Обработка почвы и полив. Поливной режим
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основное назначении обработки сводится к прополке сорняков. Кроме уничтожения сорняков обработка заключается и в рыхлении почвы. Поэтому после появления всходов необходимо культивацию или окучивание с такой целью:

* Уничтожить мелкие сорняки, расположенные в непосредственной близости от рядков с растениями;

* Укрепить корневую систему томатов;

* Избегать избытка влаги под кутами томатов (что вызывает из болезни) и обеспечить ее стекание в углубление между грядками.

Первую культивацию можно осуществлять в непосредственной близости от недавно посаженных растений, однако в дальнейшем рыхление производят на небольшую глубину и на некотором расстоянии от кустов (глубина рыхления почвы 2,5 - 5 см в первый месяц после посадки).

Для обеспечении эффективной борьбы с сорняками культивацию часто проводят вручную (мотыгамы) или машинами. Ее необходимо свести до минимума с учетом типа почвы, урожайности и состояния поля. Если после 1 – 2 краткой культивации борьба с сорняками прошла успешно, то в дальнейшем ее не проводят, так как при излишней обработке наблюдается потеря органических веществ, изменения структуры почвы и снижение ее влажности.

После культивации почвы нужно восстановить форму грядок. Необходимо произвести тщательную уборку грядок и разбить все образовавшиеся камни земли. До культивации, мотыжения и т.д. необходимо дождаться пока просохнуть растения, если они влажные от росы и дождя. При приближении срока сбора урожая культивацию необходимо свести до минимума.

Кроме обработки почвы для достижения одновременного созревания плодов важную роль играет орошение. Соответствующий полив необходим в каждой стадии развития растения, то есть в начале роста кустов, образования плодов и их созревания. Если в любом из указанных периодов не обеспечивается подача соответствующего количества воды невозможно добиться дружного созревания томатов. После того как плодов до определенного размера, поливом обеспечивается лишь необходимое количество влаги для поддерживания растений.

ПОЛИВНОЙ РЕЖИМ ТОМАТОВ.

Томат относится к таким овощным культурам, которые характеризуются средней требовательностью к воде.

Основными источником воды для растений не только томатов, но и других овощных культур является почва (почвенная влага). В таблице №4 приведены величины расхода почвенной влаги томатов в средней влагообеспеченности за год. Разбежка в числах показывает изменение величины от севера к югу.

Запасы почвенной влаги пополняются в основном за счет осадков. Наш регион расположен в зонах недостаточного и не устойчивого увлажнения. Поэтому недостаток почвенной влаги нужно возмещать поливами. За период выращивания томатов безрассадного в открытом грунте недостаток воды возмещали следующими поливами:

§ Предпосадочный полив (10 л / м2) обеспечивает оптимальную влажность почвы для быстрого развития корней растения. Провели за 5 дней до высадки семян;

§ Вегетационный поливы (30-40 л / м2) обеспечивает растения влагой в период их роста и развития;

§ Подкомочные поливы (1 - 3 л / м2) проводили при внесении подкормок органическим удобрения сим в жидком виде.

Поливы осуществляли ранним утром, чтобы вода испарялась медленнее. На рисунке №2 изображен в виде графика среднесуточный расход влаги посадками томата безрассадного.

 

1.2.4 Методы определения сроков вегетационных поливов

Известно, что вегетационные поливы обеспечивают растения овощных культур влагой в период их роста и развития. Они рассчитаны на доведение до НВ (Наименьшая влажность) влажности почвы в расчетном слое, в котором находится 80 - 90 % корневой системы орошаемой культуры. Так вегетационные поливы недостаточными нормами вредны, так как они способствуют росту и развитию корней только в поверхностном слое почвы. Кроме того, чем меньше поливная норма, тем относительно больше воды испаряется с поверхности почвы и уменьшается та ее часть, которая достигаются растением. поэтому необходимо знать и учитывать поливную норму для той культуры, которая выращивается.

Поливная норма (количество воды, поступающей в почву за один полив) зависит от биологических особенностей растений и свойств почвы, в первую очередь от ее гранулометрического состава, то есть содержания почвенных элементарных частиц различного размера. Чем тяжелее гранулометрический состава почвы, чем ниже ее оптимальная предполивная влажность, чем глубже проникают корни растений, тем больше оптимальная поливная норма.

Уменьшение расчетного слоя на 10 см снижает поливную норму в среднем на 15%.

Зная запас влаги в почве при предельной поливной влагоемкости (ППВ) и оптимальную предполивную влажность почвы (ОПВ)

Можно определить поливную норму по формуле

 

М=100 х H х d (ППВ – ОПВ),


Где:

М – поливная норма, м3 / га;

h – глубина увлажняемого слоя почвы, м;

d – объемный вес расчетного слоя почвы, г / м3;

ППВ – предельная поливная влагоемкость расчетного слоя почвы, % от сухой массы почвы;

ОПВ – оптимальная предполивная влажность почвы в расчетном слое, % от поливной влагоемкости;

100 – коэффициент, %.

Очень важный вопрос - определение срока очередного полива. Сроки полива назначают достаточной влажности почвы при наименьшей влагоемкости 70 %. Уровень максимально увлажнения устанавливается в границе 80 -85%. Запас влаги в почве, соответствующей наименьшей влагоемкости, можно определить по формуле:

 

W = 100 х H х a х h,

 

Где:

W – запас влаги в почве, м3 / га;

H – наименьшая влагоемкость почвы, %;

a – объемная масса расчетного слоя почвы, г / см3;

h – величина расчетного слоя почвы, м;

100 – коэффициент, %.

 

Срок очередного полива назначается, когда влажность в активном слое почвы опускается до нижнего предела оптимального увлажнения. При выращивании томата безрассадного необходимо строго соблюдать сроки полива, нельзя опаздывать с поливами, особенно в периоды максимального потребления влаги культурой томата безрассадного (цветение, образование плодов), так как перерыв в снабжении растения водой приводит к приостановке роста растения и задержке образования плодов.

Также наиболее существенное влияние на урожай томата безрассадного оказывают осадки и температура воздуха в период вегетации. Продолжительность теплового периода составляет 265 275 дней.




База и методы исследований

 

База исследований

 

Исследования по теме «Влияние органических удобрений на развитие и урожайность томатов» проводились в 2003 – 2004 году. Путем постановки опытов на пришкольном учебно-опытном участке ботанического сада Приднестровского государственного университета имени Т.Г. Шевченко.

Территория агробиостанции университета находится на берегу реки Днестр в западной части города Тирасполя и граничит с землями совхоза-лицея имени М.В. Фрунзе.

Почвы опытного участка обладают высоким потенциальным плодородием. В них сравнительно достаточно гумуса и питательных веществ. Однако основной причиной малоэффективности плодородия почв является недостаточное влагообеспечение растений.

По уровню естественного увлажнения база исследования находится в засушливой зоне. В этой зоне возможно возделывать влаголюбивые растения при организации орошения водами реки Днестр.

Запасы влаги в почве ботанического сада характеризуются значительной изменчивостью, вызванной резким колебанием атмосферного увлажнения по сезонам года. Накопление влаги происходит в холодный период года, а расходование ее в теплый период года. Запасы почвенной воды пополняются преимущественно в течение осенне-зимнего и весеннего период, при выпадении дождей и во время таяния снега. Для сельскохозяйственных культур влага накапливается в октябре-апреле месяцах.

Климат базы исследования континентально-умеренный, часто бывают суховеи, которые являются причиной засухи. Лето достаточно жаркое, засушливое и с достаточно высокой температурой воздуха выше 20 0С. Весна теплая, неустойчивая с частыми возвратами холодов вплоть до первой декады мая месяца.

Нарастание положительной температуры происходит от марта к маю. Почва нагревается, как правило, довольно рано, что способствует к разложению в ней растительных остатков и других биологических процессов.

Природные условия учебно-опытного участка ботанического сада университете благоприятствовали для выращивания томатов.

Опыты с пасленовой культурой размещались на участке овощного севооборота. Чередование культур в севообороте обеспечивает выбор лучших предшественников под наиболее хозяйственно-важные культуры. С учетом научно-обоснованного чередования сельскохозяйственных культур на участке ботанического сада разработан 8-мипольный овощной севооборот со следующей ротацией овощных культур по полям севооборота.

 

Методы исследований

 

В проделанной работе были использованы в основном практические методы:

ü Наблюдение;

ü Эксперимент;

ü Самостоятельная работа.

Наблюдения выполняется с помощью органов чувств, приборов. Наблюдение могут быть качественными (касаются морфологии, описывают цвет, вкус) и количественными (описывают измерение величины и количества). Также они могут быть длительными и короткими по срокам и времени. Для наблюдения какого-то явления (например, рост растения) или же погодных условий можно использовать дневники, различные таблицы и схемы.

Эксперимент – сложное наблюдение, характер которого определяется не только зависимостью от технических средств, но и самой спецификой взаимодействия между познающим субъектом наблюдения.

В отличие от простого наблюдения эксперимент имеет вариабельность, то есть экспериментер по своему желанию изменять условия, водит новые факторы, которые усложняют или упрощают изучение процесса.

Большим преимуществом эксперимента по сравнению с простым наблюдением является, то что при необходимости можно многократно повторять или делать выводы и обобщения на большой серии наблюдений, а также исключать случайные ошибки. Главное в эксперименте – контролируемость и измеримость.

Для проведения непосредственно самого опыта необходимо предварительно значения об изучаемом явлении. Далее необходимо определить цель опыта. Знать технику проведения опыта и уметь наблюдать за ходом опыта. Также необходимо уметь формировать его результатами, уметь осмыслить эти результаты. В конце проделанного опыта необходимо сделать выводы и дать необходимые рекомендации.

Любую практическую работу по биологии и сельскохозяйственному труду можно проводить на учебно-опытном участке.

Учебно-опытный участок - это лаборатория биологии под открытым небом. Учебно-опытный участок является основным источником для заготовки коллекции и раздаточного материала для кабинетов биологии.

В процессе осуществления научно-практической работы учащиеся самостоятельно познают природу, делают для себя открытия в мире растений. Так же в них воспитывается любовь к земле, труду, жизни растений, возникает интерес к сельскохозяйственным профессиям.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 203.