Результаты третьего этапа исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мы установили некоторые личностные и социальные особенности подростков, считающих себя одинокими. На третьем этапе нашего экспериментального исследования мы исследовали характер связи балла по шкале одиночества и баллов по другим проведённым нами тестам, а также связи между личностными и социальными особенностями в экспериментальной группе.

Для этой цели мы использовали формулу ранговой корреляции Спирмена, о которой говорилось выше.

Исследуя связь показателя коммуникативных качеств с показателями по шкалам личностного опросника «НЭП», мы выяснили, что значимая связь существует только с показателем шкалы экстраверсии-интроверсии. Так коэффициент корреляции с показателем по шкале нейротизма равен – 0,27, психотизма 0,15. Это подтверждает наше утверждение о том, что эти качества нельзя считать личностными особенностями подростков, испытывающих состояние одиночества. Коэффициент корреляции со шкалой экстраверсии равен 0,72, что позволяет говорить о том, что чем выше показатель экстраверсии, тем выше балл уровня развития коммуникативных качеств. То есть, если подросток имеет внешнюю направленность личности, то у него значительно реже возникают трудности в общении.

Данные социометрического теста не показали значимой связи ни с одной шкалой личностного опросника: корреляция со шкалой нейротизма равна–0,56 психотизма равна –0,12, экстраверсии 0,1. Таким образом, можно сделать вывод о том, что социометрический статус в классе у подростков зависит скорее от коммуникативных качеств, чем от личностных.

Данные по шкале одиночества, как мы выяснили в результате применения методов математической статистики, коррелируют лишь с показателями уровня развития коммуникативных качеств личности. С баллами по другим тестам значимая корреляция отсутствует: между шкалой одиночества и шкалой нейротизма корреляция равна 0,27, шкалой одиночества и шкалой психотизма –0,3, шкалой одиночества и шкалой экстраверсии-интроверсии равна – 0,11, шкалой одиночества и количеством отрицательных выборов 0, 0 2.

Между шкалой одиночества и показателем уровня развития коммуникативных качеств коэффициент корреляции составил 0,32 (значимо на уровне 0,95). Таким образом, можно утверждать, что высокий или низкий балл по шкале одиночества не зависит напрямую с личностными качествами и особенностями подростка. То, что подросток ощущает одиночество, связано больше с коммуникативными его качествами, умениями.

Иными словами, основная причина того, что подросток чувствует себя одиноким, в том, что его коммуникативные умения недостаточно развиты, в том, что он не умеет или даже не хочет общаться с теми, кто его окружает по тем или иным причинам.

Следовательно, гипотеза нашего исследования подтвердилась.

 



ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе психологического исследования были изучены особенности подросткового одиночества.

Полученные данные позволили подтвердить факт существования подросткового одиночества: 44% подростков, принявших участие в эксперименте, показали положительный результат по шкале одиночества.

Чтобы узнать причину того, что подросток чувствует себя одиноким, мы поставили своей задачей описать их личностные особенности и особенности общения.

В результате мы выяснили, что подростки с высоким уровнем одиночества показывают сниженные баллы по экстраверсии, то есть обладают меньшей направленностью на внешний мир, чем подростки контрольной группы. Кроме того, подростки, считающие себя одинокими, показывают более высокий балл по нейротизму, то есть более остро реагируют на внешние воздействия.

В качестве социальных особенностей следует отметить, что коммуникативные качества подростков с высоким уровнем одиночества значительно снижены по сравнению с подростками контрольной группы. Можно также говорить о зависимости между подростковым одиночеством и отрицательным отношением одноклассников, поскольку больше трети испытуемых являются «отвергаемыми» в своём классе.

Метод ранговой корреляции показал, что результаты по шкале одиночества не коррелируют с такими личностными качествами, как экстраверсия, нейротизм, психотизм. Однако, этот метод показал значимую связь баллов этой шкалы со сниженными коммуникативными свойствами подростков. Таким образом, не отвергая значимости личностных качеств при переживания подростками одиночества, мы можем утверждать, что проблема подросткового одиночества связана прежде всего с проблемами общения, с недостаточностью коммуникативных умений и навыков.

Результаты данного исследования могут быть использованы в работе практических психологов и педагогов, работающих с подростками. Проблема подросткового одиночества остаётся актуальной и требует дальнейшего изучения.

 

 



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большой психологический словарь //Под ред. Б.Г. Мещеряковой, Я.П. Зинченко.

2. Бондарев В.П. Выбор профессии. – М., 1989.

3. Бубер Н. Проблема человека. Перспектива //Лабиринты одиночества. – М., 1989. С. 95.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологичесокой диагностике. Киев, 1989.

5. Гришин В.В., Лушин П.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. – М., 1990.

6. Дольто Ф. На стороне подростка. СПб., 1997.

7. Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М., 1987.

8. Кон И.С. Какими они себя видят. М., 1975.

9. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.

10. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

11. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.,1979.

12. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков.// Вопросы психологии. 1998. №2. С. 69-78.

13. Кошелева Ю.П. Самопредъявление одиноких людей в тексте газетных объявлений.// Вопросы психологии. 1998. №2. С. 106-116.

14.  Кузнецов А. «Я одинока сама с собой» // Воспитание школьников. 1997. № 2. С. 28-32.

15.  Куликов В.Н. Теоретико-методологические проблемы социальной психологии //Вопросы социальной и педагогической психологии. – Иваново, 2000.

16.  Культурология в вопросах и ответах. М., 2000.

17.  Лабиринты одиночества. М., 1989.

18. Лакин  Биометрия

19.  Лебедев В.И. Общение с богом или … М., 1986.

20.  Леви В.Л. Я и мы. М., 1973.

21.  Леви В.Л. Искусство быть другим. М., 1981.

22.  Личность, коллектив и проблемы воспитания. Саратов, 1983.

23.  Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – Наука, 1984. 444 с.

24.  Майерс Дэвид. Социальная психология. М., 2000.

25.  Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае». // Воспитание школьников. 1994., № 6. С. 41- 44.

26.  Мид М. Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте американской культуры //Лабиринты одиночества. М., 1989. С. 107-112.

27.  Миюскович Б. Одиночество; междисциплинарный подход //Лабиринты одиночества. – М., 1989. С. 64-65.

28.  Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.

29.  Немов Р.С. Психология. В 3 кн. М., 2001. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.

30.  Оди Дж. Рэлф. Человек-существо одинокое: биологические корни одиночества //Лабиринты одиночества. М., 1989. С. 147-148.

31.  Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. // Вопросы психологии. 1996. №1. С. 20-33.

32.  Прихожан А., Толстых Н. Что характерно для современного подростка. // Воспитание школьников. 1991. № 5. С. 8-12.

33.  Психологическая диагностика детей и подростков. М., 1995.

34.  Психология развивающейся личности. М., 1987.

35.  Психология. Словарь. – М., 1990. С. 248 – 249.

36.  Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973. – 424 с.

37.  Рутман Э. Никто меня не понимает. // Семья и школа. 1996. №9.    С. 16-19.

38. Садлер У.А., Джонсон Т.Б. От одиночества к аномии //Лабиринты одиночества. - М., 1989. С. 25-27.

39. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм //Сумерки богов. – М., 1990. С. 114-115.

40.  Симеонова Л. Человек рядом. М., 1989.

41.  Старшенбаум Г.В. Любовь против одиночества. М., 1991.

42.  Тарасов С.В. Психологический анализ категориальных структур мировосприятия школьников. // Вопросы психологии. 1998. №4.    С. 14-21.

43.  Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М., 1978.

44.  Философская энциклопедия. М., 1970.

45.  Хараш А. Наедине с собой: краткое введение в психогигиену одиночества. // Урания. 1994. № 4. С. 12 -19.

46.  Хорицкая Ю.Г., Шевченко С.Н. У одиночества характер крут. М., 1990.

47.  Человек один не может… (о проблеме одиночества: сборник). М., 1989.

48.  Швал Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально-психологические проблемы. Киев, 1991.

49.  Шибутани Тамотсу. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1999.

50.  Шильштейн Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. 2000. №6. С. 69-78.

51.  Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966.

52.  Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976.

53.  Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка. // Вопросы психологии. 1999. №6. С. 54-58.

54.  Moustakas C.E. Loneliness (1961) Englewood Cliffs. N. J.: Prentice Hall PP. 55 – 56.

55.  Riessman D., Glazzer N. and Denny R. The Lonely Crowd: A study of changing American character (1961). New Haven: Yale University the Press. PP. 58-61.

56.  Fromm E. Escape from Loneliness (1941). New York: Farrar and Rine Hart. PP. 48-49.

57.  Halmous P. In Solitude and Privacy (1969). New York: Jason Aronson. PP. 31-3



Приложение.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 222.