В Агинском Бурятском автономном округе одним из приоритетных направлений в работе органов государственного управления по развитию и расширению самозанятости сельского населения является государственная поддержка личных подсобных хозяйств, которое значительно уступает по уровню заработной платы (790 рублей) (Таблица 3. 2. 1.) [26], обеспеченности рабочими местами на предприятиях и организациях и в целом по своей доходности.
Таблица 3.2.1 – Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций по отраслям экономики (рублей)
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | |
Всего в экономике | 2750 | 3256 | 4052 |
промышленность | 2974 | 3850 | 4670 |
сельское хозяйство | 657 | 776 | 790 |
строительство | 2466 | 3510 | 5463 |
транспорт и связь | 5392 | 5772 | 7576 |
оптовая и розничная торговля, общественное питание | 2033 | 2442 | 3982 |
жилищно-коммунальное хозяйство | 2239 | 3647 | 3910 |
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 3114 | 3474 | 4620 |
образование | 2849 | 3100 | 3815 |
культура и искусство | 2132 | 2363 | 2916 |
И др. |
Как видно, из таблицы 3.2.1 самая низкая заработная плата сложилась в отрасли сельского хозяйства - 790 руб., тогда когда в промышленности она составляет 4670 руб., что на 83,1 % больше, чем в сельском хозяйстве. У работников транспорта и связи она составляет 7576 руб., что в 9,6 раза больше, чем у работников сельского хозяйства.
Поддержка ЛПХ и СМП осуществляется в виде:
- льготного кредитования владельцев личных подворий и частных предпринимателей, осуществляющих:
- выращивание, в потребительских и коммерческих целях, растениеводческой и животноводческой продукции;
- разведение племенного животноводства;
- обустройство периферийных животноводческих ферм на неиспользуемых землях сельскохозяйственных предприятий;
- кормопроизводство;
- розничную торговлю в сельских населенных пунктах;
- изготовление столярных изделий, мебели и изделий народных промыслов и т.д.;
· предоставление государственных дотаций владельцам ЛПХ, имеющим маточное поголовье КРС (коров) – 500 руб. на каждую отелившуюся корову;
· предоставление государственных дотаций на молоко, реализуемое владельцами ЛПХ на перерабатывающие предприятия – 2 руб. за 1 л.;
· предоставление льготных кредитов сельскохозяйственным предприятиям, выращивающим корма под нужды ЛПХ;
· финансовой помощи и дотаций перерабатывающим предприятиям, осуществляющим закуп и переработку продукции ЛПХ (мясокомбинаты, молокозавод);
Работа по кредитно-финансовой поддержке личных подсобных хозяйств сельского населения в округе проводится с 1997 года, когда кризис основного сектора экономики округа, в котором занято около 40 % трудоспособного населения, перерос в сильный социальный кризис - заработная плата в сельскохозяйственных предприятиях не выдавалась в течение 3 - 4 лет (Таблицы 3. 2. 2., 3. 2. 3) [21; 26].
Таблица 3. 2. 2 – Численность населения Агинского Бурятского автономного округа в 1996 – 1998 гг.
1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | |
Все население, тыс. человек | 78,4 | 78,6 | 78,7 |
В том числе: | |||
городское | 24,7 | 25,1 | 25,2 |
сельское | 53,7 | 53,5 | 53,5 |
В процентах от всего населения | |||
Все население | 100 | 100 | 100 |
городское | 31,5 | 31,9 | 32 |
сельское | 68,5 | 68,1 | 68 |
Из данных таблицы 3.2.2 видно, что в 1996 – 1998 гг. около 68 % населения округа живут в сельской местности. По расчетам автора получается, что около 40 % трудоспособного населения округа в 1996 – 1998 гг. не получали заработную плату.
Таблица 3. 2. 3 – Численность экономически активного населения в Агинском Бурятском автономном округе в 1996 – 1998 гг.
1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | |
Человек | |||
Экономически активное население, всего | 27115 | 27259 | 34424 |
В том числе: | |||
занятые в экономике | 19515 | 19590 | 26298 |
безработные | 7600 | 7669 | 8126 |
В процентах от экономически активного населения | |||
Экономически активное население, всего | 100 | 100 | 100 |
В том числе: | |||
занятые в экономике | 72,0 | 71,9 | 76,4 |
безработные | 28,0 | 28,1 | 23,6 |
Как видно из таблицы 3.2.3 количество безработных в округе составляло 23,6 – 28 % от экономически активного населения.
В этих условиях администрацией округа в 1997 году была начата и последующие годы продолжена практика выделения кредитных ресурсов владельцам сельских личных подсобных хозяйств, заинтересованным в развитии собственной доходной базы (Таблица 3. 2. 4) [34].
Таблица 3. 2. 4 – Государственная поддержка личных подсобных хозяйств в Агинском Бурятском автономном округе в 1997 – 2000 гг.
1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | |
Сумма кредитования ЛПХ, млн.руб. | 1,8 | 1,0 | 0,6 | 0,988 |
Количество ЛПХ, воспользовавшихся кредитными ресурсами | 420 | 380 | 40 | 315 |
Как видно из таблицы 3.2.4 в силу ограниченности финансовых возможностей, за данный период кредиты получили всего до 8 % от общего числа подворий, поэтому работы, можно сказать, носили экспериментальный характер.
С учетом некоторых недостатков предыдущих лет администрацией округа была построена новая система финансово-кредитной поддержки ЛПХ и малого предпринимательства, внедренная в округе в 2001 году. Администрацией округа было разработано Положение «Об окружном Фонде развития местного самоуправления».
Основным звеном системы стало создание в каждом сельском населенном пункте округа (39 сел и поселков) бюджетных муниципальных фондов поддержки ЛПХ и малого предпринимательства. Для формирования их кредитных портфелей из вновь созданного окружного бюджетного Фонда развития местного самоуправления (ФРМСУ) на целевой безвозмездной основе в 2001 году было направлено 6,6 млн. рублей, в 2002 году – 5 млн. рублей, в 2003 году - 5 млн. рублей и в 2004 году – 10 млн. рублей (Таблица 3. 2. 5) [34].
Таблица 3. 2. 5 – Государственная поддержка личных подсобных хозяйств и сельского малого предпринимательства в Агинском Бурятском автономном округе (через Фонд развития местного самоуправления), млн. руб.
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | Итого | |
Итого направлено в муниципальные фонды поддержки ЛПХ и сельского малого предпринимательства | 6,6 | 5,0 | 5,0 | 10,0 | 26,6 |
Из данных таблицы 3.2.5 видно, что за 4 года в муниципальные фонды поддержки личных подсобных хозяйств направлено 26,6 млн.руб. Эта статья в 2004 году была увеличена до 10 млн.руб.
Комитетом экономического развития и предпринимательства администрации округа были выработаны методические рекомендации по первоочередной поддержке приоритетных направлений развития ЛПХ и сельских предпринимателей и дифференцированные условия их кредитования. Также комитетом была разработана базовая концепция социально-экономического развития муниципального образования (села), в которой в качестве основного направления работы местного самоуправления определено развитие товарного производства в ЛПХ, поддержка малого предпринимательства и кооперативного движения в сельхозпроизводстве. Позже на базе данной концепции практически в каждом муниципальном образовании были разработаны и утверждены программы социально-экономического развития территорий.
Целью окружной государственной политики поддержки предпринимательских структур было формирование благоприятных условий и дополнительной мотивации для ускоренного развития высокорентабельного товарного сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах населения, формирование самодостаточной инфраструктуры технологического обеспечения подворий (воспроизводство стада, ветеринарное и агротехническое обслуживание и т.д.), ускорение взаимовыгодной для ЛПХ, КФХ и коллективных предприятий хозяйственной кооперации, развитие малого предпринимательства в несельскохозяйственных сферах деятельности (в целях создания новых рабочих мест и налогооблагаемой базы бюджетов).
Особо поддерживаются направления, стимулирующие рост товарности продукции ЛПХ и частные предприниматели, занятые несельскохозяйственной деятельностью, если они реализуют проекты, позволяющие формировать инфраструктуру сельскохозяйственного производства и ее переработку.
Отбор кредитных проектов осуществляется в администрациях МО.
Администрация МО рассматривает поступившие предложения на соответствие приоритетным направлениям кредитования согласно утвержденных ранее представительным органом МСУ Положения о муниципальном Фонде развития ЛПХ и МП.
Кредиты выделяются тем ЛПХ и субъектам МП, которые отвечают типовым требованиям кредитных учреждений, т.е. имеют высоколиквидный залог, опыт работы, имеют поручителей.
4 года работы по кредитованию через муниципальные фонды развития ЛПХ и МП показали высокую эффективность их использования. Благодаря кредитным ресурсам трудоустроены или временно заняты в личном подсобном хозяйстве более 500 безработных.
Таким образом, реализация новой системы финансовой поддержки ЛПХ и предпринимательских структур, развернутой на основе государственных средств и практической организации работ на уровне сельского самоуправления, подтвердила правильность начатой в 1997-м и продолженной в последующие годы кредитно-финансовой политики государственной власти округа.
Исходя из достигнутых результатов, администрацией округа заложено и окружной Думой утверждено Положение о ежегодном пополнении муниципальных фондов поддержки ЛПХ и малого предпринимательства на безвозмездной основе (из бюджета округа). На 2005 год предусмотрено в бюджете округа еще 10 млн.рублей, которые уже осваиваются муниципальными образованиями. К концу года в обороте муниципальных фондов развития ЛПХ и МП будет находиться около 40 млн.рублей кредитных ресурсов (Рис. 3. 2. 1) [34].
Рис. 3.2.1. Динамика роста государственной и муниципальной поддержки личных подсобных хозяйств в Агинском Бурятском автономном округе, млн.руб.
Также комитетом экономического развития и предпринимательства администрации округа совместно с комитетом по труду и Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по АБАО разработан закон об окружной целевой программе «Содействие занятости населения «Об окружной целевой программе содействия занятости населения Агинского Бурятского автономного округа на 2004 - 2006 гг.» [13]. Основные мероприятия, согласно Программе, в сфере личных подсобных хозяйств, направлены на развитие самозанятости сельского населения, на создание условий для снижения уровня официальной и фактической безработицы и социальной поддержки безработных граждан.
Одной из передовых в России является и развитая система дотирования ЛПХ. В целях увеличения маточного поголовья КРС окружной администрацией было разработано Положение о дотировании маточного поголовья крупного рогатого скота личных подсобных хозяйств [19]. Общий объем средств, выделенных на это из окружного бюджета, достиг 41,7 млн. рублей или 2853 руб. в расчете на каждое ЛПХ (Таблица 3.2.6; рис.3.2.2) [34].
Таблица 3. 2. 6 - Финансирование программы по дотированию маточного поголовья крупного рогатого скота ЛПХ за 2002-2004 гг.
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | |
Оприходовано телят (по заявкам от МО) | 24710 | 27804 | 28676 |
Профинансировано, тыс.руб. | 12355 | 13902 | 14338 |
Рис. 3.2.2. Динамика роста поголовья оприходованных телят муниципальными образованиями округа, голов
Из представленной диаграммы видно, что ежегодно растет поголовье оприходованных телят муниципальными образованиями округа. Так, в 2004 году было получено 28676 годов телят, что на 3,1 % больше, чем в 2003 году и на 16,1 % больше чем в 2002 году.
С 2003 года в Агинском Бурятском автономном округе также введена дотация на молоко, реализуемое в молокоприемные пункты сел и поселков округа. Администрацией округа также было разработано Положение о Порядке выплаты дотации на молоко [20]. Согласно Положения за 1 литр молока выплачивается дотация в сумме 2 руб.
Кредитная и дотационная поддержка владельцев ЛПХ способствовала значительному росту поголовья КРС, свиней и других видов сельскохозяйственных животных, разводимых в этом секторе (Рис. 3. 2. 2; 3. 2. 3; 3. 2. 4) [26].
Поголовье КРС в хозяйствах населения увеличилось по состоянию на 01.01.2005 г. по сравнению с 01.01.2001 г. на 27,4 %, поголовье коров на 24,7 %, свиней – на 67,6 %, птицы – на 20,5 %. Особо важное значение имеет рост поголовья маточного поголовья КРС – коров. Если население не сохранит маточное поголовье, не будет и увеличение поголовья всех видов сельхозживотных.
Рис. 3.2.2. Динамика роста поголовья КРС в хозяйствах населения в Агинском Бурятском автономном округе, на 1 января соответствующего года, тыс.голов
Рис. 3.2.3. Динамика роста поголовья коров в хозяйствах населения в Агинском Бурятском автономном округе, на 1 января соответствующего года тыс.голов
Рис. 3.2.4. Состояние поголовья свиней в хозяйствах населения в Агинском Бурятском автономном округе, на 1 января соответствующего года, тыс.голов
В настоящее время личными подсобными хозяйствами производится свыше 80,6 % общего объема мяса в убойном весе, более 95 % молока, 96,6 % - яиц, 83,3 % - овощей, картофеля – 95,7 % (Таблица 3.2.7) [26].
Таблица 3. 2. 7 – Производство основных видов продуктов хозяйствами населения в Агинском Бурятском автономном округе, в процентах к итогу.
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | |
Мясо (в убойном весе) | 84,2 | 81,3 | 80,6 |
Молоко | 94,4 | 95,1 | 95,9 |
Яйца | 96,7 | 96,4 | 96,6 |
Шерсть | 26,0 | 23,6 | 24,0 |
Овощи | 74,1 | 83,3 | 83,3 |
картофель | 90,3 | 95,8 | 95,7 |
Но на сегодняшний день не решены вопросы высокого уровня безработицы сельских жителей, низкого уровня денежных доходов населения. Остается проблемой реализация сельскохозяйственной продукции хозяйств населения. Эти проблемы были обозначены на отчетном совещании администрации округа за 2004 год и включены в план основных мероприятий администрации округа на 2005 год.
Согласно плана основных мероприятий администрации округа комитетом экономического развития и предпринимательства администрации округа в первом квартале текущего года проведено несколько заседаний комитета экономического развития и предпринимательства и комитета по труду администрации округа с приглашением начальников отделов экономики районных администраций по вопросам изучения и разработки новой организационно-правовой системы по повышению официальной занятости и доходов безработных владельцев ЛПХ, по организации холдинговой системы на территории округа по обслуживанию и реализации продукции личных подсобных хозяйств.
Для всестороннего анализа ситуации на рынке труда были организованы выезды в муниципальные образования (села) и проведены встречи с населением. Также в селах был проведен мониторинг по исследуемой теме.
Для возобновления работы ГУП «Продовольственный фонд Агинского Бурятского автономного округа» было проведено ряд встреч с руководителем организации и разработан план основных действий. В настоящее время ГУП «Продовольственный фонд Агинского Бурятского автономного округа» разрабатывается бизнес-план развития ГУП «Продовольственный фонд Агинского Бурятского автономного округа». Проводится технико-экономический анализ состояний Агинского и Могойтуйского мясокомбинатов и работа с муниципальными образованиями округа по организации на местах муниципальных унитарных предприятий.
Комитету по труду администрации округа дано задание изучить все нормативные правовые акты, касающиеся вопросов занятости безработных граждан, изучить вопросы по налоговому законодательству, нормативные акты пенсионного Фонда. И на основании данных материалов разработать Положение о Координационном Совете по вопросам создания и функционирования новых рабочих мест в сфере личных подсобных хозяйств.
Федеральной службе государственной статистики по Агинскому Бурятскому автономному округу совместно с комитетом экономического развития и предпринимательства было поручено разработать форму статистической отчетности по учету движения поголовья скота хозяйств населения. Документ разработан и находится на стадии подписания.
Комитету экономического развития и предпринимательства администрации округа было дано задание разработать окружную целевую программу «Развитие личных подсобных хозяйств Агинского Бурятского автономного округа на 2005 - 2010 гг.», который подготовлен в проектом варианте.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 223.