Налоговая реформа в 2008 – 2010 гг.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма [6].

Переходный характер российской экономики характеризуется наличием множества специфических для данного этапа проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов (включая институты правоприменения (инфорсмента), обеспечения исполнения контрактов, уровень развития судебной системы, защиты прав собственности). В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь первым шагом на пути формирования конкурентоспособной налоговой системы, определившим базу для ее построения. На среднесрочную перспективу не запланировано реализации мер в области налоговой политики, которые по своему масштабу будут сопоставимы с глобальной перестройкой налоговой системы, произошедшей с принятием Налогового кодекса в первой половине 2000-х годов или налоговой реформой начала 1990-х годов. Однако проведение институциональных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности российской экономики и повышение качества институтов, интеграция России в глобальные процессы, происходящие в мировой экономике, неизбежно требуют внесения изменений в налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль законодательства не может считаться окончательно сформированной, а будет вынуждена динамично изменяться вместе с дальнейшим проведением социально-экономических преобразований, включения России в мировые экономические процессы. С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, необходимо отметить следующие цели налоговой политики:

1) Отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы

2) Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

Введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики. Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях. В среднесрочной перспективе будет продолжено совершенствование системы администрирования налогов в России. В частности, предполагается принятие следующих мер [18, с.12]:

а) Совершенствование подходов к проведению налоговых проверок;

б) повышение уровня информационного обеспечения и автоматизации налоговых органов;

в) Обеспечение информационного взаимодействия между налоговыми, таможенными, правоохранительными и иными органами;

г) Совершенствование системы государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица.

Налоговая конкуренция между странами за привлечение налогоплательщиков в условиях глобализации мировой экономики, с одной стороны, препятствует одностороннему увеличению налогового бремени отдельным странами (например, интенсивному применению прогрессивных ставок налогов), а с другой стороны, создает стимулы к использованию противозаконных и сомнительных схем по минимизации налоговых обязательств и «отмыванию» денежных средств.

Россия является частью мировой экономической системы, при этом ускоренная интеграция страны в мировую экономику, присоединение к международным организациям заставляет принимать меры в области налоговой политики, направленные как на гармонизацию российского налогового законодательства с законодательством стран – основных экономических партнеров России, так и присоединение к международным соглашениям, действующим в налоговой сфере, принятию на себя обязательств в области международного сотрудничества налоговых и таможенных органов, обмена информацией.

Большинство стран – основных экономических партнеров Российской Федерации связаны между собой множественными международными соглашениями, в том числе, направленными на преодолений эффекта недобросовестной налоговой конкуренции от любых стран, на гармонизацию национальных налоговых систем, а также на взаимный информационный обмен между соответствующими налоговыми органами. Представляется необходимым оперативное включение России, в первую очередь, в процессы международного обмена информацией по налоговым вопросам. Во вторую очередь, необходимо обеспечить соответствующее место и право голоса при выработке и принятии решений в универсальных международных организациях в отношении, в том числе, налоговой политики. В настоящее время большое количество показателей, предусмотренных налоговым законодательством, установлено в денежном выражении. Это создает сложности, связанные с ежегодной индексацией этих показателей. Отсутствие индексации приводит к искажениям, связанным с инфляционным воздействием. Речь идет, в частности, о следующих показателях:

- специфических налоговых ставках;

- величине налоговых вычетов по различным налогам, установленным в денежном выражении;

- границах, в рамках которых применяются различные налоговые ставки (различные ставки единого социального налога);

- предельных величинах выручки от реализации товаров (работ, услуг), установленных в качестве критериев для перехода на специальные налоговые режимы, а также в качестве критерия для возможного освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС;

- прочих показателях.

Установление всех перечисленных величин с 2009 года в виде, исчисляемом в условных налоговых единицах, индексируемых на ежегодной основе в рамках принятия закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, позволит не только минимизировать инфляционное воздействие на налоговое законодательство, но и может способствовать решению ряда иных проблем – например, с помощью увеличения стоимости приобретения основных фондов на величину индексации данной единицы, возможно решить проблему невозможности ежегодной переоценки основных фондов в налоговых целях, применение того же индекса к стоимости приобретения недвижимого имущества, ценных бумаг, иного имущества позволит более справедливо облагать налогом на доходы физических лиц прирост капитальной стоимости имущества при его реализации. В настоящее время рассматривается пакет инициатив по созданию стимулов к осуществлению инновационной деятельности, включающий в себя ряд мер по изменению с 2007 года налогового законодательства. Эти меры включают в себя:

Расширение видов организаций, выполнение которыми научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость. В настоящее время от НДС освобождается реализация таких работ только в случае их выполнения за счет бюджетных средств, а также выполнения за счет прочих средств организациями образования и науки. Предлагается освободить реализацию любыми организациями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящихся к новой или усовершенствованию производимой продукции, если в их состав включаются следующие виды деятельности:

- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы – конструкторские работы;

- разработка новых технологий – технологические работы;

- создание опытных образцов машин, оборудования, материалов, обладающих принципиальными особенностями создаваемых нововведений и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание;

- включение в состав средств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы налога на прибыль научных организаций, средств, получаемых из различных фондов научных исследований;

- установление повышающего коэффициента (не более 2) в отношении основных средств, используемых только для научно-технической деятельности, к основной норме амортизации;

- признание в целях упрощенной системы налогообложения расходов в виде расходов на патентование и расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.



Выводы и предложения

Изучение темы позволило сделать ряд выводов:

Результаты, достигнутые российской экономикой за последние 8 лет, впечатляют: рост ВВП на 68%, промышленного производства на 73%, инвестиций на 123%. Однако объективно – это в лучшем случае повторение результата 1990 года, т.е. результата шестнадцатилетней давности. Между тем остальной мир все это 16 лет не стоял на месте.

Один из ключевых вопросов современной экономической ситуации состоит в объяснении причин и факторов высокой динамики российской экономики в 2000-2007 гг. Общепризнано, что важнейшим фактором роста в этот период явилась благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть. Другой значимый внешний фактор – динамичный рост мировой экономики. В то же время вопрос состоит в том, объясняют ли эти факторы большую часть экономической динамики или же их совокупное воздействие достаточно ограничено.

Регулярность отклонения от инерционного прогноза в лучшую сторону позволяет надеяться на устойчивый характер глубинных позитивных структурно-технологических и институциональных изменений в российской экономике. К числу самых последних позитивных тенденций можно отнести резкую активизацию в конце 2006 - начале 2007 года инвестиционной деятельности, принципиальное (до двузначных значений) ускорение темпов роста прочего (несырьевого) экспорта, масштабный приток иностранного капитала, сохранение низкого уровня инфляции при практически 50 -процентном росте денежной массы. Устойчивый долгосрочный экономический рост в России объективно требует опережающей динамики развития финансовой системы. По всем показателям, характеризующим интенсивность функционирования российских финансов (кредиты нефинансовому сектору по отношению к ВВП, относительная капитализация и ликвидность фондового рынка и т.п.), Россия в разы уступает развитым странам. В условиях относительной узости финансового рынка устойчивость экономического роста – проблематична. С учетом этого обстоятельства, поддержание стабильного экономического роста, модернизация производства предполагают наращивание указанных показателей интенсивности, а требование ограничения рисков, концентрируемых финансовым сектором, объективно ориентирует на ускоренный рост его капитализации. Наиболее важный вопрос долгосрочного финансового развития России – это вопрос о характере государственной финансовой политики. На предстоящую перспективу в интересах России был бы уместен переход от нынешней нейтральной – к активной финансовой политике. Сегодняшняя практика государственных финансовых решений, в основном направленная на элиминирование внешних финансовых воздействий и лишь в незначительной степени ориентированная на самостоятельные цели, слабо соответствует многообразию задач долгосрочного развития России. Активная финансовая политика, кроме всего прочего, способна дать экономическим агентам более ясное представление о перспективах российской экономики и российских финансов, в особенности более четко сформировать ожидания и снизить элемент неопределенности при принятии финансовых решений.

Инвестиции в современных условиях и, особенно в перспективе, базируются на новых технологических решениях. Их доля в инвестиционных проектах для разных отраслей составляет от 5 до 50% и более. Инвестиционные проекты опираются не только на созданные к их началу нововведения и технологические решения, но и на инновационные проекты, непосредственно предшествующие инвестиционным. При этом даже серийные изделия, комплектующие новые технологии, нередко модернизируются и дорабатываются.

К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма. В настоящее время рассматривается пакет инициатив по созданию стимулов к осуществлению инновационной деятельности, включающий в себя ряд мер по изменению с 2007 года налогового законодательства. Эти меры включают в себя:

Расширение видов организаций, выполнение которыми научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость. В настоящее время от НДС освобождается реализация таких работ только в случае их выполнения за счет бюджетных средств, а также выполнения за счет прочих средств организациями образования и науки.

Предлагается освободить реализацию любыми организациями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящихся к новой или усовершенствованию производимой продукции, если в их состав включаются следующие виды деятельности:

- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы – конструкторские работы;

- разработка новых технологий – технологические работы;

- создание опытных образцов машин, оборудования, материалов, обладающих принципиальными особенностями создаваемых нововведений и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание;

- включение в состав средств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы налога на прибыль научных организаций, средств, получаемых из различных фондов научных исследований;

- установление повышающего коэффициента (не более 2) в отношении основных средств, используемых только для научно-технической деятельности, к основной норме амортизации;

- признание в целях упрощенной системы налогообложения расходов в виде расходов на патентование и расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.



Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.- Омега - Л., 2005.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ, Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ)// Собрание законодательства РФ. 2004. № 56.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изм. 30 декабря 2006 г.)

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. №38-р План действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы)

5. Долгосрочный прогноз развития экономики России на 2007-2030 гг.

6. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2010 гг. (Проект)

7. Банхаева Ф.Х. Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования и реформирования налогового законодательства //Налоговый вестник. - 2007. - № 2. - С. 135-137

8. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. –М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007. –67 с.

9. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. ФБК-ПРЕСС, 2006. – 122 с.

10. Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики // Финансы, №1, 2007. С.12

11. Баткибеков С. и др. Оценка налогового потенциала регионов и распределение финансовой помощи из федерального бюджета // Совершенствование межбюджетных отношений в России. Сборник статей, М., ИЭПП, 2007, Серия «Научные труды» №24Р, стр. 83-237.

12. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2007. –61 с.

13. Бурмистрова Л.И. Бюджетная система России: Учебник /Под ред. Г.Б.Поляка.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 166 с.

14. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение, кредит. М.: «Дашков и К», 2006. – 111 c.

15. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. М.:Маркетинг, 2006. – 203с.

16. Время и деньги. Выпуск - 80(2535) от 03 мая 2007 года, С.16

17. Время и деньги. Выпуск - 82(2537) от 05 июля 2007 года, С.14

18. Гулаев В.И. Налоги – состояние, проблемы и решения // Финансы, №6, 2007. С.12

19. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», 2007, № 4, С.10

20. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», 2006, № 12, С.18

21. Журнал «Экономика России», 2007, № 2, С.12

22. Журнал «Экономика России: ХХI век» № 18 «Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 2006 » – 14 с.

23. Информационный бюллетень Счетной палаты, 2006, № 1, С.28.-56

24. Карапетян Л.М., Эбзеев В.С. Российский федерализм: равноправие субъектов и асимметрия /Государство и право. 2006. № 3. – 8 с.

25. Кашин В., Мерзляков И. Налоговая политика и оздоровление России //Аудитор, № 9., 2006. – С.32-35.

26. Мартынов С.Н. Бюджетная политика и экономический потенциал региона // Воспроизводственный потенциал региона: Материалы Международной научно-практической конференции, 27-29 мая 2006 г. – Уфа:РИО БашГУ, 2006. – Т. 1. – С. 122-126 (0,2 п.л.).

27. Кучеров И.И. Налоговое судопроизводство в России и за рубежом // Бухгалтерский учет. 2006. № 4. – С. 18

28. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. - Ростов-н/Дону, 2007. – 106 с.



Приложение 1

 

Таблица 1.2.1

Динамика ВВП и составляющих его элементов конечного спроса, % за год

 

Показатели

2006-2010

2011-2015

2016-2020

2021-2025

2026-2030

Потребление домашних хозяйств

8.5

7.9

7.9

8.1

8.3

Государственное потребление

3.2

3.4

3.9

4.4

5.0

Инвестиции в основной капитал

12.5

11.0

9.8

8.8

7.9

Прирост запасов

13.8

4.7

4.6

4.1

3.2

Экспорт

6.6

7.1

7.2

7.3

7.3

Импорт

9.5

6.4

6.3

6.6

7.0

ВВП

7.9

8.3

8.3

8.1

7.8

 



Приложение 2

 

Таблица 1.2.3

Отраслевая структура производства в ценах 2002 г., % (инвестиционный вариант)

 

Отрасль

2005

2010

2015

2020

2025

2030

Электроэнергетика

3.4

3.1

2.7

2.4

2.2

1.9

Нефтедобыча

4.0

3.0

2.1

1.5

1.0

0.6

Нефтепереработка

2.8

2.2

1.6

1.2

0.9

0.7

Газовая промышленность

0.7

0.6

0.4

0.3

0.2

0.2

Угольная промышленность

0.5

0.4

0.3

0.2

0.2

0.1

Прочая топливная промышленность

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

Черная металлургия

2.5

2.0

1.6

1.3

1.0

0.8

Цветная металлургия

3.2

2.6

2.0

1.5

1.2

0.9

Химическая промышленность

2.6

2.7

2.9

2.9

3.0

3.0

Инвестиционное машиностроение – немобильное

2.7

3.9

4.9

5.9

6.7

7.5

Инвестиционное машиностроение - мобильное

0.6

0.8

1.0

1.2

1.3

1.4

Автомобильная промышленность

1.6

2.4

3.0

3.8

4.6

5.6

Бытовая техника

0.2

0.2

0.3

0.3

0.4

0.5

Продукция промежуточного спроса

1.2

1.5

1.9

2.2

2.5

2.7

Прочее (оборонное) машиностроение

1.8

2.3

2.6

2.9

3.2

3.6

Лесная и бумажная промышленность

1.5

1.7

1.8

1.9

2.0

2.0

Промышленность стройматериалов

1.3

1.5

1.6

1.6

1.6

1.6

Легкая промышленность

1.4

1.7

1.9

2.1

2.2

2.4

Пищевая промышленность

5.4

4.4

4.1

3.8

3.4

3.0

Прочие отрасли промышленности

1.0

1.0

0.9

0.9

0.9

0.9

Строительство

7.9

9.1

9.9

10.3

10.3

10.0

Сельское и лесное хозяйство

4.9

4.0

3.3

2.7

2.2

1.8

Транспорт 

7.3

6.8

6.3

5.9

5.5

5.2

Связь

1.6

2.6

3.8

5.1

6.0

6.5

Сфера обращения, включая коммерческую деятельность

23.9

24.9

25.2

25.1

24.6

24.0

Прочие виды материального производства

0.7

0.7

0.7

0.7

0.7

0.7

Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание

2.5

2.4

2.4

2.3

2.4

2.4

Просвещение, здравоохранение, культура и искусство

5.0

4.4

3.8

3.4

3.1

2.9

Наука и научное обслуживание

1.5

1.6

1.7

1.7

1.8

1.9

Управление, финансы ,кредит, страхование

6.1

5.6

5.1

4.8

4.8

4.9

Сумма

100

100

100

100

100

100

 



Приложение 3

 


Рис. 2.1.1. Трендовая динамика торгового баланса, млрд. долл.



Приложение 4


Рис. 2.1.2.Прогноз торгового баланса при нулевом темпе роста реального курса рубля с 2008 г.



Приложение 5


Рис. 2.1.3.Прогноз торгового баланса при стремящемся к нулевому росту реального курса и гипотезе инвестиций за счет импорта

Дата: 2019-07-30, просмотров: 189.