В ходе индивидуальной работы с подростками, находящимися в группе риска, мы составляли план индивидуальной коррекции, где указывали:
1) что следует устранить;
2) каким образом устранить;
3) меры контроля оценки;
4) на какие позитивные начала можно опереться в работе.
Эта работа проводилась поэтапно и последовательно.
Программы по социальной реабилитации, безусловно, могут варьироваться в зависимости от контингента учащихся. Программа для подростков с низким интеллектом делает основной акцент на повторение правильных поведенческих реакций и в меньшей степени акцентирует внимание на сложных социальных вопросах. В случаях, если уровень интеллектуального развития подростков достаточно высок, программа ориентирует их на активное участие в дискуссии.
По своей структуре программы делятся на несколько элементов. Наиболее часто встречающимися элементами программы социальной адаптации подростков являются:
1) моделирование (то, к чему мы прибегли в случаях разрешения предложенных ситуаций);
2) закрепление правильного поведения (через упражнения);
3) обратная связь;
4) позитивная коррекция;
5) подкрепление;
6) обобщение.
В психолого-педагогической литературе нами выявлены различные классификации, в основу которых положены типологии девиантных подростков. В ходе эксперимента нами были разработаны и внедрены три типологические программы для подростков, что существенно поможет учителям в практической деятельности.
Типологические программы с признаком целевой ориентации.
Программа №1
I тип – социально-пассивный.
Этот тип характеризуется подавленностью настроения, пессимизмом, заниженной самооценкой, отставанием в учебе, неуверенностью в собственные силы, «выпадением» из коллектива. Причиной является результаты его деятельности. Отставание может возникнуть из-за пропуска, из-за того, что подросток отвлекается на уроке. Эти обстоятельства могут дополняться другими причинами: болезнью, плохим настроением из-за конфликтов в семье и т.д. Для данного типа рекомендуются педагогические меры профилактики и доброжелательный эмоциональный фон. Для этого необходимо выяснить: какая атмосфера царит в семье; замечают ли родители изменения, происходящие в ребенке. Необходимо расположить подростка к себе, посоветоваться с психологом, попытаться вовлечь подростка в жизнедеятельность.
Программа №2
II тип – агрессивный.
Характеризуется унижением и ущемлением младших и слабых, неумением «тормозить» свое поведение, равнодушием к окружающим, эгоизмом, насильственными правонарушениями.
Причиной такого поведения является: жестокое обращение с подростком в семье, подавление его воли, эмоциональная уязвимость, избалованность.
В работе с данным типом следует выяснить причины жестокости в поступках трудного подростка. Всесторонне изучить самого подростка, выявить его увлечение, интересы, аргументировано убедить подростка в том, что жестокость влияет на психику человека, развивает садистские потребности.
Программа № 3
III тип – корыстной ориентации.
Характеризуется следующим: склонность к кражам, мошенничеству, вымогательству, грабежам, разбою. Причиной такого поведения является: вседозволенность, удовлетворение неуместных потребностей; или другая крайность, когда семья бедна, отсутствия возможностей для трудного подростка жить «как все».
Таким подростков необходимо: ограничить в их прихотях, денежных средствах, разъяснять о пагубности соблазна, необходимо использовать стремление такого подростка к трудовой деятельности.
Особо важным в ходе формирующегося эксперимента являлось наблюдение за социальной ситуацией развития подростков, изменения их статуса в классном коллективе с учетом внедрения нашей системы профилактики, выявления причин, приведших подростков к трудному поведению. Доказательством успешного функционирования нашей модели является изменившийся уровень самооценки учащихся, часть самооценки стала адекватной.
При изучении трудных подростков главное внимание в нашей работе было направлено на особенности их общения, положения в коллективе, направленности интересов и, что особенно важно, на особенности поведения. С этой целью нами разработана программа (примерная для изучения мотивов и установок поведения подростков, подверженных бродяжничеству). Предполагаемая программа содержит 8 разделов. При разработке программы использованы методические рекомендации.
I. Состояние здоровья и развитие учащихся.
II. Сведения, полученные от родителей о жизни трудных учащихся.
III. Психолого-педагогическая атмосфера.
IV. Данные непосредственного наблюдения. Особенности поведения; отношение к товарищам и взрослым; отношение к учебе; наличие конфликтов со сверстниками и их характер; участие в общественной деятельности; на воскресниках, на стройках, в трудовых бригадах.
V. Положение подростка в классном коллективе.
Какую роль стремится играть в коллективе. С кем из членов коллектива наиболее близок, причины близости. Каково общее положение подростка в классном коллективе (лидер, предпочитаемый, отвергаемый)
VI. Анализ индивидуальных бесед и сочинений: отношение учащихся к собственным достоинствам и недостаткам; доминирующие интересы в жизни подростка, удовлетворенность свои положением группе и взаимоотношениями с товарищами по группе.
VII. Особенности сферы свободного общения подростка. Сколько времени уделяется «уличному» общению в течении недели. Содержание общения в уличных группах (разговоры, курение, выпивка, игра на гитаре, азартные игры и т.д.)
VIII. Анализ экспериментальных результатов.
На основе этих материалов составлялась пробная характеристика учащегося, отражающая не только его особенности в данный момент, но и изменения, происходящие в формировании его личности в течение ряда лет.
Для родителей предлагалась разработанная нами памятка.
Памятка родителям.
Практикуйте демократический стиль воспитания, – это поможет установлению контактов.
Уважайте вашего ребенка, его личное достоинство.
Хорошо взвешивайте мнение ребенка, умейте слушать и слышать его.
Признавайте свои ошибки перед детьми.
Воспринимайте его как равноправного члена семьи.
Незаметно изучайте своего ребенка.
Попытайтесь видеть себя глазами подростка.
Ведущим принципом в общении с ребенком является сотрудничество.
Наберитесь терпения к поступкам своего ребенка.
Чаще прибегайте к похвале, закрепляя в нем положительные успехи.
Поддерживайте подростка в трудную минуту.
Считаем, что работа с родителями подростков по формированию и совершенствованию их психолого-педагогической культуры как в учебно-воспитательном учреждении, так и в центрах психолого-педагогической помощи семье может включать следующие направления работы: индивидуальную работу с родителями в форме «курирования случая» и групповую работу с родителями в форме родительских семинаров и руководства родительскими группами. Кратко остановимся на них.
Такая форма работы с родителями, как «курация случая», на практике представляет собой индивидуальное консультирование родителей, которое предполагает диагностику психического и личностного развития подростка, анализ семейной ситуации, условий воспитания ребенка, а также не основании полученного психологического заключения - информирование и разъяснение родителям об особенностях подростка. Это психокоррекционная работа по изменению родительского отношения; рекомендации по психологически и педагогически правильной, грамотной организации занятий с подростком; психокоррекционная работа по нормализации общения с ним, приспособления родителей к его особенностям. В целом, это такая индивидуальная работа с родителями, которая предполагая систематический контроль психолога, социального педагога за ходом дальнейшего развития ребенка, успешностью реализации данных родителем рекомендаций и психокоррекционной работе с ними, помощь в разрешении вновь возникающих педагогических ситуаций.
Таким образом, речь идет о формировании и совершенствовании родительской культуры в ходе индивидуальной работы с ними. Но на практике зарекомендовали себя и групповые формы с родителями. Одной из них является родительский семинар. Основная задача психокоррекции семейного воспитания и развития детей в семье состоит в расширении знаний родителей о психологии воспитания, психологических законах развития подростка. Вместе с тем на семинарах не только повышается информированность, но и начинает происходить главное - изменение отношений родителей к самому процессу воспитания. Главной «мишенью» формирования родительской культуры становится самосознание родителей, система некритично усвоенных стереотипов воспитания, а также реальные формы взаимоотношений со всеми членами семьи, которые нередко вносятся в общение с подростком и могут нарушать его. На семинаре родители вовлекаются в обсуждение и, главное, в осмысление своих семейных проблем, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов. Поэтому родительский семинар может состоять из нескольких приемов:
1. Лекционные приемы.
Социальный педагог сообщает родителям нужную им информацию, имеющую психолого-педагогическую направленность. Здесь необходим специальный подбор тем, применительно к вопросам, интересующим конкретную группу родителей. Среди наиболее актуальных тем можно выделить следующие: «Психологические особенности подростков», «Кризис развития», «Искусство хвалить и наказывать» и др. Самое главное, чтобы указанные темы излагались просто, образно, живо и убедительно. Крайне неуместно при этом оперировать научной терминологией, но вместе с тем ни в коем случае не следует прибегать к упрощениям и житейским понятиям.
2. Групповая дискуссия.
В родительском семинаре наиболее целесообразно использовать такие дискуссии, когда происходит обмен мнениями по темам лекций и дискуссии по теме анализа конкретных ситуаций и случаев, темы которых предлагают родители.
Это могут быть такие темы: «Мы и наши родители. Семейные линии. Воспроизводство отношений и конфликтов», «Роль родительских ожиданий. Как наши страхи становятся страхами детей?», «Что родители должны дать детям и что дети должны дать родителям», «Нравственные основы родительства», «Как сложилась бы наша жизнь, если б не было детей», «Наши конфликты с детьми». Цель дискуссии заключается в том, чтобы совместно вырабатывать оптимальный подход к той или иной жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла.
Библиотерапия.
Этот прием родительского семинара состоит в обсуждении содержания специально подобранных для семинара книг. В основном при этом используются научно-популярные книги, посвященные проблемам семейной жизни и семейного воспитания, такие как: В.А.Сухомлинский «Мудрость родительской любви», А.С.Макаренко «Книга для родителей», В.А.Еренков «Родителям о детях - здоровых и больных», Р.Байярд, Д.Байярд «Ваш беспокойный подросток», М.М.Везруких, С.П.Ефимова «Знаете ли Вы своего ребенка?», В.Клайн «Как подготовить ребенка к жизни», Ле Шан «Когда Ваш ребенок сводит Вас с ума», И.Я.Медведева, Т.Л.Шишова «Книга для трудных родителей» и многие другие.
Помимо родительских семинаров, в формировании психолого-педагогической культуры родителей большое место принадлежит «руководству родительскими группами». По мнению авторов, основной задачей психолого-педагогической коррекции в родительских группах является изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля взаимодействия, расширение мотивов осознанности воспитания в семье, оптимизация форм родительского воздействия. Особое внимание уделяется коррекции эмоциональных основ воспитания, что повышает участников группы в своих родительских ролях, в своих воспитательных возможностях, усиливает способность родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир друг друга и своего ребенка.
В родительских группах широко используются игровые приемы: разыгрывается ситуация взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения с детьми. В родительских группах также используются приемы психогимнастики и способы невербального взаимодействия. Эти приемы в родительской группе применяются не только как способы развития и оптимизации эмоциональных и перцептивных аспектов общения, но и как способы взаимодействия и межличностного восприятия своих детей.
Подводя итог описанию взаимодействия семьи и образовательного учреждения с целью формирования психолого-педагогической культуры родителей, заметим, что, школа в настоящее время дает наиболее реальную возможность реализовать первичную помощь родителям, оказать поддержку в сложных вопросах развития и обучения подростков, помочь родителям осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о психическом, физическом и нравственном здоровье подростка, развивать его личность (в плане интеллектуальном, эмоциональном, чувствительном). Одним словом, при планомерно организованном процессе, при твердой установке на его реализацию, работа с родителями в учебном учреждении позволяет осуществить формирование и совершенствование психолого-педагогической культуры родителей наиболее эффективно.
Данные методы определили направленность проведенного эксперимента, который осуществлялся в три взаимосвязанных этапа: констатирующий этап; формирующий этап; контрольный этап.
Следует отметить, что на всех этапах работа с родителями носила как индивидуально-консультационный, так и групповой характер. В ходе исследования было проведено 10 часов лекционно-практических занятий и 15 консультации родителей (см. приложение).
Основные задачи констатирующего этапа эксперимента заключались в следующем:
1. Провести диагностику уровня сформированности педагогической культуры родителей и уровня развития психических и личностных особенностей ребенка.
2. На основе полученных данных выработать направления коррекционно-формирующей работы по развитию и совершенствованию родительской педагогической культуры с ориентацией родителей на процесс самодиагностики и самоанализа собственного поведения и отношения с подростком.
Диагностическому этапу предшествовала первичная диагностика, основной целью которой являлось установление контакта с родителями и диагностическая ориентировка, позволяющая задать направление дальнейшей диагностической деятельности на последующем этапе констатирующего эксперимента. В процессе первой встречи были четко обозначены цели и пути дальнейшего взаимодействия с родителями по диагностике и развитию их педагогической культуры, коррекции родительского отношения и общения с подростком. Были собраны соответствующие анкетные данные, отражающие «семейный портрет» - состав и структура семьи, занятость родителей (родителя), влияние на процесс воспитания подростка других членов семьи, родственников, их основные жалобы, связанные с процессом воспитания и развития подростка.
В ходе диагностической работы с родителями были обнаружены различные личностные проблемы родителей, имеющие глубинный характер и требующие длительной терапевтической работы с самими родителями по коррекции их индивидуально-личностных проблем. Однако, комплексная оценка и коррекция характерологических, психофизиологических свойств родителей, особенностей их когнитивной сферы выходили за рамки нашего исследования. Поэтому в своей работе были использованы лишь те методы и соответствующие им методики, которые позволяли оценить уровень сформированности того или иного компонента психолого-педагогической культуры родителей.
Одной из важнейших характерологических черт личности родителя является степень волевого саморегулирования и самоконтроля. Этому параметру педагогической культуры родителей нами уделялось особое значение, что связано с сильной детерминацией волевых качеств личности родителей и особенностями взаимодействия с ребенком, возможностью или невозможностью корректировать свое поведение, повышать уровень своей родительской культуры. Степень волевого саморегулирования и самоконтроля родителей определялась нами прежде всего, исходя из диагностической беседы с родителями, из анализа наблюдений исследователя за процессом взаимодействия родителей с ребенком, а также по результатам тестирования родителей по опроснику ВСК – «Диагностике волевого самоконтроля», разработанного А.Г.Зверковым и Е.В.Эйдманом. Данная методика направлена на выявление обобщенной оценки индивидуального уровня развития волевой регуляции, под которой понимается (в самом общем виде) мера овладения собственным поведением в различных ситуациях - способность родителей сознательно управлять собственными действиями, состояниями, побуждениями в процессе общения с ребенком.
Основная цель формирующего этапа эксперимента выражается в следующем: согласно диагностической информации, полученной на первом этапе эксперимента, провести индивидуальную и групповую информационно-консультативную работу по формированию психолого-педагогической культуры родителей. Ее реализация осуществлялась в следующих направлениях:
- В течение полугодия с родителями проводились занятия-семинары с периодичностью один раз в неделю. Их целью явилось расширение знаний родителей о психологии семейных отношений, психологии и педагогике воспитания, психологических законах развития ребенка. Тематика этих занятий отражала самые различные аспекты воспитания и развития ребенка в семье. Было выяснено, что многие родители (около 82%) испытывают потребность в психологических и педагогических знаниях, желании обсудить имеющиеся в семейном воспитании проблемы, услышать точку зрения социального педагога и по волнующим родителей вопросам.
Структура разработанных нами занятий-семинаров заключалась в том, что основой для дискуссионного обсуждения той или иной проблематики служила лекция-беседа, проводимая нами или психологом-экспериментатором. Темы ее возникали в ходе консультативной работы с родителями, в беседах с учителями. Суммируя наиболее актуальные проблемы, нами выносились на обсуждение следующие вопросы:
1. Закономерности психического развития детей. Кризис подросткового возраста.
3. Способы общения с подростком: показ понимания и родительского сообщения.
4. Искусство поощрения: плюсы и минусы.
5. Можно ли наказывать детей?
6. Наши конфликты с детьми на данном этапе психического развития. Пути выхода из конфликтных ситуаций и т.д.
На многих занятиях происходило бурное обсуждение, групповая дискуссия поднимаемых вопросов. Наша цель заключалась в том, чтобы максимально вовлечь всех родителей в дискуссию, мотивировать их к «познанию» своих детей, используя близкие для них проблемные ситуации (это были рассказы о взаимодействии родителей с ребенком, когда те или иные приемы воспитания не приводят к успеху).
Важно отметить, что на наших занятиях-семинарах применялись элементы библиотерапии. Зачитывались, а затем обсуждались отрывки из специально подобранных для семинара научно-популярных книг, статей, посвященных проблемам семейного воспитания и развития ребенка: отрывки из книги В.А.Сухомлинского «Мудрость родительской любви», А.С.Макаренко «Книга для родителей», А.С.Спиваковская «Трудно быть родителем», «Популярная психология для родителей», Ю.Азарова, А.Г.Асмолова и др.
Важно отметить, что на таких занятиях не только повышалась информированность родителей, но и происходило главное - изменение отношений к задачам воспитания ребенка и семейной жизни в целом, реконструкция когнитивного и поведенческого аспектов семейных отношений и семейного воспитания, ломка стереотипов в восприятии и развитии своего ребенка.
Естественным дополнением и продолжением обсуждения проблем, связанных с коррекцией поведения и развития ребенка в семье, взаимоотношений в диаде «ребенок-родитель» являлась индивидуально-консультативная работа с родителями, которая продолжалась на протяжении всего формирующего этапа эксперимента и выражалась в следующих формах:
1) информировании родителей о психических и личностных особенностях их ребенка, о динамике их развития в ходе коррекционной работы; о формах, содержании и адекватных способах общения с ним, о необходимых видах занятий с ребенком, методах их проведения в соответствии с данными диагностической работы с ребенком, наблюдений психолога, анализа документов, продуктов деятельности ребенка; информирование родителей по тем или иным волнующим вопросам, в зависимости от запроса родителей обсудить определенную проблему (например, трудности в общении с отцом, конфликтность взаимодействия с бабушкой, сложности письма, развития памяти, речи и т.д.);
2) психокоррекционной работе с родителями по изменению стереотипного восприятия ребенка, по изменению отношения к нему, по нормализации их общения с ребенком, приспособления к его индивидуальным особенностям. Были обозначены основные проблемы, которые привели к той или иной ситуации развития ребенка в семье. В основном, эти проблемы исходили из личностных особенностей родителей, общей обстановки в семье, низкой психолого-педагогической культуры родителей, которые всецело детерминируют образ жизни и развития ребенка.
Особенно важным направлением коррекционной работы являлись попытки подвести родителей к осознанию своей роли как родителя, к внутреннему осмыслению своей родительской функции. То есть работа была направлена на то, чтобы знания, информация, полученные от педагогов, психолога, литературных источников, стали внутренней составляющей личности родителя, приобрели для них личностный смысл, побудили к действию, к преобразованию себя, а значит - и к совершенствованию своей родительской культуры.
Главная цель экспериментальной работы заключалась в изменении родительских установок по отношению к процессу развития и воспитания ребенка, восприятия самого ребенка, его личностно-индивидуальных особенностей. Мы посчитали, что только в данном направлении возможно обеспечить необходимый уровень взаимодействия подростка и родителя, снизить зависимость от бродяжничества подростка, избегания его контектов с родителями.
Кроме того, коррекционно-формирующая работа с родителями была направлена на выработку более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, обусловленных данным возрастом, ликвидацию педагогической неграмотности, продуктивную реализацию арсенала средств общения с ребенком.
Основные задачи контрольного этапа эксперимента заключались в следующем:
1. Проанализировать динамику психолого-педагогической культуры родителей в процессе групповой и индивидуально-консультативной помощи родителям, сопоставив с данными констатирующего эксперимента.
2. Зафиксировать изменения в личностном и психическом развитии подростка.
3. Выработать дальнейшие направления формирующей работы по развитию и совершенствованию родительской культуры.
Как известно, анализ эффективности семейного воспитания не возможен без изучения психического и личностного состояния ребенка. Поэтому на контрольном этапе эксперимента осуществлялась частичная психологическая диагностика, дающая не только контрольную информацию о позитивных или негативных изменениях в психике ребенка, но и прогностическую информацию, позволяющую выработать дальнейшие направления коррекционно-формирующей работы с родителями и их детьми.
Реализация поставленных задач осуществлялась в ходе диагностической беседы, суть которой заключалась в анализе качественного состояния процесса семейного воспитания, развития и обучения, сопоставляя данные с реальным состоянием в самом начале эксперимента и на его контрольном этапе. Кроме того, контрольный этап эксперимента предполагал своего рода самоанализ родителей, касающийся динамики уровня их родительской культуры и отражающий изменения в способах разрешения семейных проблем, в контактах с ребенком, нравственно-психологическом климате семьи в целом. Беседа с экспериментатором, процесс самоанализа и саморефлексии после проведенной совместной работы позволил наметить дальнейшие шаги совершенствования психолого-педагогической культуры родителей.
В итоге целенаправленной работы в экспериментальных классах положение стало меняться: родители стали больше внимания уделять своим детям, вместе проводить досуг, искать формы совместной работы. Семья стала более активно включаться в образовательный процесс школы, участвовать в организации работы класса. Это, в свою очередь, позволило снизить вероятность систематического и каждодневного бродяжничества подростков, избегания школы и родителей.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 212.