Содержание
Введение. 3
1. Стратегия экономического развития. 6
1.1. Направления развития экономики в современной России. 6
1.2. Необходимость и возможность реализации инвестиционного сценария. 12
1.3. Баланс факторов роста и диапазон траекторий развития. 19
2. Прогноз реализации потенциала России в среднесрочной перспективе. 22
2.1. Финансово-кредитное обеспечение долгосрочного развития. 22
2.2. Перспективы обновления экономического потенциала страны.. 28
2.3. Налоговая реформа в 2008 – 2010 гг. 31
Выводы и предложения. 37
Список литературы.. 40
Приложения. 42
Введение
Развитие российской экономики невозможно без ее последовательной интеграции в систему международных экономических отношений. К настоящему времени в Российской Федерации в целом сформировалась открытая рыночная экономика. Создана система регулирования внешней торговли товарами. Российское законодательство в области регулирования внешнеэкономических связей в основном соответствует международным нормам и правилам.
Сформированы предпосылки для постепенного перехода от двустороннего к многостороннему торгово-экономическому взаимодействию. Активизировалось участие в региональном экономическом сотрудничестве.
Позитивная для России конъюнктура на мировых рынках сырья увеличивает финансовые возможности Правительства Российской Федерации для проведения активной экономической политики. Правительство Российской Федерации осуществляет сбалансированную бюджетную политику, сохраняет режим плавающего валютного курса и значительные золотовалютные резервы, а также обеспечивает формирование Стабилизационного фонда Российской Федерации.
Для стимулирования экономического роста необходима реализация налоговой политики, которая должна способствовать повышению конкурентоспособности и росту деловой активности субъектов экономики, а также обеспечивать снижение для бизнеса налоговой нагрузки, в том числе снижение в среднесрочной перспективе основной ставки налога на добавленную стоимость, упрощение процедур расчетов и уплаты налогов и упорядочение налоговых проверок и отчетности.
Для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем создания инновационной системы, формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг в инновационной сфере, совершенствования нормативной правовой основы защиты прав на интеллектуальную собственность, кадрового обеспечения инновационной экономики.
Важнейшими факторами не только повышения конкурентоспособности Российской Федерации, но и обеспечения стабильности внешнеэкономических связей должны стать диверсификация структуры экспорта и участие российских компаний в системе международной торговли. Российский экспорт характеризуется не только высоким удельным весом топливно-сырьевых товаров, но и чрезвычайно низкой степенью диверсификации зарубежных продаж. Доля экспорта в валовом внутреннем продукте страны составляет около 33,4 процента, при этом на 5 основных сырьевых товарных позиций приходится более 60 процентов экспортных поставок, а доля машин и оборудования в экспорте России составляет около 8 - 9 процентов.
В целях оперативности принятия решений следует внести изменения в бюджетное законодательство, предусматривающие увеличение предельной суммы государственных гарантий до 50 млн. долларов США, реализуемых в пределах общей суммы предоставляемых гарантий без включения в перечень программы государственных внешних заимствований Российской Федерации. Необходимо создать систему страхования экспортных кредитов, которая должна обеспечить комплексную страховую защиту экспортеров от политических и долгосрочных коммерческих рисков, а также содействовать привлечению внебюджетного долгосрочного кредитования для реализации экспортных контрактов. Одним из основных направлений диверсификации структуры экспорта должно стать развитие экспорта услуг, в первую очередь транспортных. При этом необходимо создавать условия для увеличения объемов транзитных перевозок российскими компаниями путем упрощения процедур таможенного регулирования и формирования инфраструктуры транзитных перевозок.
Важнейшей предпосылкой использования и развития конкурентных преимуществ и имеющихся ресурсов в международной торговле является профессиональная подготовка и переквалификация кадров в области торговой политики и международного бизнеса. Основными направлениями подготовки кадров являются применение инструментов торговой политики и мер защиты внутреннего рынка, разрешение торговых споров. Наличие нескольких уровней власти и управления, ответственных перед собственными избирателями за проводимую политику в рамках законодательно определенных сфер компетенции, является преимуществом, эффективное использование которого позволит создать стимулы для обеспечения благосостояния населения на всей территории страны. Все эти вопросы и определили актуальность исследования выбранной темы «Финансовые стимулы развития экономики России и их оценка».
Целью данной работы является изучение и раскрытие системы финансовых стимулов развития России и их оценка».
Для раскрытия темы ставится ряд задач:
- изучить и раскрыть стратегию экономического развития и направления развития экономики в современной России; необходимость и возможность реализации инвестиционного сценария;
- представить прогноз реализации потенциала России в среднесрочной перспективе по финансово-кредитному обеспечению долгосрочного развития, налоговой политики России.
Предметом исследования является финансовые стимулы развития России и их оценка.
Объектом исследования является процессы, протекающие в экономическом развитии России.
Информационной основой исследования послужили публикации Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и, официальные инструктивно – методические материалы, специальные периодические издания и материалы собственных исследований.
Выводы и предложения
Изучение темы позволило сделать ряд выводов:
Результаты, достигнутые российской экономикой за последние 8 лет, впечатляют: рост ВВП на 68%, промышленного производства на 73%, инвестиций на 123%. Однако объективно – это в лучшем случае повторение результата 1990 года, т.е. результата шестнадцатилетней давности. Между тем остальной мир все это 16 лет не стоял на месте.
Один из ключевых вопросов современной экономической ситуации состоит в объяснении причин и факторов высокой динамики российской экономики в 2000-2007 гг. Общепризнано, что важнейшим фактором роста в этот период явилась благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть. Другой значимый внешний фактор – динамичный рост мировой экономики. В то же время вопрос состоит в том, объясняют ли эти факторы большую часть экономической динамики или же их совокупное воздействие достаточно ограничено.
Регулярность отклонения от инерционного прогноза в лучшую сторону позволяет надеяться на устойчивый характер глубинных позитивных структурно-технологических и институциональных изменений в российской экономике. К числу самых последних позитивных тенденций можно отнести резкую активизацию в конце 2006 - начале 2007 года инвестиционной деятельности, принципиальное (до двузначных значений) ускорение темпов роста прочего (несырьевого) экспорта, масштабный приток иностранного капитала, сохранение низкого уровня инфляции при практически 50 -процентном росте денежной массы. Устойчивый долгосрочный экономический рост в России объективно требует опережающей динамики развития финансовой системы. По всем показателям, характеризующим интенсивность функционирования российских финансов (кредиты нефинансовому сектору по отношению к ВВП, относительная капитализация и ликвидность фондового рынка и т.п.), Россия в разы уступает развитым странам. В условиях относительной узости финансового рынка устойчивость экономического роста – проблематична. С учетом этого обстоятельства, поддержание стабильного экономического роста, модернизация производства предполагают наращивание указанных показателей интенсивности, а требование ограничения рисков, концентрируемых финансовым сектором, объективно ориентирует на ускоренный рост его капитализации. Наиболее важный вопрос долгосрочного финансового развития России – это вопрос о характере государственной финансовой политики. На предстоящую перспективу в интересах России был бы уместен переход от нынешней нейтральной – к активной финансовой политике. Сегодняшняя практика государственных финансовых решений, в основном направленная на элиминирование внешних финансовых воздействий и лишь в незначительной степени ориентированная на самостоятельные цели, слабо соответствует многообразию задач долгосрочного развития России. Активная финансовая политика, кроме всего прочего, способна дать экономическим агентам более ясное представление о перспективах российской экономики и российских финансов, в особенности более четко сформировать ожидания и снизить элемент неопределенности при принятии финансовых решений.
Инвестиции в современных условиях и, особенно в перспективе, базируются на новых технологических решениях. Их доля в инвестиционных проектах для разных отраслей составляет от 5 до 50% и более. Инвестиционные проекты опираются не только на созданные к их началу нововведения и технологические решения, но и на инновационные проекты, непосредственно предшествующие инвестиционным. При этом даже серийные изделия, комплектующие новые технологии, нередко модернизируются и дорабатываются.
К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма. В настоящее время рассматривается пакет инициатив по созданию стимулов к осуществлению инновационной деятельности, включающий в себя ряд мер по изменению с 2007 года налогового законодательства. Эти меры включают в себя:
Расширение видов организаций, выполнение которыми научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость. В настоящее время от НДС освобождается реализация таких работ только в случае их выполнения за счет бюджетных средств, а также выполнения за счет прочих средств организациями образования и науки.
Предлагается освободить реализацию любыми организациями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящихся к новой или усовершенствованию производимой продукции, если в их состав включаются следующие виды деятельности:
- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы – конструкторские работы;
- разработка новых технологий – технологические работы;
- создание опытных образцов машин, оборудования, материалов, обладающих принципиальными особенностями создаваемых нововведений и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание;
- включение в состав средств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы налога на прибыль научных организаций, средств, получаемых из различных фондов научных исследований;
- установление повышающего коэффициента (не более 2) в отношении основных средств, используемых только для научно-технической деятельности, к основной норме амортизации;
- признание в целях упрощенной системы налогообложения расходов в виде расходов на патентование и расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации.- Омега - Л., 2005.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ, Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ)// Собрание законодательства РФ. 2004. № 56.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изм. 30 декабря 2006 г.)
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. №38-р План действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы)
5. Долгосрочный прогноз развития экономики России на 2007-2030 гг.
6. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2010 гг. (Проект)
7. Банхаева Ф.Х. Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования и реформирования налогового законодательства //Налоговый вестник. - 2007. - № 2. - С. 135-137
8. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. –М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007. –67 с.
9. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. ФБК-ПРЕСС, 2006. – 122 с.
10. Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики // Финансы, №1, 2007. С.12
11. Баткибеков С. и др. Оценка налогового потенциала регионов и распределение финансовой помощи из федерального бюджета // Совершенствование межбюджетных отношений в России. Сборник статей, М., ИЭПП, 2007, Серия «Научные труды» №24Р, стр. 83-237.
12. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2007. –61 с.
13. Бурмистрова Л.И. Бюджетная система России: Учебник /Под ред. Г.Б.Поляка.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 166 с.
14. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение, кредит. М.: «Дашков и К», 2006. – 111 c.
15. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. М.:Маркетинг, 2006. – 203с.
16. Время и деньги. Выпуск - 80(2535) от 03 мая 2007 года, С.16
17. Время и деньги. Выпуск - 82(2537) от 05 июля 2007 года, С.14
18. Гулаев В.И. Налоги – состояние, проблемы и решения // Финансы, №6, 2007. С.12
19. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», 2007, № 4, С.10
20. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», 2006, № 12, С.18
21. Журнал «Экономика России», 2007, № 2, С.12
22. Журнал «Экономика России: ХХI век» № 18 «Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 2006 » – 14 с.
23. Информационный бюллетень Счетной палаты, 2006, № 1, С.28.-56
24. Карапетян Л.М., Эбзеев В.С. Российский федерализм: равноправие субъектов и асимметрия /Государство и право. 2006. № 3. – 8 с.
25. Кашин В., Мерзляков И. Налоговая политика и оздоровление России //Аудитор, № 9., 2006. – С.32-35.
26. Мартынов С.Н. Бюджетная политика и экономический потенциал региона // Воспроизводственный потенциал региона: Материалы Международной научно-практической конференции, 27-29 мая 2006 г. – Уфа:РИО БашГУ, 2006. – Т. 1. – С. 122-126 (0,2 п.л.).
27. Кучеров И.И. Налоговое судопроизводство в России и за рубежом // Бухгалтерский учет. 2006. № 4. – С. 18
28. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. - Ростов-н/Дону, 2007. – 106 с.
Приложение 1
Таблица 1.2.1
Динамика ВВП и составляющих его элементов конечного спроса, % за год
Показатели | 2006-2010 | 2011-2015 | 2016-2020 | 2021-2025 | 2026-2030 |
Потребление домашних хозяйств | 8.5 | 7.9 | 7.9 | 8.1 | 8.3 |
Государственное потребление | 3.2 | 3.4 | 3.9 | 4.4 | 5.0 |
Инвестиции в основной капитал | 12.5 | 11.0 | 9.8 | 8.8 | 7.9 |
Прирост запасов | 13.8 | 4.7 | 4.6 | 4.1 | 3.2 |
Экспорт | 6.6 | 7.1 | 7.2 | 7.3 | 7.3 |
Импорт | 9.5 | 6.4 | 6.3 | 6.6 | 7.0 |
ВВП | 7.9 | 8.3 | 8.3 | 8.1 | 7.8 |
Приложение 2
Таблица 1.2.3
Отраслевая структура производства в ценах 2002 г., % (инвестиционный вариант)
Отрасль | 2005 | 2010 | 2015 | 2020 | 2025 | 2030 |
Электроэнергетика | 3.4 | 3.1 | 2.7 | 2.4 | 2.2 | 1.9 |
Нефтедобыча | 4.0 | 3.0 | 2.1 | 1.5 | 1.0 | 0.6 |
Нефтепереработка | 2.8 | 2.2 | 1.6 | 1.2 | 0.9 | 0.7 |
Газовая промышленность | 0.7 | 0.6 | 0.4 | 0.3 | 0.2 | 0.2 |
Угольная промышленность | 0.5 | 0.4 | 0.3 | 0.2 | 0.2 | 0.1 |
Прочая топливная промышленность | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 |
Черная металлургия | 2.5 | 2.0 | 1.6 | 1.3 | 1.0 | 0.8 |
Цветная металлургия | 3.2 | 2.6 | 2.0 | 1.5 | 1.2 | 0.9 |
Химическая промышленность | 2.6 | 2.7 | 2.9 | 2.9 | 3.0 | 3.0 |
Инвестиционное машиностроение – немобильное | 2.7 | 3.9 | 4.9 | 5.9 | 6.7 | 7.5 |
Инвестиционное машиностроение - мобильное | 0.6 | 0.8 | 1.0 | 1.2 | 1.3 | 1.4 |
Автомобильная промышленность | 1.6 | 2.4 | 3.0 | 3.8 | 4.6 | 5.6 |
Бытовая техника | 0.2 | 0.2 | 0.3 | 0.3 | 0.4 | 0.5 |
Продукция промежуточного спроса | 1.2 | 1.5 | 1.9 | 2.2 | 2.5 | 2.7 |
Прочее (оборонное) машиностроение | 1.8 | 2.3 | 2.6 | 2.9 | 3.2 | 3.6 |
Лесная и бумажная промышленность | 1.5 | 1.7 | 1.8 | 1.9 | 2.0 | 2.0 |
Промышленность стройматериалов | 1.3 | 1.5 | 1.6 | 1.6 | 1.6 | 1.6 |
Легкая промышленность | 1.4 | 1.7 | 1.9 | 2.1 | 2.2 | 2.4 |
Пищевая промышленность | 5.4 | 4.4 | 4.1 | 3.8 | 3.4 | 3.0 |
Прочие отрасли промышленности | 1.0 | 1.0 | 0.9 | 0.9 | 0.9 | 0.9 |
Строительство | 7.9 | 9.1 | 9.9 | 10.3 | 10.3 | 10.0 |
Сельское и лесное хозяйство | 4.9 | 4.0 | 3.3 | 2.7 | 2.2 | 1.8 |
Транспорт | 7.3 | 6.8 | 6.3 | 5.9 | 5.5 | 5.2 |
Связь | 1.6 | 2.6 | 3.8 | 5.1 | 6.0 | 6.5 |
Сфера обращения, включая коммерческую деятельность | 23.9 | 24.9 | 25.2 | 25.1 | 24.6 | 24.0 |
Прочие виды материального производства | 0.7 | 0.7 | 0.7 | 0.7 | 0.7 | 0.7 |
Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание | 2.5 | 2.4 | 2.4 | 2.3 | 2.4 | 2.4 |
Просвещение, здравоохранение, культура и искусство | 5.0 | 4.4 | 3.8 | 3.4 | 3.1 | 2.9 |
Наука и научное обслуживание | 1.5 | 1.6 | 1.7 | 1.7 | 1.8 | 1.9 |
Управление, финансы ,кредит, страхование | 6.1 | 5.6 | 5.1 | 4.8 | 4.8 | 4.9 |
Сумма | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Приложение 3
Рис. 2.1.1. Трендовая динамика торгового баланса, млрд. долл.
Приложение 4
Рис. 2.1.2.Прогноз торгового баланса при нулевом темпе роста реального курса рубля с 2008 г.
Приложение 5
Рис. 2.1.3.Прогноз торгового баланса при стремящемся к нулевому росту реального курса и гипотезе инвестиций за счет импорта
Содержание
Введение. 3
1. Стратегия экономического развития. 6
1.1. Направления развития экономики в современной России. 6
1.2. Необходимость и возможность реализации инвестиционного сценария. 12
1.3. Баланс факторов роста и диапазон траекторий развития. 19
2. Прогноз реализации потенциала России в среднесрочной перспективе. 22
2.1. Финансово-кредитное обеспечение долгосрочного развития. 22
2.2. Перспективы обновления экономического потенциала страны.. 28
2.3. Налоговая реформа в 2008 – 2010 гг. 31
Выводы и предложения. 37
Список литературы.. 40
Приложения. 42
Введение
Развитие российской экономики невозможно без ее последовательной интеграции в систему международных экономических отношений. К настоящему времени в Российской Федерации в целом сформировалась открытая рыночная экономика. Создана система регулирования внешней торговли товарами. Российское законодательство в области регулирования внешнеэкономических связей в основном соответствует международным нормам и правилам.
Сформированы предпосылки для постепенного перехода от двустороннего к многостороннему торгово-экономическому взаимодействию. Активизировалось участие в региональном экономическом сотрудничестве.
Позитивная для России конъюнктура на мировых рынках сырья увеличивает финансовые возможности Правительства Российской Федерации для проведения активной экономической политики. Правительство Российской Федерации осуществляет сбалансированную бюджетную политику, сохраняет режим плавающего валютного курса и значительные золотовалютные резервы, а также обеспечивает формирование Стабилизационного фонда Российской Федерации.
Для стимулирования экономического роста необходима реализация налоговой политики, которая должна способствовать повышению конкурентоспособности и росту деловой активности субъектов экономики, а также обеспечивать снижение для бизнеса налоговой нагрузки, в том числе снижение в среднесрочной перспективе основной ставки налога на добавленную стоимость, упрощение процедур расчетов и уплаты налогов и упорядочение налоговых проверок и отчетности.
Для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем создания инновационной системы, формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг в инновационной сфере, совершенствования нормативной правовой основы защиты прав на интеллектуальную собственность, кадрового обеспечения инновационной экономики.
Важнейшими факторами не только повышения конкурентоспособности Российской Федерации, но и обеспечения стабильности внешнеэкономических связей должны стать диверсификация структуры экспорта и участие российских компаний в системе международной торговли. Российский экспорт характеризуется не только высоким удельным весом топливно-сырьевых товаров, но и чрезвычайно низкой степенью диверсификации зарубежных продаж. Доля экспорта в валовом внутреннем продукте страны составляет около 33,4 процента, при этом на 5 основных сырьевых товарных позиций приходится более 60 процентов экспортных поставок, а доля машин и оборудования в экспорте России составляет около 8 - 9 процентов.
В целях оперативности принятия решений следует внести изменения в бюджетное законодательство, предусматривающие увеличение предельной суммы государственных гарантий до 50 млн. долларов США, реализуемых в пределах общей суммы предоставляемых гарантий без включения в перечень программы государственных внешних заимствований Российской Федерации. Необходимо создать систему страхования экспортных кредитов, которая должна обеспечить комплексную страховую защиту экспортеров от политических и долгосрочных коммерческих рисков, а также содействовать привлечению внебюджетного долгосрочного кредитования для реализации экспортных контрактов. Одним из основных направлений диверсификации структуры экспорта должно стать развитие экспорта услуг, в первую очередь транспортных. При этом необходимо создавать условия для увеличения объемов транзитных перевозок российскими компаниями путем упрощения процедур таможенного регулирования и формирования инфраструктуры транзитных перевозок.
Важнейшей предпосылкой использования и развития конкурентных преимуществ и имеющихся ресурсов в международной торговле является профессиональная подготовка и переквалификация кадров в области торговой политики и международного бизнеса. Основными направлениями подготовки кадров являются применение инструментов торговой политики и мер защиты внутреннего рынка, разрешение торговых споров. Наличие нескольких уровней власти и управления, ответственных перед собственными избирателями за проводимую политику в рамках законодательно определенных сфер компетенции, является преимуществом, эффективное использование которого позволит создать стимулы для обеспечения благосостояния населения на всей территории страны. Все эти вопросы и определили актуальность исследования выбранной темы «Финансовые стимулы развития экономики России и их оценка».
Целью данной работы является изучение и раскрытие системы финансовых стимулов развития России и их оценка».
Для раскрытия темы ставится ряд задач:
- изучить и раскрыть стратегию экономического развития и направления развития экономики в современной России; необходимость и возможность реализации инвестиционного сценария;
- представить прогноз реализации потенциала России в среднесрочной перспективе по финансово-кредитному обеспечению долгосрочного развития, налоговой политики России.
Предметом исследования является финансовые стимулы развития России и их оценка.
Объектом исследования является процессы, протекающие в экономическом развитии России.
Информационной основой исследования послужили публикации Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и, официальные инструктивно – методические материалы, специальные периодические издания и материалы собственных исследований.
Стратегия экономического развития
Дата: 2019-07-30, просмотров: 224.