Кафедра культурологии и искусств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Министерство культуры Российской Федерации

Кафедра культурологии и искусств

 

Допустить к защите:

Зав. кафедрой___________________

«___»_____________________2003 г.


Мотивации до-музейного собирательства:

Исторический аспект; 2) современность

Дипломная работа студентки заочной формы обучения

______________курса____________группы

Научный руководитель:_____________________________________

_____________________________________

Консультант:_______________________________________________

 Рецензент:_________________________________________________

Санкт-Петербург

Г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

Введение.. 3

Глава 1.Основные культурно-исторические особенности до-музейного собирательства.. 6

1.1.Понятие коллекции и собирательства. 6

1.2.Собирание коллекций в древнем мире. 11

1.3.Собирательство в эпоху средневековья. 13

1.4.Собирательство в период расцвета культур – эпохи Возрождения. 19

1.5.Собирательство в эпоху Нового времени. 24

1.6.Особенности до-музейного собирательства русских коллекционеров. 27

Глава 2. Анализ мотиваций до-музейного собирательства.. 33

2.1.Понятие и сущность потребности, мотива и мотивации. 33

2.2.Мотивации до-музейного собирательства. 39

2.2.1.Сакральная мотивация. 40

2.2.2.Экономическая мотивация. 43

2.2.3.Мотивация социального престижа. 46

2.2.4.Мотивация групповой принадлежности. 48

2.2.6.Мотивация любознательности и исследования. 49

2.2.5.Собирательство как эстетическая потребность. 53

2.3. Анализ мотиваций создания современных частных коллекций. 56

2.4.Пути активизации собирательства. 62

Заключение.. 63

Библиография.. 64

 



Введение

 

Актуальность дипломного исследования. Собирание предметов известно на протяжении тысячелетий. Исследователи выявили множество побудительных мотивов собирательства, которые могут быть неизменными, могут меняться и исчезать со сменой религиозной, эстетической и интеллектуальной систем ценностей в конкретные культурно-исторические периоды.

Каталог коллекций фантастических предметов был приведен еще в одной из первых энциклопедий - «Естественной истории» Плиния Старшего. Среди перечисленных предметов был олений рог, которому приписывалась сила отпугивать змей, зуб рыбы и амулет из скелета лягушки (ценились за их лечебные свойства), а также множество камней, которым приписывались магические силы.

На протяжении многих веков, руководствуясь различными мотивами и потребностями, философы, писатели, политики, религиозные деятели, цари, императоры, деятели культуры, предприниматели занимались собирательством предметов, на их взгляд представлявших государственный, эстетический, культовый, экономический или какой-либо еще интерес. Именно до-музейное собирательство и страсть человека к коллекционированию стали фундаментом создания крупнейших музеев мира.

До-музейное собирательство как специфическое социокультурное явление, формирование которого началось уже на ранних этапах цивилизации, у большинства народов характеризуется относительно ровным поступательным движением. Это объясняется стабильной объективной потребностью человечества в сохранении и трансляции культур прошлого. История собирательства красноречиво свидетельствует об ее положительном воздействии на общество. Коллекционная деятельность способствовала развитию науки, образования, искусства, осмыслению ценности природы и исторического наследия, формированию общекультурной среды. Кроме того, являясь продуктом своего времени, коллекции отражали экономические, социальные и политические условия тех обществ, в которых они создавались. Тесная связь собирательства с разными сторонами общественного развития, а также его вклад в духовную жизнь народов ставят изучение истории до-музейного собирательства в один ряд с ключевыми проблемами историографии и культуры.

Изучение исторического развития коллекционирования особенно актуально на постсоветском пространстве в силу возрастающего интереса к истокам национальных культур, переосмысления их содержания и форм. Знание истории становления и развития музейного дела, особенностей каждого из ее этапов имеет и чисто практическое значение, так как формирование политики в сфере музейного дела, прогнозирование его дальнейшего развития возможно лишь в историческом контексте. Всякий реалистический взгляд в будущее требует исторической ретроспективы, использования положительного опыта прошлого и, наконец, осознания допущенных ошибок.

Наш интерес к мотивации до-музейного собирательства обусловлен еще и тем, что сегодня научная концепция комплектования музейных коллекций претерпевает значительные изменения. Большие сложности возникают с разработкой и формулированием основной идеи того или иного музея. Комплектование музейных коллекций порой ведется хаотично, непродуманно, стихийно. В лучшем случае, в музей располагает развернутым планом комплектования музейного собрания. Эти проблемы обсуждаются на научно-практических конференциях. В связи с этим опыт, накопленный собирателями и коллекционерами на протяжении многих веков, приобретает особое значение.

Можно констатировать, что на сегодняшний день музееведение располагает методической литературой в области комплектования, сформирован понятийный аппарат (виды, источники, формы комплектования). Но очевидна слабость теоретической базы. Не достаточно разработок, посвященных проблемам мотивации до-музейного собирательства в различные культурно-исторические эпохи, в том числе мотиваций современного собирательства. Отечественные публикации на эту тему носят не систематический, фрагментарный характер.

Цель дипломной работы - изучить мотивации до-музейного собирательства в культурно-историческом и социально-психологическом контексте.

В задачи работы входит:

1.Показать основные культурно-исторические особенности до-музейного собирательства.

2.Выявить мотивации до-музейного собирательства, показать их культурно-историческую и социально-психологическую обусловленность.

3.Определить тенденции современного собирательства и пути активизации мотивационного процесса в до-музейном собирательстве.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных философов, писателей, ученых- искусствоведов, занимавшихся исследования культурно-исторических, социальных и психологических особенностей мотивации собирательства и коллекционирования таких, как М.В.Алпатов, Л.Н.Баткин, Б.Р.Виппер, В.П.Грицкевич, А.А.Гужеловский, Е.П.Ильин, О.А.Кривцун, М.Я.Параделов, Н.Полунина, А.Фролов, Ф.И.Шмит, J. Crook, А.Wittlin и др., материалы периодических изданий: журналы «Петербургский коллекционер», «Искусствознание», «Русская галерея» и др.

 


Глава 1.Основные культурно-исторические особенности
 до-музейного собирательства



Сакральная мотивация

 

Сакральная, или согласно концепции А.Уиттлин магическая мотивация, была присуща древнему периоду собирательства и неразрывно связана с предметами культа. Некоторые ученые утверждают что homo sapiens - человек разумный - существует около 80 тыс. лет. Данные археологии указывают на то, что религиозные верования людей возникают несколько позже, чем появляется homo sapiens. Раскопки захоронений древнего человека, датируемые временем 80 – 40 тыс. лет назад, указывают на то, что люди ещё не задумывались о существовании какого-то иного мира, чем видимый ими вокруг (в могилах нет вещей для жизни).

В захоронениях, сделанных 30 - 10 тыс. лет назад, уже появляется оружие, украшения, плоды, что свидетельствует о мыслях человека о возможности жизни и после смерти. Он стал рассматривать смерть, как длительный сон, после которого человек проснётся и ему могут понадобиться предметы повседневного быта. Это представление способствовало и закреплению племени в местах обитания, поскольку соплеменники должны быть рядом и поддержать проснувшихся от долгого сна.

Поскольку предки, похороненные в могилах или сожженные, становились невидимыми, то они переходили в разряд сверхъестественных существ, подобных тем, которые метали молнии и грохотали громом, а следовательно, появляется необходимость отводить тем и другим особые места, где бы можно было с ними общаться. Так появляются специальные места для религиозных действий, которые еще более привязывают человека к месту его обитания (это происходит примерно 10 - 7 тыс. лет назад). Возникают уникальные святилища (например, Стоунхедж в Великобритании, поставленные в круг камни, расположенные с учётом движения Солнца и вращения Земли; или статуи длинноухих гигантов с острова Пасхи).

На протяжении сотен тысячелетий первобытный человек не знал религии. Зачатки религиозных представлений появились не раньше эпохи верхнего палеолита. Религия могла возникнуть только тогда, когда человек сделал первые попытки понять явления природы. Наблюдая смену дня и ночи, времен года, жизнь растений и животных и многое другое, первобытный человек не мог понять эти явления. Непонятные и грозные явления природы, болезни, смерть вселяла в сознание наших далеких предков тревогу и ужас. Постепенно у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать эти явления. Это и было началом религиозных представлений и, вероятно началом собирательства культовых предметов.

В поисках объяснения явлений природы и общественной жизни люди древних цивилизаций рассчитывали на поддержку сверхъестественных сил, обращаясь к ним за помощью. Жертвоприношение - ритуальное действие, относящееся к древнейшим культовым формам. При помощи жертвоприношения люди надеялись получить помощь и благословение богов, предотвратить несчастье, искупить вину и очиститься от зла, попросить заступничества перед стихийными силами природы, болезнями, войнами и т. д.

Как отмечают специалисты[37], в ряде случаев жертвоприношения приобретали особый символический смысл: они выполнялись в виде статуй божеств или исторических личностей. Это было обусловлено усложнением общественной жизни. Магические обряды, погребальные ритуалы древнего человека превращались в торжественные церемониалы. Погребальные холмы заменялись гробницами, ковчеги - храмами, палатки - дворцами, магические наскальные росписи - изобразительными циклами, украшавшими храмы и гробницы. Они рассказывали о жизни людей Древнего мира, хранили застывшие в камне народные легенды, сказания, мифы. Вместо наивных ритуальных статуэток появились монументальные статуи, увековечивавшие образы земных владык и героев. Так, в г. Дельфы, общегреческом религиозном центре с храмом и оракулом Аполлона, были собраны статуи военачальников, прославившихся в битвах, а также побежденных ими мужественных, заслуживающих у древних уважения врагов. Часть собрания составляли щиты и носовые части захваченных в войнах кораблей (ростры). Тут были фигуры быков, символизировавших свободу обрабатывать землю, отвоеванную греками у варваров.

Культ великих предков, который подтверждался материальными свидетельствами, был могучим объединяющим фактором общества. Идентификация людей с предками сверхчеловеческой силы повышала уверенность в себе и возбуждала самолюбие. А собрание, свидетельствовавшее о сверхчеловеческом происхождении, было равнозначно юридическому документу, дававшему привилегии народу. Безусловно, эти свидетельства овладевали чувствами народа, но они не выдерживали проверки научным исследованием.

Создание до-музейных собраний было характерной чертой культуры Древнего Китая. В Китае они служили источниками для изучения исторического прошлого. Исторический опыт использовался для решения древними насущных проблем. На рубеже веков были созданы многочисленные комплексы гробниц знати. Богатых людей и особенно царские семьи хоронили по обычаям древности. Все, что окружало человека при жизни, должно было сопровождать его и после смерти. В китайских погребениях обнаружено множество глиняных раскрашенных моделей домов и башен, сделанных с большим вкусом.

Таким образом, мы можем сказать, что самые первые собиратели при собирании предметов руководствовались скорее культовыми целями. Однако многие вещи представляли, кроме того, определенную художественную ценность.

Экономическая мотивация

 

Описание первых до-музейных собраний экономического характера мы находим в «Илиаде» Гомера, в частности в одном из наиболее известных и волнующих эпизодов. Это сцена, в которой убитый горем троянский царь Приам осматривает в своей кладовой вещи, которые должен передать ахейцам, осаждающим Илион (Трою), в качестве выкупа за тело своего сына Гектора. Здесь автор перечисляет золото, ковчеги, произведения искусства, покрова, хитоны, ковры, бронзовые треножники. Такого рода сокровищницы, где хранились жертвоприношения греческим богам, были и у других персонажей «Илиады» - Одиссея и царя Менелая.

Владение ценными металлами в древние времена часто определяло судьбы тех или иных народов. Так, серебро античных копей Лавриона давало Афинам преимущество над другими греческими полисами. Серебряные копи Испании позволяли сначала Карфагену, а позже Риму содержать наемные армии для установления господства над средиземноморским миром. В начале V в. до н. э., когда персы угрожали нападением на Элладу, афиняне использовали слитковое серебро из храмовых хранилищ на строительство военных кораблей, которые победили персидский флот в битве под Саламином. В начале Пелопонесской войны (431-404 гг. до н. э.) афинянам опять пришлось пустить на переплавку анатемы[38].

В Древней Греции особая роль отводилась храмам, которые были не только святилищами, но сокровищницами. В них хранились частные и общественные деньги. Внутри храмов и около них стояли прекрасные статуи. В храмах находились богатые собрания картин. Храм служил и банком, и местом встреч, и музеем. Нередко функция банка становилась ведущей. Когда финансовое положение общины осложнялось, количество храмовых сокровищ уменьшалось.

В Риме общественные собрания экономического характера, хранившиеся в храме, формировались не как постепенное накопление индивидуальных приношений, а как трофеи побед, которые превратили небольшую общину в мировую империю. Марцелл, первый римский полководец, покоривший греческие города, из добычи в Сиракузах лично себе взял только глобус. Все остальное он передал в храм, возведенный перед воротами Рима и повернутый фронтоном в сторону Сицилии. Приток в Рим богатств с побежденных территорий был огромен. Довольно быстро личные коллекции экономического характера становились более богатыми, чем общественные собрания. Военные трофеи из побежденных стран вместе с налогами, взятыми с их жителей, больше не направлялись в общую казну, а оставались в цепких руках полководцев-победителей и их заместителей.

Полководец Муммий из военных походов привозил картины и статуи, другие военачальники - бронзовые изделия и ткани. Качество ценилось так же, как и количество. В частном театре Скавра, пасынка Суллы, было выставлено более трех тысяч статуй[39].

Ценность римских коллекций, даже если их не переводить в деньги, как это делалось с греческими анатемами на монетных дворах, была огромной. Предметы из золота, серебра, драгоценных камней пользовались в Риме спросом, а цены на них были фантастически высокими. Часто владельцы этих коллекций сменяли друг друга в результате как политических перемен, так и при купле-продаже на регулярно проводимых аукционах и в многочисленных лавках.

Можно сказать, что коллекционирование приобрело широкий размах в Риме, что послужило толчком для развития торговли антикварными предметами и копирования многих греческих шедевров искусства. Император Адриан приказал повторить на своей вилле около Тибура (теперь Тиволи) на площади в 18 кв. км отдельные ландшафты и строения, которые он видел во время путешествия по империи (например, копии афинских Ликея и Академии, египетского Канопуса). В определенном смысле это был прототип музея под открытым небом.

В частных домах для хранения и демонстрации картин создавались также специальные пинакотеки. Согласно рекомендациям римского архитектора Витрувия, они должны были быть расположены так, чтобы свет был рассеянным, т. е. Падал из окон, расположенных на северной стороне.

В римских храмах выставлялись не только произведения искусства, но и разные диковинные вещи, которые привозились из далеких стран путешественниками или воинами. Среди этих редких вещей можно было увидеть предметы быта других этносов[40].

В Средние века монархи нередко использовали церковное имущество на содержание армии и для финансирование государственных мероприятий. Известно, что французские короли неоднократно конфисковывали церковные ценности и отправляли священные ювелирные предметы на переплавку. Король Филипп IV Красивый разгромил католический духовно-рыцарский орден тамплиеров, обвиняя их в предательстве и ереси, после чего конфисковал их имущество, включая собрания редкостей. Похожие конфискации повторялись во время Столетней войны, а также во время войны Карла IX против гугенотов. Крестовые походы пополняли собрания аристократии шедеврами произведений искусства.

Таким образом, можно констатировать, что товарообменные операции между отдельными географическими зонами стимулировали не только индивидуальное производство и возникновение частной собственности. Они также предоставляли возможность собирания до-музейных коллекций. До-музейные коллекции рассматривались в качестве материальной ценности, то есть фактически как капитал.

Заключение

 

Анализ мотиваций до-музейного собирательства, который был предпринят в данной дипломной работе, позволяет нам сделать следующие выводы.

1. Коллекции и ранние музеи создавал тот, кто имел материальные возможности и желание создать для предметов музейного значения благоприятную социальную среду. Главной движущей силой развития собирательства в самом начале было желание самоутверждения представителей знати. Вместе с тем стал постепенно формироваться тип действительного знатока и любителя редких вещей - представителя третьего сословия. Он собирал прежде всего интересные для него предметы, чтобы получить удовольствие, а не для вложения капитала или поднятия социального престижа. Надо отметить, что деятельность ранних музеев носила ограниченный характер и не имела среди публики широкого отклика. Первые до-музейные собрания несли на себе отпечаток общественных отношений, отражали духовные, культурные и идеологические интересы правящей верхушки и нередко служили средством укрепления ее власти.

2. Всякое собрание художественных ценностей или материальных предметов исторического, познавательного, культового характера отражает особенности личности самого коллекционера, его вкусы и пристрастия. Эти пристрастия изменялись в различные исторические эпохи.

3. Во вкусах современных коллекционеров наибольшей степени наблюдается проявление таких мотиваций собирательства, как экономическая, мотивация социального престижа и эстетической потребности. Экономическая мотивация при этом является доминирующей.

К сказанному добавим, что благородная деятельность коллекционеров, несомненно, вносит значительный вклад в международное сотрудничество, во взаимопонимание и взаимообогащение народов и государств.

 

Библиография

1. Абдульханова-Славская К.С. Деятельность и психология личности.- М., 1980.

2. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. - М., 1976.

3. Античная художественная культура.- СПб., 1993.

4. Баткин Л.Н. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.

5. Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения //Вопросы психологии.-1983.-№ 4.

6. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности /Под ред. Д.И.Фельдштейна.- М.:Межд. Пед академия, 1995.

7. Боткина А.П. П.М. Третьяков в жизни и в искусстве. М.1951.

8. Брентано Л. Опыт теории потребностей.-Казань, 1921.

9. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс.-М., 1977, Т.1-2.

10. Грицкевич В. П., Гужеловский А. А. Музеи мира. - Минск, 2003.

11. Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению. - М., 1975.

12. Демиденко Ю. Коллекционер среди коллекционеров // Наше наследие. 1999. N 42.

13. Еленина Т. Что коллекционируют в Америке // Миниатюра. 1992. Вып. 8.

14. Жуков А. Необычные коллекции // Миниатюра. 1996. Вып. 31.

15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002.

16. История государства и права зарубежных стран. /Под редакцией О.А. Жидкова, Крашенниковой; М., 1998.

17. Книга рекордов Гиннесса. 2002. М., 2002.

18. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности.-М., 1988.

19. Ковалев А.Г. Психология личности.- М., 1969.

20. Котыхов В. Игра в бисер. Тиролька у водокачки дорого стоит // Московский комсомолец. 2002. 20 августа.

21. Кречмер Э. Строение тела и характер.-М.: Педагогика-Пресс, 1995.

22. Кривцун О.А. Художественные эпохи в культуре Нового времени: проблема идентификации. // Искусствознание.-2001. - № 1.

23. Кравцун О.А. Художник и меценат: черты самосознания. // Русская галерея. М.1999. № 2.

24. Кривцун О.А. История искусств в свете культурологии. // Современное искусствознание: методологические проблемы. М.1994.

25. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей //Психологический журнал.-1992.-№ 2.

26. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. -М., 1971.

27. Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. -Л., 1983.

28. Маслоу А. Мотивация и личность.- СПб.: Евразия, 1999.

29. Нильс И. Эрмитаж в гостинной // Дело.- 2003.-№ 22.

30. Объявления // Петербургский коллекционер. 2002. №3 (20).

31. Очерки истории музейного дела в России. М., Вып. 2. 1960; Вып. 3. 1961; Вып.5. 1963; Вып. 6. 1968; Вып. 7. 1971.

32. Параделов М.Я. Адресная книга русских библиофилов и собирателей гравюр, литографий, лубков и прочих произведений печати. М., 1904.

33. Пересада А. Мистер балалайка из Вашингтона //Отчизна. 1989. №11.

34. Петров М.Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса.-Л., 1982.

35. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

36. Платонов К.К. Структура и развитие личности.- М., 1986.

37. Подгурский О. Бронзовый век продолжается! // Антик. 2001. №2.

38. Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. Иллюстрированный биографический словарь. М., 1997.

39. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. М.,1990.

40. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 1946.

41. Рутенбург В.И. Италия и Европа накануне Нового времени. - М., 1985.

42. Садыкова Н.С. Музейное дело в Узбекистане. Ташкент, 1975.

43. Сорокин П. Голод и идеология общества. Квинтэссенция .-М., 1990.

44. Сюкияйнен Л. Р. Шариат: Религия Нравственность. Право. // Государство и право; 1996.-№ 7.

45. Словарь русского языка. М., 1957.

46. Словарь коллекционера. Спб., 1996.

47. Станюкович Т.К. Этнографическая наука и музеи. Л., 1978.

48. Фролов А.И. Основатели российских музеев. М., 1991.

49. Фромм Э. Бегство от свободы.-М., 1998.

50. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986.

51. Чижова Л.В. Из истории художественных музеев России. М., 1991.

52. Шиманский Е.А. Справочная книга для русских библиофилов и коллекционеров. Одесса, 1905.

53. Шмит Ф.И. Исторические, этнографические, художественные музеи. Очерк истории музейного дела. Харьков, 1919.

54. Юрова Е. Игра в бисер // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2002. №1.

55. Я познаю мир. Коллекции и коллекционеры / Сост. С. Истомин. М., 1998.

56. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.-М., 1969.

57. Boettiger C. A. Der Museum und Antikensammlugen. Leipzig, 1806.

58. Bonaffe E. Les collectionneurs de L'ancienne France. P., 1837.

59. Crook J. The British Museum. L., 1972.

60. Kopytoff Y. The cultural biography of things: Commoditization as process // The social life of things / Ed. by A. Appadurai. Cambridge: Cambridge University Press, 1996.

61. Simmel G. The philosophy of money. London: Routledge, 1995, р.563.

62. Wittlin A. The Museums. Its History and its Tasks in Education. L., 1949.


[1] Демиденко Ю. Коллекционер среди коллекционеров // Наше наследие. 1999. N 42, с. 136.

[2] Словарь русского языка. М., 1957.

[3] Kopytoff Y. The cultural biography of things: Commoditization as process // The social life of things / Ed. by A. Appadurai. Cambridge: Cambridge University Press, 1996.

[4] Simmel G. The philosophy of money. London: Routledge, 1995, р.563.

[5] Тотемизм («от-отем» на языке североамериканских индейцев означает «его род») - система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом - мифическим предком, чаще всего каким-либо животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей - своих родственников - от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считались только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было их более или менее реалистического изображения, а позже тотем мог обозначаться любым символом, словом или звуком.

[6] Грицкевич В. П., Гужеловский А. А. Музеи мира.-Минск, 2003.

[7] Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

[8] История государства и права зарубежных стран. /Под редакцией О.А. Жидкова, Крашенниковой; М., 1998; Сюкияйнен Л. Р. Шариат: Религия Нравственность. Право. // Государство и право; 1996.-№ 7.

[9] Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения.-М., 1976; Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс.-М., 1977, Т.1-2; Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению.-М., 1975; Петров М.Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса.-Л., 1982; Рутенбург В.И. Италия и Европа накануне Нового времени.-М., 1985.

[10] Crook J. The British Museum. L., 1972.

[11] Грицкевич В. П., Гужеловский А. А. Музеи мира. - Минск, 2003.

[12] Баткин Л.Н. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.

[13] Грицкевич В. П., Гужеловский А. А. Музеи мира. - Минск, 2003.

[14] Кривцун О.А. Художественные эпохи в культуре Нового времени: проблема идентификации. // Искусствознание.-2001. - № 1; Кривцун О.А. История искусств в свете культурологии.// Современное искусствознание: методологические проблемы. М.1994. С.51-77.

[15] Bonaffe E. Les collectionneurs de L'ancienne France. P., 1837.

[16]Boettiger C. A. Der Museum und Antikensammlugen. Leipzig, 1806.

[17] Фролов А.И. Основатели российских музеев. М., 1991; Чижова Л.В. Из истории художественных музеев России. М., 1991; Шиманский Е.А. Справочная книга для русских библиофилов и коллекционеров. Одесса, 1905; Параделов М.Я. Адресная книга русских библиофилов и собирателей гравюр, литографий, лубков и прочих произведений печати. М., 1904; Очерки истории музейного дела в России. М., Вып. 2. 1960; Вып. 3. 1961; Вып.5. 1963; Вып. 6. 1968; Вып. 7. 1971.

[18] Боткина А.П. П.М.Третьяков в жизни и в искусстве. М.1951.

[19] Там же.

[20] Брентано Л. Опыт теории потребностей.-Казань, 1921, с.10.

[21] Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности.-Л., 1983.

[22] Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей //Психологический журнал.-1992.-№ 2.

[23] Ильин Е.П.Мотивация и мотивы.-СПб.:Питер, 2002, с.29.

[24] Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности.-М., 1988.

[25] Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения //Вопросы психологии.-1983.-№ 4;Ковалев А.Г. Психология личности.-М., 1969; Платонов К.К. Структура и развитие личности.-М., 1986; Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии.-М., 1946; Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции.-М., 1971; Абдульханова-Славская К.С. Деятельность и психология личности.-М., 1980.

[26] Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986.

[27]Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности /Под ред. Д.И.Фельдштейна.-М.:Межд. Пед академия, 1995.

[28] Платонов К.К. Структура и развитие личности.-М.:Наука, 1986.

[29] Ильин Е.П.Мотивация и мотивы.- СПб.:Питер, 2002, с.9.

[30] Лоренц К. Агрессия.-М., 1994.

[31] Фромм Э. Бегство от свободы.-М., 1998.

[32] Кречмер Э. Строение тела и характер.-М.: Педагогика-Пресс, 1995.

[33] Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.-М., 1969.

[34] Маслоу А. Мотивация и личность.-СПб.:Евразия,1999.

[35]Сорокин П. Голод и идеология общества. Квинтэссенция .-М., 1990, с.231.

[36] Wittlin A. The Museums. Its History and its Tasks in Education. L., 1949.

[37] Станюкович Т.К. Этнографическая наука и музеи. Л., 1978; Шмит Ф.И. Исторические, этнографические, художественные музеи. Очерк истории музейного дела. Харьков, 1919.

[38] Грицкевич В. П., Гужеловский А. А. Музеи мира. -Минск, 2003.

[39] Там же.

[40] Шмит Ф.И. Исторические, этнографические, художественные музеи. Очерк истории музейного дела. Харьков, 1919.

[41] Там же.

[42] Садыкова Н.С. Музейное дело в Узбекистане. Ташкент, 1975.

[43] Кравцун О.А. Художник и меценат: черты самосознания. // Русская галерея. М.1999. № 2.

[44] Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. М.,1990.

[45] Античная художественная культура.-СПб., 1993.

[46] Нильс И. Эрмитаж в гостинной // Дело.- 2003.-№ 22.

[47] Пересада А. Мистер балалайка из Вашингтона //Отчизна. 1989. №11.

[48] Книга рекордов Гиннесса. 2002. М., 2002.

[49] Еленина Т. Что коллекционируют в Америке // Миниатюра. 1992. Вып. 8.

[50] Котыхов В. Игра в бисер. Тиролька у водокачки дорого стоит // Московский комсомолец. 2002. 20 августа; Юрова Е. Игра в бисер // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2002. №1.

[51] Объявления // Петербургский коллекционер. 2002. №3 (20).

[52] Словарь коллекционера. Спб., 1996.

[53] Жуков А. Необычные коллекции // Миниатюра. 1996. Вып. 31.

[54] Подгурский О. Бронзовый век продолжается! // Антик. 2001. №2; Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. Иллюстрированный биографический словарь. М., 1997.

[55] Объявления // Петербургский коллекционер. 2002. №3 (20).

[56] Я познаю мир. Коллекции и коллекционеры / Сост. С. Истомин. М., 1998.

[57] Псковский коллекционер. 2000. №3 (10).


Министерство культуры Российской Федерации

Кафедра культурологии и искусств

 

Допустить к защите:

Зав. кафедрой___________________

«___»_____________________2003 г.


Дата: 2019-07-30, просмотров: 206.