Принцип территориальной целостности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Территория служит материальной основой государства. Поэтому государства уделяют особое внимание ее целостности. Заключительный акт СБСЕ 1975 г. выделил самостоятельный принцип территориальной целостности. Значение этого принципа весьма велика с точки зрения стабильности в международных отношениях. Его назначение - защита территории государства от любых посягательств.

Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение ч.4 ст.2 Устава ООН, или объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения.

Такого рода приобретения признаются незаконными. Это положение не относится к договорам по территориальным вопросам, заключенным до принятия Устава ООН.

В мирном общении сопредельных государств нередко возникает проблема защиты государственной территории от опасности нанесения ей ущерба путем какого-либо воздействия из-за границы, т.е. опасности ухудшения естественного состояния этой территории или отдельных ее компонентов. Использование государством своей территории недолжно наносить ущерб естественным условиям территории другого государства.

Принцип нерушимости границ

 

Принцип нерушимости государственных границ составляет одну из важнейших основ безопасности государств. Он дополняет принцип территориальной целостности.

В Декларации Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами от 24 октября 1970 г. его содержание излагается в принципе неприменения силы. "Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров, и вопросов, касающихся государственных границ".

В качестве самостоятельного принцип нерушимости границ был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. При этом его содержание выходит за рамки принципа неприменения силы.

Содержание принципа нерушимости границ можно свести к трем элементам:

- признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

- отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

- отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип нерушимости границ тесно соприкасается с традиционным принципом международного права - неприкосновенности государственных границ. Содержание последнего включает обязанность государств соблюдать существующую линию границы на местности: не допускать произвольного перемещения линии границы на местности и ее пересечения без соответствующего разрешения или вне установленных правил. Он включает так же право каждого суверенного государства контролировать пересечение его границ людьми и транспортными средствами.

Принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются по географической сфере своего действия, и первый много шире.

С принципом нерушимости границ связано правило uti possidetis, применяемое при определении границ вновь образованных государств. Согласно правилу, ранее существовавшие административные границы с образованием в их пределах независимых государств становятся государственными.

3.8 Принцип равноправия и самоопределения народов

 

Безусловное уважение прав каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. Это право отражено в принципе равноправия и самоопределения народов.

Особенность принципа самоопределения состоит в том, что он, как и принцип уважения прав человека, посвящен правам не государства, а иных образований - народа, нации.

Современный мировой порядок мыслим лишь как система организованных в государства народов. Так, правом на самоопределение обладает народ, нация, т.е. достаточно крупная целостная общность, а этнические, религиозные и языковые меньшинства обладают правом на культурную автономию, на уважение их интересов в рамках демократического государства.

Принцип самоопределения народов - право народов, но не обязанность, и осуществление этого права может быть многовариантным. Самоопределение не должно осуществляться с сепаратистских позиций в ущерб территориальной целостности и политическом единству суверенных государств.1 Право народов на самоопределение теснейшим образом связано со свободой политического выбора. - Самоопределение означает право народов выбирать такой путь развития, который в наибольшей степени соответствует их историческим, географическим, культурным, религиозным и т.п. традициям и представлениям.



Принцип сотрудничества

 

Идея международного сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе различных сферах в различных сферах международных отношений в целях поддержания мира и безопасности является основным положением в системе норм, содержащихся с Уставе ООН.3 В качестве принципа она была сформулирована в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г.:

государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и прогресса;

сотрудничество между государствами должно осуществляться независимо

от различий их политических, экономических и социальных систем;

государства должны сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Обязанность государств сотрудничать друг с другом предполагает добросовестное соблюдение государствами норм международного права и Устава ООН. Если же какое-либо государство игнорирует свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, то тем самым это государство подрывает основу сотрудничества.1

Юридически обязать государство к конкретному виду сотрудничества с другим государством столь сложно, как и обязать его к дружбе.2 Это принцип носит характер идеи, пронизывающей остальные принципы и все принципы и нормы должны применяться в соответствии с принципом сотрудничества.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 170.