Введение
Основные принципы представляют собой наиболее общие нормы международного права, определяющие его главное содержание и характерные черты, обладающие высшим политическим, моральным и юридическим авторитетом.
Принципы международного права, занимающие особое место в системе норм международного права, являются наиболее важными, общими и коренными среди них. Они общепризнанны, обладают высшей юридической силой (являются императивными нормами jus cogens, то есть не могут быть изменены по соглашению субъектов международного права), а поэтому имеют универсальную сферу действия. Основные принципы международного права должны рассматриваться не в отдельности, а с учетом их взаимообусловленности, комплексного характера.
Поскольку основные принципы международного права представляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных источников международного права. Данная тема является актуальной, т.к. основные принципы современного международного права в совокупности возглавляют всю систему международного права. Все остальные международно-правовые нормы и международно-значимые действия субъектов должны соответствовать положениям основных принципов. Целью настоящей работы является определение понятия и сущности, а так же истоков формирования основных принципов международного права. Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются: выявление понятия и анализ истории развития основных принципов международного права; определение роли этих принципов в системе международных отношений; определение системы принципов международного права и их классификация; анализ содержания и характеристики принципов международного права.
Принцип неприменения силы
Принцип неприменения силы касается центральной проблемы любой правовой системы - соотношения силы и права. Ввиду отсутствия в международной системе надгосударственной власти сила находится в распоряжении самих субъектов. Такое положение придает особое значение установлению правовых рамок применения силы.
На протяжении всей истории суверенным правом государства считалось право на войну (jus ad bellum). Подобное положение дорого обошлось человечеству - в непрерывных войнах погибло более 3,5 миллиардов человек.
Началом изменения ситуации стал Парижский пакт об отказе от войны как орудия национальной политики. Акт явился важным шагом в становлении принципа неприменения силы в качестве обычной нормы общего международного права. Окончательно утвердился он с принятием устава ООН. Главной целью данного документа было избавить грядущие поколения от бедствий войны. - Вооруженные силы могут применяться не иначе, как в общих интересах. Запрещено применение не только вооруженной силы, но и силы вообще. Более того, запрещена угроза силой каким либо образом, несовместимым с целями ООН. Возможно применение силы или угрозы силой, в соответствии с главой VII Устава ООН в двух случаях:
- по разрешению Совета Безопасности в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии;
- в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности.
Понятие силы включает прежде всего агрессивную войну, которая квалифицируется как преступление против мира, причем настолько опасное, что запрещена и пропаганда агрессивной войны.
Агрессия - применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной целостности и политической независимости другого государства.
Принятое Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1974 г. определение агрессии содержит перечень действий, представляющих собой акты агрессии, не зависимо от того, имело ли место формальное объявление войны:
а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;
b) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;
с) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или морские и воздушные флоты другого государства;
e) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращению действия соглашения;
f) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;
g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.
Иные действия так же могут быть признаны актами агрессии, но сделать это может только Совет Безопасности ООН.
Из сказанного следует, что как субъектом, так и объектом агрессии может быть только государство - субъект международного права. И никакие соображения любого характера, политические, экономические, военные или иные, не могут служить оправданием агрессии.
Право на самооборону Устав ООН определяет как неотъемлемое право государства. Оно должно использоваться лишь в случае необходимости, и предпринимаемые меры должны быть пропорциональными, не должны выходить за рамки того, что требуется для отражения агрессии. Уставом ООН предусмотрено право не только на индивидуальную, но и на коллективную самооборону.
Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, поскольку поддержание международного мира и безопасности требует, что бы все государства, а не только члены ООН придерживались друг с другом указанного принципа.
Принцип уважения человека
В соответствии с Уставом под эгидой ООН был принят целый ряд универсальных конвенций по правам человека. С наибольшей полнотой и универсальностью конкретизировано нормативное содержание этого принципа во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в двух пактах: Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятых в 1966 г. В результате образовалась особая отрасль международного права - "Международное право прав человека", в основе которого лежит принцип уважения прав человека.
В качестве самостоятельного принципа международного права принцип уважения прав человека был сформулирован в главе VII Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанном в г. Хельсинки 01.08.1975: "государства - участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии".
Принцип уважения прав человека занимает центральное положение в праве государств.
Он представляет собой главный общий принцип права демократических государств и обладает абсолютной императивной силой. Таким образом, ни один закон не может ему противоречить. Так в Конституции Российской Федерации в ч.ч.2-3 ст.17 закреплено, что: в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; а ч.2 ст.55 Конституции РФ гласит: в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Тенденция о признании прав человека высшей общественной ценностью социально оправдана. В соответствии с ч.1 ст.5 Международного Пакта "О гражданских и политических правах" ни какое-либо государство, ни какая-либо группа или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод или на ограничение их в большей мере, чем предусматривается в Международном Пакте.
При осуществлении своих прав человек обязан уважать права государства и иных социальных образований. Между правами государства, народа, человека существует определенное единство - все они должны осуществляться в соответствии с целями и принципами ООН.
Как правило, международные документы не определяют, каким образом государство будет выполнять принятые на себя обязательства.1 Каждое государство обладает суверенной властью принимать нормы, определяющие права и обязанности лиц, находящихся под его юрисдикцией, таким образом, непосредственная регламентация и защита прав и свобод человек по-прежнему остаются внутренним делом каждого государства.
Принцип невмешательства
Основное содержание определено в п.7 ст.2 Устава ООН. Устав не дает Организации права на вмешательства, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от государств-членов представлять такие дела на разрешение в порядке Устава ООН. Делается лишь одно исключение - применение мер в порядке главы VII Устава ООН. Это значит, что принцип невмешательства не препятствует применению принудительных мер к государству по решению Совета Безопасности в случае угрозы миру или нарушения мира. Но так же Устав, в соответствии со ст.55 предусматривает развитие сотрудничества по значительному кругу вопросов внутреннего характера:
а) Повышение уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;
b) Разрешение международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международного сотрудничества в области культуры и образования;
с) Всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
А в соответствии с ст.56 Устава ООН все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения указанных целей. Этим подтверждается непротиворечие сотрудничества принципу невмешательства при решении вопросов, относящихся к внутренней компетенции государств.
Для раскрытия содержания принципа невмешательства необходимо определить понятие дел, входящих во внутреннюю компетенцию. Понятия "внутренние дела государства" или "дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства", не являются территориальными понятиями. Не все, что происходит на территории данного государства, относится к его внутренним делам, например, нападение на иностранное посольство, статус которого определяется международным правом. В то же время многие отношения, выходящие за территориальные пределы государства, в сущности, составляют его внутреннюю компетенцию. Так, договор, заключенный между двумя государствами, если он не затрагивает прав и интересов третьих государств, относится к внутренним делам договаривающихся сторон, в которые третье государство, в принципе, не имеет права вмешиваться.
Международное право в принципе не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством должны считаться любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние попытаются препятствовать субъекту международного права вешать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию. Престают быть исключительно внутренним делом такие коренные вопросы жизни государства, как права человека, демократия, верховенство права.
Подчеркивая значение принципа невмешательства, необходимо отметить, что он не может служить щитом для правительств, нарушающих обязательства по международному праву действиями, совершаемыми в пределах своей территории.
Принцип нерушимости границ
Принцип нерушимости государственных границ составляет одну из важнейших основ безопасности государств. Он дополняет принцип территориальной целостности.
В Декларации Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами от 24 октября 1970 г. его содержание излагается в принципе неприменения силы. "Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров, и вопросов, касающихся государственных границ".
В качестве самостоятельного принцип нерушимости границ был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. При этом его содержание выходит за рамки принципа неприменения силы.
Содержание принципа нерушимости границ можно свести к трем элементам:
- признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;
- отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;
- отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.
Принцип нерушимости границ тесно соприкасается с традиционным принципом международного права - неприкосновенности государственных границ. Содержание последнего включает обязанность государств соблюдать существующую линию границы на местности: не допускать произвольного перемещения линии границы на местности и ее пересечения без соответствующего разрешения или вне установленных правил. Он включает так же право каждого суверенного государства контролировать пересечение его границ людьми и транспортными средствами.
Принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются по географической сфере своего действия, и первый много шире.
С принципом нерушимости границ связано правило uti possidetis, применяемое при определении границ вновь образованных государств. Согласно правилу, ранее существовавшие административные границы с образованием в их пределах независимых государств становятся государственными.
3.8 Принцип равноправия и самоопределения народов
Безусловное уважение прав каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. Это право отражено в принципе равноправия и самоопределения народов.
Особенность принципа самоопределения состоит в том, что он, как и принцип уважения прав человека, посвящен правам не государства, а иных образований - народа, нации.
Современный мировой порядок мыслим лишь как система организованных в государства народов. Так, правом на самоопределение обладает народ, нация, т.е. достаточно крупная целостная общность, а этнические, религиозные и языковые меньшинства обладают правом на культурную автономию, на уважение их интересов в рамках демократического государства.
Принцип самоопределения народов - право народов, но не обязанность, и осуществление этого права может быть многовариантным. Самоопределение не должно осуществляться с сепаратистских позиций в ущерб территориальной целостности и политическом единству суверенных государств.1 Право народов на самоопределение теснейшим образом связано со свободой политического выбора. - Самоопределение означает право народов выбирать такой путь развития, который в наибольшей степени соответствует их историческим, географическим, культурным, религиозным и т.п. традициям и представлениям.
Принцип сотрудничества
Идея международного сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе различных сферах в различных сферах международных отношений в целях поддержания мира и безопасности является основным положением в системе норм, содержащихся с Уставе ООН.3 В качестве принципа она была сформулирована в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г.:
государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и прогресса;
сотрудничество между государствами должно осуществляться независимо
от различий их политических, экономических и социальных систем;
государства должны сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.
Обязанность государств сотрудничать друг с другом предполагает добросовестное соблюдение государствами норм международного права и Устава ООН. Если же какое-либо государство игнорирует свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, то тем самым это государство подрывает основу сотрудничества.1
Юридически обязать государство к конкретному виду сотрудничества с другим государством столь сложно, как и обязать его к дружбе.2 Это принцип носит характер идеи, пронизывающей остальные принципы и все принципы и нормы должны применяться в соответствии с принципом сотрудничества.
Заключение
Основные принципы современного международного права в совокупности возглавляют всю систему международного права.
Эти принципы регулируют наиболее важные для данной ступени цивилизации межгосударственные отношения; специфика круга субъектов связана с тем, что основные принципы обязательны для всех субъектов международно-правовой системы, независимо от их участия в создании и признании этих принципов; особенности нормотворчества выражаются в том, что принципы объективируются в универсальных договорах или обычаях.
Принципы международного права выполняют важные функции. Они определяют основы взаимодействия субъектов специфическим образом, закрепляя основные права и обязанности государств. Принципы международного права выражают и охраняют комплекс общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат такие важнейшие ценности, как мир и сотрудничество, права человека. Они служат идейной основой функционирования и развития международного права. Принципы исторически обусловлены и отражают коренные интересы государств и международного сообщества в целом.
В рамках международного права существуют различные виды принципов международного права, но важнейшие закреплены в Уставе Организации Объединенных Наций, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 01.08.1975. Это такие принципы, как: принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип уважения человека, принцип суверенного равенства, принцип невмешательства, принцип территориальной целостности, принцип нерушимости границ, принцип равноправия и самоопределения народов, принцип сотрудничества и принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву, а так же можно говорить принципе мирного сосуществования.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что принципы международного права - это фундамент международного правопорядка, они определяют его политико-правовой облик.
Список использованной литературы
1. Устав Организации Объединенных Наци от 26.06.1945 (с изм. и доп. от 31.12.1978) / Действующее международное право. Т.1. - М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С.7 - 33.
2. Венская Конвенция о праве международных договоров от 23.05.1969 // Ведомости ВС СССР. 1986. № 37. Ст.772.
3. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. // www.un.org/ru/
4. Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах" // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - N 12.
5. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Подписан в г. Хельсинки 01.08.1975) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXI. - М., 1977. С.544 - 589.
6. Определение агрессии, утверждено резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года // www.un.org/ru/
7. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2008) // Российская газета. - 2009. - 21 января.
8. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (ред. от 01.12.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. № 29. Ст.2757; - 2007. № 49. Ст.6079.
9. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ. правовой ун-т. - Изд.3-е, перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 432 с.
10. Международное право: Учебник / Отв. ред.В.И. Кузнецов. - М.: Юристъ, 2001. - 672 с.
11. Организация объединенных наций. Основные факты. Справочник. Перевод с англ. М.: Издательство "Весь мир", 2000. - 424 с.
Приложение
Введение
Основные принципы представляют собой наиболее общие нормы международного права, определяющие его главное содержание и характерные черты, обладающие высшим политическим, моральным и юридическим авторитетом.
Принципы международного права, занимающие особое место в системе норм международного права, являются наиболее важными, общими и коренными среди них. Они общепризнанны, обладают высшей юридической силой (являются императивными нормами jus cogens, то есть не могут быть изменены по соглашению субъектов международного права), а поэтому имеют универсальную сферу действия. Основные принципы международного права должны рассматриваться не в отдельности, а с учетом их взаимообусловленности, комплексного характера.
Поскольку основные принципы международного права представляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных источников международного права. Данная тема является актуальной, т.к. основные принципы современного международного права в совокупности возглавляют всю систему международного права. Все остальные международно-правовые нормы и международно-значимые действия субъектов должны соответствовать положениям основных принципов. Целью настоящей работы является определение понятия и сущности, а так же истоков формирования основных принципов международного права. Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются: выявление понятия и анализ истории развития основных принципов международного права; определение роли этих принципов в системе международных отношений; определение системы принципов международного права и их классификация; анализ содержания и характеристики принципов международного права.
Понятие и роль основных принципов международного права
Принципы международного права - это руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Это общепризнанные нормы, имеющие наиболее важное значение для обеспечения нормального функционирования межгосударственной системы и, следовательно, для решения международных проблем. Соответственно, принцип международного права - это норма международного права, имеющая обязательный характер для всех субъектов.1
От принципов права следует отличать принципы правосознания - субъективные представления людей, общественных движений, политических партий о том, как должны регулироваться те или иные общественные отношения. Принципы права - это нормативное отражение объективного порядка вещей, общественной политики, закономерностей общественного развития, а не субъективные представления об этих процессах.
Принципы отражают и закрепляют характерные черты субъектов международного права и системы их взаимодействия. Достигается этот эффект главным образом путем закрепления правового статуса субъектов. В своей совокупности принципы представляют собой хартию основных прав и обязанностей государств.
Доказав свою жизненную силу и значение, они образуют основу общего международного права и служат основным критерием правомерности поведения субъектов.
В дипломатической практике рассматриваемые принципы обычно именуются общепризнанными принципами международных отношений, поскольку они обладают не только юридическим, но так же политическим и моральным авторитетом. Они являются универсальными, т.е. общеобязательными, т.е. соблюдение принципов международного права является строго обязательным, и принимаются международным сообществом в целом. Высший юридический авторитет принципов находит выражение в том, что они отнесены к категории императивных норм. Отменить принцип международного права можно, только отменив общественную практику, что не под силу отдельным государствам или группе государств. Противоречащие императивным нормам договоры являются ничтожными.
Принципы международного права имеют свои характерные черты:
универсальность, которая понимается как обязанность всех субъектов международного права соблюдать их;
- необходимость признания всем мировым сообществом;
наличие принципов-идеалов или опережающий характер содержания некоторых из принципов;
- взаимосвязанность, что означает выполнимость ими своих функций только в том случае, когда они будут рассматриваться как система взаимодействующих элементов;
- авангардность регулирования при появлении новых субъектов или новой сферы сотрудничества международного права;
- иерархичность.
Функции принципов международного права:
- стабилизирующая - определяет основы взаимодействия субъектов международного права посредством создания нормативных рамок;
- развивающая - закрепление нового, появившегося в практике международных отношений.
История принципов международного права и его науки всегда была тесно связана с историей общества и межгосударственных отношений, составляя ее органическую часть, так принцип суверенного равенства государств сформировался в период перехода от феодализма к капитализму и стал одним из основных принципов международного права. Важнейшим таким договором феодальной эпохи был Вестфальский трактат 1648 года, которым закончилась Тридцатилетняя война. Здесь были юридически закреплены территориальные изменения, была создана новая европейская политическая карта.
Принцип неприменения силы или угрозы силой появился в международном праве в период между двумя мировыми войнами. Парижский договор от 27 августа 1928 г. явился первым многосторонним международным договором, который, несмотря на некоторые несовершенства его постановлений, содержал запрещение агрессивной войны, а так же отказ от войны, как принцип мирного разрешения международных споров.
Гитлеровские зверства поставили со всей остротой вопрос о необходимости международной защиты прав человека. В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, а в рамках ООН началась подготовка международных Пактов о правах человека, которые были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году - так был утвержден принцип уважения человека.
Эти основные принципы нашли отражение в Уставе ООН, и зачастую именуются, как "принципы в Устава ООН".
Устав ООН был разработан представителями 50 стран на находившейся в Сан-Франциско с 25 апреля по 25 июня 1945 г. конференции Объединенных наций по созданию международной организации. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в Думбартон-Оксе в августе-октябре 1944 г. Устав был подписан 26 июня 1945 г. представителями 50 стран. Польша, не представленная на конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем.
Содержание "принципов Устава ООН" раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 г. Согласно ей, основными принципами являются:
- принцип неприменения силы или угрозы силой;
- принцип мирного разрешения международных споров;
- принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию
государства;
- обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН;
- принцип равноправия и самоопределения народов;
- принцип суверенного равенства государств;
- принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН и Декларацией о принципах международного права.
Принцип мирного сосуществования не был указан в качестве самостоятельного принципа в Декларации 1970 г. Так же не вошел в нее принцип уважения прав человека, хотя в преамбуле Устава ООО определена задача "вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций". Поэтому в 1975 г. Декларация принципов, являющаяся частью Заключительного акта СБСЕ определила в качестве одного из основных принципов уважение прав и основных свобод человека. Так же были добавлены еще два принципа - территориальной целостности и нерушимости границ, первоначально закрепленные на региональном уровне, эти принципы приобрели всеобщее значение.
Комплекс основных принципов развивается не только путем включения в него новых принципов, но и в результате расширения уже имеющихся. Содержание принципов характеризуется как стабильностью, так и динамизмом, учетом потребностей сообщества в условиях глобализации. При этом содержание каждого принципа развивается с изменением других. Процесс углубления демократизации достиг такого уровня, что сегодня можно говорить о принципе демократии, оказывающем серьезное влияние на содержание остальных принципов, а главное, имеющий первостепенное значение для обеспечения нормальной жизни международного сообщества.
Возрастание роли международных отношений в обществе и появление новых жизненно важных, глобальных проблем ведут к увеличению числа основных принципов международного права. Например, с повышением международного значения проблемы охраны окружающей среды в международном праве возник и развивается важный принцип охраны окружающей среды как принцип общего международного права.
Особую роль в системе основных принципов играют так называемые функциональные принципы: они пронизывают всю систему международного права, тесно связаны с каждым правоотношением и с каждой нормой международного права, являются неотъемлемой частью их действия. Это принципы добросовестного соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров, сотрудничества, равноправия (равенства). Остальные принципы представлены такими, как принцип уважения прав и основных свобод человека, всеобщего и полного разоружения, нерушимости и неприкосновенности границ, невмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государств, и др.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 192.