | |
1994 | 63 | 41 | 22 | 24,3 | 27,9 | 19,6 |
1995 | 41 | 20 | 21 | 17,7 | 14,6 | 22,3 |
1996 | 50 | 35 | 15 | 2,3 | 28,0 | 16,8 |
1997 | 47 | 25 | 22 | 23,1 | 19,8 | 28,3 |
1998 | 51 | 36 | 15 | 24,8 | 28,2 | 19,2 |
1999 | 37 | 28 | 9 | 19,6 | 23,7 | 12,7 |
2000 | 37 | 25 | 12 | 19,5 | 20,8 | 17,2 |
2001 | 38 | 26 | 12 | 18,1 | 18,6 | 17,0 |
2002 | 26 | 21 | 5 | 12 | 14,6 | 6,9 |
Приложение 4
Показатели мертворождаемости в ЕАО за период с 1994 по 2002 г.г.
Годы
| Число мертворожденных
| Коэффициент мертворождаемости (на 1 000 родившихся)
| ||||
Все население | Городское население | Сельское население | Все население | Городское население | Сельское население | |
1994 | 23 | 17 | 6 | 8,9 | 11,6 | 5,3 |
1995 | 12 | 6 | 6 | 5,2 | 4,4 | 6,4 |
1996 | 14 | 11 | 3 | 6,6 | 8,8 | 3,4 |
1997 | 23 | 13 | 10 | 11,3 | 10,3 | 12,9 |
1998 | 22 | 17 | 5 | 10,7 | 13,3 | 6,4 |
1999 | 15 | 11 | 4 | 7,9 | 9,3 | 5,6 |
2000 | 16 | 7 | 9 | 9,5 | 5,8 | 12,9 |
2001 | 17 | 11 | 6 | 8,1 | 7,9 | 8,5 |
2002 | 10 | 10 | 4,6 | 7,0 |
Показатели ранней смертности в ЕАО за период с 1994 по 2002 г.г.
Число умерших на первой неделе
| Коэффициент ранней смертности ‰ | |||||
Годы | Все население | Городское население | Сельское население | Все население | Городское население | Сельское население |
1994 | 40 | 24 | 16 | 15,6 | 16,6 | 14,3 |
1995 | 29 | 14 | 15 | 12,6 | 10,3 | 16,1 |
1996 | 36 | 24 | 12 | 16,9 | 19,3 | 13,5 |
1997 | 24 | 12 | 12 | 11,7 | 9,5 | 15,4 |
1998 | 29 | 19 | 10 | 14,0 | 14,8 | 12,8 |
1999 | 22 | 17 | 5 | 11,6 | 14,4 | 7,0 |
2000 | 21 | 18 | 3 | 11,2 | 15,1 | 4,4 |
2001 | 21 | 15 | 6 | 10,0 | 10,7 | 8,5 |
2002 | 16 | 11 | 5 | 7,4 | 7,7 | 6,9 |
ВВЕДЕНИЕ
Состояние здоровья матери и ребенка является индикатором состояния и благополучия общества в целом. В Российской Федерации отмечаются неблагоприятные тенденции динамики ряда важных показателей состояния здоровья женщин и детей: Возросла распространенность болезней, в том числе социально-обусловленных (туберкулез, заболевания передаваемые половым путем, ВИЧ-инфекция, наркомания и другие). Хроническая патология регистрируется в более ранних возрастных группах, ежегодно растет число детей инвалидов. Низкими темпами снижается материнская и младенческая смертность. Ухудшается состояние здоровья будущих матерей. Осуществляемые меры по охране здоровья детей и матерей недостаточно эффективны. В условиях отсутствия законодательно закрепленных механизмов координации межотраслевое взаимодействие не стало основополагающим принципом в решении медицинских и социальных проблем детства и материнства.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности данного исследования, необходимость дальнейшей разработки и осуществления государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка.
Цель работы - анализ деятельности органов государственной власти, сложившейся системы охраны здоровья матери и ребенка и определение путей совершенствования государственной политики в области охраны материнства и детства на примере управления здравоохранения Еврейской автономной области. Задачи исследования:
- изучить сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка; рассмотреть состояние организации охраны материнства и детства в РФ;
- обозначить имеющуюся нормативно-правовую базу по охране матери и ребенка;
- провести анализ основных направлений деятельности органов государственной власти по охране здоровья матери и ребенка на примере управления здравоохранения правительства ЕАО;
- выявить проблемы в области охраны здоровья матери и ребенка в ЕАО;
- разработать пути совершенствования деятельности управления здравоохранения правительства ЕАО по охране здоровья матери и ребенка.
Объект исследования - органы государственной власти, осуществляющие охрану здоровья матери и ребенка.
Предмет исследования - деятельность органов государственной власти по охране здоровья матери и ребенка.
Хронологические рамки исследования - 1998 - 2003 годы.
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
Дата: 2019-07-30, просмотров: 206.