Активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, повышающий возможности саморегуляции исходно непроизвольных функций организма. Основные проявления, которые могут поддаваться коррекции с помощью АТ:
• Расстройства сна.
• Эмоциональное оскудение, повышенная возбудимость (взрывчатость, раздражительность, ярость, гнев, тяга к насилию) и тревожность (чувство напряжения, нервозности, ненадежности, страха).
• Также можно снизить интенсивность проявления таких симптомов, как избегание стимулов, связанных с травмой; нарушение концентрации внимания; пониженный фон настроения и снижение мотивации (чувство подавленности, безнадежности, бесполезности, ощущение снижения энергетики, отсутствие интереса к чему-либо).
• Использование АТ для борьбы с болью и самостоятельного регулирования таких функций организма, как кровообращение, частота сердечных сокращений и дыхание, а также кровоснабжение мозга, является важным моментом в психотерапии посттравматического стрессового расстройства.
Курс аутогенной тренировки состоит из предварительных упражнений, собственно классической АТ-1 по Шульцу или ее различных модификаций, а также высшей ступени АТ. Предварительные упражнения при коррекции занимают важное место в тренировке релаксации и, как отмечалось выше, могут продемонстрировать более высокую эффективность, чем непосредственно сама аутогенная тренировка. К числу предварительных упражнений относят дыхательную гимнастику: утренний (мобилизующий) и вечерний (успокаивающий) тип, ритмичное брюшное (дифрагмальное) дыхание; идеомоторную тренировку, а также упражнения в расслаблении поперечно-полосатой мускулатуры. В качестве предварительных упражнений для расслабления поперечно-полосатой мускулатуры может использоваться метод прогрессивной мышечной релаксации, который также более эффективен для обучения расслаблению, снижения эмоционального напряжения, тревожности и улучшения настроения.
Модификации АТ. Психоэнергетический вариант, относящийся к модификациям АТ, применяется с лечебной целью: снять боль в сердце, уменьшить или избавиться от болей или неприятных ощущений в каком-либо участке тела. Этот метод может повысить сопротивляемость организма.
К модификациям АТ также относится психорегулирующая тренировка, которая применяется для успокоения, мобилизации и восстановления сил. Произвольно комбинируя успокаивающие и мобилизующие части, можно создать нужный эмоциональный фон, причем за очень короткий отрезок времени.
Эффективность лечебного варианта модификации АТ обусловлена применением его для снятия болезненных симптомов и коррекции эмоциональных нарушений, при бессоннице, повышенном артериальном давлении и т.д.
Методика тренировки второй ступени АТ. Целью второй ступени АТ является оптимизация высших психических функций и коррекция личностных нарушений. Однако применение АТ-2, будет более эффективным, если сочетать его с другими методами психотерапии, направленными на снятие связи расслабления с боевой готовностью и тревоги по этому поводу. При данном расстройстве использование АТ-2 будет высокоэффективным для обучения пациентов управлению эмоциями, углубленному самопознанию, активизации творческих ресурсов и созданию определенного настроения.
Основу АТ-2 составляет аутогенная медитация, семь упражнений которой затрагивают глубины бессознательных процессов. Курс состоит из переходных упражнений (релаксация, аутогенное погружение и идеомоторные представления), обучающих произвольной транквилизации или мобилизации, дыхательной гимнастики в «утреннем» (мобилизующем) и «вечернем» (успокаивающем) вариантах, упражнении для мимической мускулатуры, управлении «кругами внимания»; а также начальных упражнений, направленных на тренировку высших психических функций, в число которых входят непрерывное, ритмичное и мысленное созерцание, «внутренний видеоскоп», тренировка эмпатии и мысленные движения.
Переходные и начальные упражнения тренируют активное внимание и волю, дисциплинируют мышление, однако главной задачей АТ-2 следует признать воздействие на эмоциональную сферу, овладение приемами преднамеренного управления ею. С этой целью основными приемами моделирования настроения считаются: управление мышечным тонусом, упражнения сюжетного воображения и так называемые «упражнения самоутверждения».
Конечной целью тренировки второй ступеней АТ являются рациональное совершенствование и развитие личности, самовоспитание, что достигается дополнительными приемами саморегуляции, которые способствуют возникновению или утверждению нужных эмоций, привычек и оптимальной системы реагирования. Это: воспитание умения управлять своим лицом и телом, сознательное использование эмоциогенного влияния одежды и пантомимики, создание «личности-образца» и подражание ей, арттерапия.
Специальные методы психорегуляции - динамические, статические и дополнительные.
Динамические методы применяются для снятия эмоциональной напряженности путем раскрепощения мышц тела. К ним относятся методы: «покачивание», «бег на месте или в движении» и др.
«Покачивание» выполняется в течение 10-15 минут два-три раза подряд. При выполнении упражнения должен быть выбран ассистент, страхующий практикующегося при его падении.
Встаньте (сядьте) в удобную для Вас позу. Прислушайтесь к себе и начинайте покачиваться в приятном для себя ритме. Сначала это будет намеренное механическое покачивание тела, а затем оно перейдет в непроизвольное, спонтанное. Главное в этом упражнении - найти приятный для себя ритм покачивания. При этом снимается нервное напряжение, и возникает чувство глубокого душевного и физического покоя, внутреннего равновесия. Руки опущены и находятся в свободном положении, плечи опущены. При выполнении упражнения не надо бояться падения. Если ритм покачивания приведет Вас к потребности упасть, то нужно исполнить эту потребность тела. Страхующий поддержит Вас при падении. Практика свидетельствует о том, что боязнь падения проходит после двух-трех раз выполнения упражнения.
«1-ст на месте или в движении». Первая стадия - 10 минут.
С открытыми глазами бегите на одном месте или в движении, начинайте медленно и постепенно ускоряться. Поднимайте колени, насколько это возможно, вверх. Глубокое и частое дыхание направит энергию внутрь тела. Мысли отойдут на второй план.
Вторая стадия 10 -минут.
Сядьте с открытыми глазами и открытым расслабленным ртом. Медленно вращайте верхней частью туловища (от талии), подобно дереву или листу на ветру. Найдите свой ритм покачивания, как в тренинге «покачивание».
Третья стадия — 10 минут.
Лежа на спине с открытыми глазами и не двигая головой, вращайте глазами по часовой стрелке. Зрачки глаз должны полностью вращаться в глазных впадинах, при этом скорость вращения должна увеличиваться. Важно, чтобы рот оставался открытым, а челюсти расслабленными. Необходимо сохранять мягкое и ровное дыхание.
Четвертая стадия — 10 минут.
Лежа на спине, закройте глаза и будьте неподвижны. Необходимо сосредоточиться на ощущениях в своем теле.
Статические методы
Метод «погружение» заключается в том, что обучающиеся садятся друг против друга в удобных позах и проговаривают попеременно.
Словесное пожелание всевозможных благ партнеру. При этом представляйте, что у него какая-либо торжественная дата (день рождения, свадьба, рождение детей и т.п.). Партнер внимательно наблюдает за своими мыслями.
2 стадия - 5 минут.
Словесное оскорбление партнера. При этом оскорбляющий абстрагируется от своих слов (представляет, что их произносит другой человек). Оскорбляемый представляет оскорбителя больным человеком, которому требуется лечение, вызывает при этом в себе чувства сострадания и жалости.
3 стадия — 5 минут.
Продолжение процесса оскорбления партнера. Оскорбляемый партнер сосредотачивается на своих мыслях и внимательно наблюдает.
4 стадия.
Партнеры меняются ролями и выполняют 1 стадию.
5 стадия.
Партнеры, поменявшись ролями, выполняют 2 стадию.
6 стадия.
Партнеры, поменявшись ролями, выполняют 3 стадию.
«Произнесение звуков» выполняется в течение 60 минут.
Для выполнения психотехники не требуется специально оборудованного помещения. Достаточно подобрать удобный, желательно жесткий стул, кресло, кушетку, подушку для сидения, валик и принять удобную позу (стоя или сидя).
1— 15 минут:
Встаньте (сядьте) неподвижно. Желательно, чтобы играла тихая музыка. Наблюдайте за своими мыслями-
2 стадия — 15 минут:
Начинайте произносить бессмысленные звуки, например, «ля...ля...ля» и продолжайте до тех пор, пока не возникнут ассоциации с словоподобными звуками.
3 стадия - 15 минут:
Встаньте и продолжайте произносить звуки, позволяя своему телу двигаться мягко в гармонии с этими звуками в любом направлении.
4 стадия - 15 минут;
Лягте, будьте молчаливы, неподвижны и наблюдайте за своими мыслями.
«Отработка реакции» может выполняться два-три раза подряд.
Встаньте (сядьте) в удобную для Вас позу напротив партнера. Прислушайтесь к себе и начинайте выполнять упражнение в приятном для себя ритме.
1 стадия — 5 минут:
Партнер. имитирует удар рукой в верхний, средний или нижний уровни. Вы, защищаясь от удара, одновременно имитируете нанесение контрудара в средний, верхний или нижний уровни партнера. Следует добиваться одновременности проведения защиты и удара.
2 стадия — 5 минут;
Соприкасаясь ладонями, сцепляете пальцы рук с партнером. Партнер имитирует удар рукой, посылая силовой импульс от своей руки в Вашу руку. Вы, принимая силовой импульс, направляете его через свой корпус в противоположную руку и возвращаете его партнеру. Постарайтесь сохранить силу импульса и добиться одновременности его получения и возвращения партнеру.
3 стадия — 5 минут:
Партнер имитирует удар рукой по Вашим плечам, сначала по порядку, затем - в хаотическом порядке. Вы, убирая с линии атаки плечо и разворачиваясь корпусом, наносите контрудар партнеру другой рукой. Следует добиваться одновременности проведения ухода с линии атаки и контрудара.
4 стадия — 5 минут:
Партнер имитирует удар рукой в верхний, средний или нижний уровни. Вы уходите с линии атаки, одновременно разворачиваясь корпусом и нанося контрудар партнеру. Следует добиваться одновременности проведения ухода с линии атаки и контрудара.
5 стадия — 5 минут:
Встаньте плотнее к партнеру (расстояние между партнерами должно быть не более 10 сантиметров). Партнер имитирует перемещение с одновременным нанесением удара. Вы должны отступать с одновременным уходом корпуса с линии атаки и нанесением контрудара.
Поменяйтесь ролями с партнером и выполните все 5 стадий.
«Стихосложение» выполняется в течение 60 минут. Участников должно быть не менее двух. Оптимальное число участников - 8-10 человек. Необходимо принять удобную позу сидя. Выбери одного из участников для записи всего сказанного на занятии. 1 стадия — 5-10 минут:
«Я вижу огромный ком снега. Для кого он и для чего?» Продолжите мысль, высказанную в предложении, используя свое впечатление от нее. При этом не важна логика и последовательность изложения. Важно Ваше эмоциональное настроение и самочувствие. Начните с первого участника занятия по часовой стрелке. Каждый из присутствующих должен сказать только одно предложение. При этом должна быть создана определенная атмосфера, чувство коллективного творческого сопереживания, способствующее сплоченности группы и развитию интуиции каждого.
2 стадия:
Трава вырвана и брошена. Просто так.
3 стадия:
Чайник закипел, но плита холодная.
4 стадия:
Луна отражается в окне, ворона кричит за окном.
5 стадия:
Лист упал на гладкое озеро.
6 стадия:
На небе нет ни облачка, сознание незамутненное.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 235.