Исторический аспект; 2) современность
Дипломная работа студентки заочной формы обучения
______________курса____________группы
Научный руководитель:_____________________________________
_____________________________________
Консультант:_______________________________________________
Рецензент:_________________________________________________
Санкт-Петербург
Г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
Введение.. 3
Глава 1.Основные культурно-исторические особенности до-музейного собирательства.. 6
1.1.Понятие коллекции и собирательства. 6
1.2.Собирание коллекций в древнем мире. 11
1.3.Собирательство в эпоху средневековья. 13
1.4.Собирательство в период расцвета культур – эпохи Возрождения. 19
1.5.Собирательство в эпоху Нового времени. 24
1.6.Особенности до-музейного собирательства русских коллекционеров. 27
Глава 2. Анализ мотиваций до-музейного собирательства.. 33
2.1.Понятие и сущность потребности, мотива и мотивации. 33
2.2.Мотивации до-музейного собирательства. 39
2.2.1.Сакральная мотивация. 40
2.2.2.Экономическая мотивация. 43
2.2.3.Мотивация социального престижа. 46
2.2.4.Мотивация групповой принадлежности. 48
2.2.6.Мотивация любознательности и исследования. 49
2.2.5.Собирательство как эстетическая потребность. 53
2.3. Анализ мотиваций создания современных частных коллекций. 56
2.4.Пути активизации собирательства. 62
Заключение.. 63
Библиография.. 64
Введение
Актуальность дипломного исследования. Собирание предметов известно на протяжении тысячелетий. Исследователи выявили множество побудительных мотивов собирательства, которые могут быть неизменными, могут меняться и исчезать со сменой религиозной, эстетической и интеллектуальной систем ценностей в конкретные культурно-исторические периоды.
Каталог коллекций фантастических предметов был приведен еще в одной из первых энциклопедий - «Естественной истории» Плиния Старшего. Среди перечисленных предметов был олений рог, которому приписывалась сила отпугивать змей, зуб рыбы и амулет из скелета лягушки (ценились за их лечебные свойства), а также множество камней, которым приписывались магические силы.
На протяжении многих веков, руководствуясь различными мотивами и потребностями, философы, писатели, политики, религиозные деятели, цари, императоры, деятели культуры, предприниматели занимались собирательством предметов, на их взгляд представлявших государственный, эстетический, культовый, экономический или какой-либо еще интерес. Именно до-музейное собирательство и страсть человека к коллекционированию стали фундаментом создания крупнейших музеев мира.
До-музейное собирательство как специфическое социокультурное явление, формирование которого началось уже на ранних этапах цивилизации, у большинства народов характеризуется относительно ровным поступательным движением. Это объясняется стабильной объективной потребностью человечества в сохранении и трансляции культур прошлого. История собирательства красноречиво свидетельствует об ее положительном воздействии на общество. Коллекционная деятельность способствовала развитию науки, образования, искусства, осмыслению ценности природы и исторического наследия, формированию общекультурной среды. Кроме того, являясь продуктом своего времени, коллекции отражали экономические, социальные и политические условия тех обществ, в которых они создавались. Тесная связь собирательства с разными сторонами общественного развития, а также его вклад в духовную жизнь народов ставят изучение истории до-музейного собирательства в один ряд с ключевыми проблемами историографии и культуры.
Изучение исторического развития коллекционирования особенно актуально на постсоветском пространстве в силу возрастающего интереса к истокам национальных культур, переосмысления их содержания и форм. Знание истории становления и развития музейного дела, особенностей каждого из ее этапов имеет и чисто практическое значение, так как формирование политики в сфере музейного дела, прогнозирование его дальнейшего развития возможно лишь в историческом контексте. Всякий реалистический взгляд в будущее требует исторической ретроспективы, использования положительного опыта прошлого и, наконец, осознания допущенных ошибок.
Наш интерес к мотивации до-музейного собирательства обусловлен еще и тем, что сегодня научная концепция комплектования музейных коллекций претерпевает значительные изменения. Большие сложности возникают с разработкой и формулированием основной идеи того или иного музея. Комплектование музейных коллекций порой ведется хаотично, непродуманно, стихийно. В лучшем случае, в музей располагает развернутым планом комплектования музейного собрания. Эти проблемы обсуждаются на научно-практических конференциях. В связи с этим опыт, накопленный собирателями и коллекционерами на протяжении многих веков, приобретает особое значение.
Можно констатировать, что на сегодняшний день музееведение располагает методической литературой в области комплектования, сформирован понятийный аппарат (виды, источники, формы комплектования). Но очевидна слабость теоретической базы. Не достаточно разработок, посвященных проблемам мотивации до-музейного собирательства в различные культурно-исторические эпохи, в том числе мотиваций современного собирательства. Отечественные публикации на эту тему носят не систематический, фрагментарный характер.
Цель дипломной работы - изучить мотивации до-музейного собирательства в культурно-историческом и социально-психологическом контексте.
В задачи работы входит:
1.Показать основные культурно-исторические особенности до-музейного собирательства.
2.Выявить мотивации до-музейного собирательства, показать их культурно-историческую и социально-психологическую обусловленность.
3.Определить тенденции современного собирательства и пути активизации мотивационного процесса в до-музейном собирательстве.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных философов, писателей, ученых- искусствоведов, занимавшихся исследования культурно-исторических, социальных и психологических особенностей мотивации собирательства и коллекционирования таких, как М.В.Алпатов, Л.Н.Баткин, Б.Р.Виппер, В.П.Грицкевич, А.А.Гужеловский, Е.П.Ильин, О.А.Кривцун, М.Я.Параделов, Н.Полунина, А.Фролов, Ф.И.Шмит, J. Crook, А.Wittlin и др., материалы периодических изданий: журналы «Петербургский коллекционер», «Искусствознание», «Русская галерея» и др.
Глава 1.Основные культурно-исторические особенности
до-музейного собирательства
Дата: 2019-07-30, просмотров: 234.