Стадии формирования условных рефлексов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В формировании условного рефлекса различают две основные стадии: начальную -стадию генерализации условного рефлекса и конечную - стадию концентрации условного рефлекса. Многие условные рефлексы после их стабилизации и закрепления становятся автоматическим действиями.

На первой стадии преобладает аналитический процесс - реакция только на условный раздражитель

1.Генерализация возбуждения при действии условного раздражителя. При этом возникает безусловный ориентировочный рефлекс. Возбуждение охватывает многие физиологические системы. В это время формируется временная связь как на конкретный условный раздражитель, так и на сходные раздражители. Во время - генерализация раздражителей, то есть преобладают процессы синтеза.

2. Стадия концентрации возбуждения. Возбуждение локализуется только в зоне корково-подкоркового представительства условного стимула. Реакция на побочные стимулы затормаживается, возникает четкая условнорефлекторная реакция (высший синтез), когда действие неподкрепляемых элементов среды затормаживается (дифференцировочное торможение) - высший анализ.

Условные рефлексы у человека, в отличие от животных, вырабатываются быстрее, в ответ на небольшое количество повторяющихся событий.

 

Динамический стереотип.

 

 

 В более сложной форме явления высшего анализа и синтеза выявляются при образовании условных  рефлексов на сложные (комплексные) раздражители - одновременный и последовательный комплексы, образование динамического стереотипа и явления условнорефлекторного переключения.

На основе ряда условных рефлексов форми­руется динамический стереотип, являющийся основой привычек человека, основой его профессиональных навыков. Условные реф­лексы резко расширяют число сигнальных, значимых для орга­низма раздражителей, что обеспечивает несравненно более высо­кий уровень адаптивного (приспособительного) поведения.

ДС играет важную роль в воспитании детей и является основой формирования привычек и навыков. Выработанный навык утрачивает связь со второй сигнальной системой, которая является физиологической основой сознания. Эта связь восстанавливается лишь в том случае, если в процессе выполнения динамического стереотипа возникает ошибка и требуется его коррекция.

Условные рефлексы на одновременные комплексы раздражителей образуются легко и быстро, как и на простые раздражители. Однако это не простая сумма рефлексов. Компоненты комплекса утрачивают свою самостоятельность, свои индивидуальные свойства, сливаясь в единое целое.При образовании условного рефлекса на последовательные комплексы раздражителей они утрачивают свое условнорефлекторное действие при изолированном применении, в то время как в комплексе, где имеет значение не только сила, но и порядок действия раздражителей, они вызывают реакцию. При изменении порядка действия этих раздражителей наступает дифференцировочное торможение. Динамический стереотип - пример сложной аналитико-синтетической деятельности, когда вырабатывается система условных рефлексов. В основе ДСТ (системности в работе коры) лежит определенное соотношение очагов возбуждения и торможения возникающих и сменяющих друг друга в определенной последовательности. Это происходит, когда условия существования становятся относительно стабильными и периодически повторяющимися, удовлетворение однотипных потребностей живых существ приобретает стереотипный характер(режим дня). В стереотипном поведении деятельность все в большей степени утрачивает ориентировачно-исследовательский компонент. Программы поведения, приобретающие жесткий характер, начинают строится подсознательно с преимущественным участием подкорковых механизмов. При этом стереотипная автоматизированная деятельность сопровождается выраженной синхронизацией соматических и вегетативных функций. Если конечный результат автоматизированной деятельности не достигается, тогда включается ориентировачно -исследовательская деятельность и активизируются динамические корковые механизмы

ДИНАМИЧЕСКИЙ стереотипэто доведенные до атоматизма наши привычки, т.е действия, которые мы совершаем автоматически, не задумываясь.Они не требуют затрат энергии. Он лежит в основе воспитания, обучения, формирования навыков. Формирование ДСТ весьма трудная задача для ЦНС. Стереотипы образуются (особенно сложные) с трудом, но отличаются большой прочностью (при неизменности внешних условий). Сформировавшийся ДСТ становится ПРОЧНЫМ, упорным, трудно подвергается перестройке(переключатель). Особенно упорным является ДСТ выработанный до 6 лет(в детстве). Если для выработки ДСТ необходимо 25 сочетаний, то для его переделки-75. Бывают простые ритмические стереотипы, а также сложные ритмико-мозаичные стереотипы и стереотипы стереотипов, имеющие огромное значение в жизни человека и животных. Стереотип -автоматизированные приспособительные реакции. Поэтому он облегчает деятельность нервных клеток.

В случае изменения внешнего стереотипа постепенно разрушается старый стереотип и формируется новый. Для перестройки необходима сильная воля. Возможны драматические последствия. Переделка динамического стереотипа -непростая, иногда непосильная задача для нервной системы, часто приводящая к функциональным расстройствам нервной деятельности (неврозам). ДСТ может быть + и - .(Переезд, Потеря близких. Курение. Дружба. ДСТ у животных.

ТОРМОЖЕНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ

Объяснить поведение, признавая существование лишь возбудительного процесса, нельзя, т.к. очевидно, что при возбуждении нервных аппаратов возможно лишь генерализованное некоординированное сокращение – судороги, а не целесообразная координированная деятельность человека и животных. В физиологии долгое время отсутствовала теория, позволяющая объяснить координированный характер поведения. В этих условиях открытие в 1862 г. И.М. Сеченовым центрального торможения сыграло значительную историческую роль.

Павлов Выделил 2 основные группы торможения в коре

В физиологии высшей нервной деятельности различают два вида торможения - внешнее ( безусловное) и внутреннее (условное).

Внешнее (безусловное) торможение

Внешнее торможение является врожденным свойством нервной системы и проявляется в экстренном ослаблении или угнетении условного рефлекса (поведенческого акта) при действии посторонних раздражителей.

Во внешнем торможении выделяют: гаснущий тормоз и запредельное (охранительное)торможение.

I.Большинство посторонних раздражителей вызывают только ориентировочную реакцию(новая доминанта ), которая по механизму отрицательной индукциии тормозит условную акцию. Если раздражитель повторяется , то его действие ослабляется, что приводит к постепенному исчезновению тормозного состояния и восстановлению исходного уровня условнорефлектрной реакции. Это - гаснущий тормоз .

II. Запредельное внешнее торможение, возникает при чрезмерной интенсивности условного раздражителя. Либо при слабом функционировании ЦНС. В определенных пределах силы раздражителя в бодрствующем состоянии наблюдается закон силовых отношений между силой условного раздражителя и величиной условной реакции, заключающейся в том, что величина ответной реакции тем больше, чем больше сила раздражителя. Запредельное торможение являет пример нарушения этого закона. Запредельное торможение охраняет корковые клетки от перенапряжения, вследствие чего оно получило название охранительного торможения.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 335.