Анализ результатов исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На протяжении исследования в школе №59 выявлено 73% курящих среди подростков. Интерес представляет данные о перечне обстоятельств, которые мешают прекращению курения в молодежной среде. В таблице №2 (приложение В) показаны данные обстоятельства. Подростки отметили то, что мешает их сверстникам бросить курить: нет ответа, слабоволие, личные проблемы, влияние окружающих, зависимость от курения.

Самым сильным обстоятельством, осложняющим отказ от курения, испытуемые ответили «влияние окружающих». Вторым по значимости показателем – «зависимость от курения». Это отметили, прежде всего, курящие и некурящие мальчики и девочки.

Можно сделать вывод, что подростки в своем большинстве знают обстоятельства, которые мешают сверстникам и им бросить курить. Но эти обстоятельства увязываются с причинами физиологического и внешнего порядка, а не с личными особенностями самих молодых людей (слабоволием, неумением психологически грамотно решать личные проблемы и т.п.).

Таким образом, подростки в большинстве информированы и осознают социально-психологические и физиологические последствия курения, но этот уровень в большинстве носит поверхностный характер. Значительной части молодежи не известны кратковременные и долговременные последствия курения для организма и личности. Уровень осознания подростками обстоятельств, осложняющих отказ от курения, также носит поверхностный характер. Эти обстоятельства не проецируются молодыми людьми на свои личностные особенности.

При создании и осуществлении профилактических занятий по ограничению и прекращению курения среди молодежи необходимо сделать акцент на формирование личностных характеристик, обеспечивающих неприятие курения, навыков цивилизованного отказа от предложения «закурить», на рассмотрение социально-психологических и физиологических кратковременных и долговременных последствий курения, на привлечение подростков к профилактической работе в своей молодежной среде.

Для более глубокого осознания проблемы необходимо знать социально-психологические предпосылки курения в подростковой среде. Популярность курения в подростковой среде во многом определяется распространенностью курения среди родителей и личным отношением подростков к курению. Большинство взрослых, как правило, начинают курить в подростковом возрасте.

Таким образом, одной из социальных предпосылок начала курения у подростков и продолжения курения в последующие годы является фактор «курения-некурения» родителей. Личный пример родителей определяет характер отношения подростков к курению сверстников. Хотелось бы заметить, что большинство преподавателей в средних общеобразовательных школах имеют пристрастие к курению и тем самым подают пример младшему поколению, т.е. своим ученикам, хотя они могли бы стать значимыми союзниками в профилактике курения среди молодежи.

Особую роль в распространении курения играют мотивация и привлекательность курения в молодежной среде. У многих взрослых, приобщившихся к курению, привлекательность и мотивация курения начинают формироваться в подростковый период. В исследовании выделен ряд мотивов начала курения среди подростков: слабость воли, личные проблемы, подражание, мода, курение родителей, из любопытства, желание приобрести друзей, выделиться и влияние сверстников, их авторитета, доказать свою взрослость и независимость (Таблица №3, приложение Г).

На первом месте у подростков в качестве мотива начала курения представлено «желание приобрести друзей, выделиться и влияние сверстников, их авторитета».

На втором – «подражание, мода, курение родителей».

На третьем – «любопытство» и «доказать свою взрослость и независимость».

Начало курения для подростка – это всегда сложная психологическая ситуация. Она может быть решена разными способами. По мнению подростков, сверстники в ситуации первой пробы курения чаще используют «приспособление» (преимущественно курящие подростки), «сотрудничество» (чаще некурящие подростки), «соперничество» (чаще некурящие подростки), «избежание» (некурящие подростки).

Для подростковой среды «жажда» (в отношении к курению) и «привычка» нехарактерны. Этот факт дает основание предполагать более высокую эффективность профилактической работы в отношении курения в более раннем возрасте, нежели в студенческие годы. Курящие подростки чаще называют «приспособление» как способ решения конфликта при первой пробе курения.

 



Заключение

 

Проблема табакокурения детей и подростков в настоящее время стоит достаточно остро. В ходе данного исследования можно убедиться в том, что, по сравнению с взрослыми, организм ребенка не имеет достаточно устойчивых и сильных восстановительных механизмов, от действия табачных веществ его организм менее защищен.

Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечно-сосудистой системах. В 12 – 15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще сто лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие и расстройство пищеварения. Подростки, начиная курить и стремясь это скрыть от взрослых, быстро и глубоко затягиваются. Быстрое курение способствует переходу в табачный дым большого количества вредных веществ, никотина поступает в 2 раза больше, чем при медленном. Обычно подростки докуривают сигарету или папиросу до конца, а, как известно, при этом в организм поступает максимальное количество ядовитых компонентов табака. Следует также учесть, что подростки, имея мало денег, чаще курят дешевые сорта сигарет, где никотина содержится больше.

Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам – балеринами, певицами и др.) Курение и школьник не совместимы. Школьные годы – это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Чем раньше дети, подростки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему. И в дальнейшем отказаться от курения будет трудно.

Таким образом, табакокурение одна из самых актуальных проблем в среде учащихся. Так как влияние сверстников на несформировавшееся сознание очень велико, то причин для беспокойства достаточно много. Подрастающему поколению необходимо больше внимания, как со стороны родителей, так и со стороны учителей, социальных педагогов, которым надо внимательнее наблюдать за стремлениями и наклонностями учащихся.

Таким образом, из проведенной работы я сделала выводы.

1. На основе литературных источников были изучены мотивационные аспекты табакокурения подростков, профилактические программы по борьбе с курением.

2. Был осуществлен сбор фактологического материала по данной проблеме.

3. Проведение анализа профилактических занятий позволило выявить процент курящих подростков и влияние курения на их психическое развитие.

4. На основе полученных исследования были разработаны рекомендации по снижению курения учащихся и формированию у них установок на здоровый образ жизни.

5. Цель работы выполнена успешно, курящие подростки осознали сложность проблемы и решили бросить курить. У некурящих подростков укрепилось в сознании отрицательное влияние курения на психическое развитие.

6. Курс профилактических занятий оказался эффективным.

Я считаю существенным проведение данного курса занятий в каждой школе, начиная с пятого класса. Возможно, тогда количество курящих подростков снизится. Меры по укреплению борьбы с курением должны проводиться непосредственно и самими родителями, так как это будет существенно дополнять данную профилактику.

Список использованной литературы

1. Александров А.А., Александрова В.Ю. Профилактика курения: роль и место психолога // Вопросы психологии. – М., 1999. - №4. – С. 35-42.

2. Бойко В.М. Как бросить курить. – М., 2003.

3. Ильин Е.П. Мотивации и мотивы. – СПб., 2000. – (серия «мастера психологии»).

4. Каннингем Р. Дымовая завеса. Канадская табачная война / Пер. с англ. В.Н. Королева. – М., 2001.

5. Карпов А.М., Шакирзянов Г.З. Самозащита от курения: Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии курения. – Казань, 2001.

6. Лалаянц К. Дорогое удовольствие (о курильщиках) // Наука и жизнь. – 1996. - № 10. – С. 80-83.

7. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. – Мн., 1998.

8. Леви В. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. – М., 1991.

9. Левитский Л.М., Язловецкий В.С., Вред алкоголя и никотина: Пособие для учителей. – 2-е изд., перераб. и доп. – К., 1997.

10. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: Учебное пособие. – М.; Новосибирск, 2000.

11. Мухина В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. ВУЗов. – М., 2000.

12.  Науманн Ф. Курение без вреда для здоровья. / Пер. с нем. Н.А. Чупеева. – М., 2001.

13. О вреде курения: метод. Материалы в помощь лектору. – М., 1997.

14. Петровский А.В. Введение в психологию. – М., 1995.

15. Подросток на перекрестке эпох / Достанова М.Н. и др.; Под ред. С.В. Кривцовой. – М., 1997.

16. Профилактика и освобождение от табакокурения детей и подростков: Сборник авторских программ и практических рекомендаций для средних учебных заведений / Винда О.В. и др. – Харьков, 2000.

17. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб, 2000. – (серия «мастера психологии»).

18. Руденко Е.И. Наследство Жана Нико. – М., 1996.

19. Светлова Е. «Никотиновые» дети рождаются у курильщиков // Крестьянка. 1997. - № 15., С. 62-63.

20. Сизанов А.Н. Ваш психологический портрет. – М., 1998.

21. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. – М., 2004.

22. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Психолого-педагогические и интеракивные методики обучения здоровому образу жизни. – Мн., 2001. - № 3. С.4-8.

23. Сизанов А.Н. Тесты и психологические игры: ваш психологический портрет. – М.; Мн., 2002.

24. Соколов Ю. Как отказаться от курения. – СПб, 1997.

25. Ситуация, связанная с курением табака в России. Пассивное курение. Лечение табачной зависимости: Материалы конференции, посвященной Всемирному Дню без табачного дыма. – 31 мая 2001. – М., 2001.

26. Смид Р. Групповая работа с детьми подростками: Пер. с анг. – М., 1999.

27. Хриптович В.А., Валитов М.А. Мотивационные аспекты курения // Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: Материалы международной научной конференции / Редколлегия Д.Г. Лин, Я.Л. Коломинский и др. – Гомель, 2001. – С.91-93.

28. Хриптович В.А. Проективная методика «Мое письмо курящему подростку» в психопрофилактической работе психолога. – Мн., 2001. – Ч.2. – С.187-192.

29. Хриптович В.А. Психолого-педагогические основы обучения школьников здоровому образу жизни. – Мн., 2001.

30. Худик В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростковом возрасте. – К., 1993.

31. Шальнова С.А. и др. Распространенность курения в России: Результаты обследования национальной представительной выборки населения // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – М., 1998. - №3. – С.9-12.

32. Школа выживания. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. - Ростов-на-Дону, 1996.

 



Приложение А

Таблица № 1

Оценка последствий курения подростками (в %)

Уровни оценки

Курящие

Некурящие

девушки юноши девушки юноши
Нет ответа 9 7 16 9
Узнают родители 4 1 5 4
Появление привычки 1 2 3 5
Появление зависимости 68 70 62 67
Появление смертельных заболеваний 8 20 4 15

 

 

Таблица № 2

Перечень обстоятельств, затрудняющих, с точки зрения подростков, прекращение курения сверстниками (в %)

Тип обстоятельства

Курящие

некурящие

юноши Девушки юноши девушки
Нет ответа 26 20 30 38
Слабоволие 11 8 23 15
Личные проблемы 6 6 7 4
Влияние окружающих 34 47 20 30
Зависимость от курения 23 19 20 13


Приложение В

Таблица № 3

Мотивы начала курения сверстников по мнению подростков (в %)

Вид мотива курения

Курящие

некурящие

юноши Девушки юноши девушки
Слабость воли 9 10 10 5
Личные проблемы 9 14 3 12
Подражание, мода, курение родителей 23 30 22 30
Любопытство 20 15 22 5
Желание приобрести друзей, выделиться и влияние сверстников, их авторитета 35 22 20 22
Доказать свою взрослость и независимость 4 8 23 27

[1] Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.

[2] Хриптович В.А. Психолого-педагогические основы обучения школьников здоровому образу жизни // Психолог года: материалы, посвященные Первому республиканскому профессиональному конкурсу / Редкол.: Я.Л. Коломинский и др. – Мн.,2001. С. 161-164.

[3] Руденко Е.И. Наследство Жана Нико. – М., 2000.

[4] Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.

[5] Хриптович В.А. Проективная методика «Мое письмо курящему подростку» в психопрофилактической работе психолога. – Мн., 2001. – Ч. 2. – С.187 -192.


Дата: 2019-07-30, просмотров: 225.