Собирательство как эстетическая потребность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Как эстетическая потребность собирательство особенно проявляется в эпоху Возрождения, а затем Нового времени.

Одной из важнейших особенностей Возрождения являлось широкое использование античного наследия, традиции которого никогда не умирали. Изучение античности становится одной из главных задач гуманистических исследований. В это время значительно расширяются сведения о культуре Древнего мира. В результате активных поисков в библиотеках старинных монастырей было обнаружено много рукописей не известных до того сочинений древних авторов. Поиски произведений искусства привели к открытию большого числа античных рельефов, статуй, а позднее и фресковых росписей Древнего Рима.

В XVII в. художественные собрания развиваются, в первую очередь при дворах представителей правящих династий. Традиция французского двора - пополнять свои коллекции - была продолжена королевой-вдовой Марией Медичи (после гибели Генриха IV Бурбона, 1589-1610). По ее просьбе в 1622 г. в Париж приехал фламандский живописец Питер Рубенс, чтобы живописать наиболее известные исторические сюжеты на двадцати одном полотне. Завзятыми коллекционерами были два премьер-министра Франции, утверждавшие, что большая коллекция является символом королевского авторитета. Один из них - кардинал Арман Ришелье - не только помогал королю приобретать произведения итальянского и французского искусства, но и построил в Париже Пале Кардиналь (позже Пале Руайяль), где разместил 50 картин, 50 статуй, 100 бюстов, изделия из бронзы, китайского лака, гобелены на исторические темы, расшитые ткани, мебель, 400 предметов китайской керамики, столовое серебро. Кардинал завещал свой дворец и коллекцию королю.

Испанский король Филипп IV также был известен как завзятый коллекционер. Он имел обостренное чутье, помогавшее ему безошибочно определять качество предметов искусства. Однако ни одно из его собраний (а их было несколько) не давало ему полного удовлетворения. Этот монарх имел возможность собирать произведения искусства через своих уполномоченных по всей Испании и Португалии, в испанских Нидерландах (теперь Бельгия), в южной Италии. Для его коллекции были опустошены многие церкви, а обладателей частных коллекций заставляли открывать двери для королевских посыльных, требовавших предметы искусства в качестве «подарков» королю. Чтобы избежать грабежа со стороны королевской власти или наказания за недостаточную преданность королю, вельможи часто прятали оригиналы, вывешивая на стены их копии.

Разновидностью собирателей того времени были искатели выгодных приобретений и торговцы-любители. Их главной целью было личное обогащение. Они следили за переменами в ценах на произведения искусства. В таких торговцах объединялись предприниматель, знаток искусства и часто мошенник.

По примеру Людовика XIV художественные коллекции создавались и при других европейских дворах. Например, курфюрст Максимилиан II Эм-мануэль построил в Шлейсхеме под Мюнхеном дворец, в котором была устроена галерея для картин и зал, обставленный встроенными шкафами для военных трофеев, приобретенных в войнах против турок.

В 1780-1781 гг. курфюрст Карл Теодор построил в Мюнхене галерею, в которой разместил ряд ценных полотен. В XIX в. коллекция баварских курфюрстов легла в основу Старой Пинакотеки в Мюнхене.

Правители другого немецкого государства – Саксонии – приложили немало усилий для преобразования своей столицы Дрездена в один из ведущих центров искусства Европы. Фридрих Август I Веттин, курфюрст саксонский (он же король Речи Посполитой Август II), распорядился устроить в Дрездене «художественный двор», построив для этого резиденцию Цвингер. В Цвингере разместились картинные галереи, залы искусств, салоны гравюр, зал оружия и оранжерея.

В 1721 г. была построена сокровищница Цвингера «Зеленые своды». В ней хранились ценности, одежда, документы курфюрста. В состав собрания Фридриха Августа I входило несколько тысяч предметов из драгоценных металлов и камней, полудрагоценных камней, янтаря, слоновой кости, бронзы, керамики и стекла. Отдельные предметы сокровищницы курфюрста располагались в застекленных шкафах, что облегчало их осмотр.

Быстро росла коллекция картин саксонских монархов. В 1728 г. она уже насчитывала 4 тыс. номеров, а в 1745-1746 гг. для музейных нужд было передано отдельное строение, в котором располагались коллекции курфюрста.

Сын и преемник Фридриха Августа I на тронах Саксонии и Речи По-сполитой Фридрих Август II (последний был известен и как Август III) продолжил меценатскую деятельность отца.

В средней Германии, в Касселе, в это время возникло собрание герцога Фридриха Гессенского, которое называлось Фридерицианумом. Собрание это заключало в себе коллекции минералов, гемм, античных урн, монет, медалей, предметов искусства и промышленности, а также «курьезов» (редкостей), привезенных из разных стран мира. Кроме музея, в Касселе был создан научный кабинет, предназначенный для хранения инструментов и кабинет восковых фигур.

Один из крупнейших коллекционеров своего времени император Ру-дольф II Габсбург разместил свою выдающуюся коллекцию картин и скульптур в замке Градчаны в Праге. Коллекция Рудольфа II определялась не только своим богатством, но и хорошим качеством. В отличие от традиционных собраний произведений искусства той эпохи в ней проявился тонкий вкус и квалифицированный отбор. Император прятал свои картины от посторонних глаз. Он собрал 2500 произведений искусства из бронзы и мрамора, 1300 картин, богатую коллекцию механических инструментов, которые оценивались в 17 тыс. гульденов.

Владельцы собраний, как правило, сами определяли способ экспонирования своих предметов, они же были главными зрителями и исследователями. Немногочисленные посетители, которые допускались к осмотру собраний, как правило, не имели достаточных знаний о выставленных предметах и не были готовы к их восприятию.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 178.