К достоинствам рынка можно отнести:
1) саморегулирование: рыночная система способна перестраиваться, приспосабливаться к меняющимся условиям самостоятельно;
2) поддержание целостности системы и ее устойчивости: реагируя на изменения условий хозяйствования, рынок постоянно поддерживает стабильность (равновесие);
3) эффективность рыночной системы, которая заключается в наличии выбора и стремлении к выгоде;
4) наличие экономической свободы, что развивает экономическую инициативу и предприимчивость.
К недостаткам рынка относятся:
1) сохранение неравенства в распределении доходов, что ведет к их дифференциации, концентрации, сосредоточению богатства и власти у одних слоев населения и обнищанию других;
2) наличие стихийности в экономических процессах, приводящих к потерям факторов производства и неэффективному хозяйствованию;
3) укрупнение предприятий и производства, сопровождающееся уничтожением конкурентного механизма рынка и образованием монополий.
16. Модели рыночной характеристики.
Существует четыре модели рынка: рынок свободной конкуренции, рынок монополии, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополии.
1. Рынок свободной (совершенной) конкуренции характеризуется следующими основными чертами: • наличие на рынке большого числа продавцов и покупателей товара; • свободный доступ на рынок; • однородность товара; • свободное ценообразование под влиянием спроса и предложения. 2. Рынок монополии характеризуется следующими чертами: • единственный производитель; • уникальность товара; • свободное ценообразование; • доступ на рынок заблокирован. Возникновение монополии является исторически неизбежный процесс. Возникновение монополии способствовали процессы концентрации и централизации производства и капитала. Монополия - это рыночная структура, при которой одно предприятие является единственным производителем товара. 3. Рынок монополистической конкуренции характрезиується следующими чертами: • достаточное количество производителей, что способствует свободному ценообразованию; • доступ на рынок свободный; • экономическая борьба на основании ценовой и неценовой конкуренции; • дифференциация продукта. Рынок монополистической конкуренции сочетает черты, как монопольного рынка, так и конкурентной. При этом данной модели более характерна конкуренция чем монополия. Отличительной характеристикой монополистической конкреции является дифференциация продукта, как реальная, так и мнимая, которая создается с помощью рекламы, использования торговых марок и др. 4. Рынок олигополии. Олигополия - это ситуация на рынке, когда в отрасли существует несколько производителей. При этом доступ на рынок ограничен преградами.. Характерные особенности олигополистического рынка: • несколько производителей; • контроль над ценой товара ограничен взаимной зависимостью; • существуют препятствия к вступлению на рынок товара; • продукт как стандартный, так и дифференцированный.
17. Экономические субъекты рынка (агенты).
Рынок является местом действия трех основных экономических субъектов, вступающих в товарно-денежные отношения посредством купли-продажи:
государство;
предприятия;
домашние хозяйства.
Домашнее хозяйство — это экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики, может состоять из одного или нескольких лиц.
Предприятие (фирма) — экономическая единица, функционирующая с целью получения дохода (прибыли), стремится к максимизации дохода, самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи
Банк — финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики.
Государство (правительство) — представлено различными правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Бюджетные организации, которые представляют государство, не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.
18. Структура рынка. Виды рынка.
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка показана в таблице 9.
Классификация структуры рынка
по экономическому назначению объектов рыночных отношений | рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок. |
по географическому положению | местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок. |
по степени ограничения конкуренции | монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции. |
по отраслям | автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок сельхозпродукции и т.д. |
по характеру продаж | оптовый рынок; розничный рынок. |
Некоторые из выделенных рынков также неоднородны и имеют собственную структуру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т. д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.
Не менее многолик и разнообразен финансовый рынок, где предметом купли-продажи выступают деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Финансовый рынок состоит из рынка инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и валютного рынков. Развитый рынок требует и развитой инфраструктуры.
На основе различных признаков выделяют следующие виды рынков:
Дата: 2019-07-30, просмотров: 200.